Белый лебедь

Белоснежный лебедь

Стратегическая авиация Рф пополнилась новым ракетоносцем Ту-160. Сейчас полное количество таких самолетов в ВВС РФ составит 16 единиц. Естественно, добавление очередной машины к общей численности парка русской стратегической авиации паритет сил в мире кардинально не изменит. Но начало реализации программ по модернизации и закупке стратегических ракетоносцев, возобновление их полетов в удаленные районы на неизменной базе, готовность создавать авиационные комплексы далекой авиации последующего поколения свидетельствует о постепенном восстановлении роли и значения русской стратегической авиации не только лишь как 1-го из средств поражения удаленных целей, да и как принципиального инструмента наружной политики страны.

Днем 29 апреля на летно-испытательном полигоне Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) имени Горбунова свершилась праздничная церемония передачи самолета Ту-160 имени Виталия Копылова в 121-й Гвардейский авиационный Севастопольский Краснознаменный тяжкий бомбардировочный полк (Энгельс). В 14:00 ракетоносец вылетел из Казани на авиабазу в Энгельсе, где приземлился в 15:40. Сходу после посадки свершилась праздничная встреча ракетоносца. В мероприятии примяли роль представители Минобороны РФ, Военно-воздушных сил, военно-промышленного комплекса, администрации Саратовской области.

По словам начальника штаба Далекой авиации генерал-майора Анатолия Жихарева, получение нового ракетоносца является принципиальным событием в жизни Далекой авиации. Сейчас раз в год Наша родина планирует модернизировать 2-3 самолета. В текущее время на авиапредприятие в Казани отправлено три ракетоносца, один — в прошедшем году, два — в этом. Ожидается, что к концу 2008 года очередной модернизированный самолет поступит в войска. В свою очередь, президент ОАО «Объединенная авиастроительная компания» Алексей Федоров отметил, что в последнее время планируется достроить и передать в войска еще несколько стратегических бомбардировщиков Ту-160. По различным оценкам, на авиапредприятиях еще с начала 90-х годов располагаются три недостроенных ракетоносца.

История сотворения Ту-160

В первый раз томная боевая авиация была сотворена в Рф сначала XX века и прошла путь от первых четырехмоторных воздушных кораблей «Илья Муромец» до современного томного сверхзвукового межконтинентального ракетоносца-бомбардировщика Ту-160.

В 60-е годы в Русском Союзе ударная авиация отошла на 2-ой план, потому что основное внимание было уделено созданию стратегических ракетных систем. К середине 70-х годов СССР располагал сильной системой ракетно-ядерного нападения, в то же время малочисленная стратегическая авиация имела в собственном распоряжении только значительно устаревшие дозвуковые бомбовозы Ту-95 и М-4, которые были не в состоянии преодолеть сильную и современную систему ПВО потенциального противника. США, в свою очередь, повсевременно развивали и улучшали свою авиационную составляющую ядерного удара.

Белоснежный лебедь

1-ый макет Ту-160 со сложенным крылом. Фото с веб-сайта www.airwar.ru

Толчком к изменению ракетно-авиационного дисбаланса в СССР послужило решение США разрабатывать проект AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) — будущий В-1. В ответ 28 ноября 1967 года Совет Министров СССР выпустил Постановление №1098-378, в каком говорилось о необходимости начала работ по созданию нового многорежимного стратегического межконтинентального самолета (CMC). От разработчиков требовалось спроектировать и выстроить самолет-носитель с только высочайшими летными данными. К примеру, крейсерская скорость на высоте 18000 метров должна была составлять 3200-3500 км в час, дальность полета на этом режиме определялась в границах 11000-13000 км. Ударное вооружение должно было состоять из ракет воздушного базирования (четыре Х-45, 20 четыре Х-2000 и другие), также свободнопадающие и корректируемые бомбы разных типов и предназначения. Общая масса боевой нагрузки должна была достигать 45 тонн.

Сначало разработка самолетов была поручена ОКБ П.О.Сухого (Столичный машиностроительный завод «Кулон») и ОКБ В.М.Мясищева (Экспериментальный машиностроительный завод, город Жуковский).

К началу 70-х годов оба ОКБ подготовили свои проекты четырехдвигательных самолет с изменяемой стреловидностью крыла. В то же время, невзирая на некое сходство, они использовали различные схемы.

После того как в 1969 году ВВС представили новые тактико-технические требования к многообещающему многорежимному стратегическому межконтинентальному самолету, к разработке также приступило ОКБ Туполева (Столичный машиностроительный завод «Опыт»). Туполевцы сначало отклонили вариант с изменяющейся стреловидностью, так как вес устройств поворота консолей крыла стопроцентно избавлял все достоинства таковой схемы, и взяли за базу Ту-144 (русский «Конкорд»).

