Может ли Хищник изобразить Сухого?

Может ли "Хищник" изобразить "Сухого"?

Дмитрий Литовкин

Эту выставку в мире авиации ассоциируют с кинофестивалем в Канне с его «красноватой дорожкой» либо получением «Оскара» в Лос-Анджелесе. Но в отличие от киношных показов в Фарнборо заключают миллиардные договоры — в этом году их общая сумма превысила $70 млрд — и демонстрируют будущее авиации. Такового не узреешь ни на одной другой выставке мира.

Как молвят спецы, Фарнборо неплох к тому же тем, что тут не непременно «вести торговлю».

Тут просто нужно быть и показывать свои заслуги. Это как мир высочайшей моды — показал коллекцию, а когда будешь «шить», дело твое. Главное, что все уже знают о том, что у тебя в загашнике. Вот поэтому тут — все самое современное и перспективное.

Правда, по большей части в макетах. Переброска 1-го самолета стоит более $1 млн, а денек стоянки на аэродроме обходится минимум в $300 тыщ. Так что даже достаточно большие авиапроизводители время от времени предпочитают сберечь.

Вобщем, фавориты мирового авиапрома не скупятся. Европейский Airbus привез собственного гиганта — пассажирский лайнер А-380. Южноамериканский Boeing, хоть и не показал собственный «лайнер мечты» Boeing 787, но не поленился пригнать волшебство южноамериканского авиапрома — истребитель последнего поколения F-22 «Raptor». Наши обошлись зажигательными «приватными танцами» (танец женщин в маленьких темных платьицах вправду подходил быстрее для ночного клуба, ежели для авиасалона) у щита питерского моторостроительного завода имени Климова и щедрой демонстрацией макетов концептуальных проектов. От пассажирского авиалайнера МС-21 до вертолетов грядущего: Ми-Х1 и Ка-92.

Как поудобней встать на хвост?

— Вы же видите ухмылку на моем лице — этими словами главком ВВС Рф Александр Зелин оборвал все вопросы о том, как он оценивает 1-ый европейский показ пилотажных способностей нового южноамериканского истребителя F-22 «Raptor».

До показательного выступления «Хищника» один из конструкторов нашего воздушного акробата Су-30МКИ перекрестился. Поймав ошеломленный взор коллег, признался: «боюсь, вдруг он на данный момент покажет такое, что нам и не снилось». Для нас это принципно, ведь Су-30 — основной экспортный продукт. Его приобретают Алжир, Малайзия, Индия и Венесуэла. Исключительно в 2007 году было поставлено на экспорт 50 истребителей марки «Су». Для сопоставления: южноамериканские компании Lockheed Martin и Boeing продали 41 истребитель F16C/D и 12 F-15E. Со собственной машиной «Сухой» желает занять более 12% мирового рынка боевых машин. И возникновение «Хищника» может серьезно этому помешать — ведь его ближний аналог, новый Су-35, только что «встал на крыло» и начал проходит летные тесты.

На «Рапторе», как и на Су-30 и нашем Миг-29 ОВТ, стоит движок с управляемым вектором тяги. Благодаря этому машина способна делать труднодоступные другим истребителям маневры: разворачиваться на месте, кувыркаться в воздухе, резко сбрасывать скорость, летать на малых скоростях всей плоскостью фюзеляжа, «вставая» на хвост. Сверхманевренность таких машин открывает перед военными летчиками ранее труднодоступные тактические маневры ведения воздушного боя. Потому демонстрация «Хищника» стала в некий мере вызовом русским конструкторам и военным.

Неторопливый «Хищник»

…F-22 появился в один момент. Стремительно прошел над полем аэродрома, резко, «свечой», ушел в небо, завис на секунду и стал «падать», как и наш Су-30 во время показательных полетов. Но заместо красивого раскачивания из стороны в сторону, как будто «лист на ветру», как это делает русский истребитель, «Хищник» сорвался в штопор, включил форсаж и вылетел из зоны видимости зрителей. Возвращение в поле зрения ознаменовалось фирменной «суховской» штуковиной — разгон и торможение всей плоскостью фюзеляжа с просветом машины на «хвосте». Но там, где наш истребитель совсем расслабленно летит с таковой малой скоростью, на которой другие самолеты летать не могут, «Хищник» сорвался. Просел. Пилот обязан был снова включать форсаж, чтоб обыденно не свалиться.

— Мы не узрели ничего нового, — с легким разочарованием заявил «Известиям» 1-ый замгендиректора ОАО «Сухой» Сергей Коротков. — Не те радиусы. Фигуры высшего пилотажа недотягивает. Им еще работать и работать, чтоб до нашего Су-30 дойти…

Вправду, даже не спецу было видно, что «Хищник» летает не очень. Там, где «Сушка» либо другой наш МиГ-29ОВТ вертятся практически на месте, F-22 вылетает из зоны видимости. Там, где у нас только начинается непростой элемент высшего пилотажа, у «Хищника» он уже завершается.

— Не стоит недооценивать эту машину, — заявил «Известиям» замгендиректора РСК «МиГ» Владимир Барковский. — Южноамериканскому пилоту мешала низкая облачность. Мне принципиально было не то, как он вертится, а то, как себя ведет машина в небе. По этому можно сходу судить об маневренности, работе движков и даже о том, сколько горючего заходит в истребитель. То, что было показано, о многом гласит. Нам есть над чем мыслить, создавая свои многообещающие машины.

