Что произойдет, если в самолет ударит молния (3 фото + видео)

В каждый лайнер примерно раз в два года попадает электрический разряд разной силы.

Согласно некоторым данным, лишь 0,3% случаев попадания молнии приводят к тем или иным последствиям и только в 0,04% случаев из-за искровых разрядов случаются авиакатастрофы. Но и эту цифру всегда старались минимизировать.

Современные самолеты выдерживают подобные явления и благополучно продолжают полет. Для этого предусмотрено несколько степеней защиты.

Самолеты обшивают токопроводящими материалами

Обшивку самолетов изготавливают из алюминиевых сплавов, которые отлично проводят ток. Поэтому электрический разряд проходит исключительно по корпусу, не задевая остальные элементы фюзеляжа и находящихся в салоне людей. В современных самолетах все чаще используют композитные материалы, в том числе для изготовления корпуса. В этом случае на фюзеляж наносится специальный тонкий токопроводящий слой.

Что произойдет, если в самолет ударит молния (3 фото + видео)

Оплавление корпуса входящим разрядом

В случае попадания разряда в корпус летящего авиалайнера у него могут оплавиться и обуглиться места входа и выхода молнии, так как сила тока может достигать 200 тыс. ампер. После этого самолет продолжит лететь.

Корпус самолета работает, как клетка Фарадея

Внутрь такой конструкции не может попадать электрический ток и электрическое поле. И это лучшая из характеристик, так как мощные вспышки создают вокруг себя кратковременное, но сильное магнитное поле, которое может за секунду вывести все оборудование самолета из строя.

В целях безопасности особо чувствительную аппаратуру и проводку дополнительно экранируют. Провода оборачивают металлической сеткой, специальным фольгированным покрытием, устройства и микросхемы помещают в токопроводящий корпус, которые создают локальную эффективную электростатическую защиту.

Разрядники выводят с поверхности самолета накопившийся заряд

В полете корпус лайнера испытывает значительное трение о воздух. В процессе этого на фюзеляже накапливается электростатический заряд. Чем выше величина заряда, тем выше вероятность взаимодействия. При достижении поверхностью самолета заряда в несколько сотен тысяч вольт повышается вероятность того, что молния ударит именно в него.

Разрядники

Разрядники на законцовках самолета

Чтобы этого не происходило, на законцовки крыльев устанавливают электростатические разрядники в виде проводков. В полете с них слетает лишний заряд, уменьшая вероятность удара молнии.

Жидкое топливо не огнеопасно

Если заряд молнии попадет в топливные баки, возгорания не случится, потому что после выработки топлива опустевшая часть баков заправляется нейтральным газом — азотом или углекислотой. А как известно, сами по себе керосин и бензин не горючие вещества, но интенсивно горят выделяемые ими пары.

В каждом самолете установлен погодный радар

На передней панели перед кабиной пилотов установлен погодный радар. С помощью нескольких сканеров он строит метеорологическую картину атмосферы непосредственно перед летящим самолетом. Поэтому пилоты, считывая показания радара, знают, где находятся грозовые облака, и могут выстроить более безопасный для полета маршрут.

Обходя непогоду стороной, на борту безопасно устроенного самолета, пилоты минимизируют встречу с грозовым разрядом, а это значит, что сегодня попадание молний в самолеты крайне редки.