Пять экспериментальных самолетов СССР (7 фото + 2 Видео)

21 октября 1923 года совершил свой первый полет самолет АНТ-1 конструкции Андрея Николаевича Туполева. Эта машина стала первой в большом семействе легендарного одноименного ОКБ. SmartNews составил список из самых необычных экспериментальных самолетов СССР.

Первая разработка ОКБ им. Туполева совершила свой первый полет 21 октября 1923 года. АНТ-1 представлял собой одноместный опытный спортивный самолет. При конструировании АНТ-1 впервые использовался легкий и прочный материал кольчугалюминий, хотя основными материалами все равно оставались дерево и ткань.  Самолет приводился в движение двигателем Анзани мощностью 35 л.с. После нескольких испытательных полетов двигатель вышел из строя, после чего до 1937 года самолет находился в сборочном цехе. В этом же году единственный экземпляр АНТ-1 уничтожили.

МК-1

Этот самолет также был разработан в ОКБ Туполева и носил второе название АНТ-22. МК-1 представлял собой самолет-летающую лодка. Он совершил первый полет в 1934 году. В соответствии с заданием, предполагалось сделать морской самолет-крейсер. Его планировалось использовать для морской разведки в отдаленных районах, сопровождения флота, выполнения бомбардировки баз и укрепленных районов врага. АНТ-22 должен был использоваться для решения всех тех задач, которые ставились ранее для проектируемых, а также строящихся самолетов-разведчиков, бомбардировщиков и торпедоносцев. Двухлодочную схему самолета выбрали из-за того, что на летающей лодке предполагали транспортировать крупногабаритные грузы, такие как малые подводные лодки или полупогружаемые торпедные катера.

 

Пять экспериментальных самолетов СССР (7 фото + 2 Видео)

 

Самолет состоял из полностью металлической конструкции, также используемой КБ Туплоева и в других конструкциях летательных аппаратов (силового набора, выполненного из стальных трубчатых элементов, подкрепляющего набора, выполненного из дюралюминиевых профилей), имел гофрированную обшивку крыльев и оперения. Лодки максимальной шириной 2,5 м помогали самолету развить мореходность, и хорошую поперечную остойчивость; это происходило за счет образованной лодками так называемой «колее», шириной в 15 метров.

 

Пять экспериментальных самолетов СССР (7 фото + 2 Видео)

 

 

Т-4

 

Самолет Т-4 «сотка» это ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец сконструированный в ОКБ Сухого. Он предназначался для уничтожения авианосных ударных групп противника и ведения стратегической разведки. Впервые опытный экземпляр поднялся в воздух 22 августа 1972 года. Пилотировал самолет ведущий летчик-испытатель ОКБ Сухого Ильюшин Владимир Сергеевич. Первоначальные испытания прошли успешно, военные были довольны и заказали Сухому партию в 250 машин, которые планировались построить в наступающей пятилетке. 

 

Пять экспериментальных самолетов СССР (7 фото + 2 Видео)

 

Однако после 10 успешных полетов проект был закрыт. Единственный сохранившийся экземпляр находится в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ. В 1976 году вышел приказ Дементьева о закрытии «изделия 100» в целях сосредоточения сил и средств на разработку Ту-160. Т-4 интересен тем, что после взлета и подъема носового обтекателя в рабочее положение (для сверхзвукового полета) экипаж не обладал возможностью видеть окружающее пространство вообще, так как в отличие от Ту-144 носовой обтекатель не был остекленен. Полет производился только по приборам. Планер самолета был сделан с использованием титановых сплавов. 

Видео

 

Т-4 «Сотка» 

Р-1

Бериев Р-1 — экспериментальная реактивная летающая лодка, морской разведчик. Р-1 стал первым реактивным гидросамолетом в СССР. В мае 1947 года в ОКБ Бериева начались работы по созданию экспериментальной летающей лодки с турбореактивными двигателями. Инициатором проекта был сам Бериев, его инициативу поддержали главком авиации ВМС Преображенский и главком ВМФ Кузнецов. 12 июня 1948 года советское правительство выпустило постановление о проектировании реактивной летающей лодки. Проект получил обозначение «Р». Согласно проектному заданию летающая лодка должна была использоваться в качестве разведчика и бомбардировщика и развивать скорость, сравнимую с основными истребителями США морского базирования. 30 мая 1952 г. Р-1 совершил первый полет. В ходе затянувшейся «доводки» тему по самолету «Р» было решено закрыть.

Пять экспериментальных самолетов СССР (7 фото + 2 Видео)

МИГ 1.44 МФИ

Многофункциональный фронтовой истребитель МиГ 1.44 — опытно-экспериментальный российский прототип истребителя пятого поколения. Он создавался как противовес американскому истребителю F-22 и по ряду характеристик превосходил своего американского соперника. На МиГ 1.44 получили широкое применение стелс-технологии, поэтому все вооружение самолета располагалось во внутреннем отсеке. Корпус покрывался специальным радиопоглощающим покрытием, кили у 1.44 были спроектированы специальным способом кривых поверхностей, существенно снижающим заметность самолета для радара.

Пять экспериментальных самолетов СССР (7 фото + 2 Видео)

На 2013 год единственный летный экземпляр находится в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском, брошенный под открытым небом. Среди ряда экспертов существует мнение, что некоторые технологии и общие виды самолета были переданы Китаю, хотя скорее всего, китайцы при создании своего J-20 использовали чертежи Проекта 1.46, купленные у ОКБ Сухого.

 

Пять экспериментальных самолетов СССР (7 фото + 2 Видео)

СУ-47

Су-47 «Беркут» — это проект перспективного палубного истребителя, разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные материалы. Проект развивался сначала как перспективная модель истребителя с КОС (крылом обратной стреловидности) для ВВС СССР в рамках отраслевой исследовательской программы с 1983 года, однако был закрыт в 1988 году. После этого заказчиком проекта выступал ВМФ СССР. После распада СССР и кризиса в стране в 1990-х, госфинансирование с проекта было снято и он продолжался только благодаря собственному финансированию ОКБ «Сухой». Самолет был представлен публике на выставке МАКС-1999 под именем С-37 «Беркут», а к МАКС-2001 получил название Су-47 «Беркут». В 1997 году был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным. В 2011—2012 на его основе создано 2 опытных образца. Су-47 часто называют если не самим истребителем пятого поколения, то его прототипом. На Су-47 отрабатывается часть технологий, используемых на ПАК ФА, например внутренние отсеки для вооружений.

Видео

Су-47 «Беркут»