Тайна свастики: от "чёрных Бонпо" до Третьего рейха

Первые эскизы советской символики были впоследствии строго засекречены, переделаны и спешно уничтожены, поскольку внутри красной пятиконечной звезды располагался не серп и молот, а… свастика! Мистический восточный знак, более древний, чем символизирующий христианство крест. А пятиконечная звезда, — она же пентаграмма, — пришла к нам из Средневековья и чернокнижия, и связана с дьявольскими обрядами. Это потом ей старательно придумали и приписали символику охраны, обороны и безопасности, а красный цвет назвали революционным…

25 июля 1918 года войска Верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака освободили от красных неофициальную столицу Урала город Екатеринбург. Они опоздали совсем немного — царскую семью буквально накануне расстреляла в подвалах Ипатьевского дома, поэтому уже 30 июля началось следствие по делу об убийстве императорской семьи.

Следствие аел Николай Соколов. При тщательном осмотре дома, ставшего последним пристанищем семьи Романовых, на стене в одной из комнат обнаружили рисунок свастики и совершенно непонятную надпись — прочесть ее никому не удалось и непонятные слова сочли каббалистическим заклятием. Кстати, заметим: эта загадочная надпись не расшифрована до сих пор! А дом как-то очень скоропалительно снесли в последней четверти XX века.

Соколову удалось установить, что рисунок свастики и надпись сделаны рукой последней русской императрицы. И следователь распорядился их сфотографировать и приобщить к делу! Его распоряжение выполнили. А потом возникла то ли путаница, то ли загадка -похоже, s подвальном помещении, где происходил расстрел царской семьи, обнаружили еще одну таинственную каббалистическую надпись и ее тоже сфотографировали. Или надпись была только одна, в верхних комнатах? Когда бы императрице успеть написать что-то на стене под дулами готовых выплюнуть раскаленный свинец чекистских наганов и маузеров? Но ряд исторических источников настоятельно утверждает: надпись свастики была в подвале!

Теперь уже трудно что-либо проверить — дом снесли, в деле об убийстве царской семьи множество различных версий и исторических наслоений. Однако сейчас более важен сам факт существования рисунка свастики и каббалистической надписи, сфотографированных по приказу Соколова. И еще стоит вспомнить, что по происхождению последняя русская императрица — немка…

Николай Соколов, несомненно, был дотошным и весьма крепким профессионалом. Нельзя ставить ему в вину, что он не раскрыл все тайны и не обнажил все скрытые пружины — следователь тоже оказался рабом и невольным заложником слишком многих могущественных сил и непреодолимых обстоятельств. Тем не менее Соколов установил: свастика — это санскритское наименование символического знака, который тесно связан с культом солнца у многих древних народов, к тому же она активно использовалась в Германии как антисемитский знак примерно с 1910 года. В то же время без особого труда следователь узнал о близкой, почти закадычной дружбе имевшего огромное влияние на царицу «старца» Григория Распутина с известным тибетским доктором Бадмаевым, очень популярным в светских кругах предреволюционного Санкт-Петербурга.

Григорий Ефимович Распутин был не так прост и являлся совершенно не той фигурой, какой его много лет охотно и старательно представляли в «социалистической литературе» и даже голливудском кинематографе — он являлся адептом и пророком тайных русских обществ, стремившихся к незримой политической власти путем полного подчинения себе официальных светских властей.

Вот тут-то и начинаются удивительные тайны и совершенно невероятные приключения. Соколов выяснил, что с некоторых пор государыня-императрица Александра Федоровна, увлекавшаяся модным спиритизмом и оккультизмом и занимавшаяся этими явлениями весьма серьезно, стала рисовать знак свастики на стенах любых помещений, где ей приходилось жить. Но откуда к ней, немке, воспитывающейся в Англии, мог «прийти» древний восточный знак-символ?

