Кресломобиль и парусный пентамаран: 16 креативных идей для транспорта будущего

Футуристическое представление Альбера Ровиды о транспорте 2000 года – парижане покидают здание оперы по воздуху (1902 год)

22 сентября во всём мире проводится День без автомобиля. А какие нас ожидают альтернативы, чтобы обходится без него и вовсе?

Приборы телепортации, межгалактические астролёты, лунный лифт, поля левитации, путешествующие острова — смелые заманчивые фантазии. Но это не реалии нашего завтрашнего дня. А вот многофункциональная машина из фильма «Старые клячи» — это ближе к теме нашего сегодняшнего обзора. Но только в части футуристического автомобилестроения. Потому что направлений в разработках транспорта будущего несколько, ведь изобретатели преследуют разные цели. И День без автомобиля — это несколько объединенных концепций: разгрузка дорог, напоминание о подвижном образе жизни, улучшение экологического состояния городов. От такой однодневной акции, вроде бы, мало толку в смысле улучшения общей обстановки. Зато она вырывает из привычного образа жизни, показывает — ноги у нас, знаете ли, не просто так выросли, их можно использовать более продуктивно, чем только давить ими на педали авто. Анализ футуристических транспортных проектов показывает, что мысль современного человека работает в двух направлениях: полная электронная автоматизация высокоскоростных машин и максимальная индивидуализация персональных мини-передвижек — юркие экологичные подобия повозок, колясок. Первые разрабатывают степенные ученые, вторые — в основном, студенты. Хотя разница в трудозатратах и пассажиропотоке колоссальная, креатив, дизайн и, главное, перспективы обоих направлений сопоставимы. 

В самом ближайшем будущем конструкторы больше обезопасят те автомобили, которыми мы сейчас массово пользуемся. Например, создаются подушки безопасности под салоном. Они призваны уменьшить длину тормозного пути при неизбежном столкновении. Говорят и о подушках безопасности для пешеходов. А немного погодя транспортный мир Земли сильно изменится, так прогнозируют изобретатели. Они уже насочиняли сногсшибательных конструкций — от летающих капсул до подводных межконтинентальных тоннелей. «Вечёрка» предлагает вашему вниманию подборку гипотетических средств передвижения, которые имеют под собой не только фантазию автора, но и научные выкладки.

1. Трубопроводный транспорт известен нам как способ перекачки нефти и газа на громадные расстояния. Теперь на концепцию поглядывают с точки зрения пассажирских перевозок. Плюсом называют большую скорость: по трубам бесконтактным способом хотят пускать капсулы с людьми на 150 км/ч. Движущий элемент — линейный электродвигатель, а в разгоне помогут внешние разгонные колёса, далее — с помощью электромагнитных катушек-соленоидов. Кому сложно понять конструкторские пояснения, пусть просто представит себе пневмопочту середины XIX века. Пассажирскому трубопроводу пророчат массовость и надежность. Пока же страшно представить зашитой себя в трубе диаметром 80 см, если произойдет аварийная остановка. Что ж, когда-то мужики и первых самолетов боялись, может, и с трубопроводом обойдется…

Есть вариант с высокой индивидуальностью трубопровода — пассажир сможет заказывать станцию прибытия. А разве сейчас в метро пассажир не сам выбирает станцию прибытия?.. Разве что остановочных станций построить бесконечно много — чтобы капсула выныривала едва ли не у каждого дома. Тогда будет сходство с такси. А ещё — с придумкой транспорта Виктором Пелевиным для романа «S.N.U.F.F.». 2. Движущийся тротуар.

Многажды встречала сетования, дескать, для его создания нет технологических преград, почему же не воплащают задумку. А что же тогда — эскалатор? Хотите без ступенек? Пожалуйста — транспортировочные ленты. А еще — беговые дорожки. По ним не убежишь, конечно, но принцип использован. И сколько в Интернете роликов про падающих с беговых дорожек людей и животных! Жутко представить себе кучи малы на улицах, будь у нас движущиеся тротуары. Представьте, сколько найдется желающих сойти раньше станции, сколько будет переломанных детских рук, ног и позвоночников. А если огораживать путь следования, то это уже сильно будет походить на электричку, да ещё со стоячими местами.

