За то время, что я путешествую, неоднократно встречал восторженные отзывы от неофитов касаемо Тибета. Большая часть всего этого восторга, как и полагается, чаще всего подчерпывается из СМИ и популярных фильмов, тщательно старающихся придать всему тибетскому ореол подлинной мистики и духовности.
Отвечая на одни и те же вопросы про путешествие в Тибет (в основном в духе опровержения), возьму на себя смелость постараться описать в статье общие нюансы такого путешествия с обязательным разрушением активно тиражируемых мифов.
Небольшое отступление: во время своего тибетского трипа я отснял некоторое количество фотографий, которые выложил в виде обоев на рабочий стол. Заходите, забирайте.
Содержание
География
Площадь (включая провинции У-Цанг, Кхам и Амдо) — 1,2 млн км². Средняя высота территории: 4000 метров над уровнем моря.
На территории Тибета берёт исток ряд великих рек, которые протекают затем по территории проживания других народов и поэтому более известны по названиям на языках этих народов (указаны в скобках), а не по тибетским. Это Ярлунг-Цангпо (Брахмапутра), Ма-Чу (Жёлтая река), Джи-Чу (Янцзы), Сенге-Цангпо (Инд), Пунг-Чу (инд.: Арун), Наг-Чу (бирм.: Салуин) и Дза-Чу (Меконг).
Крупнейшие озёра: Цонаг, Намцо, Ямджо-Юмцо, Мапам-Юмцо (Манасаровар), Мигриггъянгджам-Цо.
Средняя температура: 14 °C в июле и −4 °C в январе.
Средний уровень осадков: сильно различается, в западных областях 1 мм в январе и 25 мм в июле; в восточных областях 25—30 мм в январе и 80 мм в июле.
Полезные ископаемые: 126 различных минералов, среди которых бура, уран, железная руда, хромит, золото, литий, боксит, медь, уголь, соль, слюда, олово, нефть и другие.
Климат
Озеро Ямдрок Цо лежит в 110 километрах к югу от Лхасы, на высоте 4 441 м
В Тибете распространен нагорный климат с большими суточными колебаниями температуры и количеством солнечного света. Разности температур между югом и севером Тибета являются очень значительными.
Наиболее приятный климат в нижних областях, к юго-востоку от Тибета. Благоприятный климат так же присутствует в городах Лхаса и Шигадзе. В Лхасе средняя температура составляет +8 °C, в Шигадзе +6,5 °C, а на севере, на Тибетском плато высотой более чем 4 500 метров и в северной части Тибета среднегодовая температура составляет ниже 0°С (области вечной мерзлоты) .
Большинство жителей Тибета живут в районе от Лхасы до Шигадзе и на восточной окраине Тибетского плато; северная, центральная, а также западная области Тибета остаются в основном необитаемыми.
Полная информация о Тибете
Тибет богат своей историей, о чем свидетельствуют многочисленные источники тех времен, когда существование культуры Тибета происходило независимо от других стран-соседей. История Тибета с детальными подробностями стала известна с периода распространения империи от Бенгалии до Монголии.
Перечислим основные исторические вехи:
- Распространение буддизма. Этот период приходится на годы правления Сонгцена Гампо, с 617 по 650 гг. После смерти царя власть официально переходит к внуку, хотя реально правил министр, что привело буддизм в упадок.
- Восстановление учения Будды приходится на 755-797 гг. В это время переводятся тексты Учения на тибетский язык, строится университет Самье при монастыре, который и сегодня является важным центром буддизма.
- Строительство монастырей и храмов, введение монахов в управление страной (с 815 по 838 гг.).
- Преследование буддизма, так как правление страной оказывается в руках царя Ландарма – сторонника религии бон. Ученым и монахам пришлось бежать из страны.
- Распад Тибета на маленькие царства. Это произошло после смерти Ландарма, поэтому систематические исторические сведения с 842 по 1247 годы отсутствуют, так как у правителя не было наследников.