Неужели через «старца» Распутина, а к нему от доктора Бадмаева? Оказалось, тибетский доктор являлся одним из руководителей и активных членов тайного, так называемого «Зеленого» общества, наверняка очень тесно связанного с рядом зарубежных спецслужб — о таких связях часто говорят, как о неизбежном: люди, причастные к каким-то тайнам, по совершенно неведомым простым смертным законам непременно находят друг друга, вступают в союзы или начинают непримиримую вражду. В данном случае Григорий Распутин

и доктор Бадмаев вступили в союз — один из посвященных старинной русской религиозно-политической секты «корабельщиков» и эмиссар тайной тибетской секты черной магии Бонпо. У многих исследователей на Западе нет никаких сомнений в принадлежности Бадмаева к зловещим «черным Бонпо». Существуют еще и «белые Бонпо», но они враждуют с «черными» и не имеют с ними ничего общего.

Странная вещь: ряд опрошенных Соколовым свидетелей показали, что из квартиры Григория Ефимовича Распутина, более напоминавшей штаб современной предвыборной кампании, в адрес императрицы часто отправлялись срочные телеграммы с указаниями о новых назначениях на государственные посты, и телеграммы эти были всегда подписаны одним словом — «Зеленый». Кое-кто из непосвященных высказывал мнение, что это фамилия одесского генерал-губернатора, однако на самом деле загадочная подпись означала не подлежавший обсуждению приказ тайного общества «зеленых», символом которого была… свастика!

Ряд западных исследователей в середине XX века неопровержимо доказали: именно влияние тайного общества «зеленых», поклонявшихся свастике, и стало основной причиной, по которой Александр Федорович Керенский согласился отдать приказ об аресте царской семьи. И вот вновь какое странное дело: в самый разгар разных революционных событий в России тибетский доктор Бадмаев вдруг исчезает из Питера и след его совершенно теряется во времени и пространстве — больше он так нигде и никогда и не всплыл. По крайней мере, об этом ничего неизвестно. Не исключено, что его просто ловко убрали со сцены, как уже отработанную фигуру, не имеющую более никакой ценности и, как незадолго до этого, грубо убрали Григория Ефимовича Распутина, несомненно, обладавшего экстрасенсорными способностями — ведь он серьезно предупреждал императора Николая II о своем скором убийстве и даже принес ему текст своих пророчеств-завещаний, долгое время хранившийся в архивах спецслужб.

Дальше следователю Соколову открылось вообще умопомрачительное — он вышел на связи окружения царицы с тайными обществами Тибета, Индии и их отделениями в Швейцарии и Германии, в частности в Берлине. Не потому ли, что Александра Федоровна пусть и не прямо была связана с «черными Бонпо», никто из родственных русскому императорскому дому царствующих в Европе фамилий не согласился принять семью отрекшегося от престола Николая II? Даже английский король-двоюродный брат Николая — и тот отвернулся от него. Что ими движело: равнодушие, презрение к неудачникам или… страх распространения в их странах ужасающей тайной политической заразы?!

Мало того, по данным ряда серьезных зарубежных источников, прослеживалась четкая связь с теми же тайными сообществами и многих видных большевиков, в частности Владимира Ульянова-Ленина! Не потому ли Временное правительство объявляло его «немецким шпионом» и намеревалось арестовать?

И вот характерная деталь: первые эскизы советской символики были впоследствии строго засекречены, переделаны и спешно уничтожены, поскольку внутри красной пятиконечной звезды располагался не серп и молот, а… свастика! Мистический восточный знак, более древний, чем символизирующий христианство крест. А пятиконечная звезда, — она же пентаграмма, — пришла к нам из Средневековья и чернокнижия, и связана с дьявольскими обрядами. Это потом ей старательно придумали и приписали символику охраны, обороны и безопасности, а красный цвет назвали революционным…

В 1920 году еще никому не известный бывший солдат и начинающий художник Адольф Гитлер случайно, — или совершенно не случайно, а по заранее разработанному «зелеными братьями» плану? — познакомился с двумя интересными господами: поэтом Эккартом и Альфредом Розенбергом. Поэт очень интересовался оккультными науками и черной магией, сумев серьезно увлечь этим и Розенберга. Кроме того, Эккарт писал и политические исследования, в том числе о движении русских большевиков. Вполне естественно, что столь интересные люди понравились Адольфу, и вскоре они ввели его в тайное общество Туле — в ряде других источников его именуют Фуле, — которое со временем стало магическим центром нацизма.

