Кошмар авиаперфекциониста (12 фото + Видео)

Кошмар авиаперфекциониста (12  фото + Видео)

Экспериментальный летательный аппарат с поворотным крылом NASA AD-1 В рамках исследовательской программы NASA cовершил 79 полётов (с 1979 по 1982 год) Фотография: NASA

Что заставляет авиаконструкторов создавать странные, несуразные самолёты, забыв о грации и симметрии?

«Чтобы самолет хорошо дрался, он должен быть красивым». Дассо — изобретатель воздушного винта «Только красивые самолеты, хорошо летают». А. Н. Туполев, советский авиаконструктор Эти казалось бы проверенные временем аксиомы с регулярным постоянством пытаются опровергнуть некоторые авиаконструкторы. Началось все давно. Причины покинуть мир грации и симметрии у всех были разные. Конструктор фирмы Blohm & Voss Рихард Фогт решал проблемы обзорности на самолетах. К этому делу он подошел радикально. Принципиально не желая использовать двухмоторную схему, он сумел найти способ установки каплевидной максимально остекленной кабины на одномоторный самолет. Решение было столь же очевидным и простым, сколь и нелепым. На основе одного из своих патентов 1935 года Фогт предложил сделать несимметричный самолет. Слева должен был располагаться фюзеляж с двигателем и бомбовыми люками, а справа, на таком же расстоянии от оси симметрии самолета, кабина экипажа. Самолет был построен в 1937 году и получил наименование BV 141. На машину установили 1000-сильный звездообразный двигатель Bramo 323 Fafnir. Кстати, это было одной из немногих ошибок Фогта — двигатель оказался маломощным и ненадежным.

Кошмар авиаперфекциониста (12  фото + Видео)

Серьезным вопросом стала балансировка несимметричного самолета. В первых прототипах хвостовое оперение было обыкновенным, но довольно быстро Фогт пришел к выводу о необходимости разработки асимметричного оперения. Оно и появилось на первом рабочем экземпляре самолета, который поднялся в воздух 25 февраля 1938 года. Удивительно, но асимметрия не приводила ни к каким проблемам в полете. Доктор Фогт рассчитал все совершенно верно. Изменение веса фюзеляжа (например, при сбросе бомб) тут же компенсировалось крутящим моментом утяжеленного пропеллера. Никто из летчиков-испытателей не жаловался, BV 141 показал себя маневренным и эффективным разведывательным самолетом

Кошмар авиаперфекциониста (12  фото + Видео)

То, что мы увидели выше, это явный кошмар авиаперфекциониста. Примеры же скрытой асимметрии в самолетостроении распространены в изобилии. Например, знаете ли Вы сколько двигателей у самолета АН-26? Два?

Кошмар авиаперфекциониста (12  фото + Видео)

А это что? А это оказывается третий двигатель… На самолёте установлены два турбовинтовых двигателя АИ-24ВТ взлётной мощностью по 2820 л.с. каждый, с флюгерными четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72Т и турбореактивный двигатель РУ19А-300 установленный в хвостовой части правой гондолы. Третий двигатель обеспечивает:

  • дополнительную тягу при наборе высоты;

  • необходимую тягу при отказе двигателя АИ-24;

  • бортовой запуск двигателей АИ-24;

  • питание электроэнергией бортовой сети самолёта на стоянке при неработающих двигателях;

  • питание электроэнергией бортовой сети самолёта при отказе стартер-генераторов.

Такая же трехдвигательная схема есть на самолетах АН-24РВ и АН-30.

Кошмар авиаперфекциониста (12  фото + Видео)

И это далеко не самый страшный из примеров не симметричных самолетов… Главного конструктора американской авиакомпании Scaled Composites Берта Рутана также трудно назвать перфекционистом. В феврале 1979 г. по заказу NASA фирмой Берт Рутан была завершена постройка экспериментального самолета AD-1 (Ames Dryden −1) с КАИС, а в период с 1979 по 1981 г. были проведены его летные испытания. Первый полет самолета состоялся 29 декабря 1979 г. Вот этот аэроплан. Ничего не замечаете?

Кошмар авиаперфекциониста (12  фото + Видео)

А так?

Кошмар авиаперфекциониста (12  фото + Видео)

Данная конструкция имеет поворотное крыло и служит для изменения стреловидности оного. В этой схеме крыло крепится к фюзеляжу с помощью одного поворотного шарнира, и изменение стреловидности консолей при повороте крыла происходит одновременно, но имеет противоположный характер. Сравнительный анализ самолетов, выполненных по стандартной схеме с изменяемой стреловидностью и КАИС специалистами NASA, показал, что для второй схемы лобовое сопротивление уменьшится на 11-20%, масса конструкции — на 14%, волновое сопротивление при полете на сверхзвуковых скоростях — на 26%.

Кошмар авиаперфекциониста (12  фото + Видео)

Все-таки г-на Рутана наверное мало били на уроках геометрии, потому что уже в 1996 году он спроектировал легкий двухмоторный самолет Boomerang (заводской индекс 202). Базовой моделью послужил Beechcraft Baron 58. В том же году машина была построена и отправлена в первый полет. Основной идеей Рутана была безопасность: в случае отказа одного (основного) двигателя маленький самолетик смог бы дотянуть до места посадки на страховом силовом агрегате. Сложно сказать, почему Рутан пришел к выводу о необходимости асимметричного дизайна. Скорее всего, из технического интереса. Вопрос о балансировке он решил путем установки хвостового оперения неправильной формы и дисбаланса двигателей (правый — на 10 л. с. мощнее). Несмотря на успешные полеты прототипа, дальше единственного экземпляра производство модели 202 не пошло.

Кошмар авиаперфекциониста (12  фото + Видео)

Еще немного творений г-на Рутана, а их у него немало, за свою долгую карьеру он спроектировал 367 различных концептов летательных аппаратов, 45 из них поднялись в воздух. Самолет «281 Proteus» — Proteus может брать почти тонну полезного груза, подниматься с ним на высоту 20 000 м и продолжать полёт в течение 18 часов. Используется государственными и частными компаниями для различных целей от наблюдения за пуском ракет до создания радиосети диаметром до 100 км

Кошмар авиаперфекциониста (12  фото + Видео)

Этот странный летательный аппарат построен Рутаном в партнерстве с компанией Freewing. Крылья не крепились к корпусу неподвижно, как на обычных самолётах, — они могли изменять угол наклона. Это позволяло регулировать их наклон при взлёте или посадке, улучшая управляемость самолёта. Freewing Scorpion 233

Кошмар авиаперфекциониста (12  фото + Видео)

Кстати, эту наработку Рутан использовал для создания Scaled Composites 316 SpaceShipOne (SS1). Это был  первый частный космический корабль который побывал в космосе! Случилось это в июне 2004 года.

Кошмар авиаперфекциониста (12  фото + Видео)

А уже 10 октября 2010 американская компания Virgin Galactic сообщила об успешном завершении первого пилотируемого полета туристического космического корабля «SpaceShipTwo»

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x