Летучий китаец

Летучий китаец

ТАКР «Варяг». Фото с веб-сайта fas.org

На этой неделе военное ведомство Китая объявило о планах строительства первого авианосца. Корабль, по словам официального дилера министерства обороны Китая старшего полковника Хуана Сюэпина, должен стать «эмблемой силы цивилизации и конкурентоспособности флота страны». Но военные аналитики считают, что авианосец нужен Китаю для других целей — он станет средством сдерживания США в случае конфликта вокруг Тайваня.

Эти заявления далековато не голословны — способности для того, чтоб обзавестись таким кораблем, у Пекина уже есть. Вобщем, как и сами авианосцы.

Слухи по поводу планов Китая по созданию собственного авианосца прогуливались издавна. Еще в 2005 году в СМИ появилась информация о намерениях китайских военных выстроить корабль водоизмещением 78 тыщ тонн. Но она была опровергнута оборонным ведомством страны.

Другие источники утверждали, что 1-ый китайский авианосец должен быть построен к 2020 году и его водоизмещение составит 93 тыщи тонн. Но вопреки этим слухам и домыслам, можно сказать точно — у Пекина уже есть авианосец. При этом не один. Хотя использовать эти корабли в интересах обороны, судя по всему, нельзя. Либо пока нельзя.

Еще в 1990-е годы Китай, как и некие другие страны, обдуманно пользовался недальновидностью неких стран, некогда входивших в состав СССР, и потом поспешивших избавиться от доставшегося им в наследие вооружения.

1-ый претендент

В апреле 1998 года Пекин заполучил тяжкий авианесущий крейсер (ТАКР) «Варяг», доставшийся в 1993 году Украине после раздела флота. «Варяг» оказался очень прибыльным приобретением для китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd. Ей он достался всего за 20 миллионов баксов. Для сопоставления, строительство современного авианосца обходится в млрд.

Корабль, носивший до 1990 года имя «Рига», был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро и заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве 6 декабря 1985 года. В 1992 году строительство авианесущего крейсера, техно готовность которого составляла около 67 процентов, было приостановлено.

Буксировка «Варяга» в Китай оказалась делом хлопотным и продлилась 627 дней. Так, Турции, которая должна была пропустить корабль через Босфорский пролив, эта мысль не показалась симпатичной. Турки посчитали, что «Варяг» — это большой корабль, который представляет опасность безопасности судоходства в узеньком проливе. Но в конце-концов согласились его пропустить.

В апреле 2001 года «Варяг» сорвался с буксирных тросов во время шторма поблизости греческого острова Скирос и 14 часов бесконтрольно дрейфовал в Эгейском море при десятибалльном шторме. В конечном итоге турецким и греческим спасателям с трудом удалось прикрепить корабль к буксирам, и его путешествие к берегам Поднебесной продолжилось.

Как сложилась либо сложится в предстоящем судьба «Варяга» — до сего времени остается потаенной. Но возможность того, что конкретно ему предстоит стать «эмблемой силы цивилизации и конкурентоспособности флота страны», значительны.

Вначале корабль заполучила компания, намеревавшаяся переоборудовать его в развлекательный центр. Хотя не исключено, что эти планы были только прикрытием для того, чтоб приобрести по дешевке более чем наполовину достроенный авианесущий крейсер.

В 2008 году корабль получил имя Shi Lang в честь китайского предводителя, что уже наводит на определенные мысли. Непонятно, чтоб китайцы окрестили казино в честь собственного государственного героя.

В СМИ уже появлялась информация о том, что Китай планировал модернизировать авианесущий крейсер к 2010 году, а потом ввести его в боевой состав флота. Некие источники говорят, что крейсер на данный момент находится на инспекции и ремонте в сухом доке военно-морской базы в городке Далянь, а его тесты должны были начаться в 2008 году.

2-ой претендент

ТАКР

Летучий китаец

ТАКР «Минск». Фото с веб-сайта chinascout.ru

Судьба еще 1-го потенциального знака китайской цивилизации сложилась более любопытно, и, как можно додуматься, он также имеет русское происхождение.

30 сентября 1975 года был спущен на воду ТАКР «Минск», а спустя еще три года он был официально включен в состав Тихоокеанского флота. В 1979 году корабль сделал переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с заходами в Луанду, Манилу и Порт-Луи. Летом 1980 года «Минск» сделал заход во Вьетнам, а в 1982 году — в Мумбаи (тогда еще Бомбей).

В 1991 году «Минск» готовили к переходу в Николаев для проведения среднего ремонта, но так и не собрались. В 1993 году было принято решение о разоружении авианосца, и в конечном итоге его исключили из состава ВМФ Рф.

Позднее «Минск» был продан на металл южнокорейской компании и в конце 1995 года отбуксирован в эту страну для разделки. Но по неведомым причинам, посреди которых именуют денежный кризис в стране, потом он был перепродан китайской компании Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd за 5 миллионов баксов.

В 2006 году китайская компания разорилась, и «Минск» стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне, а потом был переоборудован в аттракцион. По неким сведениям, этот проект обошелся в 45 миллионов баксов. После ремонта внешний облик корабля не поменялся. На нем остались системы вооружения, пусковые установки и даже, как молвят, отработавшие собственный ресурс самолеты МиГ-23.

