Робот в помощь бойцу

Бот в помощь бойцу

Позиционные бои Первой мировой войны породили ряд проектов «подвижных мин» в виде дистанционно управляемых машин для подрыва передовых фортификационных сооружений противника и проделывания проходов в заграждениях. В 1915— 1918 годах такие проекты предлагались во Франции, Рф, США. Южноамериканская компания «Катерпиллер Трэктор» в 1918 году выстроила гусеничную «наземную торпеду» Э.

Уикерсхэма с управлением по кабелю.

Бот в помощь бойцу

Телемеханическая группа: танк управления ТУ-26 и телетанк ТТ-26 на базе хим танка ХТ-130. СССР, 1938 год

В 1920—1930-е годы практические работы над дистанционно управляемыми машинами шли в СССР, Стране восходящего солнца, Франции, Англии. Русские разработчики были на фронтальном крае исследовательских работ. На вооружении Красноватой армии тогда состояли «телемеханические» группы, любая из которых включала «телетанк», вооруженный огнеметом и пулеметом, и танк управления, связанные радиоканалом управления; для их специально готовили экипажи и техников. На базе легких танков Т-26 усилиями заводов № 174 и 192 выстроили более 60 таких групп, снаряженных аппаратурой телеуправления типа ТОС («техника особенной секретности»), сделанной спецами «Остехбюро» — НИИ-20. На заводе № 185 на шасси Т-26Ш выстроили телемеханическую группу «Подрывник», телетанк которой доставлял к объекту мощнейший заряд взрывчатого вещества. Испытывали телемеханические группы на шасси и других бронированных машин. В этих машинах были воплощены самые передовые идеи автоматики и телемеханики тех лет, но фактически роботами они еще не были и могли только с той либо другой степенью точности исполнить пришедшую команду: запуск мотора, переключение передач, поворот, огнеметание, сброс заряда. Пробы боевого внедрения телетанков в Советско-финляндской войне 1939—1940 годов оказались не очень удачны. В особенности затрудняла работу операторов невозможность следить местность впереди управляемой машины.

Во Франции дистанционно управляемую танкетку разработала компания «Кегресс». Отлично понятно применение германским вермахтом во 2-ой мировой войне самоходных «носителей зарядов» типа «Голиаф» (компании «Цюндап», «Рино», «Цахерц») с управлением по кабелю и поболее совершенных радиоуправляемых B-IV компании «Боргвард». Разрабатывая и осваивая принципы телеуправления и деяния машин, немцы прошли путь, уже намеченный другими, но довели дело до серии и сравнимо широкого боевого внедрения. Результаты его оказались спорными, но определенные успехи все таки были.

Пробы пера

После 2-ой мировой войны энтузиазм к дистанционно управляемым машинам сохранялся, тем паче что сделанное ядерное орудие расширяло спектр вероятного их внедрения. Ставились новые опыты. В рамках тогдашней радиотехники удавалось достигнуть требуемой надежности и помехоустойчивости управления, а применение телевизионной техники обещало более комфортное управление. Хотя показавшиеся электрические вычислительные машины еще невообразимо было ставить на самоходное шасси, от развития кибернетики уже ожидали скорой отдачи. Но с искусственным умом пришлось повременить, ну и заказчиков стали больше тревожить другие дорогостоящие отрасли вооружения и военной техники. Дистанционно управляемые машины тем временем находили для себя применение в качестве самоходных мишеней для отработки комплексов управляемого вооружения и при испытаниях ядерного орудия.

Работы над механизированными наземными машинами приметно активировались в 1980-е годы. С одной стороны, развитие вооружения (включая высокоточное орудие) «расширило» поле боя и повысило опасность человеческих утрат при решении таких задач боевого обеспечения, как разведка, патрулирование, проделывание проходов в заграждениях и разминирование, техническое обеспечение в боевой зоне. А опыт локальных войн, кстати, свидетельствовал о всевозрастающем значении такового обеспечения. С другой стороны, микропроцессорная техника, позволяющая соединить высочайшее быстродействие и надежность с маленькими размерами и энергопотреблением, новое программное обеспечение, цифровые полосы связи, аппаратура наблюдения высочайшего разрешения, четкие и довольно легкие приводы устройств позволяли на практике воплотить требования, предъявляемые к безэкипажным машинам. Определенный оптимизм внушали успехи сотворения дистанционно управляемых механизированных машин для обследования, ликвидирования либо транспортировки небезопасных предметов.

