Жителям Дюссельдорфа напомнили о долге перед Рейхом (7 фото)

Европейские СМИ поведали о довольно курьёзном прецедентном случае, касающемся близкой для отечественных читателей проблемы оплаты жилищно-коммунальных услуг. В немецком городе Дюссельдорфе гражданам, заселяющим дома вдоль улицы Auf’m Rott, пришли счета, не маленькие даже по меркам Германии. В них было указано назначение платежа — строительство и асфальтирование дорожного покрытия. Даже долгожители не могли вспомнить, когда проводились эти работы, и, как оказалось, это было вполне объяснимо. Дорога строилась ещё при Гитлере, до войны, в 1937 году. Просто тогда полагающийся сбор заплатили не все, а теперь настал черёд. Счета эти в Дюссельдорфе тут же прозвали «гитлеровскими» и подали на муниципальный совет в суд. Но обо всём по прядку.

Жителям Дюссельдорфа напомнили о долге перед Рейхом (7 фото)

Дороги, которые строил Гитлер

В массовом сознании наших сограждан прочно укоренился миф о том, что прекрасные немецкие автобаны и штрассе стали заслугой немецко-фашистского лидера Адольфа Гитлера. Несмотря на крайне негативную оценку деятельности фюрера во всём мире, ему приписывались некоторые успехи в экономическом направлении, в частности победу над безработицей, расцвет национального спорта, почти полное подавление преступности, технический прогресс, равноправие женщин, выход из кризиса и, конечно же, строительство дорог, магистральных и местных. Пропаганда этих мнимых заслуг началась еще во времена правления нацистского режима и, видимо, была настолько эффективной, что даже сегодня многие ей верят. На самом деле уровень безработицы начал снижаться ещё до прихода Гитлера к власти, тогда же, в Веймарской республике, появились проекты и началась работы по развитию сети автобанов. Сама идея автомагистралей не немецкая, её придумали в Италии (правда, тоже при фашисте Муссолини) и там же построили многополосное шоссе Милан-Берн в 1923 году. Работы по автобану, связавшему Кельн и Дюссельдорф, стартовали в 1926 году.

Другие достижения диктатора тоже существенно преувеличены, но это к теме данной статьи отношения не имеет. В ней речь пойдет о дороге, причём конкретной, Auf’m Rott Straße, в городе Дюссельдорфе, что на западе Германии. И это не автобан, а обычная немецкая улица.

Жителям Дюссельдорфа напомнили о долге перед Рейхом (7 фото)

История города и улицы

Дюссельдорф – город старинный, впервые о нём как о поселении упоминают летописи 1135 года. История его богата событиями, не всегда приятными, особенно в новейшую эпоху. Именно здесь в 1933 году был устроен первый знаменитый костёр, на котором сжигали книги Гейне и Толстого, Гёте и Шиллера как «нежелательную литературу». Отсюда отправлялись опять же первые эшелоны в Треблинку и Освенцим после захвата Польши. Да и в самих окрестностях Дюссельдорфа были расположены «отделения» Бухенвальда «Лохаузен» и «Берта». С 1940 года город бомбили англичане, самолёты Королевских ВВС повредили каждые девять из десяти и разрушили половину домов, а также дамбы, мосты и прочие объекты инфраструктуры. Всего за годы войны погибли пять тысяч мирных жителей. Дюссельдорф был занят американскими войсками без боя. Улица Auf’m Rott Straße практически не пострадала.

Современное состояние горкомунхоза

Те, кто никогда в Германии не был или приезжал в эту страну давно, судят о ней по временам Аденауэра или, в крайнем случае, Гельмута Колля. Сейчас многое изменилось и, увы, не в лучшую сторону. В этом некогда чистом и уютном городе, по оценке местных жителей, привыкших к немецкому порядку, «мусора на улицах почти столько же, как в Кёльне». Торговые районы становятся к вечеру похожими на свалки, и далеко не всегда к утру положение меняется. На обочинах валяются картонные коробки, другая использованная упаковка, мешки из-под американского фастфуда, брошенные мимо урн, и прочий хлам. Муниципалитет вынужден экономить, в том числе и на уборке. Кризис коснулся и дорожно-ремонтных мероприятий, хотя их стараются проводить своевременно. Денег явно не хватает, и, наверное, поэтому именно сейчас финансовые службы города вспомнили о долгах, когда-то не уплаченных дедами и прадедами нынешних жителей улицы Auf’m Rott.

