Одинокий Хищник

Одинокий "Хищник"

Истребитель F-22 Raptor. Фото с веб-сайта www.f22-raptor.com

В 2008 году многоцелевой истребитель 5-ого поколения F-22 Raptor («Хищник») вне сомнения заслужил звание 1-го из самых обсуждаемых оборонных проектов не только лишь в американских, да и в глобальных СМИ. Но тон многих публикаций был уже не благоговейно-восторженным, а, быстрее, пессимистичным — будущее самого дорогого истребителя в истории авиации практически оказалось под опасностью.

Новейшей администрации Белоснежного дома сейчас предстоит нелегкое решение: продолжать растрачивать лишние средства на закупку F-22 либо же просто похоронить принципиальный проект.

Неоценимое эхо «прохладной войны»

F-22 Raptor можно именовать одним из последних детищ «гонки вооружений» меж СССР и США, которая длилась в протяжении десятилетий и практически закончилась только сначала 1990-х годов. Наименее чем за десятилетие ранее в США была принята программка Advanced Tactical Fighter («Улучшенный тактический истребитель»), согласно которой южноамериканские авиастроители должны были сделать боевую машину, способную обеспечить ВВС США значительные достоинства над разрабатывавшимися в СССР истребителями 4-ого поколения типа Су-27.

Заказ на разработку новейших самолетов получили два конкурирующих альянса американских производителей военной техники и вооружения — Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/Mc Donnell Douglas. Тесты образцов завершились в не самое наилучшее время — в 1991 году. Варшавского контракта к тому времени уже практически не было, а спустя несколько месяцев распался и сам Русский Альянс. В конечном итоге, невзирая на победу эталона YF-22 альянса Lockheed Martin, обещанного договора на поставку 750 самолетов производители так и не получили.

При всех собственных бесспорных качествах — скорости, скрытности, высочайшей маневренности, многие из которых до сего времени остаются недосягаемыми для соперников, самолет имел и значимый недочет — высшую цена. Так, сама программка по созданию машины, получившей звучное прозвище «невидимка», обошлась южноамериканским налогоплательщикам в сумму, превосходящую 60 млрд баксов. Эти средства сравнимы с сегодняшними годичными оборонными бюджетами Рф и Китая.

Насчет цены производства одной машины так и совсем чуть не легенды прогуливаются, хотя четкой суммы не может именовать никто. По данным неких СМИ, один F-22 обходится приблизительно в 150 миллионов баксов. Но с учетом издержек на разработку и иных причин цена каждого из заказанных южноамериканскими ВВС самолетов превосходит 300 миллионов. С повышением поставок их себестоимость, вобщем, может снизиться.

Запоздалая экономия

F-22 Raptor — один из немногих оборонных проектов, создававшихся в США, что именуется, «только себе». Естественно, можно представить, что покупку таковой дорогостоящей авиационной техники могли бы позволить для себя только самые богатые страны, но экспорт истребителей запрещен южноамериканскими федеральными законами совершенно по другой причине — из-за опасений утечки уникальных технологий, использующихся при его изготовлении.

Экспортной кандидатурой «Хищнику» в перспективе должен стать очередной новый истребитель 5-ого поколения — Joint Strike Fighter, либо F-35 Lightning II, разработкой которого также занимается компания Lockheed Martin. Проект Joint Strike Fighter финансируется многими государствами, хотя главным его спонсором также являются США.

Одинокий "Хищник"

Истребитель F-35 Lightning II. Фото с веб-сайта www.jsf.mil

Этот самолет унаследовал многие технологии, использовавшиеся при разработке F-22, но цена одной машины практически вдвое меньше. И в сегодняшней нелегкой денежной ситуации в очах будущих покупателей это делает F-35 очень симпатичной кандидатурой по сопоставлению с предшественником.

На сегодня, по данным СМИ, на вооружении ВВС США состоят 127 истребителей F-22 Raptor, и еще около 60 должны быть поставлены американской армии в наиблежайшие годы. В мае 2008 года южноамериканский Сенат утвердил оборонный бюджет на 2009 год, который предугадывал выделение средств на 20 дополнительных самолетов F-22. Но в ноябре 2008 года управление Пентагона решило сберечь, сократив запланированную к покупке партию с 20 до 4 единиц.

Решение о приобретении 16 и поболее самолетов отложено до прихода новейшей администрации Белоснежного дома. Ей предстоит обусловиться с предстоящей судьбой самолета. При этом утверждавшие военный бюджет сенаторы заранее позаботились и о самом конструктивном варианте, выделив средства, которые, возможно, могут пригодиться для закрытия производства F-22.

Вобщем, сегодняшний и он же будущий глава Пентагона Роберт Гейтс, который уже сказал о собственных намерениях пересмотреть политику закупки и разработки вооружения для армии США, заявил в феврале 2008 года, что не возражает против снятия запрета на продажу F-22. Но для этого южноамериканским конгрессменам придется внести конфигурации в законодательство.

