Ступени к озарению

Ступени к озарению

То, что они делают, — не цирковые трюки и не упражнения каскадеров, а демонстрация полного контроля над телом, дыханием, чувствами и чувствами. Физическое совершенство для йоги — не главное. Главное — управлять психикой и идеями, чтоб достигнуть высшей точки в самадхи, либо сверхсознании.

Слово «йога» происходит от санскритского корня yui, который имеет около 20 значений, но в большинстве случаев переводится как «объединять», «связывать», «соединять».

Если спросить у индийцев, что все-таки нужно связать либо соединить, чтоб стать йогином, то в ответ услышите: «Брахмана и Атмана», либо просто «Душу» и «Вселенную». Отыскать ответ на вопрос «как это сделать?» могут только избранные, самозабвенно посвятившие свою жизнь физическому и духовному тренингу. Одного рецепта в этом искусстве нет, каждый должен отыскать путь к верхушке без помощи других. Даже самым усердным приходится упражняться долгие и длительные годы. Потому посреди носителей йогической культуры не настолько не мало тех, кто смог достигнуть просветления и стать гуру.

Более полная система йоги соединяет воединыжды восемь главных ступеней. «Яма» — обуздание, воздержание; «нияма» — очищение, самообуздание; «асана» — дисциплина тела; «пранаяма» — регулирование дыхания; «пратьяхара» — изоляция эмоций; «дхарана» — внимание; «дхьяна» — размышление; и, в конце концов, «самадхи» — сосредоточенность, озаренность. Только поднявшийся до верхней ступени человек, пребывая в состоянии транса, может почувствовать себя единым целым с миром, природой, космосом. Некие йогины так и именуют это состояние — галлактическим сознанием.

Ступени к озарению

Свами Вивекананда и Шри Парамаханса Йогананда, создатель «Пути йогина», — два основных популяризатора йоги на Западе в конце XIX — начале ХХ века

Кто выдумал йогу?

Когда появилась йога, знают только просвещенные мудрецы. Так молвят индусы. Потому судить о дате рождения этой древней науки мы можем только по археологическим находкам, самая старая из которых — печати с изображением сидячих в позе лотоса йогах, отысканные в равнине Инда, — датируется 3000 годом до н. э. Также йога упоминается в Ведах, но основная часть учения содержится в упанишадах (VI— III века до н. э.), религиозно-философских трактатах. В III—II веках до н. э. мудрец Патанджали классифицировал все познания о йоге, взятые из различных старых источников, в трактате «Йога-сутры», с которого начинается популярная многоступенчатая традиция. Награда Патанджали состояла в обобщении и комментировании йогических познаний и придании этим познаниям уникальной формы — 194 сутр — типичных афоризмов, которые открывают смысл практики, обрисовывают средства для заслуги цели и препятствия, стоящие на пути практикующего. Более видными представителями традиционной индуистской йоги были Вивекананда, развивавший идеи так именуемого интегрального направления (конец XIX века), и Йогананда (40—50-е годы XX века). Буддийская йога получила особое развитие в Тибете и Стране восходящего солнца. Опыт психофизиологической практики, позволявшей поддерживать жизнеспособность организма человека в состоянии последнего недостатка актуальных средств и в не нормальных режимах функционирования нервной, эндокринной и дыхательной систем, изучается современной медицинской медициной, экспериментальной психологией и физиологией.

Ступени к озарению

Пристальный взор на точку меж бровями, где размещен «третий глаз», пробуждает кундалини (потенциальную актуальную энергию), помогая концентрировать внимание

