На прошлой неделе авиационная общественность отмечала день рождения Андрея Николаевича Туполева — пожалуй ведущего в истории отечественной авиации авиаконструктора. К этому событию доделал я давно планировавшийся обзор об одном из самых моих любимых самолётов — Ту-134.
На самом деле всё началось очень давно, самолёты я до этого уже фотографировал, но скорее по случаю. И вот однажды, в конце 80-х листая страницы некогда любимого журнала, наткнулся я на разворот, где и был опубликован этот снимок. Уж не знаю почему, но только невероятно он мне тогда понравился (и нравится сейчас) и я понял что «тоже хочу».
1989 год. Удача! Иностранный самолёт. Ту-134 Интерфлюг из ГДР.
Вскорости я стал хорошим знакомым линейного отдела милиции а-та Пулково, так как моё увлечение никак не укладывалось в рамки окружающего соцреализма. Но снимать я не переставал. В том числе и со знаменитого пандуса.
Того самого, откуда были видны даже улыбки пилотов.
Годы шли — постепенно я стал превращаться в человека, который редко выходит из самолёта и удачно совместившего работу и увлечение. Менялись и ракурсы.
Салон потихоньку становился как дом родной, куда заходишь уже на автомате. Классическая пассажирская кабина Ту-134 от ЮТэйр.
А вот модернизированный вариант. Правда зачем-то огромные окна Ту-134 изнутри были заменены на «стандартные» — как у более современных лайнеров. Поменялись и кресла.
Бизнес-класс в авиакомпании Пулково. Купе на 4 сиденья. Эх, жаль не успел я поснимать скомпонованную на 3 купе по 8 мест и один салон RA-65004… Но было очень уютно.
Особо об иллюминаторах — на Ту-134 они огромные — приветом из 50-60х.
И дают возможность видеть удивительные вещи.
Например собственные шасси, что для низкоплана не совсем обычно.
Или, что ещё менее обычно — одновременно двигатель, крыло и хвостовое оперение.
На полосе Куромоча в Самаре.
Как бы хорошо ни было в кабине пассажирской, в кабине пилотов всё равно лучше. Стоим в очереди во Внуково.
В полёте.
Небо небом, а обед по расписанию.
Дверь в лучший в мире офис.
Он может быть немного тесноват…
Но лучше в мире вида не найти.
Посадка в Архангельске.
Взлёт в Домодедово.
Заход во Внуково.
За секунды до касания.
Заглянем в экран радара.
Декабрь в Сочи. От железнодорожных путей внизу мне не раз доводилось снимать там посадки. Нынче в Адлере всё по другому.
Покидаем Адлер — штурвал на себя.
Вечереет.
Существует два основных вида Ту-134 — А и Б. В расхожем представлении А — со стеклянным носом и Б — с «деревянным». На самом деле это не совсем так и А может быть так же с неостеклённой носовой частью. Этот когда то летал в Интерфлюг. Кое-какие элементы отсека общие.
Взгляд из «носика».
На Ту-134А с «деревянным» носом штурману приходится ютиться в проходе. Что поделать — компромисное решение.
При этом за спиной у него довольно просторный передний багажный отсек. За форменными пальто прячется оранжевый шар — он же «чёрный ящик».
Далее довольно просторная для небольшого самолёта кухня.
у и перед тем как покинуть кабину — самая памятная моя посадка, когда все звёзды сошлись. Заход на Питером — под нами Колпино и Ижорские заводы.
Впереди ВПП 10 Правая.
Кабина Ту-134Б с экипажем из 3х человек.
Ту-134УБЛ — учебно-боевой вариант Ту-134 для обучения экипажей Ту-22 и Ту-160.
«Салон» УБЛ пустоват. В прочем — в нём нет нужды.
Заострённый нос напоминает Ту-22.
Ещё один военный вариант — Ту-134АК — самолёт «салон» со средствами спецсвязи (выделяется антенна в хвостовой части).
Совсем уже редкий вариант — Ту-134БВ. Модификация делалась для высотного запуска космических челноков.
Ну немного Ту-134 в эксплутации в разное время. Первый в России официальный «споттинг» во Внуково в 2006 году — снимаем самолёт проходящий противообледенительную подготовку.
Дальше просто наслаждайтесь.