Оружие устрашающих размеров

Орудие устрашающих размеров

В свое время в неких кругах на Западе прогуливались упрямые слухи, что в Ираке строится супермощная самоходная пушка, разработанная для ликвидирования оборонительных сооружений (во время ирано-иракской войны в 80-х годах). Америкосы во время вторжения в Ирак ничего подобного не нашли (либо не признаются в этом). «Чудище» на иллюстрации — плод воображения художника, который, непременно, в собственном творчестве вдохновлялся реально существовавшим в 1944–45 годы Panzermorser Sturmtiger Ausf E калибром в 380 мм.

«Штурм-тигр» стрелял фугасными реактивными снарядами весом до 350 кг, пробивавшими насквозь два с половиной метра армированного бетона

«У нас есть Царь-пушка, которая не стреляет, Царь-колокол, который не звонит, а сейчас ещё будет Царь-корабль, который не плавает!» — увидел в один прекрасный момент величавый российский судостроитель Алексей Николаевич Крылов (1863–1945), рассматривая очередной проект супер-линкора

Плохая попытка выстроить Вавилонскую башню, так ярко описанная в Библии, ничему не обучила население земли. И его временами продолжали поражать приступы гигантомании, проявляющиеся в назойливом желании выстроить что-то самое огромное и массивное, самое суровое и неуязвимое. В особенности когда на горизонте сверкали блики скорой войны.

Орудие устрашающих размеров

Москва, Кремль, Царь-Пушка. Фото (Creative Commons license): rimljancek

Главный калибр

Одни проекты оказывались успешными, другие, казалось, были сделаны только для того, чтоб их размерами испугать неприятеля либо приободрить себя. К числу последних относится и именитая Царь-пушка, которая вправду никогда не стреляла. Хотя её создатель, известный российский литейщик Андрей Чохов (разум. 1625), задумывал её как боевое орудие.

Отлитая в 1586 году, она до сего времени является самым многокалиберным орудием в мире — внутренний поперечник ствола составляет 890 мм. По легендам, в нем скрывались во время дождика караульные стрельцы, а время от времени в пушку залезали и засыпали пьянчужки. Но свое заглавие она получила не из-за размеров, а так как на её стволе мастер изобразил светлый лик тогдашнего сударя Федора Иоанновича. Видимо, уже позже «царями» на Руси начали именовать все поражающие своими размерами технические чудеса.

А вот лежащие рядом с ней тысячекилограммовые чугунные ядра — всего только бутафория, сделанная много позднее. Дело в том, что Царь-пушка просто не сумеет ими стрелять: порвет ствол. По сути это гипертрофированная бомбарда, обычная для XVI века и созданная для стрельбы каменными ядрами по крепости противника либо стальной картечью — при обороне своей. Бомбарды стреляли на маленькое расстояние: несколько сот метров ядром, несколько 10-ов — картечью. Потому огромного заряда пороха в их не закладывали — в отличие от поздних пушек, метавших чугунные снаряды. В этом одна из обстоятельств того, что, прослужив наименее 100 лет, она была выслана в отставку как устаревшее вооружение.

2-ая причина заключалась в размерах Царь-пушки. Ведь бомбарды не имели боевого лафета — их стволы клали на землю и подпирали сзади специально построенной стеной либо земельным валом. А тот лафет, на котором она на данный момент стоит — тоже бутафория, он был сделан исключительно в 1835 году на Петербургском чугунолитейном заводе Берда. При выстреле ствол пушки просто слетел бы с этого лафета, сломав его. Потому Царь-пушка, перемещение которой добивалось более двухсотен лошадок, оказалась нескончаемым стражем Кремля, при этом стражем чисто формальным. Обороняться при помощи орудий стандартных размеров еще проще и эффективней.

Орудие устрашающих размеров

Сборка казенной части 520-миллиметровой гаубицы Шнейдера во время Первой мировой войны

К идее циклопических пушек возвратились с возникновением стальных дорог и подъемных устройств, когда неувязка сверхтяжелых грузов закончила быть неразрешимой. Многокалиберными орудиями массой в 10-ки тонн на жд платформах обзавелись все ведущие европейские державы, усердно готовившиеся к Первой мировой войне. Но рекорд в этой гонке установила Германия.

