Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Авиационная база «Домна», Читинская область.

Крупнейшая войсковая часть Воздушно-космических сил России в Забайкалье.

Здесь базируется смешанный авиационный полк Восточного военного округа, прикрывающий 2000 километров государственной границы России. «Наша зона ответственности – от Байкала до Амура», — говорят летчики.

Полк, имеющий славную боевую историю, в последние годы обрел новую жизнь. Он стал первой строевой частью Вооруженных Сил России, на вооружение которой поступили новейшие многоцелевые двухместные истребители Су-30СМ.

Часть I. Будни аэродрома

Первые истребители Су-30СМ, относящиеся к поколению «4++», поступили в Домну в ноябре 2013 г. Оснащение полка новыми машинами завершилось в 2014 году.

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Полк укомплектован летным и техническим составом, который прошел полный курс обучения боевому применению и эксплуатации Су-30СМ. Освоить принципиально новую машину им помогали пилоты Липецкого учебного центра, а также специалисты и летчики-испытатели корпорации «Иркут».

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Полеты Су-30СМ в Домне начались в декабре 2013 г. Интенсивная боевая подготовка шла под особым контролем командования – в феврале 2014 года первую вооруженную новыми истребителя строевую часть проверял Главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев.

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Уже в июле 2014 г. пилоты полка приняли участие в окружных учениях с боевыми стрельбами. По официальной информации, в ходе учений экипажи истребителей Су-30СМ вели воздушную разведку и уничтожение самолетов и беспилотных средств условного противника, а также совершенствовали навыки поражения стратегических наземных объектов.

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Су-30СМ – многоцелевые самолеты. В одном боевом вылете они способны бороться и с воздушными, и с наземными целями. Полк, вооруженный Су-30СМ, может взять на себя задачи, которые ранее решали части разных родов авиации.

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Полк продолжает интенсивную боевую подготовку. Полеты выполняются почти ежедневно.

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Су-30СМ, развивающий линию истребителей Су-30МКИ/МКМ, отлично отработан в производстве. Это обеспечивает высокую техническую готовность парка самолетов.

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Поддерживать ее помогает гарантийная группа корпорации «Иркут». Кстати, до Иркутска от Домны всего 650 километров.

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Рядом с Су-30СМ на стоянке – штурмовик Су-25. Эти самолеты также состоят на вооружении полка, который именно поэтому носит наименование «смешанный». Эскадрилья Су-25 носит историческое наименование «Монгольский арат», полученное в годы Великой Отечественной войны. Первые самолеты эскадрильи – истребители Ла-5 – были построены на средства, собранные народом Монголии.

Хотя Су-30СМ несравненно более сложный самолет, чем Су-25, в обслуживании, по словам техников, он оказался таким же простым, как его знаменитый предшественник.

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Новейшие машины в полку встретили с энтузиазмом. Вот цитата из выступления одного из штурманов Су-30СМ: «Самолёт обалденный! В училище практиковались на Ту-134Ш и Ан-26Ш. На распределении сообщили: «Вы в Домну». «Ну, Домна», – расстроился… А тут Су-30! Его не сравнить ни с чем – самолёт-компьютер».

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Машина к полету готова. Двухместный Су-30СМ позволяет полностью реализовать потенциал многофункционального самолета благодаря оптимальному распределению задач между летчиком и штурманом.

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Взлет! Машина уходит в пилотажную зону

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Возвращение. Задачи полетного дня выполнены

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Часть II. Боевое дежурство

Пока большинство истребителей полка участвуют в плановых повседневных полетах, самолеты дежурного звена ждут команды на взлет в отдельных капонирах

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Машины заправлены. На пилонах – боевые, а не учебные ракеты.

Их потенциальная цель – нарушитель воздушного пространства России

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Дежурному экипажу – «Воздух»!

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Техники дежурных истребителей уже на постах: «Самолет к полету готов»!

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

У летчиков есть всего две минуты, чтобы занять места в кабине Су-30СМ

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Все действия отработаны до мелочей. Подготовка к перехвату нарушителей – первая задача, которую отработали летчики и техники после ввода Су-30СМ в строй

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Благодаря интенсивным тренировкам полк заступил на боевое дежурство в октябре 2014 года – менее чем через год после получения первых самолетов

«Крайние» указания

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

«Крайние» проверки

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Штурман к полету готов…

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Начинаем рулежку

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Пока самолет катится к взлетной полосе, на командном пункте секундомер проверяющего отсчитывает короткие секунды жесткого норматива вылета на перехват

— Вышка, я ноль-четвертый, к взлету готов…

— Ноль-четвертый, взлет разрешаю!

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Через несколько секунд работающие на форсаже двигатели АЛ-31ФП бросят самолет в небо

А еще через несколько минут фазированная антенная решетка радиолокатора «Барс» пошлет нарушителю сигнал: «Начинай бояться»

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Часть III. Вечерние полеты

Для Су-30СМ не имеет значение время суток и погода. Система управления вооружением позволяет выполнить задачу днем и ночью

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Но особенно красивы полеты в лучах уходящего солнца

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Красота пейзажа не должна обманывать. Читинская область – суровый край и для людей, и для самолетов

Зимой здесь может быть минус 40…

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Зимой здесь может быть минус 40…

Летом – плюс 40…

И круглый год регулярно дуют сильнейшие ветра

Первый год эксплуатации показал: Су-30СМ успешно выдержал непростой экзамен сибирским климатом

Машины перезимовали вне защищающих от непогоды ангаров, которые еще предстоит построить

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Северо-запад Читинской области — горно-лесистая местность, юг – степная. Летчики летают всюду, отрабатывая маловысотные полеты над сложным рельефом

С момента получения самолетов не прошло и двух лет, а Су-30СМ из Домны уже освоили аэродромы Дальнего Востока

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

В прошлом году полк был поднят по тревоге для участия в крупных учениях «Восток-2014». Согласно официальным сообщениям, полк решал задачу по противовоздушной обороне. Подробностей не сообщалось, однако один из них домненских Су-30СМ «засветил» споттер на аэродроме Елизово близ Петропавловска-Камчатского

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

В 2015 г. Су-30СМ из Домны работали с военного аэродрома «Сокол» на острове Сахалин

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Визиты к коллегам-тихоокеанцам продемонстрировали расширенную зону действия полка

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Су-30СМ, имеющий практически неограниченную дальность полета с дозаправками в воздухе – идеальный защитник обширных пространств Дальнего Востока и севера России. Строевые экипажи Домны в августе 2015 г. провели серию дозаправок от танкеров Ил-78

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Дальность в сочетании с большой боевой нагрузкой и позитивные результаты эксплуатации в Домне стали весомыми аргументами для оснащения истребителями Су-30СМ морской авиации ВМФ России

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

В длительных полетах над безориентирной местностью проявляется еще одно достоинство Су-30СМ – экипаж в составе двух человек сохраняет высокую работоспособность

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Вечерние полеты завершены…

Оценка самолету поставлена…

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Часть IV. Люди и самолеты

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ (55 фото)