Каким будет новый американский бомбардировщик и чем на него ответят Россия и Китай? (10 фото)

http://img.fb.ru/i/4/6/9/3/5/i/46935.jpg

На прошлой неделе командование американских военно-воздушных сил анонсировало презентацию проекта нового стратегического бомбардировщика B-21, которая состоится в конце сентября текущего года. Без всякого сомнения, это событие заслуживает внимания, так как предыдущие попытки создать машину, способную полноценно заменить «заслуженного ветерана» B-52 (ему уже шестой десяток пошел), особым успехом не увенчались. Разумеется, речь идет о самолете прорыва новейшего поколения, способном преодолевать рубежи противовоздушной обороны.

B-21

Против кого новый самолет?

Из того, какие именно ПВО имеются в виду, в Пентагоне большого секрета не делают, хотя прямо страны не называют. Какие-какие, конечно же, российские и китайские, против любых других старина «Стратофортресс» еще пару десятилетий вполне пригоден, этот бомобовоз из разудалых пятидесятых, переоборудованный в ракетоносец. Уж больно хороший аппарат тогда удался, что и говорить, — эпоха американского цивилизационного расцвета.

B-21

Любой другой враг, даже если сегодня он верный союзник и вдруг в него превратится, будет гарантировано уничтожен. Проблема в том, что Б-52 уже сегодня тяжело приблизиться к возможным целям на территории РФ или КНР даже на расстояние пуска «Томагавка», а что будет потом? Вот и возникла концепция строительства нового бомбардировщика, который бы смог. И на этом пути уже сделаны первые шаги, правда, как оказалось, не очень удачные.

B-21

Цена вопроса

Так уж получилось, что победителем тендера на проектирование и дельнейшее производство бомбардировщика нового образца стала фирма Northrop Grumman. Обстоятельства этой победы будут изложены немного позже, а пока есть смысл остановиться на предыдущем опыте создания подобных машин того же класса, накопленном этой авиастроительной компанией. Главная специализация «Нортропа-Груммана» в последние пару десятилетий состоит в создании самолетов-невидимок, по всем остальным статьям сильно уступающих машинам предшествующих моделей. Малая заметность стоит очень дорого. При этом далеко не всегда подобный самолет и в самом деле не фиксируется локаторами противника, как это показал опыт бомбежек Югославии. Итак, ранее произведенный фирмой Northrop Grumman бомбардировщик-«невидимка» B-2 Spirit стал самым дорогим самолетом в истории. Даже «Раптор» F-22 обошелся дешевле, что объяснимо, ведь он – перехватчик, а следовательно, по определению стоит меньше. Цена одного «Духа» — $2 млрд. Их изготовлено 20 штук. Всего 40 миллиардов, а доллар тогда, 15 лет назад, был по покупательной способности серьезнее, чем сейчас. Какой-нибудь Украине хватило бы на пару лет безбедной жизни, не говоря уже о Либерии. Кстати, этот самый Б-2 летает хуже, чем старина Б-52, и боевой нагрузки берет меньше.

B-21

Тендер

Следует отдать должное отделу маркетинга фирмы Northrop Grumman. Они шли к победе в конкурсе самым прямым и надежным путем, объявив, что оборонному бюджету их самолет обойдется в $560 млн., и этой дешевизной просто «убили» конкурентов, «Боинг» и «Локхид-Мартин». Теперь соперники по бизнесу чешут затылки и собираются в суде доказать факт «развода» тендерной комиссии. По их мнению, за такие деньги создать новый хороший бомбардировщик невозможно, и, скорее всего, по американским меркам, они правы.

B-21

Все участники этого бизнеса прекрасно знают его правила: сначала называется цена, а потом, в процессе НИОКР она растет, готовятся обоснования увеличения издержек, и государство вынуждено оплачивать этот «чемодан без ручки», в который уже вложены средства. Собственно, и «Боинг», и «Локхид» поступили бы так тоже, но они, на свое несчастье, оказались честнее «Нортропа». Чем окончится процесс, пока не ясно, но на кону $80 млрд., и драка обещает быть нешуточной.

