Князь без Булавы

Князь без "Булавы"

21 ноября экипаж стратегической атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» выполнил удачный запуск ядерной энергетической установки. На данный момент субмарина готовится к первому выходу в море и заводским ходовым испытаниям. Для флота это знаменательное событие, которое омрачает только один факт: хотя процесс сотворения субмарины практически занял три десятилетия, ракеты для нее до сего времени не приняты на вооружение.

В то, что субмарину достроят, верили далековато не все. Она была заложена на «Севмаше» 2 ноября 1996 года, должна была быть введена строй в 2002-м. Сроки сдачи повсевременно переносились, и звучали даже заявления, что в 2006 году сдадут сходу две подлодки проекта 955 «Борей». Но удачной реализации всех этих планов мешали многие предпосылки. Сомнения в перспективах скорой сдачи «Юрия Долгорукого» оставались даже еще несколько лет вспять, когда техно готовность составляла приблизительно 60 процентов. Но в апреле 2007 года 1-ый не только лишь в Рф, да и в мире атомный ракетоносец 4-го поколения был выведен из цеха в плавучий док, а 12 февраля 2008 года спущен на воду и ошвартован у достроечной стены.

1-ый вице-премьер и прошлый министр обороны Рф Сергей Иванов, собственной подписью одобривший вывод подлодки, тогда так откомментировал свои воспоминания по этому поводу: «Мы 17 лет не спускали на воду такие корабли. На самом деле, это 1-ая русская атомная ракетная подводная лодка. Скажу вам честно, подписывать документ о выводе из цеха такового уникального корабля намного приятнее, чем какие бы то ни было международные договоры». Речь, нужно считать, шла о интернациональных договоренностях, в согласовании с которыми Наша родина в протяжении многих лет уменьшала собственный ядерный потенциал. При этом, если вникнуть, часто фактически бескорыстно, так как западные «партнеры» далековато не всегда отвечали на это адекватными действиями.

Сама эпопея с созданием «Бореев» тянется еще с 1978 года. Вот тогда в СССР начались исследования вида ракетной подводной лодки 4-го поколения. Конкретная разработка корабля началась в ЦКБ «Рубин» только в конце 1980-х годов, но к тому времени вектор наружной политики страны сменился на более дружелюбный, и все прежние труды просто могли пойти насмарку. Только каким-то чудом работы над проектом не были остановлены и, невзирая на все следующие потрясения, происходившие как в вооруженных силах, так и на предприятиях «оборонки», сейчас фактически стопроцентно доведены до логического окончания.

Молвят, до закладки первому кораблю предполагалось присвоить имя «Санкт-Петербург», но потом он получил заглавие «Юрий Долгорукий». По традиции, носить имена российских князей будут и следующие субмарины. На первом шаге также планировали, что проект 955 будет заимствовать часть технических решений проекта 941 «Акула». Но в силу лишней цены от этой идеи отказались и возвратились к «традиционной» схеме. В конечном итоге «Борей» заполучил внешний облик, практически схожий субмаринам проекта 881 «Меркурий», который так и не был воплощен в жизнь из-за возникновения более универсального эталона.

На вооружение подводных лодок 4-го поколения планировали поставить новые твердотопливные баллистические ракеты «Барк», дальность полета которых, согласно техническому заданию, должна была достигать 10-11 тыщ км. Конструкторы КБ имени Макеева также обещали поразить заказчика дешевизной, точностными, высокоскоростными и защитными чертами собственного изделия. Но, как оказывается, конкретно вооружению новейшей подлодки предначертано было навечно стать нездоровым местом проекта.

После пары лет работы ракета вышла на 2 сантиметра толще прежних образцов, из-за чего пришлось переделывать шахты «Дмитрия Донского» — субмарины проекта 941 «Акула», который также подразумевали вооружить «Барками». Но новые ракеты так и не поступили на вооружение. С 1994 по 2003 год прошли три тесты «Барков», но они все оказались плохими. Поначалу, как писала «Русская газета», не отстрелилась амортизационная ракетно-стартовая система, позже был сбой в комплексе командных устройств, а в 3-ий раз рабочие запамятовали установить на изделие дросселирующие молибденовые шайбы. После чего, не дожидаясь еще одного шага испытаний, правительство внезапно отказалось от предстоящего финансирования проекта и заказало совсем другую систему Столичному институту теплотехники.