Младшая школа

1-ые четыре ступени объединены под общим заглавием хатха-йога («ха» символизирует солнце, «тха» — луну, а альянс солнца и луны значит равновесие активности и расслабления). Эта практика ориентирована в главном на развитие физических и физиологических функций организма. Исследования независящих профессионалов проявили, что у занимающихся хатха-йогой улучшается работа всех систем организма, а именно возрастает объем легких, улучшается дыхание, уменьшаются характеристики тела, понижается содержание холестерина и сахара в крови, стабилизируется кровяное давление, также нормализуется работа желез внутренней секреции, что положительным образом отражается на общем состоянии здоровья, повышая иммунитет. При этом в контрольные группы входили добровольцы различных возрастов, и большая часть из их мачалась приобретенными болезнями вроде астмы, атеросклероза, остеохондроза, синдрома приобретенной вялости, ожирения. Так, с помощью занятий йогой основоположник Поликлиники понижения стресса Жон Кабат-Зин смог редуцировать боли нескольким тыщам собственных пациентов, страдающих СПИДом, раком и другими заболеваниями, вызывающими сильные физические мучения.

Правда, нужно сказать, что йога — не средство скорой помощи. Для заслуги положительных результатов нужно научиться серьезной самодисциплине. Другими словами, другими словами, необходимо научиться отрешаться от вещественных и физических излишеств и вести аскетический стиль жизни. Только после чего можно подняться на третью ступень и начать исследование асан, физических поз, а потом уже на четвертом уровне — правильного дыхания.

Ступени к озарению

Нага садху — что-то вроде «одетых небом хороших людей» в буквальном переводе. Эта категория святых людей практически всегда практикует йогу

Йога не терпит суеты. Каждое движение, каждый вдох тут являются частью общего смысла, неотклонимыми составными для преодоления круга рождений и постижения наивысшего освобождения. Для большинства же людей, которые по другому относятся к жизни и погибели, ежели индусы, более симпатичная сторона здесь — возможность физического развития и оздоровления. Ну что все-таки, и в таком усеченном виде йога имеет ряд «волшебных» параметров, позволяющих не только лишь сделать лучше самочувствие человека, но даже поменять жизнь в целом.

В Индии существует несколько узнаваемых школ хатха-йоги. Невзирая на единство конечной цели, в каждой из их результата достигают своими методиками. Так, в школе Шри Паттабхи Джойса учят динамическому стилю аштанга виньяса йога, в каком асаны (йогические позы) чередуются с динамическими связками (виньясами). Это направление годится только для людей в неплохой физической форме. По другому перегрузка может привести к томным последствиям и травмам.

Более спокоен и потому более популярен статический стиль Шри Б.К.С. Айенгара. В Институт йоги, открытый им в Пуне, приезжают со всего света не только лишь те, кто желает улучшать свои зания в этом искусстве, да и те, кому необходимо исцеление. Тут занимаются люди, для которых ранее самое обычное упражнение было проблемно. Для помощи в выполнении асан в ход идут ремни, веревки, лавки, одеяла, валики. Все эти приспособления помощники гуру располагают под определенным углом, выбирают подходящую высоту и степень страховки, нужную для определенного ученика. И таким щадящим образом добиваются определенной асаны, нужной для исцеления недуга.

Мантры ниргуна

Ом

В «Мандукья-упанишад» написано: «Ом — вечное слово — значит все: что было, что есть и что будет». Это изначальная мантра, источник языка и мышления. Повторение ее в течение 20 минут позволяет добиться полного расслабления

Сохам

Эта мантра повторяется всякий раз, когда мы дышим. «Со» во время вдоха, «хам» — выдоха

Мантры сагуна

Рам

Энергия для правды, справедливости и добродетели в их мужском нюансе

Сита

Дамский нюанс энергии «рам», олицетворяющей энергию, существующую в безупречном браке либо союзе

Шьям

Мантра конвертирует эмоции в бесспорную любовь

Радха

Дамский нюанс «шьям», символизирующий галлактическую любовь божественной материи

Ом намах шивая

Очистительная энергия, уничтожающая нехорошие свойства. Создана для аскетов

Ом нам нараяная

Энергия для гармонии и равновесия. Мантра употребляется в моменты беспокойства с надеждой получить силы сохранить гармонию в жизни

Ом аим сарасваьяи намах

Дамский нюанс творческой энергии и мудрости. Мантра нередко выбирается живописцами, поэтами, музыкантами