В СССР работы над механизированными комплексами почти во всем стимулировала катастрофа Чернобыля в 1986 году. К тому времени уже велись работы по военным задачкам — в Институте кибернетики по заказу Министерства обороны был построен автономный бот МАВР, на котором исследовались и отрабатывались методы автономного движения на пересеченной местности. Существовали комплексы и для работы со взрывоопасными предметами — для противотеррористических действий. Но для инженерных работ в зоне высочайшей радиации при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС пришлось закупать более адаптированных ботов в ФРГ и Стране восходящего солнца. В СССР в сжатые сроки усилиями ВНИИ «Трансмаш», ВНИИАЭС, НПО «Энергия», Муниципального института физико-технических заморочек, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики был сотворен ряд комплексов — к примеру, комплекс среднего веса СТР-1 и тяжкий «Клин», спецами МВТУ имени Н.Э. Баумана разработан легкий комплекс «Мобот-4-ХВ». Они отыскали применение в Чернобыле.

Итак, мобильные боты на вооружении милиции, спецслужб и служб ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций никого уже не поражают. Вооруженные силы уже издавна и удачно употребляют разные беспилотные (безэкипажные) летательные и подводные аппараты. Мобильные боты поездили даже по поверхностям Луны и Марса (в 2010 году исполнится 40 лет экспедиции «Лунохода-1»). Но в вооруженных силах наземные робототехнические комплексы пока уникальность. Очень трудно обеспечить их эффективную работу при применимой цены. Воздушная и морская среды тоже неоднородны и беспокойны, но там нет впадин и бугров, кустарников, леса, кочек, валунов, окопов, целых и разрушенных построек и т. п.

Три поколения большой семьи

Безэкипажные машины можно систематизировать по трем главным признакам: принципу функционирования, решаемым задачкам, типам используемых технических средств.

По первому признаку можно просто различить несколько поколений машин. Комплексы первого поколения, начало которому положили упомянутые «телетанки» и «телетанкетки», подразумевали прямое дистанционное управление с минимумом «самостоятельных» способностей объекта управления. В комплексах второго поколения объекты получали программку с учетом определенной обстановки и частичной реакцией на ее конфигурации (скажем, возникновение препятствий). Фактически, эти машины уже можно отнести к ботам, так как автономный бот — это «система (машина), снаряженная датчиками, воспринимающими информацию об окружающей среде, и исполнительными механизмами, способная при помощи блока управления преднамеренно вести себя в изменившейся обстановке». К этому поколению, кстати, принадлежат и упомянутые выше робокомплексы, задействованные при ликвидации последствий чернобыльской аварии.

Бот в помощь бойцу

Дистанционно управляемая машина «Морфакс Супер М» для работы со взрывоопасными предметами (Англия), аппаратура управления и оператор. Тут показан вариант ее вооружения самозарядным ружьем «Браунинг Ауто» — к примеру, для вскрытия дверей перед проникновением в помещение

Объекты третьего поколения снабжены развитой системой датчиков (телевизионных, оптико-электронных, магнитных, акустических, лазерных дальномеров), навигационной системой и бортовым компом, связанным с пт управления линией мотивированных команд, а с самим объектом — линией управляющих команд и информационным каналом, несущим данные об обстановке, положении и состоянии объекта. Это существенно разгружает оператора, а объекту дает огромную самостоятельность. Задачка мобильной механизированной платформы — автономное движение по маршруту для доставки, к примеру, комплекса устройств разведки либо вооружения. Маршрут задается обычно по главным точкам на цифровой карте, определяется бортовым компом, но может изменяться либо корректироваться оператором. Управление разведаппаратурой либо вооружением производит оператор через бортовик.

