Правильно шевелить извилинами

Обыкновенные, но специальные правила гигиены позволяют сохранять память и способность мыслить

Мозг — пожалуй, более трудно устроенный орган тела человека. А изучить его тяжело к тому же поэтому, что к нему тяжело подступиться. Фото (Creative Commons license): Gary Rinaldi

«Ума нет — собственный не вложишь», — молвят о тех, чей мозг не выдает сверкающих результатов. Это правильно: все мы живем с тем мозгом, который достался нам при рождении.

А означает, остается только сделать условия для его хорошей работы.

Мозгу нравится здоровый стиль жизни. Отлично высыпаться, вовремя и отменно питаться — это 1-ое, что человек должен сделать для собственного мозга, до того как добиваться от него обычной работы. Но есть и другие, более «продвинутые» методы прирастить активность мозга.

Спорт для извилин

Многие исследования демонстрируют, что физические упражнения полезны не только лишь для мускулатуры. Карл Котман (Carl W. Cotman), директор Интститута старения и заболеваний мозга Калифорнийского института в Ирвайне (Institute for Brain Aging and Dementia), со своими сотрудниками провел исследования на крысах. Животные в течение 3-х недель интенсивно тренировались — бегали в «колесе». Ученые ждали, что конфигурации произойдут только в тех частях мозга, которые отвечают за моторику. Но оказалось, что поменялась активность генов в гиппокампе — структуре, отвечающей за процессы запоминания и мышления. Эти конфигурации улучшили способность крыс реагировать на наружные раздражители, прирастили адаптивность.

Этот институт, а именно, занимается исследованием заболевания Альцгеймера, от которой в текущее время мучаются четыре миллиона янки, и количество поставленных диагнозов повсевременно вырастает. Последующие исследования в этом направлении могут показать, какая конкретно физическая активность может посодействовать сохранить здоровье клеток мозга и, как следствие, память, другими словами отыскать новые методы борьбы с заболеванием Альцгеймера.

Можно считать доказанным, что постоянная физическая нагрузка замедляет процесс старения мозга. Остается только узнать, какая конкретно нагрузка делает это эффективнее. Фото (Creative Commons license): Abdullah AL-Naser

Пользу постоянных физических упражнений подтверждает исследование Колумбийского института (Columbia University Medical Center). Группа ученых под управлением доктора Скотта Смолла (Scott A. Small) узнала, что упражнения оказывают положительное воздействие на зубчатую извилину — часть гиппокампа. Конкретно тут у человека старше 30 лет происходят конфигурации, вызывающие возрастное ухудшение памяти. Оказывается, постоянные занятия спортом понижают этот противный эффект. Не так давно выяснилось, что конкретно зубчатая извилина отвечает за определение объектов и определение, «новые» они либо «старые». Если эта часть мозга работает со сбоями, появляется чувство дежавю.

Поначалу исследования проводились на мышах: благодаря «тренировкам» у их возросло создание новых клеток в мозгу. Любопытно, что для проведения опыта мышей никак специально не тренировали, просто в клеточки испытуемой группы поставили «бегущие колеса», а в клеточки контрольной группы — нет, и мыши занялись «фитнесом» по своей инициативе.

Потом пришла очередь человека. Одиннадцать добровольцев прошли испытания, оценивающие как их физическую форму, так и способность запоминать информацию; было проведено также магнитно-резонансное сканирование мозга. Через три месяца упражений (по одному часу четыре раза в неделю) у испытуемых стала лучше не только лишь физическая форма, да и интеллектуальные возможности. Они поновой прошли испытания и сканирование мозга на магнитно-резонансном сканере, и выяснилось, что у их стало лучше кровоснабжение зон мозга, связанных с функцией памяти, а испытания на запоминание они прошли с значительно наилучшим результатом, чем демонстрировали до начала опыта. Сейчас ученым предстоит узнать, какой тип занятий окажется более действенным в борьбе с возрастными переменами мозга.

