«Эйрлэндер-10»: новый век дирижаблей (9 фото)

"Эйрлэндер-10": новый век дирижаблей (9 фото)

Плывущий по небу дирижабль большинству людей кажется картиной из прошлого, он вызывает в памяти старинное слово «воздухоплаватель», образы пилотов эпохи зари авиации в меховых куртках, кожаных шлемах и очках-«консервах». Но, оказывается, вскоре эти летательные аппараты вновь будут служить человечеству. У них слишком много достоинств, чтобы полностью отказаться от эксплуатации воздушного транспорта, более легкого, чем воздух. Есть, конечно, и недостатки, но их постарались минимизировать создатели «Эйрлэндера-10», принципиально нового гибридного дирижабля.

Эйрлэндер

Печальный опыт

В первые десятилетия двадцатого века авиация развивалась по двум генеральным направлениям, у каждого из которых были свои яростные приверженцы. Сторонники летательных аппаратов тяжелее воздуха одержали убедительную победу после ряда масштабных катастроф, произошедших с «воздушными шарами». Правда, число жертв дирижаблей несоизмеримо с количеством людей, погибших в авиакатастрофах, но об этом сторонники самолетов и вертолетов предпочитают не вспоминать. Осадок, как говорится, остался. Анализ причин летных происшествий проводился, но на них также особого акцента никто не делал. К примеру, крушение гигантского «Гинденбурга» (1937), совершавшего трансатлантический перелет и перевозившего пассажиров с невиданным комфортом, объясняется тем, что в качестве газа, наполнявшего несущую емкость (оболочку), использовался очень взрывоопасный водород, а гелий, производимый тогда в США, не поставлялся в Германию из-за эмбарго. Дирижабль «Италия», пролетевший над Северным полюсом (1928), потерял высоту из-за обледенения, а такое в то время часто случалось и с самолетами.

дирижабль

Достоинства аппаратов, которые «легче воздуха»

На поддержание высоты над землей дирижаблям практически не требуется энергии. Это позволяет аппарату висеть в воздухе при выключенной силовой установке и совершать длительные полеты, почти не ограниченные расходом горючего. Учитывая главную причину отказа от этого вида летательных аппаратов, следует отметить их высокую живучесть и безопасность. Если бы тот же «Гинденбург» был обычным самолетом или вертолетом, то при его взрыве погибли бы все люди, находившиеся на борту. К достоинствам можно отнести и экономичность, расход топлива очень невелик, оно тратится на придание направления, а не на создание подъемной силы. Размеры пассажирской или грузовой подвесной гондолы лимитируются лишь объемом несущей емкости аппарата. И еще важное преимущество: дирижаблям не требуется дорогостоящих взлетных полос и прочей аэродромной инфраструктуры, кроме так называемой «причальной мачты».

Hybrid Air Vehicles

Системные пороки

Эти небесные левиафаны считаются медлительными, и это действительно так, сказывается высокое аэродинамическое сопротивление. Рулить дирижаблем очень сложно, его маневренность сравнима с управляемостью большого судна-танкера. Каждая посадка представляет собой непростую задачу, требующую высокого профессионализма и слаженной работы наземной команды. Всепогодными аппаратами дирижабли назвать нельзя, ветер играет важную роль в небесной навигации. И еще, для того, чтобы их хранить и оберегать от пагубных воздействий атмосферных явлений, требуются ангары соответствующих размеров. Мало того, что сами по себе дирижабли дорогие, они требуют и текущих расходов на обслуживание. К тому же их век недолог, материалы быстро стареют.

Эйрлэндер

Экономическое обоснование

Итак, проблемы ясны, достоинства и недостатки оценены, и все же специалисты британской фирмы Hybrid Air Vehicles пришли к выводу об экономической целесообразности создания огромного грузового дирижабля, разумеется, с учетом всего накопленного опыта. В настоящее время он почти готов и по праву считается самым большим летающим объектом на Земле, отняв это звание у самолета Ан-225 (с разницей, правда, всего в 8 метров). Масса полезной нагрузки несравнимо меньшая, «Мрия» может поднять до 225 тонн, в то время как Airlander 10 всего десять (цифровой индекс указывает грузоподъемность). Тем не менее, достижение высокое, а экономический эффект может дать большие преимущества перед авиацией. Общая длина новейшего дирижабля – 92 метра.

дирижабль

Производственная база

Строительство гиганта велось в городе Кардингтон, вернее, вблизи него, где сохранились огромные ангары (их два) еще с тридцатых годов, века расцвета дирижаблей. Именно здесь создавался R-100, занимавший целое футбольное поле. Первый полет состоится вскоре, правда, когда точно, неизвестно, идет доводка систем. Что касается гибридности конструкции, то в ней и состоит главная особенность проекта. Для того чтобы избежать проблем, связанных с принципиальными пороками дирижаблей, «Эйрлэндер» вобрал в себя все положительные черты аппаратов аэродинамической схемы. В производственном цикле были задействованы фирмы-субподрядчики, всего в нем были задействованы примерно сто специалистов, из которых после завершения основных работ остались только двадцать штатных сотрудников и консультантов. Расходы велись в складчину, но основным донором выступило правительство США, выразившее заинтересованность в военном аспекте применения этого аппарата. В то же время создатели подчеркивают, что главным назначением дирижабля будет мирная коммерческая эксплуатация для перевозки хозяйственных грузов.

Hybrid Air Vehicles

Оболочка и летучесть

С целью продления срока службы дирижабля в его конструкции максимально широко использованы современные полимерные композиции. Несущие силовые фермы отсутствуют, форма оболочки поддерживается давлением заполняющего ее гелия, а состав материала — сверхпрочный полимер «вектран». Имеют огромное значение аэродинамические обводы, так как летучесть дирижабля Airlander 10 лишь на 60 % обеспечивается низкой плотностью газа, а остальные 40 % — результат подъемной силы во время движения. Иными словами, если аппарат остановить с выключенными моторами, то он медленно опустится на землю. Вместе с тем такая особенность вполне позволяет применять «Эйрлендер» в качестве воздушного крана, а возможность удерживаться на заданной высоте даже в неподвижном положении придается за счет поворотных двигателей с пропеллерами, направленных вниз, подобно вертолетным.

Эйрлэндер

Сила и управление

Энергетическая установка дирижабля состоит из четырех 350-сильных турбодизельных двигателей. В проекте создание намного большего аппарата, которому уже дано название Airlander 50 (как понятно, с грузоподъемностью в пять раз большей). Инженеры компании Hybrid Air Vehicles уже сейчас думают о том, какими моторами его оснащать (скорее всего, газотурбинными) и как его сажать на землю. Предполагается использование воздушной подушки, примерно такой, как на соответствующих морских кораблях. Но это вопросы перспективы, сегодня же насущными проблемами считаются системы управления, в которых без высокоинтеллектуальных технологий практически невозможно обойтись.

дирижабль

Характеристики

Масса дирижабля «Эйрлендер 10» составляет 20 тонн в снаряженном состоянии, что, учитывая его гигантский объем, очень мало. Предполагаемый потолок – 6000 метров, скорость – до 150 км/ч. Сравнивать эти скромные параметры с характеристиками самолетов или вертолетов было бы неверным без учета особенностей применения техники и уникальных ее возможностей. Ведь непрерывно находиться в воздухе этот дирижабль сможет пять дней подряд! Расстояние, которое он способен пройти без посадки при минимально расходе горючего, исчисляется десятками тысяч километров. Как говорится, тише едешь…

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x