Ты куда, Одиссей?

Ты куда, "Одиссей"?

Современные беспилотники пока летают не длительно и просто сбиваются средствами ПВО.

Фото Reuters

В конце апреля южноамериканская компания Aurora Flight Sciences презентовала концепцию беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Одиссей» (Odysseus), сочетающего плюсы самолета и низкоорбитального спутника. По словам головного конструктора компании Боба Паркса, аппарат разрабатывается в рамках пентагоновской программки Vulture («Гриф-стервятник»).

«Одиссей» должен будет делать беспосадочный полет в течение 5 лет на высоте 19,5–27 км.

САМОЛЕТ В РЕЖИМЕ СПУТНИКА

Договор на создание сверхвысотного БПЛА сверхдлительного полета был подписан Aurora Flight Sciences и Управлением многообещающего планирования оборонных научно-исследовательских работ Министерства обороны США (DARPA) посреди апреля 2008 года. 1-ый шаг – проектирование пройдет в сегодняшнем году, а в 2009-м начнутся тесты уменьшенной в 5 раз модели. Она будет состоять из 3-х 10-метровых модулей. Они должны без помощи других взмывать, а потом стыковаться на большой высоте. Конструкция должна выдержать в стратосфере более 3-х месяцев.

После испытаний модели начнется работа над полноразмерным «Одиссеем», модули которого будут иметь размах крыльев 50 м и массу 1350 кг каждый. Модули полностью схожи, могут стартовать с обыкновенной взлетно-посадочной полосы и совершать самостоятельный полет. На крейсерской высоте они автоматом стыкуются концами крыльев, образуя конструкцию длиной 150 метров. Эта конфигурация называется «Z-крыло» (Z-wing), так как может складываться гармошкой, образуя в полете извилистую фигуру. Таким макаром, половина поверхность крыла всегда может быть подставлена под прямые солнечные лучи. Угол «гармошки» безпрерывно корректируется бортовым компом. Это нужно, так как крыло стопроцентно покрыто солнечными батареями. Электроэнергия запасается в легких и высокоемких аккумах, что позволяет аппарату лететь ночкой.

Также в разделе:

Самолеты 6-го поколения: китайский ответ на планы ВМС США

Вашингтон и Пекин продолжают разработки собственных беспилотных сверхзвуковых истребителей

На очереди – истребители уже 6-го поколения

1-ые этапы разработки самолета пройдены, 1-ые фавориты уже обусловились

Ты куда, «Одиссей»?

Стратегический беспилотник с непрерывным пятилетним полетом меняет концепции внедрения ВВС

Много шума… Из-за чего

Предпосылки и следствия спусков по баллистической линии движения

Экономные компактные электродвигатели крутят винты огромного поперечника. Нужное количество моторов обусловят в процессе испытаний. Пока их подразумевается 3–4 на модуль, чтоб в случае отказа 1–2 из их полет не прерывался. Общая потребляемая мощность движков и аппаратуры, по условиям договора, 5 кв. Как вероятная кандидатура, рассматривается установка атомного реактора и системы дозаправки в воздухе. Хвостовое оперение подразумевается сделать крестообразным и вращающимся.

Срок непрерывной работы работы БПЛА определен в 5 лет. Прорабатывается концепция ремонтных работ во время полета. Вероятна также подмена дефектного модуля в воздухе и его приземление для ремонтных работ. Стыковочно-поворотные узлы на концах крыльев проектирует компания Sierra Nevada, создавшая все системы воздушной дозаправки ВВС США. Общую концепцию боевого внедрения разрабатывает европейская компания BAE Systems, она же делает набор разведывательного оборудования. Системы управления БПЛА «Одиссей» должна поставить компания C.S. Draper Laboratories.

В рамках программки Vulture заключены также договоры с компаниями Boeing и Lockheed Martin на создание конкурирующего проекта БПЛА.

И ЛЕТЯТ ОНИ, СОЛНЦЕМ ПАЛИМЫЕ

В текущее время самую большую длительность полета посреди серийных БПЛА имеет стратегический разведывательный беспилотник Global Hawk производства компании Northrop. На данный момент он может держаться в воздухе 33 часа, планируется довести время полета до 40 часов. Разрабатываемый под эгидой НАСА многообещающий БПЛА Global Observer компании Aerovironment будет иметь длительность полета около недели. Программка Vulture с «Одиссеем» идет еще далее – 5 лет. Пока это гарантированный срок работы спутника, а не самолета. Как заявил управляющий программки Vulture Дэниел Ньюман (Daniel Newman), этот проект конструктивно изменит сложившиеся представления о военной авиации.

Это вправду революция. Если самолет находится в воздухе 5 лет, исчезают сами понятия наземного обслуживания, текущего ремонта, эксплуатации и т.д. Отпадает необходимость в пилотах и обслуживающем персонале. Исчезает риск смерти людей. Цена часа полета становится маленькой. Вопрос погоды на таких высотах тоже не имеет существенного значения. Если учитывать, что БПЛА нередко терпят аварии при посадке, то тут возможность утраты аппарата также исключается.