Стремитесь к новенькому

Но и сам мозг можно и необходимо тренировать. Узнаваемый южноамериканский нейробиолог Лоренс Кац (Lawrence C. Katz, Howard Hughes Medical Institute) предложил систему обычных упражнений, помогающих развивать мозг в любом возрасте. Потому что обучение — это создание новых связей меж клеточками мозга, и при всем этом большая часть мозга занята обработкой сигналов от всех органов эмоций, он предложил подкинуть мозгу работу: часто заносить нечто новое в наши ежедневные привычки. Новые воспоминания принуждают мозг создавать новые связи меж клеточками, активируя ранее неработавшие участки. Таким макаром, человек, идущий на работу другой дорогой, тренирует мозг, которому приходится обрабатывать новые сигналы: цвета и силуэты домов, незнакомые маркетинговые постеры, оценивать поток машин на улицах, рассматривать шумы.

Мозгу нужна не только лишь физическая нагрузка для тела, да и умственная для разума. Можно, к примеру, попробовать почистить зубы не той рукою. Фото (Creative Commons license): Thomas Vaclavek

Принцип нейробики (как Лоренс Кац именовал свое детище) прост: необходимо добавлять в каждодневную рутину некоторую новейшую активность, задействовав хотя бы один орган эмоций. Вот некие из его конструктивных предложений:

Проснувшись, понюхать ваниль, чтоб варьировать обычный по утрам запах свежмолотого кофе. Присоединение нового запаха к утренней рутине использует новые цепочки нейронов.

Проделывать обычные утренние ритуалы — чистить зубы, причесываться, и прочее — не той рукою, что обычно.

Обзавестись набором различных запахов и, набирая определенный номер телефон, нюхать избранный для этого номера запах (как итог, номер в ассоцииации с запахом должен просто запомнится).

Брать незнакомые продукты и при хоть какой способности заказывать неведомые блюда в ресторане.

Оказавшись за границей, стараться очень освоить новейшую реальность: забираться подальше от узнаваемых туристских маршрутов, самому вести машину, следуя только дорожным указателям, разговаривать с местными жителями, говорящими на другом языке.

Медитация крепит внимание

Понятно, что люди, часто практикующие медитацию, спокойнее и счастливее тех, кто игнорирует это достижение восточной медицины и философии. Это разъясняется тем, что в их левой лобной части мозга, отвечающей за положительные эмоции, всегда наблюдается более высочайшая активность, ежели у людей, не практикующих медитации.

Но выяснилось, что медитация оказывает влияние на мозг в значительно большей степени, чем предполагалось ранее. Группа под управлением Брюса О’Хары (Bruce O’Hara, University of Kentucky at Lexington) пробовала узнать, что в основном влияет на эффективность восприятия. Они использовали отлично узнаваемый тест: испытуемые должны жать кнопки при возникновении на ЖК-экране картинок. Понятно, что обычно на это требуется 200–300 миллисекунд, но, если человек не выспался, его реакция значительно замедляется. 10 испытуемым предложили пройти испытания до и после 40 минут сна либо легкой беседы либо медитации либо чтения. Любой из добровольцев проходил через все четыре типа деятельности по очереди. Испытуемые демонстрировали отличные результаты после 40 минут сна, но, что ошеломило исследователей, полностью все участники опыта проявили наилучшие результаты после 40 минут медитации. При всем этом никто из добровольцев не практиковал медитацию до этого. Таким макаром, даже разовая медитация оказывает положительное воздействие на мозговую деятельность.

При неких критериях медитации приносят огромную пользу, чем даже сон. Фото (SXC license): qute aka Yarik Mission

Другое исследование, проведенное группой Сары Лазар (Sara Lazar, Massachusetts General Hospital), предлагает вероятное разъяснению этому парадоксу. Отобрав пятнадцать человек практикующих медитацию, и пятнадцать — не практикующих, группа ученых изучила их мозг с помощью магнитно-резонансного сканера. Оказалось, что кора мозга в зонах, отвечающих за внимание и обработку сигналов от органов эмоций, толще у тех, кто практикует медитацию. Схожий эффект был увиден ранее у музыкантов, языковедов и атлетов. Как объяснила Лазар, «кора мозга становится толще не благодаря росту новых нейронов, а благодаря более широким кровяным сосудам и поболее развитым поддерживающим структурам».

О полезности музыки и о вреде красноватого цвета

Канадцы под управлением доктора Лорел Трейнор (Laurel Trainor, McMaster University) нашли, что занятия музыкой оказывают подходящее воздействие на развитие мозга у малышей дошкольного возраста. Логично, что через год после начала занятий музыкой (будь то пение либо освоение музыкального инструмента) специальные музыкальные способности приметно прогрессируют. Но оказалось, что имеются улучшения и в других областях, и они связанны с более плодоносящей работой памяти.

