Самые известные “вечные двигатели” в истории

Самые известные “вечные двигатели” в истории

12 ноября 1717 года Иоганн Бесслер-Орфиреус продемонстрировал изобретённый им «вечный двигатель». К этой дате мы собрали воедино истории самых известных устройств, работающих без поступления энергии извне.

«Вечный двигатель» Бесслера-Орфиреус  

01_Koleso_Besslera.jpg

Немецкий алхимик, врач, механик и легендарный мошенник-авантюрист Иоганн Эрнст Элиас Бесслер-Орфиреус 12 ноября 1717 года в присутствии известных физиков продемонстрировал работу изобретённого им «вечного двигателя».

Бесслер-Орфиреус запустил своё «изобретение». После запуска машины её заперли, а проверив через две недели, убедились, что колесо двигателя вращается с прежней скоростью. Через два месяца проверку повторили. Колесо по-прежнему вращалось, а скорость его не снизилась ни на оборот. Когда об этом узнала широкая общественность, слава Орфиреуса прогремела по всей Европе. Но секрет своего устройства он тщательно скрывал. Свой «вечный двигатель» изобретатель хотел продать за 100 тысяч талеров (около двух с половиной миллионов долларов по современному курсу) и никому не соглашался раскрыть секрет «изобретения» до продажи. При малейшем подозрении, при малейшем намёке на то, что секрет хотят похитить, Иоганн Бесслер уничтожал чертежи и прототипы и переезжал в другой город.

Из-за его нежелания раскрыть тайну устройства начали появляться слухи о том, что «самодвижущееся колесо» приводится в движение людьми. Эти слухи были подкреплены служанкой Бесслера, рассказавшей после ссоры с учёным, что так называемый «вечный двигатель» приводился в движение ею самой и братом Бесслера, дергавшими за шнурок через специальную передачу в соседней комнате. В итоге Бесслер собственноручно разрушил своё устройство, тайна которого так и канула в Лету вместе со своим создателем. После смерти Бесслера официальная наука признала, что вечные двигатели невозможно создать в рамках механики Ньютона.   

«Вечный двигатель» в европейском исполнении  

02_Euro.jpg

Европейские механики заразились идеей вечного двигателя от индусов. В XII веке индийский математик и астроном Бхаскара «придумал» первый известный истории вечный двигатель — колесо, по окружности которого под определённым углом крепились ёмкости, частично заполненные ртутью. По мере вращения колеса ртуть перетекала из одного конца ёмкости в другой, заставляя колесо совершить очередной оборот. Очевидно, что Бхаскара позаимствовал дизайн своего вечного двигателя у знаменитого круга вечного возвращения и никогда не пытался построить описанное им устройство. Возможно, он даже не задумывался, насколько реальна его конструкция, — для Бхаскары это была всего лишь удобная математическая абстракция.   

Perpetuum mobile Виллара де Оннекура  

03_Onnekura1.jpg

Однако европейские механики, ознакомившиеся с трудами Бхаскары, приняли удачный дизайн. Одним из них был Виллар де Оннекур. За свою жизнь он сделал много полезного, но в историю вошёл как очередной изобретатель perpetuum mobile. Его конструкция практически полностью повторяла вариант Бхаскары, но наряду с использованием ртути Оннекур предлагал ещё один способ. По его мнению, эффекта вечного движения можно было добиться, разместив по окружности колеса нечётное количество молоточков. При вращении колеса молоточки будут бить по нему, не давая остановиться, полагал Оннекур.   

Вечность Леонардо   

04_Da_Vinci.jpg

Проявил недюжинный интерес к этой проблеме и Леонардо да Винчи. Относился он к вечным двигателям весьма скептически, однако не пожалел времени как на обстоятельную критику вариаций на тему колеса Бхаскары, так и на подробный разбор ошибок своего соотечественника Франческо ди Джорджио. Сложные системы из помп и мельничных колёс на бумаге выглядели очень правдоподобно и даже работали, но, увы, не являлись вечными двигателями — главный вывод великого да Винчи.   

Водяной механизм Фладда  

05_Vodnik_Fladda.jpg

Роберт Фладд — известный философ, мистик и, возможно, член полумифического братства розенкрейцеров — в трактате «De Simila Naturae», сославшись на безымянного итальянского изобретателя, приводит эскиз водяного двигателя, но сомневается, что этот двигатель будет работать. По иронии судьбы, Фладда обычно считают сторонником идеи вечного движения, иногда приписывая ему авторство чертежей, которые он помещал в своих книгах.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x