Жителям Дюссельдорфа напомнили о долге перед Рейхом (7 фото)

Сбор на развитие инфраструктуры

В Германии существует закон, согласно которому на местных жителей возлагается обязанность оплачивать налог «на развитие инфраструктуры», частично покрывающий расходы на прокладку новых дорог, обустройство дорожек для велосипедистов (очень полезная штука, кстати) и организацию уличного освещения. Размер этих выплат немалый в пересчёте по курсу, но при западноевропейских доходах вполне сносен, тем более что к ним все уже давно привыкли, и к тому же граждане знают, на какие полезные дела идут их деньги. Однако недавно жители этой дюссельдорфской улицы получили счета, в которых были указаны суммы очень серьёзные, от 8400 до 14000 евро, в среднем же десять тысяч. Это уже не кот наплакал. И граждане, озадаченные столь значительными и неожиданно возникшими финансовыми обязательствами перед городским советом, подали в суд.

Природа долга

Конечно же, перед тем, как составлять исковые заявления, обстоятельные немцы выяснили во всех подробностях, что за долг у них возник и откуда такая сумма. И они получили объяснения. Дорога действительно строилась в конце тридцатых годов, и в то время жители улицы по каким-то причинам не заплатили сбор, положенный по закону, действовавшему на тот момент. Но не только в асфальте, положенном уже почти восемь десятилетий назад и, конечно же, давно покрытом новыми слоями, дело. В 1956 году были установлены фонари освещения, и за них тоже не уплачено. В 70-х здесь же прокладывали канализационный коллектор, и это также потребовало затрат. Ещё были издержки на газоны и тротуарную плитку, в 2009 году.

И к тому же хоть и началось строительство в 1937 году, но формально, юридически, его завершение подтверждено документально актами приёма-передачи лишь семь лет назад. Так что, всё правильно — готовьте денежки.

Жителям Дюссельдорфа напомнили о долге перед Рейхом (7 фото)

Как перевести рейхсмарки в евро?

Львиная доля суммы, включённой в муниципальный счёт, всё же представлена расходами городского управления во времена Третьего рейха. Для того чтобы выйти на сопоставимые и оправданные расценки, муниципальным экономистам пришлось изрядно потрудиться, вычисляя процент инфляции, накопившийся за прошедшие почти восемь десятилетий, и переводя рейхсмарки в евро. Возможно, кому-то и приходила в голову мысль о том, что было бы, если бы Auf’m Rott была бы полностью приведена в негодность гусеницами американских танков или улицу продырявили полутонные бомбы, сброшенные с «Ланкастеров», вместе со стоявшими на ней домами. С кого тогда следовало бы брать сбор на благоустройство, не заплаченный в 1937 году? Но если кто-то об этом и подумал, то высказывать своих соображений не стал.

Жителям Дюссельдорфа напомнили о долге перед Рейхом (7 фото)

Суд

Административный суд города Дюссельдорфа, рассмотрев иск горожан, проживающих на улице Auf’m Rott, принял решение, обязующее к выплате долга, но частичной. Компромисс достигнут в части снижения суммы на основании того, что дома расположены на одной стороне улицы, а на другой за велосипедные дорожки и тротуары их хозяевам платить не надо, они там не ходят и не ездят. В результате общая сумма компенсации уменьшилась на тридцать тысяч евро. Что касается всего остального, то судья Франциска Хётте была неумолима: «В том, что касается строительства, срок действия закона не истекает».

Жителям Дюссельдорфа напомнили о долге перед Рейхом (7 фото)

Похвальная законопослушность

Хотя где-то в глубине души люди, живущие на Auf’m Rott, возможно, чувствуют, что их обманули, но с судом не спорят, тем более что решение его взвешенное и основано на конкретных статьях административного права, в котором ничего не сказано о сроках давности взыскания подобных долговых обязательств. Конечно, теперь возможны прецеденты — мало ли кто чего и когда режиму Гитлера не доплатил. Если найдутся документальные подтверждения, то такой случай также будет разбирать суд.