Как делают тепловозы (47 фото)

За прошедшие пять лет я посетил более пятидести различных заводов, фабрик и предприятий. Начиная от крупнейших металлургических комбинатов, заканчивая фабрикой по производству полотенец. Но мне ни разу не доводилось снимать заводы по производству железнодорожных составов и локомотивов. А ведь мой сын — фанат всего железнодорожного. Поэтому я исправляюсь и публикую репортаж от том, как собирают современные магистральные тепловозы в цехах Брянского машиностроительного завода.

1. Брянский машиностроительный завод — крупнейшее предприятие отечественного транспортного машиностроения со 140-летней историей. На протяжении всего времени, доминирующими видами продукции стали вагоны и тепловозы. Более 50 лет БМЗ является ведущим поставщиком маневровых тепловозов для российских железных дорог. В последние годы коллектив освоил выпуск первых в России магистральных грузовых двухсекционных тепловозов нового поколения.

Сборочный процесс начинается в холодно-прессовом цехе, где из листовых заготовок на станках с плазменной резкой вырезают тысячи необходимых деталей, от самых крошечных, до трехметровых. Здесь же их обрабатывают и всячески сгибают. Данный цех в пять раз больше футбольного поля.

Как делают тепловозы (47 фото)

2. На станках плазменной резки обрабатываются металлические листы толщиной до 3 см. Плазменная резка — процесс красивый и опасный. Яркий свет быстро выжигает пятна на матрице фотоаппарата.

Как делают тепловозы (47 фото)

3. Листогибочные станки. Всего в ЦПХ их установлено 10 штук.

Как делают тепловозы (47 фото)

4. В одну смену рабочие цеха сгибают до 2000 различных деталей.

Как делают тепловозы (47 фото)

5. Цех магистральных тепловозов и участок сборки рам.

Как делают тепловозы (47 фото)

6. Сегодня на БМЗ трудятся около 5 тысяч человек. Определяющие профессии на производстве – сварщики, токари, фрезеровщики, операторы станков с программным управлением, слесари механосборочных работ.

Как делают тепловозы (47 фото)

7. Вырезанные заготовки собирают в единую раму. Этот процесс называется закладкой рамы. Сейчас он занимает 16 часов. Рядом ведется монтаж нового стенда, разработанного собственным инженерами, который позволит сократить время закладки рамы в полтора раза.

Как делают тепловозы (47 фото)

8. Инженерное звено представлено конструкторами и технологами. Специалисты ведут постоянную работу по оптимизации и улучшению оснастки сборочных цехов. Раньше на сборку одной рамы тепловоза уходило до 10 дней. В ближайшее время на этот процесс будет уходить на 3 дня меньше.

Как делают тепловозы (47 фото)

9. Подъемно-сборный кантователь в действии. Незаменимое устройство, которое позволяет получить доступ к раме тепловоза со всех сторон.

Как делают тепловозы (47 фото)

10. Станок с ЧПУ для механической обработки главной рамы магистральных тепловозов. Раньше время обработки рамы составляло 32 часа. В результате внедрения данного станка оно сократилось в два раза.

Как делают тепловозы (47 фото)

11. Обработанные поверхности — места установки будущего дизель-генератора.

Как делают тепловозы (47 фото)

12. Процесс транспортировки рамы по цеху похож на полет космического корабля весом 22,5 тонны.

Как делают тепловозы (47 фото)

13. Дробеструйно-окрасочная камера. Здесь рамы тепловозов очищают и красят.

Как делают тепловозы (47 фото)

14. А это — участок по сборке кузовов. Так выглядит оснастка для сварки каркаса кабины тепловоза. Весь процесс похож на сборку большого и тяжелого робота, каждая из деталей которого весит по несколько сотен килограмм.

Как делают тепловозы (47 фото)

15.

Как делают тепловозы (47 фото)

16. На подобной оснастке собирают все секции тепловоза: кабину, холодильную камеру, боковые стены, блоки крыши.

Как делают тепловозы (47 фото)

17. Боковая стенка в окрасочной камере.

Как делают тепловозы (47 фото)

18. Блок крыши над холодильной камерой. Каждый тепловоз (точнее секция тепловоза) имеет по две тележки в каждой из которых установлено по три тяговых электродвигателя (не удивляйтесь, именно электро-) на каждую колесную пару. Интересный факт, что двигатели тележек, которые находятся под рамой, охлаждаются вентиляторами, которые находится далеко на крыше тепловоза.