- Колониальные интересы в отношении Тибета со стороны других стран. Кульминационным моментом в их соперничестве становится организация британской экспедиции в Тибет в 1903-1904 гг.
- Тибет провозглашает себя независимым государством от влияния центральной власти в 1911 году, хотя данное событие не признавалось в мире.
- Войска Китая вошли на территорию Тибета в 1950 году, в результате чего в 17 пунктах утвердилась власть захватчиков. Свое присутствие здесь китайцы наращивали постепенно, когда, наконец, в 1965 году Тибет был провозглашен автономным районом Китая.
Место расположения
Тибет – это единственный автономный край Китая. Туристов привлекает его загадочность и удивительная красота природы. Коренное население исповедует буддизм, поэтому Тибет регулярно посещают тысячи паломников со всего света.
Где находится Тибет? Пространство от Индии до Китая занимает Тибетское нагорье, площадь которого достигает миллионы километров. Тибет, расположившийся тут, граничит со многими провинциями и государствами: Непалом, Индией, Бирмой.
И чтобы узнать, где находится Тибет, достаточно вспомнить о Гималаях и самой высокой горе в мире — Джомолунгме, получившей еще одно название — Эверест. Ее высота достигает 8 848 м. Чтобы покорить эту вершину, сюда приезжают туристы со всех уголков мира.
Кстати, именно территория Тибета дает рождение многим крупным рекам Азии. Тсангпо начинает свой путь с юга, Сутлей и Инд протекают возле священной для тибетцев горы Кайлаш, Салвин и Меконг берут начало с его восточных земель.
Растительность
Тибет – это край, на территории которого произрастает скудная растительность пустынь, степей и тундры. Хотя леса здесь тоже есть. Местами их произрастания являются долины рек. Выше отметки 6 000 м простираются вечные снега и ледники.
Особенность растительности этого чудного края заключаются в ее молодости, так как флора древнего периода уничтожена полностью с наступлением периода оледенения. Для данной местности характерны поясные границы и пестрота растительности внутри них. Здесь растет ковыль и осока, горец и кобрезия карликовая, ива и вереск, горечавка и многие другие растения.
Животные
В степях, пустынях и горах Тибета сохранились такие редкие животные как лошадь Пржевальского, верблюд двугорбый, кулан и др. Эта местность является родиной верблюдов, яков и ослов, которые относятся к домашним животным. В горных лесах много маралов, косуль, лосей, а в пустынных – горных баранов, антилоп, козлов, снежных барсов и других животных.
Степи полны сайгаками, джейранами, сусликами, сурками, тушканчиками, зайцами, песчанками, полевками. Местом обитания серого волка являются равнины, а красного – горы. Здесь распространены лисицы, колонки, куницы, хорьки, ежи, рыси, манулы. Тибет отличается наличием множества птиц: снежных грифов, горных гусей, галок и др.
Культура
Вероисповеданием этнических тибетцев является религия бон и буддизм. С того времени, когда Тибет стал частью Поднебесной, китайский язык является тут официальным. Но делопроизводство и начальное обучение в школе разрешено вести на тибетском языке. Поскольку обучение платное на всей территории края, большинство населения остается неграмотным, так как платить им нечем.
Когда Китай окончательно распространил свою власть на всю территорию Тибета, был запрещен обряд «Небесные похороны», который соблюдался на протяжении многих веков местным населением при погребении усопших. Но с 1974 г., по многочисленным просьбам монахов и простого народа, правительство Китая разрешило проводить данную церемонию, которую тибетцы считают единственно возможной для своих усопших.
Монастыри на территории Тибета контролируют китайцы. Для приема в них установлены отборочные критерии. В настоящее время почти все монастыри (95%) разрушены или снесены. Причиной тому является несогласованность с китайскими властями при их строительстве.
Зато сегодня на Тибете пышно отмечаются праздники и фестивали, представляющие яркое зрелище и привлекающие множество туристов.
Тибет – это край, богатый традициями и обычаями, секретами медицины и кухни, потрясающе красивыми ландшафтами и мистическими праздниками.
