Планшетные ПК начинают завоёвывать мир

Мировой рынок индивидуальных компов сначала 2010 года начал восстанавливаться. Причём очень стремительно. Но сейчас — с возникновением первых планшетных компов — он имеет все шансы уже в скором времени смотреться совсем по-иному. Не исключено, что уже через несколько лет фаворитами отрасли окажутся совершенно другие компании.

1-ый квартал 2010 года ознаменовался для IT-отрасли ускоренным восстановлением после кризиса.

Аналитическая компания IDC подсчитала, что в отчётном периоде рост продаж ПК составил 24%. В сопоставлении с последними 3-мя месяцами 2009 года рост составил 15%. Рост рынка не оставил даже фактор «сезонности»: обычно сходу после Нового года и Рождества потребители приобретают технику очень вяло. Gartner держится похожего представления: по её подсчётам, рост компьютерного рынка в первом квартале составил 27%.

В каком-то смысле iPad — 1-ая реальная компьютерная записная книга либо блокнот. Согласитесь, устройства, которые на данный момент именуются notebook, напоминают записную книгу очень далённо — и своими размерами, и методами воззвания с ними. iPad возвращает население земли к истокам письменности — глиняным табличкам, абакам, восковым дощечкам, блокнотам для записей. Только с чипом снутри, подключением к вебу, передвигающимися картинами и способностью издавать звуки, читать ставшие цифровыми журнальчики и книжки, играть в игры и т.д. — и всё это сразу при помощи 1-го устройства, не вставая с кресла.

Подробнее о начале продаж iPad читайте в статье «Первые 300 тыщ «таблеток»Всего за 1-ые три месяца 2010 года было продано 84,3 млн компов. Аналитики разъясняют это явление очевидным «отскоком» от резкого сокращения рынка в 2009 году, когда он просел на 7%, что стало худшим его динамическим показателем за десятилетие. Intel в своём финансовом отчёте по итогам работы сначала года также оказалась довольна, заявив, что прошлый квартал — наилучший в её истории. Но ликовать удачному выходу отрасли из экономического застоя могут не все.

Уже сейчас кажется естественным, что в ближнем будущем структура рынка конструктивно поменяется и те производители компов, которые не успеют впору приспособиться к нему, могут остаться на задворках. Речь идёт о планшетных компьютерах, энтузиазм к которым только велик. Первой в эту нишу вошла Apple, выпустив сначала апреля 2010 года 8,9-дюймовый ПК без клавиатуры, но с сенсорным экраном. Новинка так приглянулась журналистам и профессионалам, что многие стали именовать её достойной подменой если не классическому лэптопу, то по последней мере нетбуку. Оценили и потребители: 450 тыс. устройств были проданы за 1-ый уикенд. Похоже, даже сама Apple оказалась не готова к такому ажиотажу — ей пришлось отложить старт продаж iPad в Европе на месяц.

Выкидывать собственный старенькый ноутбук на Windows XP и брать заместо него iPad, вобщем, рановато. iPad очень не похож на обычный нетбук: в нём нет ни многозадачности, ни многих обычных программ. Не считая того, он очень привязан к «экосистеме», которую для юзеров собственных мобильных устройств создаёт Apple. Но в том, что конкретно так (либо приблизительно так) могут смотреться компы грядущего, многие уже не колеблются. Торопятся в эту нишу и IT-гиганты.

За несколько недель до начала продаж iPad вместе с Microsoft показала свою «таблетку» Hewlett-Packard — HP Slate. Шума, естественно, вокруг неё было не настолько не мало: смотрится устройство не очень аппетитно, ну и фанатов у союзников не настолько не мало, как у Apple. Зато в этом компьютере уже есть Windows 7 — та же, что и на обыденных новых ПК. Но добавьте к этому беспроводную клавиатуру, и потребность в нетбуке будет полностью не явна. Сделайте этот планшет с раздельной клавиатурой 15-дюймовым, и становится неясно, для чего журналисту либо бухгалтеру ноутбук?

«Планшетомания» уже началась. Тот, кто одолеет в гонке по созданию более удобного и продаваемого планшета, не исключено, и будет доминировать на рынке ПК. И кто на данный момент продаёт больше всех ноутбуков либо больше всех телефонов, станет не очень непринципиально.

В состязание вступили практически все фавориты IT-отрасли. И не только лишь IT-гиганты. Германская компания Neofinie представила собственный WePad, оборудованный 11,6-дюймовым мультсенсорным экраном с разрешением 1366х768 точек. Снутри у устройства — микропроцессор Intel Atom N450 и операционная система Android. Не считая того, он может повытрепываться модулями Блютуз, Wi-Fi, 3G, GPS, 1,3-мегапиксельной камерой, акселерометром и батареей, способной работать без подзарядки 6 часов. Начало продаж устройства ожидается 27 апреля 2010 года. Стоимость в малой комплектации — 449 евро.