В том же, 1920 году свастика впервые выходит на широкую политическую арену: черный паучий символ появляется на стальных шлемах боевиков немецкой «бригады Эрхарда», а в 1923 году, накануне печально знаменитого «пивного путча» в Мюнхене, свастика становится официальной эмблемой Национал-социалистической рабочей партии Германии, которую вполне уверенно возглавлял уже получивший за последние два-три года определенную известность Адольф Гитлер. Но Гитлер несколько видоизменил традиционный восточный мистический символ — по его личному проекту на рисунке свастики перекладинки загнули слева направо.

Так, в качестве национал-социалистического символа он намеренно избрал так называемую «оборотную» или «правозакрученную» свастику — именно такому символу поклонялись «черные Бонпо»!

В то же время возникают национал-социалистические отряды штурмовиков СА и в качестве знаков отличия они носят в петлицах и на рукавах коричневых рубах пятиконечные звезды. Но позже Гитлер столь же решительно отказывается от любых звезд, как большевики решительно отказались от использования одиозной эмблемы свастики. Впрочем, истинное значение и того, и другого символа так и осталось малопонятным и непосвященным в таинства массам, а вожди совершенно не горели желанием посвящать их и разъяснять истинный смысл избранных ими эмблем, Они предпочитали создавать для масс удобные легенды.

Почти тогда же, в 20-е годы, в Берлине неизвестно откуда появляется и поселяется некий тибетский лама, постоянно и даже несколько назойливо демонстрировавший всем, что на руках у него надеты зеленые перчатки — таким образом, он ясно давал понять, что принадлежит к секте «зеленых братьев». Вскоре о тибетском священнослужителе пошла слава как о ясновидце и удивительно точном предсказателе — газетные репортеры валили к нему толпой и постоянно требовали все новых и новых откровений.

Лама вяло отнекивался или, напустив на себя загадочный вид, упорно хранил молчание, изображая статуэтку восточного кумира. Но потом вдруг, в очень точно выбранный момент, его уста открывались, и он изрекал очередное пророчество, абсолютно точно предсказывая, сколько мест получат нацисты на следующих выборах в Рейхстаг. И лама ни разу не ошибся!

Частым гостем в его жилище был не кто иной, как… Адольф Гитлер. К тому времени его приятель Дитрих Эккарт уже скончался в конце 1923 года от сердечного приступа, но успел оказать партии серьезные услуги — издавал вместе с Розенбергом газету, популяризировал Гитлера, но, самое главное, перед смертью он сказал соратникам:

— Идите за Гитлером… Мы дали ему способ общения с ними…

Кого имел в виду Эккарт, посвященный в некоторые тайны «черных Бонпо», говоря о «них»? Тут и начинаются многие великие тайны Третьего рейха, символом которого стала древняя свастика.

Одним из первых в тайны немыслимыми темпами набиравшего силу национал-социалистического движения попытался проникнуть бывших боевой генерал, глава эмигрантского Российского общевоинского союза Александр Павлович Кутепов.