Тибетская кухня
Тибет – это край загадок и древней истории, которая берет свое начало со времен монастырей буддистов. Поэтому первое место здесь занимает духовная пища. Но, в любом случае, никто из туристов голодным не остается. Главной едой тут является мясо и овощи, а популярным блюдом являются сосиски из мяса баранины и говядина, вяленая особым способом.
Местные жители сладкие блюда и фрукты употребляют очень редко. Пожалуй, единственной сладостью на Тибете является хворост, который едят с медом. Алкоголь считается несовместимым с молитвами напитком, поэтому тибетцы относятся к нему с прохладцей. Но слабое вино из риса здесь продается.
Основное блюдо кухни – цампа. Для ее приготовления используется яичная мука, мясо яка, ячменное пиво и чай. Кстати, чай в Тибете пьют с добавлением масла и соли.
В меню для туристов, как правило, включают такие блюда как шадпу и чуру – сыр на основе ячьего молока. В гостиницах больших городов также готовят момо – блюдо, похожее на русские пельмени, начинкой которых является мясо или овощи, и тукпу – суп с мясом и лапшой, заправленный овощами.
Границы и административное устройство
Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кам и Амдо, при этом территория нынешнего Тибетского автономного района включает лишь У-Цанг и западную часть Кама, а остальная территория Кама и регион Амдо разбиты между провинциями Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу.
Китайские власти разделили Тибет на следующие административные единицы:
- Тибетский автономный район;
- Тибетские автономные округа в провинции Цинхай;
- Тибетский автономный округ и Тибетский автономный уезд в провинции Ганьсу;
- Тибетские автономные округа и Тибетский автономный уезд в провинции Сычуань;
- Тибетский автономный округ в провинции Юньнань.
Горы
В Тибете находится много вершин интересных с альпинистской точки зрения. Здесь есть множество вершин выше 7000 метров. Недаром Тибет называют Крышей мира. Полностью на территории Тибета находится один из восьмитысячников — Шиша-Пангма. Кроме того, по границе Тибета и Непала выстроились еще несколько восьмитысячников — Чо-Ойю, Макалу, Лхоцзе и Эверест.
Интересные места тибета
В тибете немало уникальных интересных мест, уникальных, и нереально даже кратко обо всех тут рассказать. Путешественникам, собирающимся сюда, предлагается заблаговременно спланировать, что они будут смотреть, если этого не сделать появляется опасность не увидеть вообще ничего, а просто затеряться в здешних святынях.
Однако необходимо упомянуть дворец потала в лхасе – иного аналогичного сооружения в мире нет. Начать хотя бы с того, что среди древних замков и дворцовых комплексов нашего мира он очень высокий – 170 м, и размещён больше, чем какой-нибудь иной – на высоте более 3700 м над уровнем моря. Когда тибет был государстом которое териториально независимо, дворец был представительством далай-ламы, и тут же располагалось правительство. Теперь его регулярно навещают паломники – их может быть достаточно много, — и путешественники.
Дворец есть с VII столетия н.Э., но теперешнее здание начали возводить по середине семнадцатого века, и строительство почти что кончилось к 1694 году. Тут трудилось много людей: только профессионалов и художников – более 1500, а рабочих было более 7000.
Дворцу потала посчастливилось, и во время китайской культурной революции он практически не пострадал, хотя многие тибетские святыни разрушились хунвейбинами. Теперь он внесён ЮНЕСКО в перечень всемирного наследства.
В самом центре старого города расположен так же старинный монастырь джоканг: он тоже построен в седьмом веке, и до этих пор смотрится практически также – хотя он перестраивался не 1 раз, планировка оставалась прошлой.
В северном предместье лхасы расположен монастырь сера. Это очень «тибетское» сооружение, «прилепленное» к скале, и с наиболее привлекательным наименованием: «сера» по-тибетски «дикая роза», и говорят, что до его сооружения на этом месте на самом деле росло много таких цветов.