В 1972 году после рассмотрения 3-х проектов («изделие 200» ОКБ Сухого, М-18 ОКБ Мясищева и «изделие 160» ОКБ Туполева) наилучшей была признана схема ОКБ Сухого, но так как оно было занято разработкой Су-27, все материалы для предстоящего ведения работ решено было передать ОКБ Туполева.

Белоснежный лебедь

Схема-чертеж самолета Ту-160. Фото с веб-сайта www.airwar.ru

Но инженеры ОКБ Туполева отклонили решения 2-ух других конструкторских бюро и начали проектирование собственного собственного самолета, уже в варианте с изменяемой стреловидностью крыла, что в конечном итоге и привело к созданию бомбовоза Ту-160, либо «Блэк Джэка» (Blackjack по кодификации НАТО). У наших пилотов он получил прозвище «Белоснежный лебедь».

Ту-160 выполнен по интегральной схеме, с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии (от 35,6 до 55,7 метров) обеспечивает устойчивый полет на разных высокоскоростных режимах (сверхзвуковой — со сложенными крыльями и дозвуковой — с разложенными). Сверхзвуковой режим нужен ракетоносцу для преодоления систем ПВО противника.

Планер сделан в главном из дюралевых сплавов. Обширно используются клееные трехслойные конструкции. Особенностью конструкции планера является титановая опора, представляющая собой цельносварной кессон с узлами поворота консолей крыла. К опоре, проходящей через весь самолет, крепятся все главные силовые элементы планера.

Шасси у Ту-160 трехстоечное, со сдвоенными баллонами на колесах, дополняемое хвостовым колесом и тормозным парашютом. Силовая установка состоит из 4 двухконтурных трехвальных турбореактивных форсированных движков (ДТРДФ) марки НК-32 с наибольшей тягой 25000 килограмм силы, размещенных в 2-ух гондолах под недвижными частями крыла и имеющих регулируемые воздухопоглотители с вертикальным клином. Система управления движками — электронная, с гидромеханическим дублированием.

В качестве горючего употребляется керосин. Имеется система дозаправки топливом в воздухе. Приемная штанга топливоприемника в нерабочем положении убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков. Самолет обустроен всеохватывающей прицельно-навигационной системой, включающей дублированную интегрированную навигационную систему (ИНС), астронавигационную систему, радиолокационную станцию, созданную для обнаружения наземных и морских целей на большенном удалении, оптоэлектронный бомбардировочный прицел.

Имеется комплекс радиоэлектронного противодействия: в хвостовом контуре расположены контейнеры с инфракрасными ловушками и дипольными отражателями, а термический локатор, размещенный в задней части фюзеляжа, обнаруживает приближающиеся управляемые ракеты и самолеты противника. Автоматическая цифровая система связи обеспечивает устойчивую связь на любом удалении от баз вылета. Использованы средства понижения радиолокационной заметности самолета.

Белоснежный лебедь

Приборная доска пилотов Ту-160. Фото с веб-сайта www.airwar.ru

Экипаж Ту-160 расположен в носовой части фюзеляжа в единой гермокабине, снаряженной 4-мя катапультными креслами, позволяющими при катастрофах автоматом покидать самолет во всем спектре высот полета, в том числе и на земле при рулении. Кабины экипажа оборудована электромеханическими индикаторами и индикаторами на мониторах. Рабочее место штурмана оборудовано восемью цифровыми вычислительными машинами (всего на борту самолета более 100 ЦВМ). Обычный для огромных машин руль заменен на ручку управления самолетом, как на истребителях. На самолете имеется место для отдыха летчиков, туалет, шкаф для разогрева еды.

1-ый полет опытнейшего ТУ-160 состоялся 19 декабря 1981 года, в августе 1987 году был проведен 1-ый полет на имитацию боевого внедрения самолета. Высочайшие летные свойства Ту-160 доказаны рядом глобальных рекордов. В октябре 1989 года и в мае 1990 года экипажи ВВС выполнили несколько полетов на установление глобальных рекордов скорости и высоты полета. Всего экипажи ВВС на Ту-160 смогли установить 44 глобальных рекорда.

В процессе серийного производства самолет подвергся ряду усовершенствований. В текущих модернизациях вооружение бомбовоза планируется значительно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет последнего поколения (Х-555 и Х-101), имеющих увеличенную дальность и созданных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей фактически всех классов.

Имеются также планы использования Ту-160 в качестве стартового галлактического комплекса. Так, под фюзеляжем предвидено размещение твердотопливной ракеты-носителя «Бурлак», созданной для выведения на околоземную орбиту высотой 500-700 км легких искусственных спутников Земли массой до 500 килограмм.

Грустные 90-е и возрождение

1-ые Ту-160 поступили в 184-й тяжелобомбардировочный авиаполк в Прилуках (Украина) в мае 1987 года. К 1991 году там базировалось уже 19 новейших бомбардировщиков. После распада Русского Союза они все остались на местности независящей Украины и Наша родина обязана была поновой создавать свою группировку Ту-160.

