Летающее крыло

Летающее крыло

Самолет X-48B. Фото с веб-сайта www.nasa.gov

Посреди 1990-х годов компания McDonnell Douglas (скоро вошедшая в состав компании Boeing) начала проведение исследовательских работ в области строительства самолетов по схеме Blended Wing Body (BWB) с неявно выраженной композицией крыла и фюзеляжа. Такая сборка является одной из разновидностей издавна известной схемы «летающее крыло». В 1997 году компания McDonnell Douglas вместе с агентством NASA сделала первую маленькую модель самолета BWB (с размахом крыла — 5,2 метра).

Модель была оборудована обычным пропеллерным движком. В том же году прошли удачные ее тесты.

Позднее компания Boeing, агентство NASA и исследовательская лаборатория ВВС США начали разработку самолета BWB с 3-мя турбореактивными движками. Сначала 2000 года исследовательское подразделение компании Boeing — Phantom Works, которое своими разработками, практически, определяет будущее мировой аэрокосмической отрасли, перебежало к конкретному строительству низкоскоростной беспилотной модели BWB-LSV (Blended Wing Body — Low Speed Vehicle), размер которой составлял 14 процентов от планируемых размеров грядущего самолета. Сделанная модель предназначалась для оценки преимуществ и недочетов схемы Blended Wing Body при взлете, полете и посадке. В конце 2001 года проект получил официальное наименование X48A. Присвоение индекса «X» свидетельствовало о завышенной заинтригованности Пентагона в исследовании способностей сотворения боевых самолетов по схеме Blended Wing Body.

Летающее крыло

Модель самолета X48B в аэротрубе. Фото с веб-сайта www.nasa.gov

Модель X48A имела размах крыла 10,7 метра и была выполнена из композитных материалов. На ней смонтировали три маленьких турбореактивных мотора Williams J24-8. Но в 2002 году правительство США из-за заморочек в разработке системы управления полетом нового самолета приняло решение о закрытии проекта Х48A. Невзирая на это компания Boeing и агентство NASA продолжили исследования в области схем Blended Wing Body и провели наземные тесты Х48А в 2003 году и летные в 2004 году. Не считая того, в 2002 году компания Boeing заключила договор с английской компанией Cranfield Aerospace на разработку и строительство уменьшенной модели самолета BWB (8,5 процентов от настоящих размеров грядущего самолета с размахом крыла 6,4 метра).

В июне 2005 года машине присвоили обозначение X-48B. В ноябре этого же года представители компании Boeing заявили, что уже сделаны две бывалые модели самолетов (Ship-1 и Ship-2) и полет какой-то из них запланирован на 2006 год. К этому времени агентство NASA уже провело испытание в аэродинамической трубе уменьшенной трехпроцентной модели самолета (с размахом крыла 3,7 метра).

Сначало самолет X-48B «номер 1» (Ship-1) прошел полный цикл испытаний в аэродинамической трубе института Old Dominion, где спецы стремились получить более полное представление о летных свойствах летательных аппаратов, выполненных по схеме BWB. После этих испытаний модель «номер 1» была доставлена в Полетный исследовательский Центр NASA Драйден на базе ВВС США Эдвардс в Калифорнии, где начались наземные тесты 2-ух моделей X-48B. В процессе наземных испытаний проверялись работоспособность двигательной и топливной систем, время работы батарей, надежность передачи телеметрической инфы, бортового ПО, также пробные рулежки на малых и огромных скоростях.

Летающее крыло

Модель самолета X48B в воздухе. Фото с веб-сайта www.flightinternational.com

1-ый полет беспилотной модели самолета X-48B состоялся 20 июля 2007 года. Для летных испытаний использовалась модель X-48B «номер 2» (Ship-2), 1-ый экземпляр был запасным. Моделью управлял оператор с земли при помощи дистанционного пульта и монитора, информация на который поступала с камеры, установленной в фронтальной части модели.

На первом шаге летных испытаний было выполнено одиннадцать полетов опытнейшего эталона X-48B на малых скоростях, не превышавших 113 км в час. В процессе последних испытаний взлет и посадка производились уже на скорости 140 км в час.

В рамках второго шага испытаний намечено провести восемь полетов беспилотника, после этого начнется проверка его пилотажных черт на околозвуковых скоростях. Всего программка испытаний будет состоять из 6 шагов.

Обе модели имеют размах крыльев около 6,4 метров и массу около 500 килограмм. Обшивка крыла выполнена из композитных материалов. Крейсерская скорость X-48B составит около 200 км в час, потолок — около 3 тыщ метров.

Согласно исследованиям самолеты, выполненные по схеме BWB, должны расходовать на 20 процентов меньше горючего, чем самолеты традиционной схемы. При всем этом отсутствие хвостового оперения и размещение движков над верхней поверхностью крыла обеспечивает существенное понижение шумовых характеристик самолета.

Летающее крыло

Модель самолета X48B на испытаниях. Фото с веб-сайта www.boeing.co.uk

Согласно заявлением управляющих проекта Х48В, новенькая концепция самолета обладает огромным потенциалом и может удовлетворить многие потребности ВВС США. Так, создание настоящего самолета по схеме BWB существенно расширит способности Пентагона по переброске в зоны конфликта значимых сил и средств в очень недлинные сроки. При всем этом преобразование схожих самолетов в топливозаправщики приведет к корректировке концепций ведения воздушных наступательных операций.

Не считая того, огромные внутренние объемы самолета BWB позволят располагать на его борту сильную вычислительную технику и сопутствующую аппаратуру для контроля и управления войсками, что практически позволит создавать функциональные воздушные командные пункты, способные вести управление сразу воздушным, морским и наземным контингентом.

Для справки: в 2007 году издание Times признало модель самолета X-48B изобретением года.

Павел Сергеев

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x