Собирается выйти на этот рынок и Microsoft. Слухи об этом прогуливаются ещё с 2009 года. Подразумевается, что в устройстве под рабочим заглавием Coruier будет два 7-дюймовых сенсорных монитора, складывающихся на манер записной книги. Какой-то из них сумеет преобразовываться в виртуальную клавиатуру. Софтовый гигант делает ставку на интерфейс: юзер Coruier, к примеру, сумеет копировать файлы на флешку одним жестом «перетягивания» по экрану. Кроме жестов, устройство сумеет управляться и голосом: надлежащие технологии Microsoft уже показывала ранее. Компьютер, состоящий из 2-ух экранов, кстати, собирается выпустить и тайваньский производитель телефонов премиум-класса HTC.

Объявила о планах по выпуску в октябре 2010 года собственного планшета и Nokia. Новый компьютер наикрупнейшго производителя мобильников в мире будет работать под управлением ОС MeeGo, которая разрабатывается вендором в сотрудничестве с наикрупнейшим мировым чипмейкером Intel. Как понятно, это будет приспособленная под мобильные компы версия Linux. Подобно Apple, Intel и Nokia создадут для него собственный магазин по продаже контента и ПО. Intel уже представила новейшую аппаратную «начинку» для планшетов Tunnel Creek. Это особая «облегчённая» версия платформы Atom. По слухам, чипмейкер также не хочет оставаться в стороне и выпустит планшет под своим брендом.

Гугл, значительно насолившая Apple со собственной платформой Android, тоже ввязалась в схватку. Инфы об устройстве малость: оно будет иметь интегрированный браузер Chrome и поддержку технологии Adobe Flash. Вопрос с операционной системой пока тоже находится в подвешенном состоянии: может быть, планшет будет работать на Android, хотя работы над Chrome OS ведутся полным ходом.

Стараются не отставать от новаторов и фавориты отрасли по производству ноутбуков: 10-дюймовые планшеты с 2-мя мониторами готовит и Toshiba. Причём сходу в 2-ух вариантах: на Windows 7 и на Android. Глава южноамериканского подразделения компании Джефф Барни гласит, что эти устройства ждёт не наименьший фуррор, чем нетбуки. Планы по выпуску планшетов есть также у Sony, Dell, MSI, Acer и других.

На рынке программных платформ для телефонов и коммуникаторов становится вправду любопытно. Microsoft зализывает раны и готова к реваншу, выпустив новейшую систему. Меж тем аналитики с огромным оптимизмом оценивают будущее Гугл Android, а новейшую Windows Mobile 6.5 всё почаще критикуют. У какой ОС на рынке лучшие перспективы? Какой категории юзеров мобильные платформы подходят лучше, а каким — ужаснее?

Подробнее о рынке ОС для мобильных устройств читайте в статье «Мобильная осень»Не будет ли на этом рынке тесновато настолько большенному числу гигантов? Аналитики из различных компаний считают, что навряд ли: очень велика возможная ёмкость рынка, так как планшеты могут отобрать его часть и от ноутбуков, и от телефонов. In-Stat считает, что к 2014 году рынок вырастет до 50 млн устройств. iSuppli оценивает рынок ещё более оптимистично: по её прогнозу, только одна только Apple уже в этом году продаст 7,1 млн iPad. Morgan Stanley утверждает, что ёмкость рынка в этом году составит 30 млн устройств. Apple сможет реализовать 8—10 миллионов из их.

Необходимо учитывать, что рынок нетбуков до ближайшего времени не стоял на месте. По данным DisplaySearch, в первом квартале 2010 года в мире было продано 8,7 млн нетбуков, что на 44,9% больше уровня соответственного периода 2009 года. В дальнейшем, считают специалисты, планшеты если не стопроцентно, то практически полностью заберут рынок у дешёвых ноутбуков с диагональю экрана до 12 дюймов.

Единственная возможная болезнь «таблеточного» рынка — демпинг. iSuppli подсчитала, что себестоимость iPad — 259,6 бакса, в то время как продаётся он за 499 баксов. Apple просто назначает наценку практически в 100%. Разумеется, что у её соперников может появиться желание продавать свои «таблетки» дешевле. Специалисты от этого остерегают. А то может получиться, как с нетбуками Asus Eee PC, которые изумили мир безмерно низкой ценой и попортили рынок, так как заработок с каждого проданного аналогичного устройства составляет только 5—10%, тогда как с «обычных» ноутбуков он составлял 10-ки процентов.

Демпинг, вобщем, забота производителей. От него, во всяком случае в короткосрочной перспективе, юзеры только выигрывают, а в длительной в этом случае может выиграть и рынок. «Планшетка» — формфактор всё же достаточно непривычный: что с ним можно делать? Что нельзя? И вероятное понижение цен станет дополнительным плюсом для того, чтоб юзеры (а прямо за ними и разработчики программного обеспечения, к примеру) отнеслись к «таблетке» всерьёз и без излишних колебаний экономического порядка. Тем паче что по прогнозам ветеранов IT-рынка, «таблетки» — это всерьёз и навечно.