Все же, и этот накладный проект себя не окупил. В марте 2006 года авианосец снова был выставлен на аукцион, но покупателей на него не нашлось. 31 мая 2006 года, по неким сведениям, авианосец был кому-то продан.

Как сложилась либо еще сложится его судьба в предстоящем — снова же непонятно. Но журналистам 1-го из белорусских телеканалов, в 2008 году пытавшихся достигнуть от китайцев разрешения на съемки корабля, носившего имя столицы их страны, так толком и не удалось получить по этому поводу понятного ответа.

3-ий претендент

Летучий китаец

ТАКР «Киев». Фото с веб-сайта tdaxp.com

Правительству КНР был продан и очередной корабль проекта 1143 — ТАКР «Киев», входивший в состав Северного флота ВМФ СССР. Кстати, он из той же серии, что и «Минск», и «Адмирал Горшков», который на данный момент проходит модернизацию на русском заводе «Севмаш» и потом должен войти в состав ВМС Индии.

Сначала 1994 года «Киев» отбуксировали в Дзуньхандау, где корабль был переоборудован в музей, а в сентябре 2003 года он переместился в Тяньцзинь. В свое время с чьей-то легкой руки «Киев» даже нарекли «мостом украинско-китайской дружбы».

В Тяньцзине, как молвят, авианосец был должен быть переоборудован в большой развлекательный центр под заглавием «Радостный порт», который планировалось использовать для военно-патриотического воспитания. Его частью был должен стать и так именуемый «Военный Дисней лэнд» общей площадью 10 квадратных км. Цена этого проекта, как молвят, составляла около 2 млрд баксов, хотя для развлекательного объекта эта сумма смотрится, скажем прямо, заоблачной.

Как писало в свое время одно из украинских изданий, ТАКР «Киев» еще до открытия развлекательного центра посещали до 40 тыщ человек в неделю при цены входного билета 15 баксов. После окончания проекта местные власти типо планировали довести количество туристов до 100 тыщ человек в неделю.

4-ый претендент

Летучий китаец

Авианосец «Мельбурн». Фото с веб-сайта photobucket.com

Самым патриархальным приобретением китайцев стал австралийский авианосец «Мельбурн», который Пекин купил еще в 1985 году за 1,4 миллиона баксов. Вначале корабль строился в интересах ВМС Англии, но с 1955 по 1982 годы прогуливался в море под флагом Австралии. Он был заложен в 1943 году и продан австралийскому флоту в 1947-м, но из-за проволочек в достройке и внедрении новых технологий начал службу только 1955 году.

В реальных боевых операциях «Мельбурн» не участвовал, но делал второстепенные задачки во время войны во Вьетнаме и конфликта меж Малайзией и Индонезией. В 1964 году авианосец столкнулся с эсминцем «Вояджер» ВМC Австралии, в итоге чего последний корабль затонул и 82 члена экипажа погибли.

Вначале, когда корабль был списан, австралийцы сами планировали переоборудовать его в казино, но позднее от этого проекта отказались. В итоге в 1985 году «Мельбурн» перекупили китайцы, которым он был также вначале продан на металлолом.

Но после чего Пекин изменил свои планы по поводу «Мельбурна» и, по неким сведениям, его стали использовать для подготовки летчиков, также для исследования технологий, который использовались для разработки кораблей такового класса.

Последний проект, вобщем, был засекречен. А учить было что, так как, как молвят, на «Мельбурне» остались паровые катапульты, которых не было на приобретенных потом русских кораблях.

С миру по нити

Разумеется, что за последние два с излишним десятилетия Китай собрал хорошую коллекцию авианосцев. При этом, как молвят, еще одним экспонатом в ней стал и тяжкий авианесущий крейсер «Новороссийск», хотя достоверных подтверждений этому и нет.

«Новороссийск», очередной корабль проекта 1143, был также продан южнокорейской компании на металлолом сначала 1990-х годов, и как в предстоящем сложилась его судьба — непонятно. Хотя в то, что из Южной Кореи корабль потаенно перешел в Китай, охотно можно поверить. Дорога-то торенная.

Вобщем, если уж рассуждать логически, то более возможной реинкарнацией китайского авианосца может стать ТАКР «Варяг» — пусть и не достроенный до конца, зато сравнимо новый. Ну и не напрасно же в этом году он получил истинное китайское имя, в отличие от других, более старенькых кораблей. Старичок-«Мельбурн» навряд ли можно будет возвратить в боевое состояние. Хотя определенную пользу от него китайские инженеры наверное получат.

Не вызывает колебаний и то, что Пекин может просто использовать технологии и даже комплектующие всех приобретенных авианосцев и создаст нечто другое. При этом, позаимствовав все наилучшее у каждого из кораблей. Ведь в том, что китайцы способны с галлактической скоростью и несусветной точностью перенимать чужие идеи (в том числе — из оборонной сферы), сейчас не приходится колебаться. А на авторское право они, обыкновенно, просто закроют глаза.

Словом, проект по созданию «знака силы цивилизации и конкурентоспособности флота страны» — это только вопрос времени. Сколько его пригодится в конечном итоге — пока сказать нереально. И не исключено, что уже через год и даже месяц Пекин объявит, что корабль спущен на воду либо даже введен в состав флота, и выяснится, что строили уже его издавна, но просто скрывали это в интересах обороноспособности. Китайцы ведь, как понятно, могут не только лишь копировать чужие идеи, да и хранить собственные потаенны.

Андрей Федоров

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

x