А всего в тибете храмов и монастырей более 2000, и практически все они особенно посещаемые.
В лхасе ежегодно проходит праздник, на который также интересно попасть: праздник шотон, или «йогуртовый пир». Проходит он в резиденции на лето лам, в парке норбулинка – это очень большой в тибете ненастоящий парк, — и продолжается около недели – в большинстве случаев это бывает по середине августа, но по-тибетски с первого числа 7-го месяца. Праздник довольно древний – уже около 300 лет его отмечают в тибете: в данное время раскрываются большие ярмарки и выставки, проводятся фестивали народных песен и танцев, и представления тибетской оперы – это обязательная часть праздника.
Вторым по значению тибетским городом считается В: первые далай-лама появился на свет в этом городе. По западным меркам город очень маленький – в нём живёт около 80 тысяч людей, зато тут расположен монастырь дашилумпо, известный собственной позолоченной статуей будды. Это очень большой в мире будда: его высота – 26 м, а на его облицовку ушло практически 280 кг золота, сотни жемчужин и десятки алмазов – верующих тут всегда очень много.
В округе шигадзе расположен и эверест – джомолунгма, и с ней находятся по соседству ещё 3 восьмитысячника, и 38 семитысячников – это все знаменитые гималаи, очень высокий массив гор планеты.
В тибете много и прочих достопримечательностей природы, и они все также уникальны, как и сделанные человеком.
Одно из священных озёр – ямдок, размещается на высоте 4000 м: не считая уникальных зверей и растений, живущих в окрестности, тут большое количество рыбы – около 8 млн. Тонн. В это сложно верить, но озеро называют в тибете «рыбным кладовкой»; самая высокогорная в мире электростанция тоже выстроена тут, и это все это при том, что озеро сравнительно небольшое – менее 640 кв. Км площадью.
Об американском большом каньоне знает весь мир, и благодаря голливудским фильмам, но на реке цангпо (в индии она зовется брахмапутрой) есть ещё намного длиннее и глубокий каньон, чем на реке колорадо: его глубина доходит до 5382 м.
Натуральной реликвией тибета считается и горка кайлас: она необычайно похожа на пирамиду, все грани которой «смотрят» практически точно на конкретные стороны света, и священной эту гору считают не только буддисты. Считается, что ритуальный обход этой горы – кора, совершённый всего 1 раз, уже может высвободить человека от всех грехов, которые он когда-нибудь делал в собственной жизни. Однако сделать обход этой горы не легко, хотя и не очень тяжело: просто идти нужно будет 1-3 дня – это зависит от скорости передвижения, а идти быстро удаётся немногим – с горы раскрываются красивейшие виды, которыми хочется восхищаться много дней.
Важнейшей святыней тибета считается ещё одно озеро – намцо, практически — «небесное», и ежегодно его навещают миллион людей. Это озеро солёное; паломники выполняют обход около него, чтобы очиститься и получить небесное благословение. Этот обход даже увлекательнее, чем обход горы кайлас: идти приходится от недели до месяца – длительнее всего идут те, кто в пути тратит большое количество времени на молитвы, зато те, кто это выполнит, заметит своё грядущее – как минимум, буддисты в этом уверены. Путешествие вокруг озера просит некоторой физподготовки: обыкновенному городскому жителю, приехавшему сюда в виде туриста, навряд ли получится просто так это сделать, однако есть и «облегчённый вариант» — на берегу водоёма стоит священный камень, который тоже можно обойти, и получить всяческие блага от высших сил, хотя обход всего озера всё-таки лучше.
