Когда и почему начали строить корабли из железобетона (4 фото + видео)

Долгое время корпуса морских судов делали из дерева. Но из-за высокой пожароопасности, низкой прочности и подверженности древесины гниению человечество стало искать другие, более прочные материалы для изготовления кораблей. В конце XVIII в. вместо дерева в судостроении стали использовать сталь. Стальные гиганты служили десятилетиями, имели крепкий корпус, но их производство было дорогостоящим и трудоемким. Кроме того, пару веков назад этот материал был дефицитным. Судостроители и инженеры продолжали экспериментировать.

Лодка
Первая железобетонная лодка, построенная в 1949 г. французским инженером Ламбо

К середине XIX в. они обратили внимание на бетон. Он был намного дешевле стали, обладал особой прочностью, а изготовление такого корабля занимало чуть больше месяца. Первая весельная лодка из бетона была отлита еще в 1949 г. В 1955 г. она произвела небывалый фурор на международной выставке во Франции, многие страны были вдохновлены этой технологией. На рубеже XVIII-XIX в. в. железобетонные конструкции в небольших количествах бороздили морские просторы практически в каждой стране, включая Англию, Турцию и Китай.

В 1915 г., во время Первой мировой войны запасы стали уменьшились, поэтому вплоть до 1919 г. работы по строительству железобетонных судов велись практически во всех странах. Всего за это время было возведено более 1 000 баркасов, барж, военных кораблей, буксиров и паромов, которые в общей сложности весили более 600 тыс. т.

Остаток
Отслужившие ж/б конструкции затапливались, многие из них до сих пор выглядывают из-под воды недалеко от берегов

После Первой мировой войны ситуация с материалами постепенно нормализовалась. Все страны, кроме России, где в 1917 г. был организован Октябрьский переворот, прекратили производство бетонных судов. В Советском Союзе работы над ними продолжились. В 30-е г. г. на Рыбинской верфи выпускались целые серии судов из бетона, курсирующие по внутренним морям страны. После Второй мировой войны бетонные паромы, баржи, военные корабли производились на 6-ти судостроительных заводах. Они пользовались спросом из-за своей дешевизны.

Дефицит стали в послевоенное время наблюдался и в Германии. Здесь в 50-х г. г. было произведено 50 сухогрузов для курсирования по Северному и Норвежскому морям. Перед массовым выпуском немецкие конструкторы провели испытания первых бетонных плавсредств, оказалось, что они выдерживают значительные динамические нагрузки вплоть до взрыва 100 кг динамита в 10-ти м от корпуса судна.

Разрушенный
Остатки бетонного судна с оголившейся арматурой

Около 200 лет железобетонные корабли, паромы, баркасы, пароходы и танкеры плавали по морям и океанам. Во время распространения этой технологии строительства ж/б плавсредства числились во флоте практически всех стран. Не обошлось без бетонных махин во времена мировых войн. Железобетон показал себя как прочный, непроницаемый, устойчивый к воздействию воды и химпродуктов материал. Сегодня по этой технологии возводят многоэтажные дома.