3. Монорельсовой дороге предрекают новую жизнь в новом виде. Существуют разработки, где предполагаются индивидуальные кабинки, подвешенные с помощью магнитной левитации к направляющим рельсам. По задумке авторов, кабинка доставит пассажира в заказанную по меню точку города со скоростью 240 км/ч, автоматика проложит маршрут так, чтобы избежать пробок. Для подобной точности доставки потребуется паутина рельсов. Она будет состоять из магистральных участков со скоростным движением и из тихоходных ответвлений. Легкая конструкция устанавливается на небольшие опоры вроде мачт освещения. По прогнозам, прокладка путей не потребует большие пространства и массивные эстакады.

4. Hyperloop (гиперпетли) бизнесмена Элона Маска, по его уверениям, скоро заменят и автомобили, и поезда дальнего следования. Хотя они не будут общественным транспортом. Салон предназначен для одного или нескольких человек. Беспилотная «петля» разгониться до 1000 км/ч, работая на солнечной энергии. Отправляться в путь она будет не по расписанию, а по требованию пассажира.

5. Вертолётный ранец придумали для тех, кто не очень спешит, но и ноги бить не желает. Между прочим, его разработка началась в 40-ых годах прошлого столетия. С тех пор его конструкция значительно улучшилась — уменьшился вес, повысилась безопасность. Есть вариант без малого ротора, ротор раскручивается реактивными двигателями на концах лопастей, и компенсировать крутящий момент на корпусе отпала необходимость. Если попросту: малый ротор это то, из-за чего происходит большинство вертолетных аварий. Почему не налаживают массовый выпуск таких «пропеллеров», пожалуй, многие захотели бы просто прогуляться в образе Карлсона. Но тогда балкон не оставишь открытым и на седьмом этаже…

6. Оседлать одно колесо предложили азиатские ученые Ши Шучи и Бай Ванджун, пожелавшие привести размеры транспорта к исключительно малым размерам. Их изобретение напоминает известный цирковой инвентарь, но гораздо более устойчивый и приспособленный для города. Можно задвинуть руль и педали, и тогда ваш персональный транспорт станет подобен тележке —  можно катить за ручку, а можно нести как сумку. То есть, ему не нужно парковочного места, скажем, перед магазином, даже столь малого, как велосипеду. Его легко возить в метро и хранить дома. Немногим отличается от самоката, но все же комфортней.

7. Кресломобиль — кресло с одним огромным колесом, это не утяжеление той же идеи. Эта разработка студента — скорей, мини-автомобиль. Но он очень подвижный, маневренный, к тому же на автоматическом управлении — можно задать программу движения и не участвовать в управлении. Предусмотрен способ сцепления двух кресломобилей. Так, доверив управление бортовому компьютеру, можно катиться и вести разговор с соседом. При условии, что позволяет погода, ведь крыши или навеса у кресел нет. И на рытвины кресломобиль не расчитан, а привычное «не дрова везешь!» адресовать некому.

8. Воздухоплавательная сфера — полет мысли студентки, у которой идею перекупил Volkswagen. Двухместная шарообразная капсула обещает быть компактной, комфортной, маневренной. Этот транспорт без колес, он плывет низко над землей. Секрет метода не раскрывают, он как-то связан с магнитным полем Земли и антигравитацией. Кстати, удобно в гололед, да и шины менять не надо. Тестовые модели уже есть, проходят испытания.

9. Экологичную яхту придумали дизайнеры Симон Маделла и Лоренцо Берселли. Их изобретение — тоже шик, но доступный по цене большему числу граждан. Ведь яхту планируется строить из отходов дешевого материала — быстрорастущего бамбука. К тому же, производство панелей из бамбуковых отходов — безотходное производство. А работает яхта на солнечной и ветровой энергии. Остается надеется, что либо солнце, либо ветер непременно будут в вашем морском путешествии. Но на всякий случай не отходите далеко от берегов, видимо, это вариант яхты для прогулки, а не для путешествия.