К полной автономности боевых машин никто не стремится. Не достаточно того, она вообщем считается недопустимой, хотя бы по суждениям безопасности собственных войск. В собственных воспоминаниях прошлый начальник Головного управления бронетанковых войск Министерства обороны СССР генерал-полковник Ю.М. Потапов вспоминает показательный случай на учениях 1981 года в Белорусском военном окружении с реальной стрельбой по автоматическим танкам-мишеням. Один таковой танк не тормознул впору и немножко не дошел до наблюдательного пт, где находилось все управление учений, включая маршала Д.Ф. Устинова. На уклоне танк все таки отвернул и ушел в находящееся рядом озеро. И это еще был самый обычный бот, с самым обычным вариантом управления (пуск мотора и движение по прямой).

По решаемым задачкам машины можно поделить на разведывательные, охраны и патрулирования, разминирования и решения других инженерных задач, многоцелевые, мобильные платформы-носители вооружения, погрузочно-разгрузочные и транспортные машины для работы с небезопасными грузами (горюче-смазочные материалы, боеприпасы, хим вещества).

В отношении базы таких машин есть два направления — разработка совсем нового шасси (с дизельной, электронной, дизель-электрической силовой установкой), когда этого просит задачка, и создание комплекта аппаратуры, позволяющего фактически всякую машину превращать в элемент механизированного комплекса (так могут поступать с транспортной либо инженерной машиной). В США в 1990 году приняли Объединенную программку роботизации, включавшую «тактическую безэкипажную машину» (TUV) для батальонного звена и «возможность телеуправления машиной» (VTC). Потом, вобщем, принимались и уточнялись новые программки. Сейчас они увязаны с широкой программкой FCS («боевые системы будущего») и общим рвением к «информационному» и технологическому приемуществу в любом виде конфликтов.

Бот в помощь бойцу

Многоцелевой мобильный робототехнический комплекс МРК-26 с изменяемой геометрией шасси. Наша родина, МГТУ им. Н.Э. Баумана. Масса машины — 320 кг, скорость — до 1,26 км/ч, масса поста управления — 65 кг, дальность управления по радио — до 1000 м, грузоподъемность манипулятора — 15—40 кг

Разработка безэкипажных машин — дело сложное и просит всеохватывающего подхода, масштабных издержек и широкой кооперации. Логично, что вместе с чисто государственными реализуется и ряд интернациональных программ. Скажем, компании из США участвуют в ряде американо-британских, американо-германских, американо-израильских разработок, есть ряд европейских совместных программ. При всем этом создаются безэкипажные машины различного предназначения и размеров, рассчитанные на применение боевыми и обеспечивающими подразделениями, но с внедрением единых эталонов управления, интерфейсов, программного обеспечения.

Рф навряд ли на данный момент под силу масштабные программки в этой области. Реформы 1980— 1990-х годов не только лишь разорили ряд производств, да и разрушили систему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связи заказчиков с разработчиками, кооперацию компаний. Хотя опыт и определенная база для последующих работ, естественно, остались.

К примеру, удалось сохранить Особое конструкторско-технологическое бюро промышленной робототехники при МГТУ имени Н.Э. Баумана, создавшее ряд очень успешных робототехнических систем для силовых ведомств. В 1997 году, к примеру, при аварийной ситуации в Русском федеральном ядерном центре в Сарове спецы центра МЧС «Лидер» использовали разработанный бауманцами комплекс МРК-25. Бот просочился в радиоактивный бункер и извлек оттуда контейнеры с плутонием, а потом эвакуировал из бункера «коллегу» — бота MF-4 германского производства, аппаратура которого вышла из строя под ударом радиации. А еще боты МРК и MF хорошо показали себя в Чечне — в 2000 году с помощью их в течение недели спецы нашли и локализовали 24 источника ионизирующего излучения и 12 контейнеров с радиоактивными субстанциями, которые могли бы быть применены бандитами для совершения террористических актов.

Главнокомандующий Сухопутными войсками Рф генерал-полковник А.Ф. Маслов в вопросе относительно военной робототехники считает, что удалось «создать ряд экспериментальных и действующих макетных образцов механизированных систем и комплексов военного назначения», и что создание боевых и обеспечивающих мобильных робототехнических комплексов «сейчас является одним из главных и очень многообещающих направлений развития средств вооруженной борьбы».