В опыте воспринимали роли двенадцать малышей в возрасте от 4 до 6 лет, разбитые на две группы: 1-ая посещала уроки музыки (при этом обучение велось «с нуля»), 2-ая музыкой не занималась. Через год были увидены успехи группы музыкантов в арифметике, запоминании новых слов, чтении. Не считая того, эти малыши проявили наилучшие результаты в тестах IQ. Принципиально отметить, что для занятий музыкой не выбирались особо даровитые малыши.

Это исследование ранее выявило, что для малышей школьного возраста занятия музыкой более полезны, чем занятия в драмкружке: «музыканты» демонстрировали наилучшие результаты как в учебе (общеобразовательные предметы), так и при прохождении тестов IQ. А сейчас выяснилось, что занятия музыкой помогают развиваться и мозгу дошколят.

Любой из думающих в команде задумывается поточнее и резвее, чем наедине. Фото (Creative Commons license): Nic McPhee

Увлекательное открытие сделала группа ученых из Рочестерского института (University of Rochester): оказывается, красноватый цвет усугубляет возможности людей к занятиям интеллектуальной деятельностью. Управляющий группы Эндрю Эллиот (Andrew J. Elliot) считает, что красноватый, вызывающий, как и хоть какой другой цвет, огромное количество ассоциаций, в купе с тестовыми заданиями «включает» самую нехорошую: конкретно красноватым цветом обычно отмечают ошибки. В процессе опыта испытуемым до прохождения тестов предлагали посмотреть на вспышку красноватого цвета. При прохождении тестов они или демонстрировали более слабенькие результаты, или, если можно было отсеять вопросы без помощи других, выбирали самые обыкновенные из их. 2-ой факт подтверждает, что под воздействием красноватого цвета люди еще посильнее начинают страшиться совершить ошибку, и поэтому выбирают задачку поординарнее. Видимо, перед ответственными экзаменами студентам стоит избегать красноватого цвета.

Мозг любит компанию

Смешной итог показало исследование под управлением доктора Иллинойского института в Урбане-Шампейне Патрика Лафлина (Patrick R. Laughlin, University of Illinois). Если, невзирая на все «тренировки», собственного разума все-же не хватает для решения какой-нибудь трудности, следует позвать на помощь друзей и соединить умственные усилия.

В тестах приняли роль 760 студентов. Группы из 3-х, 4 либо 5 человек проявили наилучшие результаты при решении тестовых задач, чем столько же студентов, которые работали над задачей персонально. Двое смогли решить задачку настолько же отлично, как и наилучшие из «индивидуалов», но ужаснее, чем группы из 3-х и поболее человек. «Мы нашли, что группы из 3-х, 4, 5 человек выдают наилучшие результаты. Возможно, это получается благодаря возможности людей при работе в команде отлично усваивать информацию, генерировать идеи, выбирать правильные ответы и отсекать неправильные предложения», произнес Патрик Лафлин. Таким макаром, ученые подтвердили справедливость поговорки «одна голова отлично, а две лучше».

Гимнастика для глаз улучшает память

Ученые Манчестерского института (Manchester Metropolitan University), Англия, под под управлением доктора Эндрю Паркера (Andrew Parker) установили, что каждодневная 30-секундная гимнастика для глаз наращивает память на 10%, пишет The Times.

Студенты, которые участвовали в исследовании, были разбиты на две группы. Одна из их раз в день проделывала обычное упражнение, двигая зрачками из стороны в сторону. В конце исследования участникам было прочитано 20 листов с 15-ю словами. Потом им вручили листы со словами, в каких было надо отметить те, которые студенты только-только услышали. В среднем результаты группы, которая делала упражнения для глаз, были лучше результатов другой группы на 10%. Что касается слов-ловушек, другими словами схожих на те, которые только-только были произнесены, то студенты, делавшие гимнастику, игнорировали их в среднем на 15% больше.

По словам доктора Паркера, одновременное движение зрачков глаз увеличивает координацию 2-ух полушарий мозга. При этом наивысшую эффективность обеспечивает быстрее одновременное движение зрачков из стороны в сторону, чем ввысь и вниз. Оно активизирует зону мозга, отвечающую за память. Может быть, его исследование окажет помощь в определении источников настоящих и неверных мемуаров.

Архив новостей

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

x