Поехать в тибет можно, оформив визу в КНР, однако необходимо ещё и особое разрешение – его получают уже в самом китае. Среди всех китайских направленностей тибет можно именовать самым поразительным и запоминающимся: не просто так собственно сюда веками стремились учёные, туристы и экспериментаторы со всех стран, мечтая осознать, что такое реальная гармоничность и вечная красота…
Население
Тибетский фермер вспахивает поле. Яки до сих пор являются для этого лучшим средством в Тибете.Тибетцы заняты в основном в сельском хозяйстве и животноводстве. Проживающие на территории Тибета китайцы — в управлении, торговле, секторе обслуживания. Связано это с тем, что до включения в состав Китая Тибет отличался аграрной экономикой экстенсивного типа. Специалистов для новых отраслей, создаваемых китайским правительством, среди этнических тибетцев не было.
Вопрос о количестве и национальном составе населения Тибета весьма сложен. Связано это, во-первых, с отсутствием точного определения территории Тибета, во-вторых с предвзятостью источников. Три исторические области: У-Цанг (включая Нгари), Кам и Амдо тибетцы называют Три Области (тиб.: Чолка Сум). В нетибетской литературе их иногда обозначают как «Большой Тибет» или «Великий Тибет». Правительство Тибета в изгнании сообщает о шести миллионах этнических тибетцев и семи с половиной миллионах этнических китайцев (Хань). Однако правительство Китая приводит следующие данные:
- Тибетский автономный район: 2,4 миллиона тибетцев, 190 тысяч других национальностей (в основном китайцы). В то же время интересны данные переписи населения от 1953 года. Согласно этим данным численность населения будущего ТАР составляла 1 миллион 150 тысяч человек Следует иметь в виду, что в разные годы в КНР указывались разные результаты этой переписи: в 1953 г. — 1,274 млн чел., в 1959 — 1,18 млн, в 1991 г. — 1,05 млн.
- Все автономные тибетские районы вместе: 5 миллионов тибетцев и 2,3 миллиона представителей других национальностей. Следует отметить, что по мнению Тибетского правительства в изгнании многие территории исторического Тибета не имеют в нынешнем Китае автономного статуса.
- Так называемый «Великий Тибет», к которому тибетское правительство в изгнании относит также территории, не имеющие в нынешнем Китае автономного статуса: 5,2 миллиона тибетцев, 3,6 миллиона хань (китайцев) и 1,6 миллиона представителей других национальностей (подсчёты по данным китайской переписи населения 2000 года).
Уровень грамотности среди тибетцев составляет менее 50 %. Уровень грамотности до вторжения КНР точно неизвестен. Образование было в основном монастырским, почти в каждой семье кто-нибудь был монахом, большинство монахов были грамотными. Светское образование стало распространяться в первой половине ХХ в. В 1951 году в стране было всего 100 казённых и частных школ.
Этнические большинства в Большом Тибете по регионам, 2000 переписьОбщий Тибетцы Ханьцы другие
Тибетский автономный район: | 2,616,329 | 2,427,168 | 92.8 % | 158,570 | 6.1 % | 30,591 | 1.2 % |
— Лхаса PLC | 474,499 | 387,124 | 81.6 % | 80,584 | 17.0 % | 6,791 | 1.4 % |
— Чамдо | 586,152 | 563,831 | 96.2 % | 19,673 | 3.4 % | 2,648 | 0.5 % |
— Шаньнань | 318,106 | 305,709 | 96.1 % | 10,968 | 3.4 % | 1,429 | 0.4 % |
— Шигадзе (округ) | 634,962 | 618,270 | 97.4 % | 12,500 | 2.0 % | 4,192 | 0.7 % |
— Нагчу (округ) | 366,710 | 357,673 | 97.5 % | 7,510 | 2.0 % | 1,527 | 0.4 % |
