GPS и ГЛОНАСС: недостатки и перспективы

Создатель Максим Швейц

Русское правительство пока неудачно пробует уверить россиян воспользоваться российскей системой спутниковой навигации ГЛОНАСС заместо американской GPS. Глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов предложил властям даже запретить на законодательном уровне ввоз в Россию автомобилей, в каких не предвидено внедрение ГЛОНАСС-навигатора.

«Если на автомобиле не установлен ГЛОНАСС-приемник, то ввоз автомобиля в страну или становится неосуществимым, или в пару раз увеличиваются таможенные сборы», — цитирует «Интерфакс» Перминова.

 

«Только так мы можем защитить российский рынок, русских производителей», — растолковал он свою позицию.

Запретительные инициативы главы «Роскосмоса» специалисты оценивают очень скептически. «Ничего неплохого я от таких мер не ожидаю. Это уничтожит еще довольно не развитый рынок GPS, другими словами рынок навигационных технологий вообщем. В тех же регионах, где навигация и так пока доступна только немногим потребителям ввиду её высочайшей цены, в случае введения «заградительных барьеров» она станет еще наименее доступной. GPS можно вправду «смять», но если ГЛОНАССа нет, то от умирания GPS он точно не появится. А, вот, рынок сопутствующих сервисов, картографии и т.п. от таких действий совершенно точно пострадает», — заявил в интервью «Газете.Ru» директор ООО «МИТ» (Морские Информационнные Технологии) Андрей Сабайдаш.

«Роскосмос» решает и другие шаги по продвижению ГЛОНАСС. Есть договоренность с «Автовазом» о внедрении навигаторов на базе ГЛОНАСС в новые авто Lada Калина.

В рамках проекта на первом шаге планируется оборудовать схожими системами 10-15 тыс. автомобилей прямо на сборочном конвейере АВТОВАЗ уже в 2009 году.

В 2010 таких машин будет выпущено еще более. Сейчас проект находится на финишной стадии согласования. Если он будет запущен, в Рф ГЛОНАСС станут воспользоваться не только лишь муниципальные бюрократы и спецслужбы (ГЛОНАСС-навигаторы инсталлируются заместо GPS-приемников на ведомственных автомобилях), да и обыкновенные потребители. Потенциал для рынка значителен: все-же АВТОВАЗ является наикрупнейшим производителем автомобилей в Рф.

На данный момент же рынка потребительских ГЛОНАСС-приемников как такого в Рф нет.

По оценкам профессионалов, на руках у россиян порядка 1,3-2 млн GPS-навигаторов, в то время как аналогов на ГЛОНАСС — менее 15-20 тыс. При этом большая часть из их употребляется как раз в муниципальном секторе.

Есть только один GPS-навигатор с поддержкой ГЛОНАСС — авто Glospace SGK — 7.0. Он обустроен 7-дюймовым сенсорным ЖК-дисплеем с разрешением 480х234 пикселей, микропроцессором Самсунг S3C2440 с тактовой частотой 400 МГц, 64 Мб интегрированной памяти, портом USB. Работает устройство на ОС MS Windows CE 5.0, весит 400 г, его стоимость около16 тыс. рублей . «Производство этой модели мелкосерийное, фактически штучное. Так что массовым потребительским продуктом данная модель может считаться очень условно», — считает Андрей Сабайдаш.

Большие производители не торопятся начинать создание навигаторов с поддержкой ГЛОНАСС.

Единственным исключением стала Mio Technology, которая еще в конце 2008 году заявляла, что не собирается выпускать навигаторы с поддержкой ГЛОНАСС, но на выставке НАВИТЕХ-ЭКСПО 2009 представила макет автонавигатора со интегрированным GPS-ГЛОНАСС приемником. В Рф Mio принадлежит, по своим оценкам компании, 18-22% рынка автонавигаторов, так что поддержка этой компанией ГЛОНАСС может стать очень принципиальной для рынка. Приемник Mio C725 поддерживает как ГЛОНАСС, так и GPS и имеет относительно маленькие габариты. Правда, представлен только макет устройства. Когда оно выйдет на рынок и, главное, по какой стоимости, Mio Technology пока не докладывает.

Таким макаром, никаких коммерческих перспектив у ГЛОНАСС, даже в Рф (не говоря уже про мировой рынок) на сегодня не просматривается. Но эти перспективы могут показаться, если начнутся перебои в работе до сих исправно функционирующей GPS. Некие предпосылки для этого есть: Главное контрольное управление при правительстве США выступило с докладом, в каком предупредило:

GPS уже в 2010 году может начать давать суровые сбои. Специалисты боятся, что из-за роста числа юзеров этой системы по всему миру система просто не выдержит нагрузок.

В докладе отмечается, что система плохо управляется и не финансируется подабающим образом, а спутники с течением времени изнашиваются, оборудование просит подмены и ремонта и нагрузка на него вырастает.

Русская ГЛОНАСС таковой перегрузки из-за лишнего количества юзеров не испытывает. «Сейчас на орбите находятся 20 спутников, что обеспечивает навигацию по местности Русской Федерации и по части Европы. В последнее время ожидается пуск ещё 4 спутников, что при условии неизменной работы всех аппаратов должно обеспечить глобальное покрытие. Планируется, что в предстоящем спутников будет больше, до 30, включая резервные», — поведал «Газете.Ru» управляющий навигационного проекта «Автоспутник» Андрей Кузнецов. По его словам, «говорить о том, что у ГЛОНАСС есть шанс потеснить GPS, пока заблаговременно. Должна быть стопроцентно укомплектована спутниковая группировка, должно быть налажено серийное создание доступных штатских ГЛОНАСС-приёмников и устройств. И речь не идёт о «вытеснении», это быстрее композиция ГЛОНАСС и GPS, которая на порядок увеличивает точность и надёжность навигации». В дальнейшем, по воззрению Кузнецова, юзеру не придется выбирать меж ГЛОНАСС и GPS:

«Наилучшие результаты даёт комбинированное внедрение 2-ух систем. Конкретно в таком режиме и будет работать большая часть навигационных приёмников».

Если гласить о современных ГЛОНАСС-устройствах, то специалисты отмечают низкие потребительские свойства этой техники.

По воззрению Андрея Сабайдаша, «их элементная база достаточно большая, потребляет много энергии и не полностью подходит для установки в современные мобильные устройства. Если в автонавигаторы современные ГЛОНАСС приемники еще как-то можно встроить (ну и то, исключительно в самые большие), то ни в один телефон либо телефон ГЛОНАСС на данный момент чисто на техническом уровне «не встанет».

Посреди иных недочетов ГЛОНАСС-устройств Андрей Кузнецов выделяет их стоимость: «И русские, и западные ГЛОНАСС-модули выполняются пока никак не массовыми партиями и стоят довольно дорого».

«Для уменьшения цены приемников нужно их общее создание. А производства нет, потому что нет потребности на рынке в таком большенном числе выпускаемых приемников, — соглашается Андрей Сабайдаш и продолжает. —

В ближнесрочной перспективе ни о каком массовом рынке для ГЛОНАСС гласить не приходится. GPS на сей день работает более точно и совершенно».

При всем этом эксперт уточняет, что это происходит не поэтому, что GPS-система лучше: «Просто она подольше находится в эксплуатации, более отработана, вокруг неё сотворена вся нужная инфраструктура (приемники, устройства, картография, сервисы и т.п.)».