Русские сушки по-китайски

Российские "сушки" по-китайски

Истребители Сухого всегда в стоимости на мировом рынке.

Фото Виктора Литовкина

Российские "сушки" по-китайски

Пробы Рф закрепиться на китайском рынке вооружений при помощи передачи Пекину «отверточной» сборки истребителей Су-27СК не оправдали ожиданий. Освоив технологию выпуска, Китай наладил собственное создание их аналогов с прицелом на следующий экспорт в страны третьего мира. Наша родина официально уведомила Китай о том, что создание истребителей J11, копирующих русский Су-27СК, является нарушением межгосударственных договоренностей.

Москва пообещала приступить к юридическим процедурам защиты умственной принадлежности.

Последние два года военно-техническое сотрудничество РФ и КНР испытывает трудности. По забугорным данным, экспорт вооружений из Рф в Китай снизился на 62%, а новые договоры не заключаются. Содержание военно-технического сотрудничества с КНР в текущее время ограничивается только исполнением ранее подписанных договоров, сумма которых составляет около 1,8 миллиардов. долл. При всем этом Пекин длительное время был главным покупателем русской военной продукции. На данный момент он сам преобразуется в большого экспортера вооружений, приемущественно сделанных на базе русских образцов и лицензий. Такая ситуация не соответствуют интересам русского оборонно-промышленного комплекса.

Подозрительный аналог

Наша родина получила соперника на рынке орудия там, где не ждала. Более того, она сама его вырастила. Китай уже много лет наводняет мир своими аналогами автомата Калашникова и реактивными установками залпового огня, скопированными с русских «Града» и «Смерча». В этом же ряду пулеметы, гранатометы, самоходные артиллерийские установки и танки. Они, может, похуже качеством, зато еще дешевле русских оригиналов. Но авиарынок отличается другим порядком цен. 150 истребителей для Пакистана – 2,3 миллиардов. долл. Это больше, чем Китай может выручить, торгуя сухопутными вооружениями пару лет попорядку. Более того, он может стопроцентно вытеснить Россию с авиационного рынка государств третьего мира, включая таких обычных покупателей, как Ангола, Эфиопия, Сирия, Иран.

По соглашению, подписанному в 1996 году, Китай имел право на «отверточную» сборку 200 истребителей Су-27СК под местным наименованием J11. Но, получив 95 комплектов деталей, 180 движков АЛ31Ф и все нужное оборудование, партнеры из Поднебесной в ноябре 2004 года заявили, что больше не нуждаются в русских технологических девайсов для сборки Су-27. Официально было заявлено, что боевые способности истребителя оказались очень ограниченными. Но переговоры по этому вопросу могут быть возобновлены позже, а пока в Китае заняты анализом собственного производственного опыта.

Анализ, похоже, прошел удачно, так как уже сначала 2007 года Китай представил свою «разработку» – истребитель J11В, подозрительно напоминающий Су-27.

Прервав договор, Китай все же продолжал закупать движки АЛ31Ф и некие другие узлы «для ремонта» имеющихся Су-27. Тем временем авиазавод в Шеньяне начал выпуск J11B. На запрос русской стороны последовал ответ: J11B – самостоятельная разработка, так как его габариты меньше, чем у J11. Но специалисты говорят: J11B – это абсолютная имитация Су-27СК.

1-ая информация о китайской копии Су-27 появилась на авиасалоне «Чжухай-2006». Из экспозиции было понятно, что китайцы освоили создание 80% девайсов. На данный момент они говорят, что уже 90% деталей и агрегат создают сами. Единственной неувязкой остается движок. Но лицензию на изготовка АЛ31Ф им не продали даже за очень огромные средства. Обыденные закупки движков тоже очень ограничены, а на данный момент, похоже, и совсем прекращены. Очередной проблемный агрегат – локатор «Жук», который экспортировался в Китай в несколько урезанном виде по боевым способностям.

Особенное раздражение Москвы вызывает тот факт, что соглашение 1996 года не разрешало экспортировать J11 в другие страны, но Пекин как раз занят поиском рынков сбыта за рубежом для этого самолета и другой собственной военной продукции. И 1-ый в очереди на покупку – Пакистан. Китай уже оговорился как-то, что хочет выпустить порядка 5000 истребителей J11B. Приемущественно для реализации в страны третьего мира. А так как стоимость китайского аналога осязаемо меньше, чем у русского оригинала, есть риск, что он выпихнет с мирового рынка все другие самолеты этого ценового спектра – не только лишь Су-27, да и МиГ-29, и южноамериканский F-16.

