Злой газ

Злой газ

8 ноября на атомной подводной лодке, проходившей тесты в Японском море, погибли 20 человек — 3 военнослужащих и 17 штатских. По подготовительным данным, на борту несанкционированно сработала система пожаротушения. В итоге выброса газа фреон-112 находившиеся на борту люди получили сильные отравления различной степени. Для неких они оказались несопоставимыми с жизнью.

При всей очевидности обстоятельств происшествия, которые военное управление огласило в тот же денек, в этой истории остается много необычного и непонятного.

Люди, к огорчению, погибли, и их никак не возвратить. Только вот кого в конечном итоге сделают реальным виновником катастрофы — пока не ясно. Это может быть как техническое несовершенство подводной лодки, так и простое нарушение мер безопасности. Либо, говоря официальным языком, «человечий фактор».

Последнее — более возможно, так как лодка, как стало понятно спустя некое время после аварии, предназначалась для индийской армии. А индийцы наверное не захочут брать субмарину, которая травит непонятными газами собственный же экипаж. В таком случае на месте разработчиков было бы тупо признать во всеуслышание, что их продукция еще пока далека от совершенства.

Председатель Санкт-Петербургского клуба подводников капитан 1 ранга припаса Игорь Кургин, прокомментировавший газете «Комсомольская правда» происшествие, пролил свет на «газовый фактор», который на данный момент и считается главной предпосылкой катастрофы. Системы пожаротушения на русских подлодках появились в 60-е годы прошедшего столетия, так как пожары на субмаринах стали частым явлением. Позднее была придумана так именуемая система ЛОХ — «лодочная большая хим». В качестве реагента, связывающего молекулы кислорода, в ней использовали фреон-112, также именуемый «хладон».

Любопытно, что ЛОХ была разработана после пожара на подводной лодке К-19, которая за бессчетные аварии получила на флоте прозвище «Хиросима». Система стоит на вооружении русского флота уже более 30 лет. Но, если веровать официальным лицам, прокомментировавшим инцидент, ранее газ в ней подавался вручную, но после модернизации подача осуществлялась уже автоматом — в случае возникновения дыма либо увеличения температуры. В обоих случаях должны быть поданы звуковой и световой сигналы, предупреждающие экипаж о необходимости пользоваться персональными дыхательными аппаратами. При этом, не услышать и не узреть их фактически нереально.

Случаи беспричинного включения подобных систем пожаротушения были и ранее. И не один раз. Частично конкретно по этой причине автоматику часто отключали, оставляя только ручное управление. Но, молвят, по условиям испытаний сделать это было нереально. А на той же злосчастной «Нерпе» нештатная ситуация с ролью противопожарной системы случилась сравнимо не так давно — летом 2008 года. К счастью, обошлось без жертв. Но о том, были ли приняты какие-то меры для того, чтоб предупредить подобные случаи в дальнейшем, как разработчики, так и военные упрямо молчат.

Вобщем, если срабатывание все таки вышло, то остается только один выход — пользоваться дыхательным аппаратом. А их подводники обычно носят с собой. При этом, употребляют не только лишь при срабатывании системы пожаротушения, да и при задымлении отсека либо утечке газа. Чтоб обезопасить себя, довольно взять в рот загубник, сделать выдох, и прибор начнет регенерировать воздух. Но портативного устройства хватает всего на пару минут. За этот период времени необходимо достать дыхательные аппараты, находящиеся в каждом отсеке, либо подсоединить маску к магистральным трубопроводам с кислородом, проходящим по всей лодке.

Но в том-то и загвоздка, что если такового аппарата под боком не оказалось, то человека ожидает верная погибель. А известное российское «на удачу», которое часто имеет фатальные последствия, уже не раз подводило нашего брата. Тот, кому довелось послужить в армии, наверное помнит, какие штуки часто проделывали бойцы с противогазами, «чтоб легче дышалось на марш-броске». И хоть в этом случае идет речь о взрослых и куда более суровых людях, результат все таки один — персональная защита в момент угрозы оказалась под рукою не у всех участников испытаний. Не исключено, что некие «гражданские» просто не знали, что необходимо делать в случае сигнала волнения, и на свою голову замешкались.

Как указывает опыт, конкретно «опытные» часто относятся к мерам безопасности легкомысленно. За юным бойцом либо матросом смотрит командир, а вот вынудить видавшего виды инженера либо офицера-подводника соблюдать «формальности» часто куда труднее. И, судя по соотношению погибших в этой катастрофы штатских и военных (17 к 3), можно представить, что 2-ые все таки оказались дисциплинированнее.

Не исключено все таки, что предпосылкой катастрофы стало совсем не присущее русскому человеку разгильдяйство, а совершенно другой фактор. Понятно ведь, что подводная лодка этого класса рассчитана на экипаж численностью чуток больше 70 человек, а в момент испытаний на борту находилось больше 200 военных и штатских профессионалов. Полностью понятно, что на такое количество народа личных средств защиты могло и не хватить.

Вместе с официальными, уже появилось и превеликое огромное количество «народных» версий, которые, вобщем, никаким образом нельзя принимать на веру. Одно из догадок говорит, что на подводной лодке могли «не совершенно успешно» закурить, что и привело к срабатыванию системы пожаротушения. В это, в принципе, частично верится. Но в таком случае выходит, что смертельно страшная система так чувствительна, что может на техническом уровне сработать из-за сигаретного дыма. Более чем удивительно…

Военные подводники — люди дисциплинированные, и наверное знают, что курить на подводной лодке можно исключительно в специально отведенных местах, ну и желание такое по мере надобности способны сдержать. Но их-то как раз на АПЛ было малость. Большая часть находившихся на борту были конкретно штатскими спецами. А «заводские», как произнес один из профессионалов в интервью «Известиям», обычно не подчиняются военным.

Кто-то из юзеров веба даже представил, что участники испытаний прямо на подводной лодке начали отмечать ее успешную сдачу. Но эта версия вообщем критики не выдерживает, хотя экипажу и было что отмечать, так как, судя по открытой инфы, конкретно после этих испытаний субмарину могли сдать. Строительство АПЛ К-152 «Нерпа» началось еще в 1993 году — в не самый наилучший период для «оборонки», а спущена на воду она была в 2006-м. С декабря 2009 года АПЛ должна была отправиться в Индию, которая брала ее в лизинг сроком на 10 лет за 650 миллионов баксов. Возьмет ли сейчас — не факт. Индийцы, как понятно, люди суеверные, и навряд ли захочут ходить в море на подводной лодке с таким темным прошедшим.

Андрей Федоров

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x