Договор против звездных войн

Договор против звездных войн

На 44-й международной конференции по проблемам безопасности (Мюнхен, 8 февраля 2008 г.) первый заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов заявил, что Россия инициирует движение против милитаризации околоземного пространства. И действительно, уже 12 февраля Россия и Китай внесли в ООН совместный проект нового международного договора о предотвращении гонки вооружений в космосе.

Летом прошлого года этот документ был распространен для ознакомления, а теперь – официально представлен на Конференцию ООН по разоружению. Что это: очередной пиар-ход или результат продуманной стратегии? Попробуем в этом разобраться.

Созданные в начале 60-х годов в Советском Союзе и США системы ПРО предполагали ядерный перехват вражеских боеголовок в верхних слоях атмосферы и ближнем космосе. С целью подтверждения такой возможности и анализа эффективности воздействия в период 1958-1962 гг. были проведены 9 американских и 5 советских высотных и космических ядерных испытаний, что привело к загрязнению космического пространства радиоактивным мусором, возникновению в магнитосфере Земли искусственных радиационных поясов и повреждению не менее трех спутников за счет выхода из строя солнечных батарей. И только в июне 1963 г., после преодоления «Карибского кризиса», Вашингтон предложил Москве заключить соглашение о

запрете на проведение ядерных взрывов в трех средах: в атмосфере, в космосе и под водой, которое было подписано в августе того же года.

Во второй половине 60-х годов начался советско-американский переговорный процесс по вопросу ограничений для систем ПРО. Как следствие этого в мае 1972 г. был подписан Договор по ПРО, в соответствии с которым стороны обязались: не развертывать системы ПРО на территории чужой страны; иметь по два района ПРО для каждой из сторон (с 1974 г. – по одному району радиусом 150 км., где можно иметь не более 100 пусковых установок и противоракет); не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Помимо этого, вводился ряд других ограничений на создание и развертывание систем ПРО.

Кроме этого, были заключены следующие международные соглашения: «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (1966 г.), в основе которого лежал запрет на вывод в космос оружия массового уничтожения; «Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектом» (1971 г.); «Конвенция о запрещении военного или другого враждебного использования средств воздействия на природную среду» (1977 г.), сфера деятельности которого включала космическое пространство; «Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах» (1979 г.), запрещающее размещать на небесных телах любые виды вооружений. Все это позволило создать в космосе своего рода зону безопасности для свободного доступа в космос для научных, коммерческих и пассивных военных целей.

Вместе с тем, действующие международные соглашения не запрещают использование в космосе обычных вооружений и оружия на новых физических принципах. Именно поэтому Россия и Китай подготовили предложения по тексту будущего международного договора о демилитаризации космоса. Активно против этого выступают только США.

Что касается российских интересов в этой сфере, то в последнее время космическое пространство все более активно используется как государственными, так и частными структурами РФ в целях навигации, метеорологии и контроля окружающей среды, обеспечения связи и наблюдения, картографирования, оказания экстренной помощи и т.п. В этих целях в космосе развернута и поддерживается группировка российских спутников. В дальнейшем потребность в использовании космического пространства будет только нарастать, что придает ему исключительно важное значение для национальных интересов страны. При этом необходимо учитывать следующее.

Во-первых, период монополии в космосе давно закончился. Помимо США и России собственными ракетоносителями обладают Франция, Япония, Китай, Великобритания и Индия. В целом космической деятельностью занимаются более 120 государств, из них около 20 ведут ее весьма активно. В этой связи любые односторонние действия, например, со стороны США, будут непременно наталкиваться на сопротивление со стороны международного сообщества.

Во-вторых, созданный в советский период научно-технический задел и имеющиеся производственные мощности делают возможным вывод российского оружия в космос в ответ на аналогичный шаг со стороны США. Однако существенное отставание материально-технической базы и меньшие, как минимум на порядок, финансовые ресурсы крайне затруднят достижение в космосе военного паритета. Следовательно, для Москвы целесообразнее не втягиваться в соответствующую гонку вооружений, а постараться, опираясь на подавляющее большинство мирового сообщества, запретить милитаризацию космического пространства..

В-третьих, РФ удалось сохранить как космическую промышленность, так и необходимую для запуска космических аппаратов инфраструктуру. Дальнейшие же их перспективы, в условиях ограниченного оборонного заказа, во многом будут определяться способностью налаживания в этой сфере международной кооперации и получения коммерческой выгоды внутри страны. В противном случае неминуема постепенная деградация всего космического комплекса.

В-четвертых, за 40 лет в космос было запущено приблизительно 4 тыс. ракет-носителей, в результате чего на околоземных орбитах появилось приблизительно 6 тыс. различных объектов космического мусора общим весом порядка 1,8 тыс. тонн и 100 тыс. более мелких осколков, способных повредить обшивку пилотируемого корабля или вывести из строя солнечную батарею спутника. Поэтому любое реальное испытание противоспутникового оружия, порождающее массовый разлет мелких осколков, является крайне нежелательным. Вместо этого, требуются коллективные усилия многих стран для постепенного очищения близлежащего пространства от космического мусора и мелких осколков.

Таким образом, в современных условиях вывод любого, в том числе противоракетного, оружия в космос неизбежно приведет к его милитаризации, развязыванию соответствующей гонки вооружений и, возможно, к введению ограничений на доступ в космическое пространство. Именно поэтому Россия совместно с Китаем так настойчиво требуют ввести международный запрет на милитаризацию космоса. Продолжение деятельности в этом направлении не только соответствует собственным национальным интересам, но и способствует росту авторитета наших стран.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x