Механические инженеры

Роботы-саперы «служат» в правоохранительных органах многих государств. Их гусеничное либо колесное шасси приспосабливают к движению по тесноватым улицам и коридорам, лестницам, пандусам. Низкая проходимость компактных наземных машин известна по германским «Голиафам» и русским «электротанкеткам» (ЭТ) периода 2-ой мировой войны — они просто «садятся» на камешки и кочки, заваливаются в выбоины. Современные гусеничные машины или снабжены обхватывающими гусеницами и способны двигаться хоть «вниз головой», или имеют дополнительную пару гусениц, или снабжены шасси «с изменяемой геометрией». Это позволяет им карабкаться ввысь, сглаживать свое положение, преодолевать препятствия, превосходящие машину по высоте.

Приборная часть оборудования, не считая бортового микропроцессора, может включать телекамеры (в том числе низкоуровневые), лазерный локатор, рентгеновскую аппаратуру, а рабочая часть — манипулятор с 5—7 степенями свободы и разными вариациями захватов, гидродинамический разрушитель взрывных устройств, приспособление транспортировки устройств. Роботы-саперы могут быть вооружены и самозарядным гладкоствольным ружьем, но не для поражения противника, а, скажем, для выбивания замков помещений либо автомобилей. Были, правда, случаи и «силового» внедрения. Сообщалось, к примеру, что в южноамериканском Далласе в 1986 году в квартиру, где прятался правонарушитель, первым просочился робот-полицейский. И хотя это был никак не Робокоп из комиксов, напуганный правонарушитель выскочил из квартиры, торопясь сдаться.

Бот в помощь бойцу

Германский проект механизированной системы разминирования: 1 — трал, 2 — линия управления, 3 — миноискатель, 4 — устройство постановки указок, 5 — устройство обозначения прохода, 6 — роботизированное шасси бронемашины «Визель»

Дистанционное управление такими машинами осуществляется по вместительному и помехозащищенному цифровому радио- либо кабельному (к примеру волоконно-оптическому) каналу. Большая часть машин относится к «легкому» (до полутонны) либо «сверхлегкому» (в 10-ки кг) классу. Такие машины гибки в применении, могут действовать в стесненных критериях, перекидываются автомобилями.

Но их применение в военной области ограниченно и в главном связано с работами по поиску и обезвреживанию небезопасных предметов либо разминированию объектов уже после боевых действий — как это делалось в Чечне. Время от времени машины модернизируют под военные нужды. Скажем, англичане в процессе Фолклендской войны использовали для проделывания проходов в заграждениях дистанционно управляемую «Рэдфайер» — модификацию машины «Уилбарроу» для работы со взрывными устройствами. Ту же «Уилбарроу», кстати, применяли и америкосы. В Боснии, Афганистане и Ираке англичане использовали машины «Тэлон» компании «Фостер-Миллер» — машина массой всего 45 кг управлялась на дальности до 1-го километра.

В боевой обстановке куда больше надежд возлагается на машины на танковом шасси, способные нести на для себя больше оборудования. Америкосы с 1985 года вели работы над механизированным минным тральщиком на шасси основного боевого танка. И в Боснии применили тральщик «Пэнти» — на шасси танка М60А3, снаряженном аппаратурой STS, допускающей управление по радиоканалу на дальности три километра. «Пэнти» нес катковый минный трал TWMP и электрический трал AMMAD. Можно упомянуть и тральщик на шасси французского основного боевого танка АМХ-30В2 — всего за 10 минут на нем устанавливается аппаратура управления, и танк, снаряженный ножевым и электрическим тралами, комплектом датчиков и телекамер, дополнительной динамической защитой, готов к движению по минному полю. С 1-го командного пт на бронемашине VAB можно управлять 3-мя тральщиками на удалении до 3-х км.

Русский комплекс «Клин-1», предназначенный для работы на Чернобыльской АЭС (либо, поточнее, на том, что от нее осталось), состоял из дистанционно-управляемой безэкипажной машины на базе инженерной машины разграждения ИМР, снаряженной дополнительным навесным оборудованием и системой гамма-локаторов. Его машина управления на шасси танка Т-72А с экипажем из 2-ух человек была снабжена дополнительной антирадиационной защитой и системой телерадиоуправления. Для работы в Чернобыле систему дистанционного управления установили на ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-1. Такие комплексы разграждения могут употребляться и в войсках.

Отличные перспективы есть и у механизированных дистанционно управляемых бронированных эвакуационных машин. Их применение не только лишь понижает риск для личного состава, да и позволяет уменьшить численность небоевых подразделений.