— Нгари | 77,253 | 73,111 | 94.6 % | 3,543 | 4.6 % | 599 | 0.8 % |
— Ньингчи | 158,647 | 121,450 | 76.6 % | 23,792 | 15.0 % | 13,405 | 8.4 % |
Цинхай провинция: | 4,822,963 | 1,086,592 | 22.5 % | 2,606,050 | 54.0 % | 1,130,321 | 23.4 % |
— Синин PLC | 1,849,713 | 96,091 | 5.2 % | 1,375,013 | 74.3 % | 378,609 | 20.5 % |
— Хайдун (округ) | 1,391,565 | 128,025 | 9.2 % | 783,893 | 56.3 % | 479,647 | 34.5 % |
— Хайбэй-Тибетский автономный округ | 258,922 | 62,520 | 24.1 % | 94,841 | 36.6 % | 101,561 | 39.2 % |
— Хуаннань-Тибетский автономный округ | 214,642 | 142,360 | 66.3 % | 16,194 | 7.5 % | 56,088 | 26.1 % |
— Хайнань-Тибетский автономный округ | 375,426 | 235,663 | 62.8 % | 105,337 | 28.1 % | 34,426 | 9.2 % |
— Голог-Тибетский автономный округ | 137,940 | 126,395 | 91.6 % | 9,096 | 6.6 % | 2,449 | 1.8 % |
— Юйшу-Тибетский автономный округ | 262,661 | 255,167 | 97.1 % | 5,970 | 2.3 % | 1,524 | 0.6 % |
— Хайси-Монгольско-Тибетский автономный округ | 332,094 | 40,371 | 12.2 % | 215,706 | 65.0 % | 76,017 | 22.9 % |
Тибетские территории, включенные в провинцию Сычуань | |||||||
— Нгава-Тибетско-Цянский автономный округ | 847,468 | 455,238 | 53.7 % | 209,270 | 24.7 % | 182,960 | 21.6 % |
— Гардзе-Тибетский автономный округ | 897,239 | 703,168 | 78.4 % | 163,648 | 18.2 % | 30,423 | 3.4 % |
— Мули-Тибетский автономный уезд | 124,462 | 60,679 | 48.8 % | 27,199 | 21.9 % | 36,584 | 29.4 % |
Тибетские территории в Юньнанье | |||||||
— Дечен-Тибетский автономный округ | 353,518 | 117,099 | 33.1 % | 57,928 | 16.4 % | 178,491 | 50.5 % |
Тибетские территории в Ганьсу | |||||||
— Ганьнань-Тибетский автономный округ | 640,106 | 329,278 | 51.4 % | 267,260 | 41.8 % | 43,568 | 6.8 % |
— Тяньчжу-Тибетский автономный уезд | 221,347 | 66,125 | 29.9 % | 139,190 | 62.9 % | 16,032 | 7.2 % |
Общий для Большого Тибета: | |||||||
С Синин и Хайдун | 10,523,432 | 5,245,347 | 49.8 % | 3,629,115 | 34.5 % | 1,648,970 | 15.7 % |
Без Синин и Хайдун | 7,282,154 | 5,021,231 | 69.0 % | 1,470,209 | 20.2 % | 790,714 | 10.9 % |
Тибетская община за границей
Численность тибетцев в изгнании — около 134 тыс. человек: в Индии — 100 000 человек, в Непале — 20 000, в Бутане — 1249, в Швейцарии — 2000, в Европе — 400, в Австралии и Новой Зеландии — 200, в США — 8 000, в Канаде — 1200, в Скандинавии — 100.
Хада(Hada)-самый драгоценный подарок от тибецев
Тибетцы считают Hada как самый драгоценный подарок. Hada представляет собой полосу белоснежных шарф сделан из пряжи или шелка. Хада(Hada) символизирует добрую волю и уважение, и могут быть представлены в различных случаях праздника, прибытие и отъезд гостей и т.д. Однако, есть своего рода Hada с пяти цветов, синего, белого, желтого, зеленого и красного, соответственно, указывающие небо , облака, землю, реки и Бог отвечал за Дхарму Будды. Пять цветов Hada очень ценил дар и может быть представлена только в величайших мероприятий, таких как деятельность буддистов.
Вручение Хада является своего рода очень часто вежливости в Тибете. Вручение Хада, чтобы показать чистоту, преданность, верность и уважение к приемникам. Даже когда люди отвечают друг с другом, они не забудут Хада. Они всегда прилагаю мини-Хада в письме для приветствия и выразил добрые пожелания. Что более интересно, что, когда тибетцы выходят они, как правило, занимает несколько Hadas с ними в случае, если они могут дать их друзьям и родственникам с которыми они сталкиваются в пути.
