Ослепительные и очень опасные (25 фото)

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Как британский художник-кубист сводил с ума немецких подводников.

В начале XX века до момента активного использования радиолокационных средств для обнаружения кораблей камуфляж играл очень важную роль. Когда началась Первая мировая война английские, американские и французские суда оказались беззащитными перед немецкими подводными лодками, которые с большим успехом уничтожали корабли союзников. К тому же, любые попытки замаскировать суда в море были неудачными, поскольку приспособить тот или иной вид камуфляжа к постоянно изменяющимся условиям внешней среды (воде и небу) не удавалось. Какое бы не было сочетание цветов, скрывавшее корабль в одной ситуации, оно становилось заметным в других.

«Ослепляющий камуфляж» (англ. Dazzle camouflage) придумал британский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, который накануне Первой мировой войны служил в подводном флоте.

Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно — «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее.

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Дизайн рисунка напоминал картину кубизма, в которой изображено огромное количество цветных геометрических фигур, хаотично перемешанных друг с другом. Подобная конструкция усложняет визуальное восприятие корабля, выявление его очертаний, не дает возможность противнику отличить правый борт от левого, чтобы точно определить направление движения.

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Дело в том, что немецкие подводники были вынуждены находить противника визуально и целились не в само судно — оно ведь двигалось — а старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется в момент прибытия снаряда. Слишком ранний или поздний пуск естественно означали промах. Соответственно, капитану подлодки было необходимо с максимальной точностью определить курс и скорость цели, но по тому, что он видел в перископ, было трудно даже понять, где у этого судна нос, сколько этих носов, и что это вообще такое.

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный «кубический» окрас, причём нередко рисунки на разных бортах сильно отличались. В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда.

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Лайнер HMS Alsatian

Первопроходцем применения на практике «ослепляющего камуфляжа» стал британский лайнер HMS Alsatian, который в 1917 году вышел в открытое море. Предварительно использование необычного метода окраски многократно тестировалось на небольших деревянных моделях в студии. К тому же, большинство узоров и линий были нарисованы студентками Королевской академии художеств Лондона. Но в проекте, кроме художников-живописцев, были задействованы еще и скульпторы, художники декораторы и другие творческие люди, которые создавали самые различные образы разнообразных вариантов расцветки.

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Среди цветов, которые часто можно было увидеть на камуфляже, были не только черно-белые тона, но и зеленый, оранжевый и другие.

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Дополняли окрас так называемой поддельной головной волной под форштевнем, которая создавала эффект увеличения скорости корабля. Ложную волну рисовали под кормой, таким образом, вызывая у командиров подлодок оптическую иллюзию удаления судна, которое в реальности приближался.Дополняли окрас поддельной головной волны под форштевнем, создающей эффект увеличения скорости корабля, точные данные о которой необходимы при расчете движения торпеды. Ложную же головную волну наносили под кормой, вызывающую у командиров лодок оптическую иллюзию удаления судна, в реальности же приближающегося.

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Немецкий корабль

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Российский корабль

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Американский корабль

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

После успешных испытаний, «ослепляющий камуфляж» был взят на вооружение не только британским флотом, но и флотом США, России и Франции. Необычную раскраску, кроме военных кораблей, использовали также и на торговых судах.

Флотские ветераны традиционно с насмешкой относились к подобной раскраске, сравнивая ее с внешним видом портовых дам, но сами моряки, которые были задействованы в боевых действиях, быстро оценили преимущества данного вида камуфляжа, поскольку атаки немецких подлодок все чаще ставали безрезультатными.

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Как писал сам Норман Уилкинсон, основной целью необычных схем камуфляжа являлось введения врага в заблуждения, а не заставить его пропустить свой выстрел. Противник, увидев разнообразные яркие линии и орнаменты, не мог правильно определить форму судна, направление и скорость его движения. В итоге, в большинстве случаев пущенные торпеды из немецких субмарин не достигали своей цели. В дизайне рисунка избегали прямых линий, а использовали скошенные и кривые линии и полосы, которые давали большее искажение.

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Во время Второй мировой войны «ослепляющий камуфляж» активно начали использовать американцы. В необычные цветовые схемы и орнаменты были окрашены линкоры класса Теннесси и несколько авианосцев.

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Французский крейсер, 1937 год.

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Сегодня Dazzle-стиль можно увидеть только на музейных экспонатах. На фото: музей-линкор «Белфаст», стоящий в Темзе в центре Лондона.

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Тем не менее, инструкции по составлению и использованию Dazzle-камуфляжа были рассекречены в Британии лишь совсем недавно — в 2011 году. В США и России подобные документы пока еще не переданы широкой публике.

Страницы секретных инструкций.

Ослепительные и очень опасные оружие, первая мировая война, подводные лодки, технологии, флот

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x