По словам главкома ВВС Александра Зелина, наш главный ответ F-22 — истребитель 5-го поколения — уже начали собирать в Комсомольске-на-Амуре. На базе МиГ-29ОВТ идет отработка технологий для нового истребителя МиГ-35. На деньках наши ВВС познакомились и с новейшей машиной компании «Сухого» — Су-35. На нем стоит всеракурсный движок НПО «Сатурн» 117С — макет мотора истребителя 5-го поколения. Его мощность близка к той, что выдает мотор F-22. Так что у наших конструкторов есть ответ «Хищнику».

«Тушки» полетят в Латинскую Америку

Показ нового южноамериканского истребителя конечно стал главной сенсацией Фарнборо. Хотя их на авиасалоне и так хватало с лихвой. Южноамериканский Boeing и европейский Airbus в очередной раз установили рекорд продаж собственных самолетов, «пристроив» в общей трудности 500 машин на сумму $61 миллиардов. И количество, и сумма выручки — для нашего авиапрома пока недосягаемы. В прошедшем году в Рф выстроили всего семь пассажирских самолетов. Хотя и сказать, что мы совершенно уж на обочине мировой авиаиндустрии, нельзя. Для русской Объединенной авиастроительной компании (ОАК) Фарнборо стал площадкой для умеренного триумфа.

— Мы заключили 1-ый большой договор с лизинговой компанией «Ильюшин финанс» по поставке в Латинскую Америку 30 магистральных самолетов Ту-204См-100, — отрапортовал глава ОАК Алексей Федоров. — Цена сделки более $1,5 миллиардов. Это очень суровый фуррор, позволяющий перейти от штучного к серийному производству пассажирских самолетов в стране.

Глава компании «Иркут» Олег Демченко презентовал новый российский проект среднемагистрального аэробуса последнего поколения МС-21. Разрабатываемый самолет МС-21, как ожидается, должен поменять устаревшие Ту-154 и его аналоги. Всего ОАК планирует выпустить 1,5 тыс. этих машин и ждет, что около 400-500 приобретут русские авиакомпании.

По воззрению главы ОАК Алексея Федорова, это самый принципиальный и многообещающий проект нашего авиапрома. МС-21 станет прорывным самолетом. К примеру, как говорят разработчики, по расходу горючего он будет на 25% эффективнее евро А-320 и на 15% эффективнее его же по эксплуатационным расходам. Исключительно в этом году правительство вносит в его разработку практически $70 млн. «Иркут» уже вложил $330 млн собственных средств в модернизацию производства под новый проект. А вся программка «потянет» на $3 миллиардов, часть из которых, как подразумевается, можно получить при помощи вербования посторониих инвесторов.

Airbass из Луховиц

На Фарнборо их как раз и отыскивают. Судя по вопросам зарубежных журналистов главе ОАК, Запад очень опасается альянса Рф в вопросе сотворения МС-21 с Китаем. В Поднебесной существует схожая на российскую программка развития авиапрома, и Федоров не исключает способности их объединения в одну.

Пока же разработчики МС-21 готовятся к проведению тендеров на выбор поставщиков девайсов и оборудования. Здесь тоже складываются любознательные альянсы. К примеру, за право поставлять движок для многообещающего аэробуса хочет побороться кооперация русских и украинских компаний. Глава украинского моторостроительного предприятия «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев сказал «Известиям», что у предприятия уже есть проект мотора последнего поколения СПМ-21. Если в конкурсе одолеет этот проект, то предприятие будет готово поставить движок «на крыло» уже через 2,5 года. Что конечно ускорит реализацию проекта МС-21.

Пока же «Иркут» предлагает Западу сотрудничество в деле переоборудования тех же А-320 из пассажирских в транспортные. По подготовительным подсчетам, лишь на этом наши авиастроители сумеют зарабатывать до $200 млн в год. На Фарнборо, как сказал Демченко, был подписан и 1-ый договор с одной из огромнейших нидерландских транспортных компаний AerCap на поставку 30 таких самолетов. При этом половина из этих лайнеров будет переоборудоваться в подмосковных Луховицах, а 2-ая — в германском Дрездене.

Штатское подразделение компании «Сухой» в первый раз заключило договор с зарубежным авиаперевозчиком на поставку нашего нового пассажирского аэробуса Sukoy SuperJet. Он уже проходит летные тесты и со будущего года должен начать поставляться заказчикам. По словам главы компании «Сухой» Миши Погосяна, у их уже есть 70 жестких заказов на SuperJet. В рамках авиасалона «сухим» удалось прирастить его еще на 74 машины.

Смесь испанского с миноборонным

Итоги Фарнборо нашим авиастроителям еще предстоит подвести. Но разумеется, что авиасалон удался. Не считая фактически договоров на поставку авиатехники наши представители условились и о суровой кооперации с фаворитами мирового авиапрома. Об этом журналистам ведали не только лишь производители-оборонщики, да и представители Минобороны Рф.

— Какую современную машину вы тут не возьмете, в ней заложена интернациональная кооперация, — сказал замминистра обороны по вооружениям генерал-полковник Владимир Поповкин. — Время изолированных решений, изолированного производства проходит. Сейчас и в русской технике, которая станет поступать не только лишь на экспорт, да и в собственные войска, будет устанавливаться аппаратура, изготовленная за рубежом.

Как будто в доказательство этих слов госкомпания «Рособоронэкспорт» в первый раз представила реальный эталон новейшей лазерной системы предупреждения самолетов и вертолетов об опасности обстрела из переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Ее сделали в кооперации с испанской компанией Indra Systems S.A. Не считая того, «Рособоронэкспорт» подтвердил намерение продолжить сотрудничество с французским Tales в области закупок оптико-электронного оборудования для наших танков Т-90 и новейших истребителей. И это — тоже итоги Фарнборо, свидетельствующие о том, что Наша родина равномерно ворачивается на 1-ые строки мирового авиапрома и может на равных соперничать с фаворитами отрасли.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x