Лазутчики и патрульные

Опыты с безэкипажными наземными разведывательными комплексами ведутся приблизительно так же издавна, как и с «инженерными». Одним из примеров может служить комплекс PRIMUS, собранный компанией «EADS Дорнье» на шасси боевой десантной машины «Визель» («Визель» послужила рабочей лошадкой уже не в одной схожей программке). Он включает механизированную машину с камерой и лазерным локатором (действующим на расстоянии до 50 метров) для обзора местности, цифровой навигационной системой, модулем автономного движения, управления и принятия решений и самоходный пункт дистанционного управления. А компания «Дженерал Дайнэмикс роботик системз» сначала 2000-х годов использовала под безэкипажную разведывательную машину обычный штатский квадроцикл «Хонда».

Бот в помощь бойцу

Дистанционно управляемый саперный танк на базе АМХ-30В2 DT с полным комплектом тралов и дополнительной динамической защитой. Франция. Дальность управления по радио — до 1000 м

Разведывательная безэкипажная машина может нести несколько телекамер, приборы ночного видения, акустическую стереоаппаратуру подслушивания. Набор разведаппаратуры в купе с навигационной аппаратурой и бортовым компом позволяет не только лишь обнаруживать, да и идентифицировать цель и в реальном масштабе времени передавать информацию о ее нраве и местоположении на пульт оператора или сходу в единую сеть управления. Действуя впереди и на флангах подразделения либо части, несколько таких машин могут значительно повысить их разведывательные способности — как по дальности разведки, так и по объему и скорости получения и использования данных.

Понятно, что для ведения ближней разведки — в особенности в урбанистической зоне — предпочтительны машины сверхлегкого класса, переносимые оператором в ранце. Тогда оператор сумеет доставить ее в всякую точку, вынудить скрытно пройти по трубе, канализации и т. п. К такому классу «микро» можно отнести швейцарского «Спай Робота» 4WD, которого америкосы использовали в Ираке, также южноамериканский iRobot, сделанный в рамках программки SUGV («малая безэкипажная наземная машина»). Гусеничный iRobot весит до 13,6 килограмма, имеет сменный набор приборного и рабочего оборудования и цифровой радиоканал управления, типо накрепко работающий и в подземных коммуникациях.

iRobot уже привозили для войсковых испытаний в Ирак, как и другой — еще наименьший, всего до 4 кг — колесный «Дрэгон», сделанный опытно-конструкторской организацией «Национальный консорциум разработки робототехники» при Институте Карнеги — Меллон. Корпус «Дрэгон» подвешен меж широкими колесами, телекамеры и инфракрасные датчики устанавливаются по периметру. Опрокидывания эта машина как бы не опасается.

Патрулирование принципиальных объектов по замкнутому контуру в США отрабатывали на машине «Проулер» с комбинированным управлением, на шасси 6х6. Она оснащалась лазерным дальномером, доплеровской радиолокационной станцией, устройствами ночного видения, 3-мя телекамерами (одна — на телескопической мачте). Маршрут движения закладывался в память бортовика.

В 2006 году агентство многообещающих исследовательских работ и разработок (DARPA) южноамериканского военного ведомства организовало соревнования безэкипажных автомобилей «Пайкс-Пик» в горной части Аризонской пустыни на серпантине длиной 20 км со 156 поворотами. Движение по оси асфальтированной дороги — это, естественно, не самое наилучшее испытание для надежного вездеходного лазутчика либо боевой машины. Да и это прогресс — ведь в 1985 году прохождение машиной ALV без помощи других всего 1-го километра стало сенсацией.

К машинам для разведки и патрулирования на огромных расстояниях можно отнести израильский «Авидор-2004» на шасси «Томкар» 4х4. Его система управления допускает ввод до 3 тыщ главных точек в радиусе 402 км с внедрением цифровых карт местности. Машина может нести комплекс телевизионной, лазерной, акустической и радиолокационной аппаратуры.