Поначалу немцы выстроили «Большую Берту» (La Grosse Bertha) — осадную мортиру калибром 420 мм, из которой в 1914 году обстреливали бельгийский город Льеж. По собственной массе (42,6 т) она уже превосходила Царь-пушку. Правда, через два года при осаде Вердена Франция отдала германцам достойный ответ в виде 520-миллиметровой гаубицы системы Шнейдера, посылающей полуторатонные снаряды на 17 км и весившее совместно с платформой 263 т. Это было самое массивное орудие Первой мировой — но не самое тяжелое.

Орудие устрашающих размеров

Ствол пушки «Колоссаль» был так длинен, что его было тяжело замаскировать, чтобы избежать угроз от наименее дальнобойного, но существенно более поворотливого и мобильного орудия

23 марта 1918 года на Париж обвалились 1-ые снаряды, выпущенные из германской суперпушки «Колоссаль» (Pariser Kanonen). Падающие на город 210-миллиметровые фугасы не вызвали бы огромного удивления, если б фронт не размещался от него в 10-ках км — другими словами вне зоны деяния всех узнаваемых на то время дальнобойных орудий. Но «Колоссаль» была сверхдальнобойным орудием: его 36-метровый ствол разгонял снаряд до скоростей более 1500 м/с, забрасывая его на 110 км! Общая масса установки составлял около 750 т, только один ствол весил 134 т, и в него заряжали 250 кг пороха! Но суперпушка не посодействовала германцам — Париж тогда они так и не взяли.

Зато в 1940 году немцы вошли во французскую столицу ранее, чем было выстроено их гиперорудие «Дора» (Dora Geschütz), загаданое для ликвидирования укреплений полосы Мажино (Maginot Line). У его создателей гигантомания, разумеется, достигнула высшего пика обострения — так как они отлили монстра калибром 809 мм, чьи бетонобойные снаряды весили более 7 тонн! Общая масса установки в боевом положении достигала 1350 т, потому опиралась она сходу на две особые (усиленные) рельсовые колеи.

Как таковой размер был оправданным и действенным? Сначала 1942 года «Дора» была переброшена в Крым, к геройски оборонявшемуся Севастополю. Думается, что этот шаг был быстрее боевыми испытаниями орудия, чем реальной необходимостью в помощи такового монстра. Так как из сорока восьми выстрелов только один был удачным: снаряд разрушил склад боеприпасов, находившийся на глубине 27 м. По воззрению самих германских военных профессионалов, подобные задачки было бы проще и дешевле решать при помощи томных авиабомб. Как, кстати, и поступают в наше время.

«Царь-танк» и «фюрер-панцер»

К новейшей мировой войне Германия готовила не только лишь суперпушку, да и супертанк. В 1933 году компанией Rheinmetall были построены две машины, получившие имя «Нойбауфарцойг» (Neubaufahrzeug). На фоне собственных братьев они выделялись не только лишь размерами, да и наличием сходу 3-х башен.

Наличие 3-х «голов» пояснялось просто: Европа опять готовилась к тяжеленной позиционной войне, где через укрепленные полосы будут с боями пробиваться «танки прорыва». Потому отдельным конструкторам приходила идея дать собственному детине очень вероятное количество орудий и пулеметов — ведь при прохождении через линию обороны необходимо было вести огнь сразу по нескольким целям, в том числе находящимся по краям и даже сзади танка.

1-ый таковой «сухопутный броненосец» выстроила Франция, выпустив в 1919–23 годах 10 томных двухбашенных танков 2С. Дожив до 2-ой мировой, они погибли без боя во время перевозки по стальной дороге — эшелон разбомбила германская авиация. Вобщем, германские «Neubaufahrzeug» имели более бесславный конец: какой-то из них застрял в болоте во Франции и был взорван своим экипажем, другие использовались для запугивания населения покоренных государств, пока не пошли на слом.

Попытку вооружить свою армию многобашенной металлической громадой в 1920-е годы сделала и Англия, но её Vickers A1E1 Independent не прошел далее испытательного полигона. Британцы тормознули впору — как будто предчувствуя их грустную судьбу. А вот в СССР многобашенными танками увлеклись не на шуточку.