Неизвестно, какими именно путями к нему попали фотографии рисунка свастики и каббалистической надписи, сделанной последней русской императрицей в доме Ипатьевых. Но, что представляет собой еще большую загадку, снимки, которыми располагал генерал Кутепов, были сделаны… 24 июля 1918 года, то есть за день до вхождения в Екатеринбург колчаковских частей. Возможно, фотографии подкинули лидеру Белого движения «красные» спецслужбы? Тем более, позднее выяснилось их прямое участие в операции по захвату и физическому уничтожению генерала Кутепова. По официальной версии, генерал внезапно исчез в Париже в 1930 году при «неясных обстоятельствах». Значительно позднее советская разведка призналась в организации и проведении операции по захвату и уничтожению Кутепова.

Так это или нет, в любом случае всякой спецслужбе было бы крайне лестно записать в свой актив удачную операцию по ликвидации живущего в эмиграции активного политического противника режима. Но вот что пишут об этом некоторые французские исследователи. По их мнению, русский генерал Кутепов начал вместе с некоторыми своими людьми самостоятельное расследование гибели царской семьи и тайны надписи, а исчез после встречи с неизвестными людьми на одной из конспиративных квартир, куда он отправился, захватив с собой фотографии и нательный медальон императрицы. Эти вещи пропали вместе с генералом бесследно, хотя нетрудно догадаться, какую они имеют историческую ценность.

Французский писатель Дагран как-то проговорился жадным до сенсаций репортерам, что Кутепова похитили и затем убили на яхте немецкого барона Баутенаса, носившей название «Асгард». Странное совпадение, но «Асгард» — это второе название мистического общества Туле (Фуле) — тайного объединения посвященных в магические знания «сверхлюдей», в котором одним из ведущих медиумов был… Адольф Гитлер!

Совпадение названий вряд ли оказалось случайным — трудно судить об истинной роли спецслужб разных стран в этой загадочной истории, но и Лагран, и барон Баутенас вскоре оказались убиты «при невыясненных обстоятельствах».

Так возникал таинственный и страшный мир свастики, где не было никаких случайностей, но все непременно имело свой тайный смысл, не ведомый непосвященной толпе.

Свастика

Материал из Википедии — свободной энциклопедииДанная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию, проверенную 15 августа 2010, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требуют 15 правок.

Иранское ожерелье I тысячелетия до н. э., найденное при раскопках в ГилянeСва?стика 卐(санскр. ???????? от санскр. ???????[1], су-ва-сти, приветствие, пожелание удачи, благоденствие) — крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке, либо против часовой стрелки. Свастика — один из самых древних и широко распространённых графических символов.

«Символ свастики выкристаллизовывается из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира»[2].

Свастика использовалась многими народами мира — она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов.

У свастики, как символа много значений и у большинства народов они были положительны[2]. Так у большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.

Свастика отражает вращательное движение с его производной — поступательным и способна символизировать философские категории.

В XX веке свастика (нем. Hakenkreuz) получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии и в Западном мире стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией.

Геометрия

Правосмотрящая свастика может одновременно вращаться по и против часовой стрелки.

Геометрия свастики представляет собой двадцатиугольник, с 90° осевой симметрией, что исключает зеркальную симметрию. Зеркальное отображение свастики формирует обратную свастику.

Свастика может быть право- и левосторонней (или -смотрящей). Определение свастики как право- или левосторонней осуществляется исходя из того, куда смотрит верхняя рука свастики относительно смотрящего, соответственно, направо (?) или налево (?). Хотя, как видно из рисунка, понятие вращения свастики по или против часовой стрелки представляется туманным, как правило, вращение по часовой стрелке принято ассоциировать с правосмотрящей свастикой.

Происхождение и значение

Иллюстрация из ЭСБЕ.Слово «свастика» — составное из двух санскритских корней: सु, су, «добро, благо» и ?????, асти, «жизнь, существование», то есть «благосостояние» или «благополучие»[1]. Есть и иное название свастики — «гамма́дион» (греч. ?????????), состоящее из четырех греческих букв «гамма».