B-21

Сроки

Итак, новый бомбардировщик должен по плану начать поступать (первые 21 единицы) в воинские части в 2025 году. На это уже выделены бюджетные средства в размере $21,4 млрд., включая опытные проектно-конструкторские работы, ведь как такового самолета еще нет, и даже проекта не существует, одни эскизы. Всего ВВС США нужна сотня машин этого класса для обеспечения национальной безопасности. Кстати, нет даже имени (вроде «Грома» или «Призрака», или еще чего-то устрашающего), как это принято в Америке, и как назовут В-21, решат всем народом, предложения принимаются. Однако и сроки, задекларированные победителем тендера, тоже вызывают подозрение в излишнем оптимизме. Неудачный и дорогой В-2 доводился 21 год (1979-2000), и ничто не позволяет надеяться на то, что сейчас дело пойдет быстрее.

B-21

Технические характеристики

О возможностях перспективного бомбардировщика известно очень мало, даже техническое задание засекречено. Опубликованы лишь самые общие данные, например о боевом радиусе в 9 тысяч километров, что говорит о том, что эксплуатироваться и базироваться самолет, вероятнее всего, будет на территории США. Ракетная боевая нагрузка заявлена массой в 12 тонн — что же, очень может быть, но при полном комплекте вряд ли будет возможность поддерживать указанную дальность. Также известно и то, что Б-21 будет производиться также и в беспилотном исполнении. Заявлена малая заметность для радарных средств обнаружения, но это обязательное условие для всех машин новейшего поколения.

H-20

Что делают в Китае?

С 2008 года в КНР ведутся работы по созданию нового стратегического бомбардировщика нового поколения. Научно-исследовательской и проектной базой назначен Шанхайский авиационный институт SADRI. Проблемой малой заметности занимаются с 2001 года две китайские фирмы — Xian и Shenyang. Наиболее перспективным в стране считается прототип H-20, технологические аспекты которого в значительной мере заимствованы у американской компании Northrop Grumman, где работал инженером скандально известный Ношир Говади, получивший в 2011 году 32-летний срок за шпионаж в пользу КНР. Схема самолета так же, как и B-21, «летающее крыло», но с более четко обозначенным фюзеляжем. Что касается особенностей конструкции, то первое, что бросается в глаза, это подвешенные на пилонах ракеты «воздух-земля». Такое решение характерно для самолетов четвертого поколения, заметность существенно растет. Впрочем, для оборонительного применения в прибрежной зоне над океаном H-20 может оказаться достаточно эффективным, а наносить удары по Америке ВВС НАОК не планирует. Пока, во всяком случае. На вооружение самолет начнет поступать в 2025 году.

ПАК ДА

А в России?

Примерно, к 2025 году ОКБ им. Туполева взялось закончить все проектные работы по Перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА). Через пять лет состоится первый взлет новой машины, а еще через два года начнется их постановка на боевое дежурство, если сроки не сдвинут. Пока что функции оперативного патрулирования возложены на Ту-160, которые успешно с ними справляются, тем более что намечена их глубокая модернизация и возобновление серийного производства. Над ПАК ДА туполевцы начали работать в 2009 году (проект 80). К моменту планируемого завершения НИОКР настанет черед списания практически всех Ту-22 и многих Ту-160, так что все учтено. Главным достоинством нового самолета станет его малая заметность, которая компенсирует относительную тихоходность, выраженную в дозвуковой скорости. К тому же огромное значение в третьем тысячелетии приобретает интеллектуальная и информационная составляющая. ПАК ДА будет большим, его взлетный вес до 200 тонн, при боевой нагрузке в 40 т. Боевой радиус – до 9 тыс. км. Частью его вооружения, помимо КР и бомб, станут гиперзвуковые ракеты (скорость более 5 М). Самарский СНТК им. Кузнецова готовит для новой машины уникальный двигатель с тягой в 40 тыс. кгс.

Выводы

По всей видимости, меры, принятые своевременно наиболее вероятными геополитическими противниками и соперниками США, можно считать достаточными, чтобы исключить шанс «воздушного шантажа» и уж тем более диктата. Как показывает опыт, американская техника последних десятилетий слишком дорогая и сложная, для того чтобы быть удачной. Сами представители Пентагона, скорее всего, уже устали от бесконечной череды образцов, которые трудно освоить, и хотели бы получить что-то простое, надежное и эффективное. Как автомат Калашникова у русских, например. Но существующая система государственных контрактов с частными фирмами неумолима. B-21, очевидно, станет очередным «белым слоном».

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x