Ни для себя, ни людям

Будущие покупатели, пускай и малочисленные, у самого дорогого истребителя в мире есть. Но если южноамериканские законодатели будут канителить с этим решением, Lockheed Martin со товарищи рискует утратить их, равно как и самого «Хищника».

Более возможным претендентом на покупку F-22 остается Япония, которая уже не один год пробует достигнуть у южноамериканского управления разрешения на их продажу. Правда, судя по недавнешним сообщениям СМИ, сомнения в перспективах этой сделки у Токио все таки есть.

Так, в конце декабря 2008 года японское издание Daily Yomiuri сказало со ссылкой на официального дилера военного ведомства страны, что Япония готова отрешиться от покупки F-22 и сейчас рассматривает другие варианты, посреди которых есть и F-35. Мотивировалось это решение тем, что администрация Барака Обамы наверное ограничит либо даже стопроцентно остановит создание F-22, потому последующие переговоры о покупке этих истребителей не имеют смысла.

Правда, спустя некоторое количество дней министерство обороны Стране восходящего солнца опровергло эту информацию, о чем сказало военное издание Jane’s. Официальный дилер военного ведомства страны заявил, что ситуация не поменялась, но намерения японских военных остались прежними.

Еще одним возможным покупателем «Хищников» до недавнешнего времени оставалась Австралия. В 2004 году командующий ВВС этой страны Ангус Хьюстон заявил, что «F-22 станет самым выдающимся из когда-либо построенных истребителей». Некие австралийские политики и военные аналитики настаивали на том, что Канберра должна закупить не F-35, а конкретно F-22, так как, в отличие от многообещающего Joint Strike Fighter, это уже состоявшийся, испытанный и отлично зарекомендовавший себя самолет.

В 2006 году австралийское правительство поддержало эту инициативу, но позднее от этих целей отказалось. В числе обстоятельств были названы не только лишь стоимость и отказ янки снять запрет на продажу, да и некие не устраивавшие австралийцев боевые свойства истребителей.

Дискуссии по этому поводу в Австралии, как молвят, еще совсем не окончены. Но сначала декабря 2008 года командующий ВВС страны заявил о решении приостановить выбор на F-35, которые, по его воззрению, превосходят стоящие на вооружении примыкающих государств истребители производства русской компании «Сухой». Он также выделил, что в перспективе F-35 «станет наилучшим многоцелевым истребителем в мире, он обладает самой совершенной защитой и радиолокационным оборудованием». А если учитывать, что австралийцы намереваются закупить более 100 истребителей Joint Strike Fighter, нужда в F-22 просто отпадет сама собой.

Намерение приобрести F-22 высказывал и один из ближайших союзников США — Израиль. Хотя и для этой страны южноамериканские законодатели, продлившие действие запрета на экспорт истребителей в 2006 году, исключение пока не сделали. Но если израильтянам и получится достигнуть разрешение на продажу «Хищников», это навряд ли позволит проекту длительное время оставаться на плаву: 24 истребителя — очень малозначительная партия по сопоставлению с той, которую вначале планировал приобрести Пентагон.

Находить будущих покупателей посреди других стран южноамериканским производителем сейчас также проблематично. Большая часть заказчиков уже избрали в качестве многообещающего истребителя F-35. К тому же конкурентнсть F-22 полностью могут составить истребители европейских и русских производителей, которые, может быть, в чем либо уступают «Хищнику», да и стоят существенно меньше.

Тяжелое решение

Если веровать южноамериканским СМИ, судьба 1-го из самых разноплановых и принципиальных проектов американской авиастроительной индустрии должна отважиться уже в наиблежайшие несколько месяцев. И поставить точку в этой затянувшейся истории предстоит новенькому президенту США.

Решение вправду будет непростым. Бараку Обаме, что именуется, предстоит избрать наименьшее из 2-ух зол: стопроцентно закрыть проект, лишив работы в разгар денежного кризиса тыщи янки и оставив без прибыли наикрупнейшие компании, либо же продолжить растрачивать колоссальные средства на их закупку в далековато не наилучшие для экономики США времена.

Естественно, Сенат может разрешить экспорт истребителей даже в этом случае, если Пентагон откажется от их предстоящей закупки. Но ситуация получится феноминальная: истребитель разрабатывался для американской армии, в конечном итоге ограничившейся сравнимо маленький партией из суждений экономии, а сейчас производителям предложат вооружать самолетами F-22 другие страны. При этом как раз в то время, когда окупить издержки становится практически нереально: некие будущие покупатели уже утратили к ним энтузиазм, а новых отыскать будет тяжело из-за растущей конкуренции на рынке.

Как следствие, даже в таком случае «Хищник» возможно окажется невостребованным и своими, и чужими.

Андрей Федоров

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x