Танковый прорыв Урала

Сергей Птичкин

«Русская газета» — Экономика №4703 от 9 июля 2008 г.

Глядеть фоторепортажВ этом году, вероятнее всего, так и не состоится давно ожидаемой премьеры Т-95, о скором принятии на вооружение которого открыто молвят уже лет 5. Ожидание чуда российскей бронетехники затянулось, но все равно мы будем первыми, кто создаст танк последнего поколения.

Томная броня

Выходит, что спроектировать и выстроить вправду новый танк еще труднее, чем новый самолет.

Наши авиаконструкторы интенсивно работают над истребителем 5-ого поколения. Америкосы такие истребители на вооружение уже принимают. А вот с бронетехникой прогресс не настолько очевиден.

Если считать танковые поколения после войны, то к первым, наверняка, относятся Т-54 — Т-62. 2-ое поколение родилось в Харькове более полвека вспять — это Т-64 с экипажем из 3-х человек и автоматом заряжания пушки. Т-72 и даже газотурбинный Т-80 — на самом деле собственной тоже машины второго поколения. Их глубочайшие модернизации — Т-90 и «Барс» условно можно считать поколением два с плюсом. Та же ситуация и за границей. Вправду отменно новых машин не сделали ни в США, ни в Западной Европе.

На Западе пробовали воплотить несколько новых проектов, но ничего путевого не вышло.

В СССР эскизные проработки многообещающего танка начались в 3-х ведущих КБ — Ленинградском, Нижнетагильском и Харьковском практически четверть века вспять. Тема имела общее заглавие «Молот». Предполагалось, что на конкурсной базе будет выбрана самая успешная конструкция и все танкостроительные фабрики Союза будут выпускать в ХХI веке один тип машины-победителя.

Техническое задание на новый танк добивалось сотворения универсальной гусеничной базы, на базе которой можно выпускать самоходные артустановки хоть какого калибра, зенитно-ракетные, просто ракетные комплексы, разные инженерные машины и почти все другое, что должно двигаться на поле боя и быть накрепко защищено от всех видов поражения. Проект оказался так сложным, что ни одно КБ с поставленной задачей в восьмидесятые годы так и не совладало. А когда развалился Альянс, то о новеньком танке пришлось запамятовать. Но конструкторская идея на месте не тормознула, и уже сначала 90-х появились два эталона, которые претендовали на роль танка нового века.

«Темный орел» крылья не расправил

Увлекательную конструкцию предложило танковое КБ «Спецмаш» Кировского завода. За базу был взят газотурбинный Т-80, но схема предлагалась принципно новенькая. Корпус удлинялся, движок переносился в нос, как у израильской «Маркавы», что обеспечивало дополнительную защиту экипажа. Сам экипаж предполагалось уменьшить до 2-ух человек, и его рабочее место больше напоминало кабину самолета, чем танка. Вся информация, в том числе зрительная, выводилась на мониторы компов, экраны бортовых телевизоров и телевизоров. Новый танк оснащался мощной оптико-электронной системой, позволявшей управлять машиной и вести бой в всех погодных критериях деньком и ночкой. Боекомплект располагался в необитаемом отсеке, что существенно увеличивало живучесть машины. Предусматривалась установка пушки хоть какого калибра зависимо от требований заказчика либо боевой обстановки.

Предложенный вариант полностью подходил как базисный для других боевых и инженерных систем. Но питерский проект нового танка развития так и не получил.

Схожая машина появилась в Омске под именованием «Темный орел». Это уже был традиционный Т-80, но снова же с размещением экипажа в корпусе. Изюминкой «Сокола» стала башня, в которую также можно устанавливать пушку хоть какого калибра, и уникальная система автоматического заряжания. Боекомплект крепится к орудийной установке подобно магазину ручного пулемета. Расстреляв все снаряды, «Темный орел» просто сбрасывает пустой магазин, а служба боевого обеспечения подвозит уже заряженный и укрепляет его к танку в течение нескольких минут.

Омский вариант боевой машины со всех точек зрения, в особенности по параметру цена-качество, смотрелся очень удачным. Его создатели даже заявили, что готовы установить на машину более дешевенький дизельный движок. Да и «Орел» не понравился командованию Сухопутных войск — главному заказчику бронетехники.

Царь-танк

Единственной машиной, доведенной в рамках темы «Молот» до постройки опытнейшего эталона, стал объект 195, сделанный в Уральском КБ транспортного машиностроения (УКБТМ). Ему, по всей видимости, и уготована роль будущей базы бронетанковой мощи Рф.

Объект 195 является скрытым. Но за то время, пока он мучительно рождался, строился и проходил заводские тесты, в прессе, в особенности в инетовской, о нем появилось столько различных публикаций и рассуждений, что вывод об виде многообещающей машины сделать можно.

Он не будет принципно отличаться от раскрытого объекта, сделанного в КБ «Спецмаш». Разница только в кормовом размещении моторно-трансмиссионного отсека, обычного для уральской танковой школы.

Экипаж — три, а может быть, и два человека. Располагается он в фронтальной части корпуса, защищенного очень сильной броней. Пушка выносится на высшую часть корпуса. Калибр ее может быть хоть каким. Базисный вариант, полностью может быть, окажется не меньше чем 130 мм.