В январе 1992 года президент РФ Борис Ельцин принял решение о прекращении серийного выпуска Ту-160. Всего к этому времени было выпущено 35 самолетов. В том же году Наша родина в однобоком порядке закончила полеты собственной стратегической авиации в удаленные регионы. На аэродроме в Энгельсе под Саратовом был сотворен 121-й авиаполк далекой авиации, к 1994 году он получил в свое распоряжение 6 новых Ту-160.

В 1998 году Украина приступила к уничтожению принадлежавших ей стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программке Нанна-Лугара средства. Рф удалось отчасти остановить данный процесс. В 1999-2000 годах была достигнута договоренность, по которой Украина передала Рф восемь Ту-160 и три Ту-95 взамен на списание части долга по газу. На Украине осталась только одна машина и то в небоеспособном состоянии, она находится в Полтавском музее авиации и астронавтики. В мае 2000 года в состав ВВС РФ был включен новый Ту-160 (бортовой номер «07» «Александр Молодчий»). В 2002 году Минобороны РФ заключило контракт с ОАО «КАПО имени Горбунова» на модернизацию 15 самолетов Ту-160.

18 сентября 2003 года при выполнении испытательного полета после ремонта мотора произошла трагедия, самолет (бортовой номер «01» «Миша Громов») разбился при заходе на посадку. Члены экипажа погибли. Трагедия произошла в 40 километрах от Энгельской авиабазы в Русском районе Саратовской области.

12 апреля 2006 года было объявлено о окончании муниципальных испытаний модернизированных движков НК-32 для Ту-160. Новые движки отличаются существенно возросшим ресурсом и завышенной надежностью.

22 апреля 2006 года экс-командующий Далекой авиацией ВВС Рф генерал-лейтенант Игорь Хворов сказал, что в процессе учений группа модернизированных самолетов Ту-160 просочилась в воздушное место США и осталась незамеченной.

5 июля 2006 года на вооружение ВВС Рф был принят модернизированный Ту-160, который стал 15-м самолетом данного типа (бортовой номер «19» «Валентин Близнюк»). Новый Ту-160 был построен еще в 1986 году, но употреблялся для проведения испытаний в ОКБ Туполева.

17 августа 2007 Наша родина возобновила полеты стратегической авиации в удаленных регионах на неизменной базе. В сентябре 2007 года ВВС Норвегии и Англии подняли истребители на перехват бомбардировщиков Ту-160, патрулировавших место над Северной Атлантикой.

В 2008 году стратегические бомбовозы Ту-160 учавствовали в маневрах ВМФ Рф в Атлантическом океане.

Лучше всех

Белоснежный лебедь

Южноамериканский B-1B Ланцер. Фото с веб-сайта fas.org.

В настоявшее время бомбовоз Ту-160 является более массивным боевым самолетом в мире, по главным чертам и составу вооружения существенно превосходящим южноамериканский аналог — многорежимный бомбовоз В-1В «Лансер». Так, наибольшая скорость Ту-160 составляет 2200 км в час, у В-1В — 1530. Боевой радиус: Ту-160 — 10500 км, В-1В — 5500. Наибольшая дальность: Ту-160 — 17400 км, В-1В — 12000. Совокупная тяга движков: Ту-160 — 100000 килограмм/силы, В-1В — 55400. Практический потолок: Ту-160 — 15200 км, В-1В — 15000.

В 2-ух внутрифюзеляжных грузоотсеках Ту-160 располагается разная мотивированная нагрузка: стандартно — 22500 кг, очень — до 45000 кг, включая две барабанные пусковые установки с шестью стратегическими и тактическими крылатыми ракетами Х-55 и Х-55М, две барабанные пусковые установки с 12 аэробаллистическими управляемыми ракетами малой дальности Х-15 с ядерными и неядерными боевыми частями, корректируемые авиационные бомбы разных типов до КАБ-1500, термоядерные и обыденные бомбы, мины.

Критическая нагрузка южноамериканского В-1В в бомбоотсеках составляет около 34 тонн, на наружных подвесках — до 26,7 тонны. Неуправляемое орудие: 24 бомбы В-61 или 24 бомбы В-83, до 84 бомб Mk.82 либо Mk.62 либо 12 бомб Mk.65 либо 30 кассетных бомб CBU-87, CBU-89 GATOR, CBU-97. Высокоточное орудие: 12 GBU-27 либо AGM-154 JSOW либо 24 JDAM либо JASSM либо 30 WCMD.

Но при всем этом в СССР/РФ было выпущено всего 35 единиц Ту-160, в то время как в США сотворено 104 бомбардировщиков В-1В.

Павел Сергеев

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x