Вымершие мамонты начали борьбу за выживание

В отличие от генетиков «Юрского парка», принужденных с трудом добывать уникальный генный материал — кровь динозавров из кусавших их москитов, замурованных в янтаре, реальные генные инженеры полностью близко к реальности глядят на возможность раздобыть кусок не только лишь костей, да и плоти этого величавого животного, чей актуальный пик пришёлся на Ледниковый период — 10 тыщ годов назад.

В 2002 году состоится уникальная экспедиция в Сибирь, в какой, кроме археологов и биологов, воспримет роль 35-летний издатель английского научно-популярного журнальчика Science Magazine Ричард Стоун (Richard Stone).

На плечи Стоуна ложится популяризация экспедиции и PR-компания, нацеленная на создание сурового стиля в научных кругах, ведь до сего времени о целях экспедиции молвят с драматичностью.

Стоун, продвигая идею клонирования мамонта, считает, что современные технологии позволяют получить модель ДНК этого вымершего животного из его останков, которые сохранились в замерзшей земле тундры.

Популяция мамонтов ещё 3700 годов назад — конкретно к этому времени относят полное вымирание вида — была очень бессчетной, и на теоретическом уровне отыскать останки мамонта легче, чем останки саблезубого тигра либо лохматого носорога, хотя они и пережили мамонтов.

Не считая того, практически арктический климат — морозы на севере Сибири не прекращаются вот уже 10 тыщ лет — позволяет возлагать на то, что почва не подвергалась глубинной разморозке и так именуемый генетический материал «не испортился».

Эти подходящие причины — обширное распространение вида и прохладная среда — существенно облегчат генную реконструкцию.

Но прошлые находки проявили, что фактически получить применимый для клонирования генетический материал очень трудно. Приобретенные модели ДНК имели покоробленные звенья. В «Юрском парке» их подменяли кусками ДНК земноводных — очень близких динозаврам родственников. Будут ли употребляться гены слонов в реконструкции ДНК мамонтов — пока непонятно.

Генные инженеры, которые на данный момент пробуют решить делему с полуразрушенной структурой ДНК мамонта, считают, что протесты, которые вызовет программка «реанимации» вымерших животных, с течением времени стихнут, как это было после первых успешных тестов в области биотехнологий — когда в ДНК растений вводились звенья ДНК другого вида с целью «сделать лучше породу».

Наряду с поисками генетического материала мамонтов ведётся разработка спец заповедника. Некие виды растений Ледникового периода все ещё встречаются, потому сконструировать экосистему, схожую уже существующему Плейстоценовому парку, для мамонта полностью реально.

В контексте воссоздания первого мамонта дискуссируются трудности заболеваний, носителями которых могут быть эти животные, так как ясного ответа на вопрос «от чего вымерли мамонты» ни биологи, ни археологи не могут дать до сего времени.

Вирусные заболевания, вправду, способны поражать и через столетия. Заражённые мамонты могут быть небезопасны сначала для слонов. Не считая того, это древнее животное может быть носителем, переносчиком инфекции, сравнимой по угрозы с лихорадкой Эбола.

Справедливости ради нужно сказать, что большая часть профессионалов относится к этой затее практически с сарказмом. Биолог Росс Макфи (Ross MacPhee), эксперт по фауне Ледникового периода и управляющий отдела мамонтов в Государственном Историческом Музее США, считает, что всё это — беспочвенные фантазии.

Его скептицизм делит Алекс Гринвуд (Alex Greenwood), молекулярный биолог, специализирующийся на поисках обстоятельств исчезновения неких видов Ледникового периода.

Макфи, работавший с останками 1-го из мамонтов, найденных в Сибири, считает, что обосновать несостоятельность этой идеи ничего не стоит.

Вымершие мамонты начали борьбу за выживание

Амстердамские ученые изучают шерсть мамонта (Фото Discovery)

Основная причина грядущего провала состоит в том, что даже в экстремальных прохладных температурах клеточки и ДНК стремительно распадаются после того, как организм погибает. Био энтропия и распад на молекулярно-атомарном уровне приводит к тому, что все раскопанные и добытые из-подо льда генетические материалы были безвыходно повреждены.

Петербургский учёный Алексей Тихонов, который работал над сохранением мамонтёнка Димы, отысканного в 1977 году, считает, что при определённых критериях — таких, которые используются в креонике — материал может быть сохранен. Но условия Северной Сибири очень далеки от лабораторных.

Клеточки тканей мамонтёнка перетерпели сильные конфигурации, и сегоднящая биохимия его организма разительно отличается от изначальной — некие хим элементы просто пропали.

Гринвуд, говоря об абсурдности идеи и невозможности совмещения неполной ДНК и яйцеклетки, гласит: «Если я брошу все нужные запчасти в лестничный проём, я не получу понизу новый Porsche 911».

Компьютерная модель мамонта

На сегодня наибольшие энтузиасты — жители страны восходящего солнца, надеющиеся отыскать сперму мамонта. Японский биолог, специализирующийся на репродукции — Кацуфуми Гото (Kazufumi Goto) — считает, что использовать нужно другой генетический материал: делему воссоздания мамонта решила бы его сперма, способная сохранять свои характеристики в критериях глубочайшей заморозки. Сперма мамонта может быть введена в яйцеклетку слонихи.

Полученную женскую особь мамонто-слонихи будут вновь «скрещивать» с мамонтом, и, таким макаром, примерно через три поколения мамонто-слоних должен показаться один 90-процентный мамонт.

Гринвуд и Макфи утверждают, что меж слоном и мамонтом пролегли тысячелетия, а ведь природа всё это время не стояла на месте, и ДНК — это больше, чем просто определённый набор генов. Геном имеет память, и полный анализ ДНК пока не произведён.

Временами добываемые куски мамонтов — от кусков кожи до бивней — так вдохновляют учёных, что полностью серьёзно ведутся дебаты на тему «воссоздавать ли старого человека». Как понятно, в итальянских Альпах были обнаружены отлично сохранившиеся останки старого человека, возраст которых — около 5 тыщ лет.

Но здесь, молвят энтузиасты, появляется другая неувязка. Если вернуть его ДНК, а позже вырастить зародыш (или клонированием, или оплодотворением), то получить в точности старого человека фактически нереально — в ином случае, ему пришлось бы создавать природные условия: селить в пещеру, ограждать от цивилизации и современных людей.

Раздаются застенчивые голоса, что «палеонтологические» малыши обязаны иметь возможность получать образование и — обширнее — владеть штатскими правами. Не исключено, что и баллотироваться в президенты они сумеют.

Если всё-таки в наиблежайшие 50 лет получится сделать заповедник и заселить его мамонтами и иными жителями Старых эпох, кажется, не праздным будет вопрос о контроле за их рождаемостью и распространением.

Вымершие мамонты начали борьбу за выживание

Озера сибирской тундры, в районах которых найдены останки мамонта (Фото Discovery)

В «Юрском парке» неувязка решается интегрированным генетическим недостатком — без определенной аминокислоты динозавры могли впасть в кому, выведением только дамских особей и высоковольтными огораживаниями. Как будет осуществляться контроль за размножением мамонтов в Сибири?

И ещё масса вопросов пока остаётся без ответа. Не повредит ли новый вид имеющейся сибирской экосистеме? Чем будут питаться эти большие животные? Не начнётся ли истребление мамонтов ради их прекрасных бивней?

Но вроде бы ни была заманчива мысль о возвращении этих величавых созданий, всё-таки она противоречит законам эволюции, во всяком случае — в современном осознании.