Как делают тепловозы (47 фото)

19. Готовый каркас кабины тепловоза.

Как делают тепловозы (47 фото)

20. Будущий тепловоз 2ТЭ25КМ — магистральный грузовой двухсекционный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока с поосным регулированием силы тяги. 90% компонентов, используемых в конструкции локомотива, — отечественного производства.

Как делают тепловозы (47 фото)

21. В этом году РЖД получит 68 таких тепловозов.

Как делают тепловозы (47 фото)

22. Вид из холодильной камеры.

Как делают тепловозы (47 фото)

23. Одновременно в цехе магистральных тепловозов может собираться до 10 единиц продукции и 5 рам.

Как делают тепловозы (47 фото)

24.

Как делают тепловозы (47 фото)

25. Машинное отделение дизель-генератора.

Как делают тепловозы (47 фото)

26. Общий вид цеха. В центре кадра под тентом — новый дизельный двигатель, ожидающий загрузки в тепловоз. По размерам он сопоставим с тягачом, который его привез.

Как делают тепловозы (47 фото)

27. Тележечный цех.

Как делают тепловозы (47 фото)

28. В каждом тепловозе устанавливается до 60 пружин различного размера.

Как делают тепловозы (47 фото)

29. Участок сборки колесо-моторных блоков.

Как делают тепловозы (47 фото)

30.

Как делают тепловозы (47 фото)

31. Огромный станок, а точнее обрабатывающий центр, предназначенный для механической обработки рам тележек.

Как делают тепловозы (47 фото)

32. Всегда приятно видеть чистое и современное производство. Есть в этом своя романтика и красота.

Как делают тепловозы (47 фото)

33. Эти неприметные шкафы-коробочки на деле являются высокоточными фрезерными станками, на которых производится мехобработка колес и главных шестерен колесной пары.

Как делают тепловозы (47 фото)

34.

Как делают тепловозы (47 фото)

35.

Как делают тепловозы (47 фото)

36. Готовая тележка.

Как делают тепловозы (47 фото)

37. В каждую тележку заливается около 100 литров масла. Вес одной тележки составляет около 16 тонн.

Как делают тепловозы (47 фото)

38.

Как делают тепловозы (47 фото)

39. В отличие от множества других локомотивов, все основные узлы 2ТЭ25КМ легко доступны для обслуживающего персонала, что сильно повышает его ремонтопригодность.

Как делают тепловозы (47 фото)

40. В каждый тепловоз укладывается до 40 километров различных шлангов и проводов.

Как делают тепловозы (47 фото)

41. В качестве силовой установки используется 16-цилиндровый дизель-генератор 18-9ДГ мощностью 2650 кВт производства Коломенского завода. Принцип действия тепловоза схож с большегрузным карьерным самосвалом. Дизельный двигатель с помощью генератора вырабатывает электрический ток, который, в свою очередь, приводит в движение электродвигатели, установленные в каждом колесе (а в данном случае — в каждой колесной паре). Вес одного только двигателя — 16 тонн.

Как делают тепловозы (47 фото)

42. Каждая секция тепловоза имеет собственный топливный бак вместимостью 7 тонн. Итого 14 тонн на один тепловоз.

Как делают тепловозы (47 фото)

43. Это один из самых мощных тепловозов в локомотивном парке РЖД. Он может водить поезда весом 8 — 9 тысяч тонн.

Как делают тепловозы (47 фото)

44. По сравнению со своим предшественником, тепловозом «Пересвет», 2ТЭ25КМ удобнее и для локомотивной бригады — наблюдается общая тенденция к упрощению элементов управления. «Электроника здесь проще, оборудование легче. Вспомогательную схему сделали релейной в отличие от «Пересвета», где она на преобразователях, которые часто выходили из строя», — делятся своими впечатлениями машинисты, проводившие испытания тепловоза.

Как делают тепловозы (47 фото)

45. 2ТЭ25КМ — тепловоз нового поколения, не уступающий зарубежным аналогам. Как заверяют сотрудники завода, по своим технико-экономическим характеристикам эти машины превосходят любые другие эксплуатируемые в Российской Федерации магистральные грузовые тепловозы. Говоря человеческим языком, они дольше работают, их легче чинить, и они эффективны в плане потребления горючего.

Как делают тепловозы (47 фото)

46.

Как делают тепловозы (47 фото)

47. Большое спасибо пресс-службе БМЗ за теплый прием и интересную экскурсию, а также РЖД за организацию поездки в Брянск!

Как делают тепловозы (47 фото)