Свастика — символ Солнца, удачи, счастья и созидания. Это один из древних и архаичных солярных знаков — указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части — четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее — и годовое движение Солнца. Тем не менее свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Имеет идею четырёх сторон света, центрированный вокруг оси. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки. Подобно «Инь» и «Ян», дуальный знак: вращаясь по часовой символизирует мужскую энергию, против часовой — женскую. В древнеиндийских писаниях различают мужскую и женскую свастики, что изображает двух женских, а также двух мужских божеств.

О значении свастики Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. пишет следующим образом:

Этот знак с незапамятных времен употребляется браминистами и буддистами Индии, Китая и Японии в орнаменте и письме, выражая собой привет, пожелание благополучия. С Востока свастика перешла на Запад; ее изображения встречаются на некоторых из древнегреческих и сицилийских монетах, а также в живописи древнехристианских катакомб, на средневековых бронзовых надгробных плитах, на священнических облачениях XII — XIV ст. Усвоив себе этот символ в первой из вышеозначенных форм, под названием «гаммированного креста» [3], христианство придавало ему значение, подобное тому, какое он имел на Востоке, т. е. выражало им ниспослание благодати и спасения.

Свастика бывает «правильная» и обратная. Соответственно, свастика противоположного направления символизирует тьму, разрушение, «ночное Солнце» у древних русичей. В древности одновременно применялись обе свастики. Это имеет глубокий смысл: день сменяет ночь, свет сменяет тьму, новое рождение сменяет смерть — и это естественный порядок вещей во Вселенной. Поэтому в древности не было «плохих» и «хороших» свастик — они воспринимались в единстве.

Одна из древнейших форм свастики — малоазийская и представляет собой идеограмму четырёх сторон света в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Свастика понималась как символ четырёх основных сил, четырёх сторон света, стихий, времен года и алхимической идеи превращения элементов.

Использование в религии

Во многих религиях свастика является важным культовым символом.

Буддизм

Буддистский символ совершенства (известен также под названием мандзи, «вихрь» (яп. ???, «орнамент, крест, свастика»)), считается закрученным против часовой стрелки. Вертикальная черта обозначает взаимосвязь неба и земли, а горизонтальная указывает на отношения инь—ян. Направленность коротких черточек влево олицетворяет движение, мягкость, любовь, сострадание, а их устремленность вправо связывается с постоянством, твёрдостью, разумом и силой. Таким образом, всякая односторонность является нарушением мировой гармонии и не может привести к вселенскому счастью. Любовь и сострадание без силы и твердости беспомощны, а сила и разум без милосердия и любви ведут к умножению зла.

Также свастика — символ эзотерического буддизма. В этом аспекте он называется «Печатью Сердца» и, по преданию, свастика была запечатлена на сердце Будды. Ее изображение кладут на сердце посвященных после их смерти. Известна под названием буддийского креста (по форме напоминает мальтийский крест). Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры — на скалах, в храмах, ступах и на статуях Будды. Вместе с буддизмом проникла из Индии в Китай, Тибет, Сиам и Японию.

Другие религии

Широко используется джайнистами и последователями Вишну. В джайнизме четыре руки свастики представляют четыре уровня существования.

Использование в истории

Свастика — сакральный символ и встречается уже в период верхнего палеолита. Символ встречается в культуре многих народов. Египет, Иран, Индия, Китай, Мавераннахр, Россия, Армения, Грузия, государство Майя в центральной Америке — вот неполная география этого символа. Свастика представлена в восточных орнаментах, на монументальных строениях и на домашней утваре, на различных оберегах и православных иконах.

В Древнем мире

Греческий шлем со свастикой, 350—325 до нашей эры из Тарента, найденный в Геркуланумe. Кабинет медалей. Париж.Свастика обнаружена на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры, и в орнаментах на кувшинах, найденных в окрестностях Аркаима. Лево- и правосторонняя свастика встречается в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 лет до нашей эры.