Орудие устрашающих размеров

Пятибашенный танк Т-35 был самой тяжеленной и сильной предвоенной машиной СССР. Фактически они все были потеряны в 1-ые деньки войны

В 1931 году Управление моторизации и механизации РККА заказало конструкторскому бюро Ленинградского завода «Большевик» тяжкий танк прорыва, получивший обозначение Т-35. Спустя пару лет начался выпуск его модернизированного варианта Т-35А.

Это был наибольший серийный танк в мире: 7,4 м в длину, 2,87 м в ширину и 2,65 м в высоту. Гусеницы обхватывали корпус практически на двухметровой высоте, а на нем грозно высились целых 5 башен. В главной располагалось 76-миллиметровых короткоствольное орудие и пулемет, там же было и место командира танка, впереди и сзади её находились две пары башен гораздо меньше — в артиллерийских установили 45-миллиметровых пушки, в стрелковых — по одному пулемету. Ещё один курсовой пулемет стоял в лобовом листе корпуса. Боевое отделение было разбито на три не сообщающихся меж собою отсека — ради усиления живучести в случае попадания снаряда. Авиационный движок М-17 М мощностью 500 л.с. разгонял танк до скорости 30 км/ч.

Этот «Царь-танк» был главной изюминкой военных парадов на Красноватой площади в тридцатые годы, вселяющей в русских людей уверенность в скорой победе над мировым империализмом. Но при всем собственном суровом виде, Т-35 обладал массой недочетов, которые оказались для него роковыми.

Вечерком 21 июня танкистов Восьмого мехкорпуса подняли по тревоге, и войну они повстречали уже на ходу — корпус направился в район Дубно, где развернулось потрясающее танковое схватка. Но участвовать в нем и геройски погибнуть смогли только несколько машин. Дороги Украины — не Красноватая площадь. По пути к месту схватки фактически все Т-35 обыденно сломались либо застряли в глубочайших лужах и были оставлены своими экипажами.

Вобщем, в бою у их было малость шансов. Большие многобашенные машины служили безупречной мишенью для противника — и возможной братской могилой для собственного экипажа. 1-ые же бои проявили, что будущее за танками традиционной конструкции, владеющими неплохой скоростью, проходимостью, вооружением и защитой.

Но германское военное командование до конца войны не теряло надежду на то, что некоторый непобедимый, сверхмогучий «чудо-танк» изменит положение на фронтах. И сначала 1944 года на тесты вышел металлической монстр Тип 205 с достаточно странноватым для собственных размеров прозвищем «Maus» («Мышонок»).

Длинна его корпуса достигала 9 м, высота — 3,6 м, а мощная броня (до 200 мм) стала предпосылкой того, что 180-тонная машина не могла переехать ни через один мост. Вобщем, управлялся «Мышонок», по отзывам испытателей, куда проще и легче, чем серийный германский Т-IV. А два орудия в башне (калибром 128 и 75 мм) обещали стать массивным орудием, способным совладать с хоть какими танками противника.

Но далее испытаний дело не продвинулось. В конце войны два «Мышонка» были захвачены русскими бойцами, и позже какой-то из них занял свое место в танковом музее в Кубинке — где его можно узреть и сейчас. Другой «чудо-танк» проекта Е-100 (он был легче «Мышонка на 40 т) попал в руки британцев.

Не обошлось при разработке супертанков и без курьеза. Или это была злая шуточка германских промышленников, пытавшихся заинтриговать Гитлера умопомрачительным проектом этакого германского «фюрер-панцера» — и выкачать с него средства на разработку. Или это были признаки маразма конструкторов. Судите сами: проект инженеров компании «Крупп» P 1000 подразумевал создание самого реального линкора на гусеницах — массой около 1000 т и длинноватой 35 м! Скоро появился и еще больше мастабный проект массой в полторы тыщи тонн — P 1500.

Орудие устрашающих размеров

В наши деньки хоть какой японский школьник может собрать пластмассовую модель суперлинкора «Ямато», чтоб поставить ее у себя на письменном столе

Титаны Тихого океана

Гигантомания царила не только лишь в танковых КБ Третьего Рейха — она витала и в кабинетах судостроителей. В 1944 году там родился проект сверхлинкора «H-44». Но на него у Германии уже не было ни времени, ни средств. Зато самыми великими линкорами всех времен и народов обладала Страна Восходящего Солнца.