Новенькая машина по своим массо-габаритным показателям существенно затмит Т-90. Смотреться Т-95 будет воистину как суровый и всеразрушающий царь-танк. Дело в том, что объект 195 создавался фактически сразу с БТР-90, который, наконец принят на вооружение и становится базисной колесной машиной для разных систем вооружения. Но такая унификация привела к тому, что новый бронетранспортер оказался существенно больше и тяжелее, чем его предшественник Т-80. Навряд ли танкостроителям удалось избежать этого минуса универсализации.

Но даже при впечатляющих габаритах Т-95 не станет сухопутным монстром вроде германского «Мышонка». Это будет вправду новое слово в мировой бронетехнике — настоящий танк третьего поколения.

О том, что в объекте 195 воплощены самые передовые технические решения, гласит малоизвестный, но сладкоречивый факт. В конце 90-х годов ХХ века УКБТМ посетил министр обороны маршал Игорь Сергеев. Был он стратегическим ракетчиком, и танки для него, как многим казалось, энтузиазма особенного не представляли. На чисто наружное знакомство с многообещающим объектом 195 отводилось 20 минут.

Экипаж этого танка размещается в корпусе, усиленном дополнительной броней, а вооружение и боеприпасы находятся в башне. При всем этом пушка с автоматом заряжания может быть хоть какого калибра, а снаряды располагаются в особом коробе, который изменяется, подобно автоматному рожку, за считаные минутки. Такового ноу-хау нет ни в каком забугорном танке, даже многообещающем.

Но, как говорят, маршал Сергеев забрался вовнутрь танка и просидел там… практически два часа, слушая рассказ о новейшей машине и вникая во все особенности ее конструкции. На прощание министр обороны произнес, что никогда не ждал от танкостроителей реального чуда практически галлактической техники в бронированном выполнении.

Вид нового танка рождался в согласовании с той концепцией, которая закладывалась в ТТЗ еще четверть века вспять и стопроцентно отвечала русской военной доктрине.

А какая доктрина у нас на данный момент? Пока шла работа над объектом 195, все коренным образом поменялось, и сейчас ни Генштаб, ни командование Сухопутных войск, похоже, сами уже не понимают, какая и в каком количестве бронетехника нужна нашей армии.

В неприятном случае еще пока уникальная боевая машина поддержки танков (БМПТ) не пылилась бы в боксе КБ транспортного машиностроения в единственном опытнейшем экземпляре, а выпускалась бы массовой серией.

По оценке наикрупнейшго знатока бронетанковой техники генерал-полковника Сергея Маева, она способна поменять стратегию ведения наземных операций, в том числе противотеррористических. И это очередной резон в пользу того, что если мы в предыдущие, не наилучшие для Рф десятилетия в чем либо поотстали, то у нас все есть шансы возвратить для себя славу наилучших танкостроителей. Имеется такое предчувствие.

Из-за недопонимания революционной роли БМПТ в стратегии и даже стратегии сухопутных боевых операций грядущего никак не увеличивается мощь российских Вооруженных сил и теряются многообещающие рынки вооружений, на которых эта машина еще пока соперников не имеет.

Так что навряд ли Т-95, если его даже воспримут на вооружение, ждет светлое будущее. Во всяком случае пока объявлено, что Гвардейская Кантемировская танковая дивизия, всегда оснащавшаяся самой современной техникой, пересядет с Т-80У на Т-90. Жалко, что не на «Темного сокола».

Вице-премьер Сергей Иванов считает, что создаваемый в Рф бронетанковый холдинг будет удачно соперничать с ведущими западными транснациональными корпорациями. А его создание откроет путь к преодолению наметившейся в последние годы структурной разобщенности компаний отрасли. Это позволит исключить, скажем прямо, вредную конкурентнсть за получение муниципальных средств. Задачка перед компанией стоит такая. К 2010 году встроенные в единую структуру танкостроительные предприятия должны прирастить в 2,5 раза объем производства и в 5 раз суммарную прибыль. Она, по расчетам профессионалов, может достигнуть 28,5 млрд рублей.

Танковый прорыв Урала

цифра

70 процентов всех обыденных вооружений в стране создают на Среднем Урале 170 компаний оборонного комплекса Рф

кстати

Около 500 русских и зарубежных компаний воспримут роль в VI Интернациональной выставке вооружения и военной техники, которая пройдет с 9 по 12 июля в Нижнем Тагиле. Гостями выставки станут представители 47 стран, энтузиазм к смотру орудия на полигоне «Старатель» в Нижнем Тагиле показали будущие покупатели из Австрии, Ганы, Канады, Украины, Франции. Около 100 компаний продемонстрируют на полигоне эталоны собственной новейшей техники и вооружения и представят около 200 экспонатов, показывающих развитие легкой бронетанковой техники, систем залпового огня. Посреди этих экспонатов будет и самоходная артиллерийская гаубица «Мста-С», боевая машина поддержки танков, которой нет аналогов в мире

справка

Полигон «Старатель» «Нижнетагильского института тесты металлов» — один из базисных для проведения разных выставок по военной теме. Тут все есть нужное для того, чтоб познакомиться с выставленными эталонами военной техники и боевыми способностями разных видов вооружения. Общая площадь выставочных павильонов — 8000 квадратных метров. Открытые выставочные площадки занимают 46,9 тыщи квадратных метров. Длина трассы для авто техники — 2,425 тыщи метров. Длина трассы для бронетехники — 2,775 тыщи метров. Есть особый вододром. Площадь его поверхности — 7,5 тыщи квадратных метров, а глубина — 5 метров

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

x