Ступени к озарению

Мастерством медитации можно завладеть только при помощи постоянной практики

Воспитание эмоций

Если хатха-йога — это наука о контроле над телом и его функциями, то раджа-йога (другими словами «царская») «занимается» своими идеями и сознанием человека. 1-ая задачка, которую должен понять адепт, — умение останавливать идея либо просто не мыслить. На 1-ый взор это кажется просто, но на практике — совершенно по другому. Всем понятно, что некие вещи, в особенности волнующие нас, вертятся в головах повсевременно, мы возвращаемся к ним опять и опять, абстрагироваться от их нереально, и их присутствие мешает сосредоточиться. Выкинуть из головы избыточное — означает, приостановить никчемную трату психологической энергии.

Тот, кто смог это освоить, может с течением времени научиться не мыслить, к примеру, о боли, голоде, холоде либо жаре, не заострять внимания на то, что происходит вокруг. Человек начинает жить в каком-то собственном измерении, в замкнутом мире, вход в который другим запрещен. Конкретно постигшие эту ступень йоги и поражают зрителей необычными возможностями.

Последующая ступень — медитация. Один из самых узнаваемых в мире профессионалов по йоге, Свами Вишну-девананда, писал: «Медитация дается нелегко. Красивое дерево вырастает медлительно. Необходимо дожидаться его цветения, зрелости его плодов и вкуса. Цветение в медитации — это спокойствие, которое пронизывает все существо. Его плод описанию не поддается». Медитируя, человек может, сосредоточившись на определенном предмете либо теме, разглядеть их во всех подробностях, узнать конкретно и, может быть, сделать себе внезапные открытия в вопросах, казалось бы, отлично знакомых. Другими словами, в состоянии транса просыпаются и развиваются возможности, находившиеся дотоле в пассиве. В школе Айенгара, к примеру, говорят такую историю. Один йог был приглашен в Америку для организации курсов инструкторов. Он плохо изъяснялся по-английски, и его слушатели, заплатившие немалые средства за занятия, начали роптать. Тогда он взял «паузу», закрылся в номере на некоторое количество дней, после этого стал отлично гласить по-английски, и конфликт со слушателями был исчерпан.

Погрузиться в высшее состояние сознания медитирующему помогает чтение мантр. Считается, что произносимые звуки соединяются с вибрацией мысли и усиливают ее. Есть три главных типа: мантры сагуна («имеющие качества»), обращенные к силе определенных божеств; мантры ниргуна («не имеющие качеств») — абстрактные, которые позволяют отождествлять медитирующего с Абсолютом, и последний тип — биджа, представленная первобытными звуками. Биджа очень сильны и предусмотрены только для опытнейших гуру.

Независимо от типа мантр произносить их можно звучно, распевая, шепотом либо про себя, главное, чтоб они совпадали с дыханием (почти во всем вот поэтому правильному дыханию и придается такое значение). Подобрать более подходящую мантру можно самому, делая упор на свои собственные чувства и интуицию, либо с помощью Учителя. Усилить ее действие помогает перебирание 108 бусин четок-мала. Если их нет, то можно считать огромным пальцем сгибы на суставах пальцев.

Научиться медитировать — примерно то же, что научиться обожать. Это или дано человеку, или нет. Но ускорить процесс можно, зачем необходимо часто упражняться, пока подобные занятия не станут потребностью. Идеальнее всего заниматься медитацией на восходе солнца либо в сумерки. Йоги молвят, что конкретно в это время атмосфера заряжена духовной энергией, настолько нужной, чтоб погрузиться в нирвану.