Понятно, что схожая техника должна быть сверхнадежной. Но сверхнадежность уже достигнута в галлактической отрасли, где спутники (южноамериканские) без ремонта работают до 20 лет в критериях жесткого галлактического излучения. У БПЛА на высоте 18–27 км условия более щадящие. Хотя еще предстоит подобрать материалы, способные выдерживать длительное воздействие ультрафиолетовых лучей и повсевременно низкой температуры на уровне минус 40–50 градусов.

При размахе крыльев 150 м «Одиссей» полностью может нести 500 кг оборудования, предусмотренных договором Петагона. Пока более сложной конструкторской задачей может считаться автономная электронная силовая установка.

Наибольшее достижение в этой сфере полетов БПЛА на солнечных батареях имеет аппарат «Зефир» (Zephyr) английской компании QinetiQ. В сентябре 2007 года он провел в воздухе без посадки 54 часа, в том числе две ночи попорядку. Подразумевается, что «Зефир» будет способен в течение 3 месяцев находиться в автономном полете на высоте до 30 км. Компания разрабатывает целую линейку схожих аппаратов с общим заглавием, равномерно увеличивая продолжительность их полета. Сегодняшний эталон имеет размах крыльев 18 метров и вес 31 кг. Он достигнул высоты 18 км, подтвержденной средствами слежения. Вся поверхность крыльев «Зефира» покрыта солнечными батареями.

Но солнечные технологии компании QinetiQ, хоть и будут применены в программке Vulture, но не для «Одиссея», а в конкурирующем проекте «Боинга», который получил от DARPA грант в 3,8 млн. долл. В течение 12 месяцев «Боинг» должен проработать общую концепцию БПЛА, провести анализ надежности и выстроить макет. После чего начнется 2-ой шаг – тесты, в процессе которых к середине 2012 года должен быть построен аппарат, способный безпрерывно выдержать в воздухе три месяца. Не считая английской QinetiQ, в проекте участвуют исследовательские дочерние компании «Боинга» – группа Phantom Works, отделения Advanced Systems и Space and Intelligence Systems, компания Boeing-Spectrolab, разрабатывающая высокоэффективные солнечные батареи, также компании Versa Power Systems и Draper Laboratory.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Не считая программки Vulture, Управление многообещающих разработок Министерства обороны США (DARPA) хочет сделать БПЛА воздушной разведки резвого развертывания, способный приступить к выполнению собственной миссии в хоть какой точке планетки в течение считаных минут. Доставка должна осуществляться межконтинентальной баллистической ракетой в течение получаса. Аппарат обязан иметь складывающиеся крылья либо надувной баллон, как дирижабль, и располагаться в головной части ракеты. После развертывания в подходящей точке БПЛА в автоматическом режиме будет делать разведывательные задачки в течение более 7 часов. Большей сложностью считается пуск мотора в разреженной атмосфере.

Принять на вооружение высотный стратегический сверхвысотный беспилотник подразумевается в 2015 году. За этот период времени должна быть разработана нужная разведывательная и бортовая аппаратура. Спецам ВВС США уже удалось установить портативную аппаратуру галлактической связи на легкий БПЛА RQ-7 Shadow 200, нужная нагрузка которого составляет всего 25 кг. Ранее таковой техникой оснащались только аппараты с нагрузкой более тонны. Галлактическая связь позволяет оператору с местности США управлять аппаратом, находящимся в хоть какой точке планетки. И получать поток ответной инфы в режиме реального времени.

Кроме издавна ставшей эталоном телекамеры (либо нескольких), разведывательному БПЛА нужен радар, позволяющий обнаруживать и аккомпанировать передвигающиеся наземные и воздушные цели в хоть какое время суток и через плотную облачность. На замену инфракрасным детекторам приходят многоспектральные, с еще большенными способностями идентификации целей. Не считая этого, на разведывательный БПЛА может устанавливаться аппаратура радиоэлектронной разведки (перехвата). Посреди дополнительных функций может быть целеуказание, обеспечение связи и навигации, электрическая борьба, разные виды мониторинга земной поверхности.

Практически находящийся на высоте 27–30 км аппарат делает функции спутника, который не может находиться ниже 350–400 км. Но БПЛА в сотки раз дешевле при той же либо даже большей эффективности. Ведь он в 10–15 раз поближе к земле. Если спутники легкоуязвимы, что показали США и Китай, показательно сбившие два собственных аварийных галлактических аппарата, то сверхвысотные БПЛА просто заменяемы. Их можно стремительно изготавливать конвейерным методом. В считаные деньки, а то и часы, из их можно сделать дублирующие системы глобальной навигации и связи. Они просто преобразуются в стратегические наступательные системы, так как при помощи таких беспилотников можно наводить баллистические ракеты, выпущенные в хоть какой точке Земли либо Мирового океана, крылатые ракеты и ударные самолеты.

Понятно, что стратегический высотный беспилотник должен быть радионезаметным. Достать в стратосфере его можно только ракетой ПВО большой давности, которая по цены будет чуть ли не дороже его самого. Но ведь БПЛА такового размера может и сам нести вооружение, к примеру, ракету «воздух-воздух» для перехвата зенитной ракеты.

Виктор Мясников

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x