Князь без "Булавы"

Морской запуск «Булавы». Кадр телеканала «Наша родина», архив

Так появилась твердотопливная ракета «Булава-30» — наименее дорогая и габаритная. Ее 1-ый и, наверняка, пока самый удачный испытательный запуск был произведен 27 сентября 2005 года из акватории Белоснежного моря с АПЛ «Дмитрий Донской» по полигону Кура на Камчатке. За 14 минут «Булава» преодолела более 5,5 тыщи км, после этого боевые блоки удачно поразили цели на полигоне. Но после чего что-то пошло не так.

Всего на сегодня было произведено 8 испытаний ракет, не считая «броскового» запуска весогабаритного макета «Булавы» из подводного состояния. Как досадно бы это не звучало, большая часть из их закончились безуспешно — ракеты или отклонялись от курса, или, недолетев до цели, падали в море. Последний запуск состоялся в сентябре 2008 года. Как утверждает источник газеты «Коммерсант» в Минобороны, активный участок линии движения ракета прошла без сбоев и попала в данный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения. Официальных комментариев ВМФ Рф на этот счет журналистам получить не удалось.

Также до сего времени неясно, когда конкретно «Булава» будет поставлена на вооружение ВМФ. В то, что это случится в 2009 году, верится слабо, так как создателям ракеты предстоит еще далековато не одно испытание и, судя по всему, суровая «работа над ошибками».

Любопытно, что головной корабль проекта «Юрий Долгорукий», в отличие от следующих кораблей проекта «Борей», может иметь на борту всего 12, а не 16 ракет. На данный момент на «Севмаше» строятся еще две подлодки проекта 955/995A — «Александр Невский» и «Владимир Мономах» (последний из кораблей, как и следующие ракетоносцы, будет построен по модифицированному проекту 955А). При этом их закладка была произведена куда более впечатляющими темпами — в 2004 и 2006 годах. Другие субмарины проекта, согласно планам управления ВМФ, также будут закладываться, а потом вводиться в боевой состав с наименьшими интервалами, что обеспечит непрерывный кораблестроительный процесс.

4-ый «Борей», как заявил в интервью РИА Анонсы в июле 2007 года русский главком ВМФ Владимир Высоцкий, также будет отличаться от прошлых. Сначала модернизация коснется таких качеств, как шумность, маневрирование, удержание на глубине, управление орудием. Вобщем, эти субмарины и так уже именуют наилучшими по многим характеристикам. Так, по утверждениям профессионалов, «Бореи» станут самыми малошумными атомными подводными лодками в мире. За счет установки протяженных корпусных антенн, позволяющих «слышать» противника и обнаруживать его магнитное поле всем корпусом, конструкторам удалось достигнуть высокой информированности экипажа о тактической обстановке. Не считая этого, лодки последнего поколения рассчитаны на более долгие сроки службы — 40-50 лет заместо 20-30.

Планируется, что субмарины проекта 955/995A будут ядром морских стратегических ядерных сил ВМФ РФ как минимум до 2040 года. И если ввод «Бореев» в состав русского флота будет проходить с высочайшими темпами, наметившийся в последние годы дисбаланс сил меж ВМФ РФ и ВМС США по количеству атомных подводных лодок получится уменьшить.

Правда, непонятной до сего времени остается судьба многострадальных ракет «Булава», без которых боевая эффективность субмарин равна нулю. Принять на вооружение «сырую» ракету нельзя, так как она не просто не эффективна, да и небезопасна. А размеренно плохие тесты принуждают военных профессионалов в очередной раз задаваться вопросом по поводу корректности прекращения финансирования проекта «Барк». Может быть, продолжи КБ имени Макеева разработку и тесты собственных ракет, они бы уже издавна стояли на вооружении. Ведь степень готовности комплекса в 1998 году, согласно инфы в СМИ, оценивалась в 73 процента.

Андрей Федоров

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x