Свастичными символами обозначали календарные знаки еще во времена Скифского царства. Одна из древнейших форм свастики — малоазийская и представляет собой идеограмму четырёх сторон света в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Ещё в VII веке до нашей эры в Малой Азии были известны изображения, подобные свастике, состоявшие из четырёх крестообразно расположенных завитков — закругленные концы являются знаками циклического движения. Интересны совпадения в изображении индейских и малоазиатских свастик (точки между ветвями свастики, зубчатые утолщения на концах). Другие ранние формы свастики — квадрат с четырьмя растениевидными закруглениями по краям являются знаком земли, также малоазийского происхождения.

В Северо-Восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероэ, которое существовало во II—III веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, немцев, поморов, скалвов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры.

В Китае свастика используется как знак всех божеств, которым поклонялись в Школе Лотоса, а также в Тибете и в Сиаме. В древнекитайских манускриптах она включала в себя такие понятия, как «область», «страна». Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения «Инь» и «Ян». В морских цивилизациях мотив двойной спирали был выражением отношения между противоположностями, знаком Верхних и Нижних вод, а также означал процесс становления жизни. На одной из буддийских свастик каждая лопасть креста заканчивается треугольником, указывающим направление движения и увенчанным аркой ущербной луны, в которой, как в ладье, помещается солнце. Этот знак представляет собой знак мистической арбы, творческий кватернер, называемый также молотом Тора. Аналогичный крест был найден Шлиманом при раскопках Трои.

Брактеат (G 205) V века н.э.В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии и на Кавказе встречается со II—I тысячелетия до нашей эры. В Западной Европе была известна кельтам. Изображалась в дохристианских римских мозаиках и на монетах Кипра и Крита. Известна древнекритская закругленная свастика из растительных элементов. Мальтийский крест в форме свастики из четырех сходящихся в центре треугольников — финикийского происхождения. Был известен также этрускам. Согласно Оссендовскому, Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин — солнечный камень. Этот перстень Оссендовский видел на руке монгольского наместника. В настоящее время этот магический символ известен, главным образом, в Индии и Центральной и Восточной Азии.

Свастика в Индии

Джайнизская свастикаСвастика в Индии традиционно рассматривалась как солярный знак — символ жизни, света, щедрости и изобилия. Была тесно связана с культом бога Агни. О ней упоминается в «Рамаяне». В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Свастика была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии.

В добуддийской древнеиндийской и некоторых других культурах свастику принято трактовать как знак благоприятных предначертаний, символ солнца. Этот символ до сих пор широко используется в Индии и Южной Корее. Храмы, божества, а также жилища и транспорт украшается свастикой, и большинство свадеб, праздников и гуляний не обходится без неё.

Свастика в европейской культуре

Герб БорейкоВ раннем христианстве свастика была известна как гаммированный крест (гамма́дион). Согласно Генону, до конца Средневековья была одной из эмблем Христа.

Свастика вновь стала пользоваться популярностью в европейской культуре в XIX веке — на волне моды арийской теории. Английский астролог Ричард Моррисон организовал Орден свастики в Европе, 1869 году. Она встречается на страницах книг Редьярда Киплинга. Свастика была также использована основателем движения бойскаутов Робертом Баден-Пауэлом.

Свастика издревле широко использовалась в вышивках на скатертях и народной одежде в Белоруссии[источник не указан 375 дней].

В 1915 году свастика, будучи издревле очень распространенной в латышской культуре, изображалась на знаменах батальонов (затем полков) Латышских стрелков российской армии. Затем, с 1918 года, стала элементом официальной символики Латвийской Республики — эмблема военной авиации, полковые знаки, знаки обществ и различных организаций, государственные награды, используется и ныне. Латышский боевой орден Лачплесиса имел форму свастики.

С 1918 по 1945 год свастика изображается на знамёнах ВВС и танковых войск Финляндии, а в настоящее время — на президентском штандарте.

Позже стала символом германских нацистов, после их прихода к власти — государственным символом Германии (изображалась на гербе и флаге); после Второй мировой войны в ряде стран ее изображение было запрещено.