Ступени к озарению

Влиятельный гуру Ания Кумар Кулкарни в собственном гурукуле (на санскрите — «дом духовного учителя») помогает ученикам осваивать начала хатха-йоги

Зарядка по-индийски

Асаны — одна из практических форм индийского аскетизма. Традиционным текстом считается хатхайога-прадипика, в какой описываются разные асаны и дыхательные упражнения, ставшие основой для современной йоги. Эти позы именуют «неподвижными и удобными» (стхира-сукхам). И вправду, по мере скопления личного опыта они становятся так комфортными, что перестают отвлекать внимание йогина. Во время выполнения асаны человек может отдыхать, держать под контролем физические процессы в отдельных частях организма, концентрироваться на определенных вопросах. Стоя на голове, уже не нужно мыслить о том, как удержаться в таком положении, можно размышлять о нескончаемом. В современной йоге можно отыскать огромное количество знакомых с юношества поз, к примеру сарвангасана — это «березка», пашимоттанасана — наклон вперед из положения сидя, а бхуджангасана — «рыбка». Но, выполняя их, не стоит мыслить, что вы занимаетесь йогой. Для претворения асаны необходимо не только лишь принять определенное положение тела, да и соблюдать верный дыхательный режим. Не считая того, принципиальна очередность поз. Комплекс составлен таким макаром, чтоб за каждой серией асан следовала серия с обратным растяжением.

Покорение мира

История йоги за пределами Индии началась с Чикагского парламента религий в 1893 году, на одном из заседаний которого выступил йог Свами Вивекананда, имя которого переводится с санскрита как «блаженство различения» (истинное имя — Нарендранатх Датт). И хотя его миссией был призыв общественности посодействовать голодающим народам Индии, он смог разъяснениями веданты захватить сердца иностранцев.

Но для большинства это стало, быстрее, очередной забавой. Отбросив философские нюансы, йога заполучила новейшую, облегченную и искаженную форму. Она перевоплотился только в гимнастику, способную сделать человека сильным и здоровым на физическом уровне, сделать лучше память и внимание. Йога на длительное время оказалась тем модным занятием, о котором можно запамятовать при выходе из спортзала.

Занятия йогой и выполнение сложных асан начали проводить свежеиспеченные тренеры, хотя по традиции за действиями учеников должны смотреть бывалые гуру. В Индии на поиски собственного Учителя, которому предстояло обучить подопечного преодолевать много препятствий, могла уйти вся жизнь. «Болезнь, леность разума, колебание, вялость, остановка, неверное восприятие, неудачное сосредоточение и падение с высоты сущность мешающие преграды. И только так человек придет к «величайшему могуществу», — молвят древнейшие источники.

Сейчас положение вещей поменялось. Появились огромные центры, где подготовку инструкторов и занятия с желающими учить йогу проводят спецы. Тут учят малышей, взрослых, беременных. Все огромную популярность приобретает медитация. Естественно, россиянам еще пока далековато до янки, которые увлечены таким методом релаксации. Они медитируют всюду: дома, в спортзалах, школах, прямо до военной академии Вест Пойнт. Для любителей медитировать с комфортом дизайнеры даже разработали особые кресельные спинки, прикручиваемые к полу.

Но как знать, может быть, в скором времени и в русских кабинетах избавляться от стресса, увеличивать интеллектуальный и физический потенциал и концентрироваться на производственных задачках будут схожим образом.

Йога танцевальная

Танец бхаратанатьям зародился более 5 тыщ годов назад как одна из форм йоги, соединяющая внутри себя физическую энергию и духовную силу. Для выполнения этого танца исполнительнице-девадаси (храмовой жрице) требовались долгие и длительные годы физических занятий и духовного самопознания, после этого ей разрешалось участвовать в обрядах. Танец состоит из 3-х важных частей. 1-ая базирована на статических, геометрически точно сверенных позах-асанах. Во 2-ой части к йоге добавляются колоритная мимика и набор выразительных жестов, рассказывающих о любви девицы к царю либо Богу. В третьей — слова. С течением времени бхаратанатьям вышел из стенок монастырей и во времена колониальной Индии заполучил статус развлекательного танца. Утратив сакральный смысл, сейчас этот танец «сосредоточен» только на правильном выполнении движений (что припоминает выполнение асан).

Зинаида Новикова

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x