Истинные бойцы

О разработке боевых ботов, которые должны поменять боец на поле боя, за последние полстолетия сообщалось не один раз. Скажем, сначала 1980-х годов в США под управлением Центра бронетанковых войск разработали машину «Демон» массой около 2,7 тонны на колесном шасси, вооруженную ПТРК. Машина управлялась со специально оборудованного танка, в километре от цели переходила в автономный режим. Любопытно, что в СССР в это время Академия бронетанковых войск и НИИИ-38 в Кубинке вели работы над механизированным танком на базе основного боевого танка Т-72. Тут чуть ли не в первый раз на механизированных комплексах применили волоконно-оптические полосы для передачи изображения от штатных устройств наблюдения и прицеливания на телекамеры, откуда оно в реальном масштабе времени передавалось на пульт управления. Оператор из танка управления либо с недвижного пт управления дистанционно производил вождение танка и прицельную стрельбу из пушки и пулемета. Танк мог действовать и по заблаговременно заложенной программке. Речь шла о разработке в предстоящем целого семейства боевых механизированных машин. Тем паче что отсутствие физиологических и психофизических ограничений, характерных человеку в стрессовых ситуациях боя, увеличивало эффективность внедрения безэкипажных машин.

Очень увлекательны проекты «засадных» машин, способных за счет малой заметности (маленькие размеры, малошумные электродвигатели) выдвинуться с вооружением на пути перемещения противника и ожидать его подхода. Южноамериканская Сандийская лаборатория в 1987 году сделала машину «Файр Ант» на шасси 4х4 с боевой частью типа «ударное кумулятивное ядро». Но оказалось, что эффективность такового «самоубийственного оружия» никак не оправдывала его цены.

Бот в помощь бойцу

Боевой мобильный бот «Гладиатор». США. Масса машины — 850 кг, шасси — 6х6. Машина вооружена 7,62-мм пулеметом и дымовыми гранатометами

Пожалуй, сначала XXI века разработка впритирку подошла к созданию безэкипажных машин, которые, естественно, не поменяют боец (это вообщем навряд ли может быть), но, как уже говорилось, станут им ассистентами на поле боя. Так, в том же Институте Карнеги — Меллон разработали колесную машину «Гладиатор» в рамках совместной программки Армии и Корпуса морской пехоты США под заглавием «тактическая безэкипажная наземная машина» (TUGV). Машина может двигаться согласно заложенной программке, при всем этом по радиоканалу она докладывает об остановке и собственном местоположении и получает боевые команды. Она должна употребляться на уровне боевых либо инженерных батальонов морской пехоты и поэтому рассчитана на перевозку автомобилем HMMWV, вертолетом СН-53 либо конвертопланом MV-22. Не считая 5,56-мм либо 7,62-мм пулемета, реактивных противотанковых гранат либо ПТРК она несет легкое бронирование и вооружена дымовыми гранатометами.

В 2003 году в рамках программки FCS компании «Боинг» и «Сайенс Эпликэйшн Интернэшнл» были выбраны для разработки машины типа ARV («бронированная механизированная машина») в вариантах ARV-RSTA («разведки, наблюдения и обнаружения целей») и ARV-A («штурмовая»). Они рассчитаны на перевозку вертолетом СН-47 и самолетом С-130. Обе машины производятся на шасси 6х6 и снаружи напоминают обыденные бронемашины легкого класса. Весят они около 8,5 тонны, а движок в 217 л. с. с приводом на колеса через электротрансмиссию позволяет развивать малошумный ход со скоростью до 90 км/ч. Действовать с таковой скоростью на поле боя они, естественно, не будут, но на марше и при наличии экипажей снутри могут и разогнаться. ARV-A вооружается 30-мм автоматической пушкой Mk 44, 4-мя пусковыми установками ПТУР «Коммон Миссайлз», перезаряжаемыми изнутри башни. Огнь может вести оператор, находящийся в машине либо на удалении от нее (в русском механизированном танке, испытанном в 1990 году, также могли поместиться 1 либо 2 члена экипажа). ARV-RSTA вооружена лазерным дальномером, радиолокационной станцией, электронно-оптическими устройствами, устройствами радиационной, хим и бактериологической разведки, при этом часть оборудования устанавливается на выдвижной мачте высотой до 5 метров.