Свастика в истории России (и на её территории)

Герб России на деньгах Временного правительстваРазличные виды свастики (3-лучевая, 4-лучевая, 8-лучевая) были найдены во время раскопок Аркаима (Урал).

Ромбо-меандровый свастический орнамент в костёнковской и мезинской культурах (25—20 тыс. лет до н. э.) изучал В. А. Городцов. Но самое раннее изображение свастики было точно зарегистрировано не на Руси.

По одной из теорий особый вид свастики, символизирующий восходящее Солнце, победу Света над Тьмой, Вечной жизни над смертью, именовался коловрат (старославянская форма, букв. «вращение колеса»; древнерусская форма — коловоротъ, имевшая значение «веретено»). Однако, по словам историка и этнографа Романа Багдасарова, не известно ни одного случая, когда в русском народе свастику (имевшую на Руси множество имен, например «савоста») называли бы «коловратом»[6].

Свастика использовалась в обрядах и строительстве, в домотканном производстве: в вышивках на одежде, на коврах. Свастикой украшали домашнюю утварь. Присутствовала она и на иконах.

Свастика была изображена на некоторых денежных купюрах Временного правительства и на некоторых напечатанных с клише «керенок» совзнаках, имевших хождение с 1918 по 1922 годы.[8] Ее появление объясняется тем, что дизайн тысячной купюры разрабатывался в январе 1917 года (то есть еще до революции) при участии императрицы Александры Федоровны[источник не указан 342 дня], которая проявляла большой интерес к этому символу. Изображения свастики встречаются на рисованных открытках императрицы[9]. Один из первых таких «знаков» был поставлен императрицей вслед за подписью «А.» на нарисованной ею рождественской открытке, отправленной 5 декабря 1917 г. из Тобольска подруге Ю. А. Ден[10].

Послала тебе, по крайней мере, 5 нарисованных карточек, которые ты всегда можешь узнать по моим знакам (“свастика”), выдумываю всегда новое

— сообщала государыня 20 декабря 1917 г. из Тобольска А. А. Вырубовой[11].

В ноябре 1919 года командующим Юго-Восточным фронтом Красной Армии В. И. Шориным был издан приказ № 213, в котором утверждался отличительный нарукавный знак калмыцких формирований с использованием свастики[12][13]. Свастика в приказе обозначается словом «люнгтн», то есть буддийская «Лунгта», означающая — «вихрь», «жизненную энергию» [14].

В современной России

В России стилизованную свастику использует как эмблему Общероссийское общественное движение Русское Национальное Единство (РНЕ). Русские националисты настаивают, что правосторонняя русская свастика — коловрат — является древним славянским символом и не может быть признана фашистской символикой,[15] использование коей официально запрещено действующим законодательством.

Некоторые родноверы утверждают, что древние славяне использовали 144 свастических символа. Также они предлагают свою расшифровку слова «Свастика»: «Сва» — «свод», «небеса», «С» — направление вращения, «Тика» — «бег», «движение», и получается: «Пришедшая с неба». [16]

Свастика в культурах других стран

Древнейшее в Армении изображение свастики было обнаружено на фасаде крепости города Ани[17]. Кроме того на территории Персии (Ирана, Афганистана, Таджикистана).

Грузинское борджгалиБорджгали (груз. ????????) — один из древнейших грузинских символов, который многими исследователями рассматривается как свастика. Так же, как и свастика, борджагали считается символом космической энергии, урожая, хотя в первую очередь, разумеется, обозначало солнце. Круглые лучи символа обозначали солнечные лучи, а их округлённость обозначала вечность движения. Наиболее распространены были 7-лучевые борджгали, где лучи символизировали 7 небесных светил.

Символ свастики использовался в качестве декоративного элемента в Древней Греции, на Крите и в Трое. В Палестине изображения свастики обнаружены в древних синагогах.

