Спутники подводных лодок (3 фото)

Плавучая база USS Holland с семью «припаркованными» подводными лодками в порту Сан-Диего

Военно-морской рассказывает о «сторожах подводных лодок» — плавбазах, которые использовались на первом этапе развития атомного подводного флота. Они обслуживали подводные лодки, пополняли запасы продовольствия, топлива, боекомплекта, электроэнергии. А на некоторых из них имелись даже специальные лаборатории для служб радиационной безопасности.

Плавбазы использовались до полномасштабного развития атомного подводного флота. Применялись они не только для пополнения запасов продовольствия, топлива, боекомплекта, но и для обслуживания самой подлодки без возвращения в постоянную базу.

Спутники подводных лодок (3 фото)

Что же представляют собой рейдовые плавбазы? На судах этого класса предусматривается большое количество кают для проживания подводников, не располагающими бытовым комфортом на своих кораблях. Также на ПБ имеется, как правило, развитая техническая база со складом запчастей, запасом топлива и оборудованными мастерскими.

Англичане почему-то называют подобного типа суда «сторожами подводных лодок». Плавбазы, скорее, спутники субмарин.

ПБ имеют ряд существенных преимуществ перед береговыми базами. Так, в частности, они способны обеспечить рассредоточение и базирование подводных лодок в необорудованных гаванях; личный состав в плавбазах живет компактно, и соединению требуется меньше времени на подъем по боевой тревоге.

Хотя первые плавбазы в Российском императорском флоте появились вместе с первыми подлодками, массовая постройка вспомогательных судов началась в Советском Союзе лишь после Великой Отечественной войны с мощным развитием подводного флота. Первой послевоенной советской плавбазой дизельных подводных лодок стало судно проекта 310. С 1958 по 1963 годы их было построено семь. В это же время предприятие занималось строительством полуавтономных плавбаз проекта 314. Судно было спроектировано в ЦКБ-51 под руководством главного конструктора В. Митюкова и предназначалось для базирования четырех дизель-электрических ПЛ проекта 613. Плавбаза при водоизмещении 2717 т и длине 92,53 м способна была разместить до 327 моряков.

Спутники подводных лодок (3 фото)

ПБ-**, построенная на Дальнем Востоке

Головное судно ПБ-24 заложили в цехе 50 16 мая 1956 года. Ответственным сдатчиком назначили Г. Воробьева, сдаточным механиком — Б. Коваля. Уже 17 января 1957 года плавбазу спустили на воду, а 15 августа того же года ПБ-24 была включена в состав Северного флота с местом дислокации в Полярном.

По этому проекту завод № 402 построил еще три плавбазы: «Владимир Егоров», которая вошла в состав СФ 21 августа 1957 года; «Василий Вересовой» и «Николай Столбов», которые также были переданы Северному флоту 8 декабря 1958 года и 8 июля 1959 года соответственно.

Плавбазы проекта 1821, разработанные, как и плавбазы предыдущего поколения в ЦКБ-51, уже способны были обслуживать не только дизель-электрические, но и атомные подводные лодки. Они предназначались также для обеспечения личного состава базирующихся кораблей питанием, медицинским и культурно-бытовым обслуживанием, подачи на подводные лодки пресной воды, провизии, вещевого имущества, электроэнергии, пара, сжатого воздуха, топлива, масла, других видов снабжения. На заводе № 402 их построили две — ПБ-75 и ПБ-34. Все в цехе 50. Ответственным сдатчиком на судах был Г. Воробьев. Сдаточным механиком первой ПБ — В. Привалов, на второй — В. Лысенко.

Корпус судна делался электросварным на базе корпуса плавбазы проекта 314. При этом на ПБ проекта 1821, в отличие от 314-го, заметно улучшили обитаемость. Гигиенические условия, оборудование и устройство жилых, служебных и медицинских помещений обеспечивали 30-суточную автономность личного состава.

На более новом проекте были предусмотрены специальные лаборатории для служб радиационной безопасности, стационарные системы дегазации и дезактивации и пункты санитарно-гигиенической обработки личного состава базирующихся подводных лодок.

ПБ-75, включенная в состав Северного флота 25 декабря 1962 года, дислоцировалась в Западной Лице, где ее уже в 1965-м переформировали в плавказарму. Через тридцать пять лет эксплуатации судно списали.

У ПБ-34 оказалась более короткая жизнь. Переданная Военно-морскому флоту 8 ноября 1963 года и подчиненная 1-й флотилии подводных лодок в Западной Лице, плавбаза вскоре была передана 12-й эскадре подводных лодок с дислокацией в губе Сайда. Где и прослужила до 1978 года.

В первой половине 60-х годов наше предприятие практически прекратило строительство вспомогательных судов. Максимум внимания подлодкам! Перед заводом стояла серьезнейшая задача — приступить к созданию группировки атомных подводных крейсеров второго поколения.