Компания «Локхид Мартин» разработала многоцелевую машину боевого обеспечения и снабжения MULE. 2,5-тонная машина на шасси 6х6 с управляемой подвеской может решать несколько задач. Если это машина снабжения, то в боевой зоне она несет укладку для разных грузов. Если она преобразуется в боевую машину, то «надевает» башню с мелкокалиберной пушкой и ракетным вооружением. В варианте «машины разминирования» «обувает» широкозахватный миноискатель и минный трал, а не считая того, бесшарнирную гусеницу на колесах для уменьшения удельного давления на грунт. Оператор таковой машины может находиться конкретно на поле боя и вызывать ее к подразделению по мере надобности. К примеру, чтоб доставить боеприпасы, отвезти в ближний тыл раненого, прикрыть корпусом и поддержать огнем подразделение, попавшее в форсмажорную ситуацию.

В Рф в Высшем военном авто командном инженерном училище в Челябинске разработан «Роботизированный стрелковый комплекс», включающий систему управления и самоходные «стрелковые модули». «Модуль» в виде машины 4х4 массой 110 кг с поворотной башней дистанционно управляется 2-мя операторами — за водителя и стрелка, несет противопульное бронирование, автомат АК-74 и автоматической гранатомет АГС-17, может оснащаться аппаратурой спутниковой навигации. Оригинально решена неувязка проходимости — на случай опрокидывания либо сложного препятствия есть механизм переворота корпуса.

«Автоматизация» боевых бронированных машин идет уже издавна. Управление огнем завязано на электронно-оптические системы и бортовой микропроцессор, есть навигационное оборудование, цифровые каналы связи, ряд танков (русские Т-72, Т-80, русский Т-90, французский «Леклерк») обустроен автоматами заряжания. Все это — в помощь работе экипажа. Механизированные безэкипажные мобильные боевые системы — это пока макеты, пусть даже и действующие. Приведут ли бессчетные заявленные проекты и программки к возникновению на вооружении реальных боевых машинроботов (действующих вместе с пешими бойцами и экипажными боевыми машинами) — увидим.

Бот в помощь бойцу

Мобильный бот «Дрэгон». США, Институт Карнеги — Меллон. Масса машины — 4—7 кг, шасси — 4х4, скорость — до 32 км/ч

Перейдем на шаг

Конкретно в безэкипажных машинах может отыскать для себя применение шагающий движитель, который многие годы неудачно пробуют ввести для экипажных машин. В конце 1980-х — начале 1990-х годов XX века энтузиазм к таким машинам, имеющим на резкопересеченной местности значительные достоинства перед колесными и гусеничными, активировался. Примером может служить шагающая платформа «Одекс» на 6 шарнирных опорах. Ее движение обеспечивают три электродвигателя, один центральный и 6 вспомогательных (по одному на каждую опору) микропроцессоров. Управление — по радиоканалу, при всем этом оператору, очевидно, не нужно хлопотать о координации движений бота.

Четырехногово бота разработала в 2005 году «Бостон Дайнэмикс» в рамках проекта «Биг Дог» по заданию DARPA. Бот вправду имеет размеры большой собаки: длина — 1 метр, высота — 0,7 метра, масса — 75 кг, но совершенно уж натужно шутить с подражанием внешнему облику живых созданий разработчики не стали. Снаружи машина представляет собой призматическую раму, повешенную на 4 шарнирных четырехзвенных опорах. Снутри рамы смонтированы аппаратура, батареи, движки, снаружи — крепления для грузов в стандартной армейской упаковке либо укупорках. Этот бот может стремительно доставлять грузы для подразделений, действующих в пешем порядке на местности, труднопроходимой для колесных и гусеничных машин. Вправду, «Биг Дог» способен нести на для себя около 150 кг со скоростью хода до 5,3 км/ч, преодолевая подъемы до 35 градусов. Машина снабжена лазерными гироскопами, стереоскопической видеосистемой, контактными датчиками, центральным и вспомогательными микропроцессорами, системами навигации и дистанционного управления по цифровому радиоканалу от переносного пульта. На испытаниях «Биг Дог» двигался по грунту, льду, склону холмика, автоматом сохраняя устойчивость и направление. С 2006 года по истинное время дело пока ограничилось демонстрациями его вариантов заказчику и публике. Что все-таки еще предложат разработчики на испытаниях в наиблежайшие годы? Можно держать пари, что посреди новых образцов техники будут и боты.

Иллюстрации Миши Дмитриева

Семен Федосеев

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x