Волокнистая сталь выдержит грозные арктические условия

Хрупкость углеродистой стали при низких температурах доставляет много морок машиностроителям. Разработка японских ученых привела к созданию нового типа стали, у которого при охлаждении улучшаются характеристики ударной прочности.

Материал не содержит легирующих добавок, и потому металлоконструкции, созданные для работы в арктических критериях, будут стоить еще меньше, чем на данный момент.

Это касается сначала буровых вышек и морских судов.

 

Рядовая углеродистая сталь, не содержащая дорогостоящих добавок никеля, кобальта и ванадия, становится хрупкой при -30oC. Новый материал, разработанный Юджи Кимура (Yuuji Kimura) и его сотрудниками из Государственного института материаловедения в Цукубе, при охлаждении становится более крепким, а хрупкость его проявляется только при переходе через уровень -100oC. Исследователи разъясняют этот эффект различием в форме кристаллических зернышек феррита, которые в их случае имеют вид длинноватых тонких цилиндров (практически волокон), а не сферическую либо эллипсоидную форму, как в обыкновенной стали. Ферритовые зерна к тому же скрепляются зернами карбида размерами в несколько нанометров.

Процесс получения волокнистой стали, который получил заглавие темпформинга (tempforming), заключается в нагреве и следующем сжимании эталона обыкновенной стали. Пластинку шириной 4 см нагревают до 1200oC, потом охлаждают до 500oC, после этого подвергают сильному сжатию более 3-х раз.

Из волокнистой стали можно будет изготавливать и обыкновенные болты, и трубы, и швеллеры. Внедрение таковой стали, кроме остального, позволит уменьшить массу многих механических конструкций и тс, а означает, понизить употребления горючего, докладывает New Scientist.