В один прекрасный момент жители страны восходящего солнца замыслили выстроить корабль, большой и могучий, как сказочный Годзилла. Он был должен стать воплощением мощи Правительского флота как козыря в борьбе за геополитическое господство в Тихоокеанском регионе. Экономические способности Стране восходящего солнца были несоизмеримо скромнее, чем у США и Англии, потому угнаться на возможным противником количественно она не могла. Тогда жители страны восходящего солнца решили взять качеством — понимая под ним большой калибр и ещё огромные размеры.

В 1935 году был утвержден проект А140, предусматривающий постройку линейного корабля водоизмещением 72 000 т, длиной 263 м, с паротурбиной мощностью 200000 л.с и вооруженный девятью 460-мм орудиями — они выкидывали 1300-килограммовые снаряды на расстояние 42 км.

Но собрать силовую установку таковой мощности Япония не смогла. После рассмотрения нескольких других вариантов (в числе их планировалось применение циклопических дизелей) инженеры тормознули на паротурбинной установке суммарной мощностью 153 000 л.с. На всех парах она выжимала скорость 27,7 узлов, потребляя при всем этом 63 т водянистого горючего в час. Ещё четыре дизель-генератора и четыре паровых турбогенератора мощностью по 600 кВт каждый производили электроэнергию для бессчетных устройств. Посреди их: 282 вентилятора, 491 телефон, 14 линий пневмопочты. Главный руль линкора (площадью 41 кв.м.) и вспомогательный (площадью 13,3 кв.м) приводились в действие отдельными бензиновыми движками.

В 1937 году окончательный план был принят в создание, и морское ведомство заказало постройку 2-ух линкоров — «Ямато» и «Мусаси». 1-ый был назван в честь провинции Ямато — сердца старой Стране восходящего солнца, 2-ой носил имя величайшего мастера фехтования XVII века Миямото Мусаси.

Орудие устрашающих размеров

Геройский последний бой «Ямато» стал темой для многих произведений батального искусства. Таким его изобразил Стив Нуттол. Иллюстрация: Steve Nuttall

Но, как досадно бы это не звучало, могучие линкоры поняла судьбы доблестных самураев, доспехи и отвага которых оказались бессильными против мушкетных пуль. После того, как америкосы поставили собственной главной целью ликвидирование японских авианосцев, линейный флот Стране восходящего солнца остался без воздушного прикрытия — став легкой добычей противника. И уже 24 октября 1944 г. у острова Лейте (Филиппины) во время авианалета умер «Мусаси». В него попало 17 томных авиабомб и 16 торпед.

В апреле 1945 южноамериканские армады начали штурм Окинавы. Навстречу противнику выступили бойцы гарнизона, местные обитатели с буковыми копьями в руках и 8 тыщ отважных камикадзе. Но основным порывом «божественного ветра» стал «Ямато», вышедший на помощь осажденным с припасом горючего в один конец. Команда корабля надела белоснежные повязки смертников.

На перехват «Ямато» было брошено отдельное авианосное соединение. 7 апреля линкор и сопровождающие его эсминцы штурмовали двести американских бомбардировщиков! Он вел бой в течение 2-ух часов, получив 10 попаданий пятитонных бомб и двенадцать торпед в левый борт, а потом ужасный взрыв разворотил его корпус. Последний суперлинкор Правительского флота и 2767 членов его экипажа погрузились в морскую бездну

В наше время почтенное звание наибольшего боевого корабля вот уже 40 лет держат восемь американских атомных авианосцев класса «Nimitz». Это истинные плавучие городка: при водоизмещении в 90 000 тонн их длина составляет 327 м, на палубе и в ангарах стоят 95 боевых самолетов, а в каютах и кубриках теснятся 6300 человек экипажа!

Но вот являются ли они «властителями океанов», как их любит выставлять пропаганда, сначала южноамериканская? Насчет этого имеются сомнения. Дело в том, что с 1945 года авианосный флот США не сталкивался с суровым противником — не считать же такими боевые катера Северного Вьетнама либо Ирака! А вот сколько бы шансов имело южноамериканское авианосное соединение, взятое на прицел русским (сейчас — русским) ракетным крейсером, подводным ракетоносцем либо эскадрильей Ту-160? Думается, что в данном случае авианосцы могла бы постигнуть участь японских суперлинкоров — которые тоже в свое время очень неосмотрительно объявили непобедимыми.

Сергей Кутовой

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x