В Северной, Центральной и Южной Америке свастика встречается в искусстве Майя и Ацтеков. В Северной Америке племена Навахо, Теннесси и Огайо использовали символ свастики в ритуальных захоронениях.

Тайское и лаосское приветствие Сватди! происходит от слова сватдика (свастика).

Свастика в качестве эмблемы националистических организаций

Нацистский штандартСвастика была утверждена Гитлером летом 1920 года как символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии. В представлении самого Гитлера, она символизировала «борьбу за торжество арийской расы». В таком выборе соединилось и мистическое оккультное значение свастики, и представление о свастике как об «арийском» символе (ввиду ее распространенности в Индии), и утвердившееся уже использование свастики в немецкой крайне правой традиции: её использовали некоторые австрийские антисемитские партии, а в марте 1920 г. во время Капповского путча она была изображена на касках вступившей в Берлин бригады Эрхардта (здесь, возможно, было влияние Прибалтики, так как многие бойцы Добровольческого корпуса сталкивались со свастикой в Латвии и Финляндии)[18]. Уже в 20-е годы свастика стала всё более ассоциироваться с нацизмом; после 1933 года она окончательно стала восприниматься как символ нацистский по преимуществу, в результате чего, например, была исключена из эмблематики скаутского движения.

Однако, строго говоря, нацистским символом была не любая свастика, а четырёхконечная, с концами, направленными в правую сторону, и повёрнутая на 45°. При этом она должна быть в белом круге, который в свою очередь изображён на красном прямоугольнике. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны[19] (хотя в декоративных целях, разумеется, применялись, в том числе и нацистами, и другие варианты). Собственно, нацисты для обозначения служившей их символом свастики использовали термин Hakenkreuz («хакенкройц», дословно «крюковый крест», варианты перевода также — «кривой» или «паукообразный»), что не является синонимом [20] слова свастика (нем. Swastika), также имеющем хождение в немецком языке. Можно сказать, что «хакенкройц» — такое же национальное название свастики в немецком языке, как «солнцеворот» или «коловрат» в русском, и употребляется обычно именно для обозначения нацистского символа.

На плакате советского графика Моора «Все на „Г“» (1941) свастика состоит из 4 букв «Г», символизируя первые буквы написанных по-русски фамилий лидеров Третьего рейха — Гитлер, Геббельс, Гиммлер, Геринг.

Географические объекты в виде свастики

Лесная свастика

Основная статья: Лесная свастика

Лесная свастика — лесопосадка в форме свастики. Встречаются как на открытой местности в виде соответствующей схематичной высадки деревьев, так и на территории лесного массива. В последнем случае, как правило, используется сочетание хвойных (вечнозеленых) и лиственных (листопадных) деревьев.

До 2000 года лесная свастика существовала к северо-западу от поселения Церников, в районе Уккермарк, в земле Бранденбург на севро-западе Германии.

На склоне холма недалеко от деревни Таш-Башат, в Киргизстане, на границе с Гималаями находится лесная свастика «Эки Нарин».

Здания в форме свастики

Основная статья: Комплекс 320-325

Комплекс 320—325 (англ. Complex 320-325) — одно из зданий военно-морской базы десанта в Коронадо (англ. Naval Amphibious Base Coronado), в заливе Сан-Диего, Калифорния. База находится под управлением военно-морских сил США и является центральной тренировочной и операционной базой специальных и экспедиционных сил.

Здание Комплекса было построено между 1967 и 1970 годами. Оригинальный проект представлял собой два центральных здания для котельной установки и зоны релаксации и троекратное повторение поворотом под углом в 90 градусов к центральным зданиям L-образного здания казарм. Законченное здание получило форму свастики, если смотреть на него сверху.

Компьютерный символ свастики

В таблице символов стандарта Unicode есть знаки китайских иероглифов 卐 (U+5350) и 卍 (U+534D), являющихся свастиками.