10. Парусный пентамаран. Крупное морское судно, работающее на водороде, а также использующее энергию солнца, волн и ветра — заявка посолидней. Паруса, ловящие ветер будут также «ловить» и солнечную энергию, и энергию волн. По форме корабль будет иметь в основе длинный узкий корпус, погруженный в воду, а по обоим бортам — по два «поплавка» для обеспечения устойчивости. На этих пяти опорах (потому — пентамаран) будут построены палубы, которые удержат груза, вдвое больше показателя для нынешних судов аналогичного назначения. Еще большой плюс: конструкция «пентамаран» и нетрадиционное расположение гребного винта позволят обходится без водного балласта. А ведь забор и сброс балласта — насильственное переселение морских организмов, сбой в экосистеме.

11. Летающий скат. А одного из обитателей моря конструкторы перенесли в воздушную среду. Форма транспорта полностью повторяет очертания ската — широкий корпус и тонкий гибкий хвост. Это транспортное средство двухместное, по заявке изобретателей должно развивать довольно большую скорость при полете. В хвосте скрыты турбины и пропеллер, которые поднимают машину в воздух. А чтобы маневрировать над землей, водитель также обращается к помощи хвоста тот плавно перемещается из стороны в сторону, задавая направление.

12. Солнцелёт. Пожалуй, так можно назвать одноместный бестопливный агрегат не потому, что он полетит к Солнцу, а потому, что он работает от солнечной энергии. Он управляется пилотом; нынешняя разработка развивает скорость до 70 км/ч. Но его создатели трудятся над тем, чтобы достичь скорости современных самолетов при том, что расчитан он на небольшие расстояния. Так что перемещение в соседний город может занять считанные минуты. Экспериментальный образец весит 1600 килограммов, а размах его крыльев — 63 метра, столько же, сколько, скажем, у Airbus A340, который весит более 350 тонн.

13. Гугломобиль. Недавно похвалилась перед другом новым чемоданом — у него такие юркие колеса на мягком ходу, что он бежит вперед меня, даже по ступенькам. Друг ответил: можешь посылать его по делам с мелкими поручениями. Вот так и гипотетический Гугломобиль: для него разрабатывают систему, которая позволит обходиться без водителя. Тестовый Гугломобиль уже проехал семьсот тысяч километров в тестовом режиме. Машина с огромным количеством датчиков следит за дорогой, объезжает ямы, избегает столкновений, останавливается на светофорах, паркуется. Мечтается: владелец оставит список продуктов под стеклоочистителем, оплатит по Интернету, и послушная машина привезет покупки, не отвлекая хозяина.

14. Самопарковщик дорабатывают в компании Volvo. Частично идея перекликается с предыдущей. Но автомобиль не такой самостоятельный по части поездок. Зато сам находит владельца, который ожидает его за пределами парковки — стоит дать сигнал, и машина подъедет. Такой автомобиль сможет самостоятельно находить места на парковке, заезжать в гаражи, парковаться задом и по диагонали. 15. V2V. Так назвали систему, массовое использование которой ожидают к 2027-2030 году. Это что-то из предсказаний Станислава Лема — искусственный интеллект общается между собой не хуже людей. Пока что от наших навигаторов дождешься только сообщения» возможен мобильный пост ГИБДД, да и те похожи на спам. А система V2V позволит машинам в режиме реального времени через Интернет обмениваться друг с другом информацией о своём текущем местоположении несколько раз в секунду. Так вероятность столкновений, по заверениям изобретателей, сведется к нулю. Однако решение всё же предоставляется водителю, система лишь предупреждает о возможности столкновения.

16. Terrafugia Transition. Это автомобиль-самолёт. Он ездит по дорогам, как обычное авто, а при необходимости, например, дорожная пробка, выпускает крылья и взмывает в воздух. На расправку крыльев уходит 30 секунд, а на разгон — 1 км пути. Будет ли в пробке место для крыльев? Лучше позаботиться о взлете заблаговременно. Пока что мечта ненавидящих пробки стоит дорого — $300 тыс., а на управление ей кроме водительских прав нужно разрешение на управление легкомоторным самолётом. Думается, найдутся те, кто не постоит за ценой, лишь бы значительно сократить время ежедневных поездок.