Старенькые грабли

Меж Россией и Китаем уже появлялся авиационный «экспортный» конфликт. В 2003 году сделал 1-ый полет китайский функциональный истребитель FC-1 (Super-7), направленный на забугорные рынки. Разработка велась с начала 1990-х годов в основном центре китайской авиационной индустрии городке Ченду компанией Chengdu Aircraft Industry при участии пакистанской Pakistan`s Aviation Integrated Company и израильской IAI (концерн «Таасия Авирит»). Около 50% расходов взял на себя Пакистан, в общей трудности около 75 млн. долл.

Утверждается, что в базе конструкции лежит израильский проект истребителя LAVI-1, но обустроен он русским движком РД-93 разработки ОАО «Климов», серийно выпускаемым Столичным машиностроительным предприятием имени Чернышева. В 2005 году был заключен договор на 238 млн. долл. на поставку в Китай 100 движков РД-93 с опционом еще на 400 штук запчастей к ним и сервис. Вначале в договоре был прописан запрет на реэкспорт движков в другие страны. Китайская сторона выразила готовность закупить до 1000 движков с общей ценой договора 3,75 миллиардов. долл., если их модернизируют для роста тяги.

В конце 2006 года в Китай была выслана 1-ая партия из 15 движков РД-93. И фактически в это время, в октябре 2006 года, Китай обратился с просьбой включить Пакистан в список государств, с которыми Наша родина ведет военно-техническое сотрудничество. К тому времени Исламабад уже заключил с Пекином договор на поставку 150 самолетов FC-1 под индексом JF-17 Thunder. Пикантность ситуации состояла в том, что меж Россией и Индией заключено соглашение о запрете поставок военной техники Пакистану. С Индией у Москвы особенные дела и длительные договоры на поставку вооружений минимум на полтора млрд баксов в год.

Но в ноябре 2006 года на авиасалоне в Джухае директор по развитию китайской аэрокосмической компании CATIC Ли Пей без всяких колебаний заявил, что самолеты с русскими движками будут экспортироваться. Более того, в пакистанском городке Камра на авиастроительном заводе в июне 2007 года приступили к производству китайско-пакистанского JF-17. Еще ранее, в марте 2007 года, два JF-17 китайской сборки приземлились на авиабазе в Камре, а потом были продемонстрированы на военном параде 23 марта в честь Денька Пакистана. В течение года Китай был должен передать ВВС этой страны целую эскадрилью из 7 самолетов, а всего они должны получить 150 этих истребителей. Пакистан начиная с 2008 года на собственном предприятии будет без помощи других собирать самолеты, в том числе и на экспорт. Около 50% авионики, деталей и оборудования он сделает без помощи других, остальное получит из Китая. Сначала идет речь о реэкспорте русских движков.

Москва возмутилась грубым нарушением договора и высказала свои претензии. Но здесь же раздались голоса, что Франция, к примеру, свободно реализует Исламабаду современные вооружения, и это не мешает ей развивать военно-техническое сотрудничество с Индией. Ну и истребитель JF-17 относится к третьему поколению, а не к четвертому, как Су-30МКИ, которые из Рф экспортируются в Индию.

Оптимизм китайских экспортеров оправдался. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ разрешила Китаю реэкспорт русских движков РД-93 в 6 государств. Первым получил такую возможность Пакистан, следом за ним – Нигерия, Бангладеш, Саудовская Аравия, Египет и Алжир. Если Пакистан, Нигерия и Бангладеш обычно приобретают китайские вооружения, то с остальными покупателями не все так просто. Саудовская Аравия не нуждается в настолько простых самолетах, но финансово поддерживает Пакистан. А именно, она закупила партию пакистанских танков, изготовленных по украинской лицензии на базе Т-84У, чтоб поддержать создание. С другой стороны, так же как и у Египта, это может быть метод давления на США с целью понизить цена закупаемых вооружений. Схожую цель может преследовать и Алжир, который не так давно отказался от русских МиГ-29.

Тем временем, по данным забугорных СМИ, Пекин заключил договоры на поставку 12 FC-1 в Зимбабве, а Пакистан – на поставку собственных JF-17 в Азербайджан в количестве 24–26 единиц. Не считая того, истребителями интересуются Иран, Мьянма, Ливан и Шри-Ланка. На реэкспорт движков в эти страны разрешения еще как бы нет, но Китай, видимо, уповает, невзирая на разногласия, их получить.

Похоже, что пришло время занять принципную позицию c Китаем в вопросах защиты русской умственной принадлежности.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x