Архитектурный стиль-Где живут тибетцы?
Замок-как дом является наиболее представительной в Тибете. Они часто являются камнем структуру древесины примитивной простоте, ищу достойную и стабильную. Даже стены, построенные тесно рядом с холма остается вертикальной устойчивости. Такой вид домов обычно в два-три этажа с круговым коридором построен внутри.
В выпаса области, люди обычно живут в палатках волос яка. В палатке, как правило, квадратной поддержке восьми вертикально столбы. Изготовлен из яка волос, палатки достаточно долговечна от ветра и метели. Между тем удобнее будет демонтирован, поднять и удалить, пригодных для жизни пастухов.
В какой бы тип дома, всегда есть алтарь для поклонения таблицы Будды. Это означает благочестие тибетцев с их религией.
Тибетский новый год-как тибецы отмечают?
Самый важный праздник в Тибете тибетский Новый год, с 1 января по тибетскому календарю. Именно по говорил прощания с прошлым годом и приветствуя новые. С середины декабря люди начинают готовиться и делать фестиваль шопинга. После очистки и украшая дом, представляя жертву на алтарь семьи будет обедать вместе. Фейерверки и факелы горят, чтобы отпугнуть злых духов и неудачу. Они также будут идти по дороге, пока они не достигнут пересечения, которое они считают, может отказаться от злых духов и приносят удачу в наступающем году.
В первый день Нового года, люди будут носить свою лучшую одежду, и приветствуют своих соседей и родственников, с наилучшими пожеланиями, и тост с ячменное вино. Существует интересный конкурс в этот день, для воды. Молодой человек из каждой семьи будет пытаться получить первое ведро воды из реки или колодца. Согласно тибетским традициям, в Новый год, первое ведро воды золото воду, второй серебряной воды ведром, и они принесут удачи, счастья и удачи для людей, которые получают их.
Есть много культуры мероприятий, проводимых на улицах Лхасы во время новогоднего праздника. Возьмите Основные Китай Тибет тур, чтобы испытать местные зрелища Тибета.
Шотонский фестиваль-фестиваль йогурта
Шотонский фестиваль является самым оживленным фестиваль в летний период. Шотон, то есть йогурт Банкет в тибетском языке, возникла в монастыре Дрепунг как празднование конца месяца долгое отступление ламы. В прошлом ламы заперлись далеко, чтобы посвятить целиком буддизма в течение месяца в летний период. Когда срок закончился, ламы были встречены и приветствует местных жителей с йогуртами и спектакли. Шотон фестиваля падает с 1 июля по тибетскому календарю, и длится в течение 5 дней. Во время фестиваля люди в Лхасе будет выходить и собираться в Norbulingka. Они приносят продукты, такие как молочные продукты и чай маслом яка, разбили палатки и устраивать пикники там. Тибетское оперных трупп собираются давать спектакли там, так Шотонский фестиваля также получила другое название, тибетский оперный фестиваль.
Тибетская семья: от многожёнства до многомужества
У народа эфталитов была принята полиандрия: несколько братьев брали в жёны одну женщину. Такая система защищала потомство от нищеты в случае гибели кормильца. Жена носила головной убор с рогами: сколько мужей, столько и рогов. В настоящее время этот народ живёт в Непале, в районе горы Манаслу, и сохраняет древние обычаи.
У кочевников было распространено многожёнство. Жёны подчинялись мужу, но вели активный образ жизни. В XIII веке правитель Сан-Гье-Гья-Цо проиграл свою жену в шахматы монгольскому военачальнику. Позже отношения с монголами испортились, и тибетский правитель дважды подсылал убийц к своему бывшему шахматному партнёру. Монголы сделали набег на столицу Тибета Лхасу, причём первым во дворец ворвался отряд под руководством бывшей супруги регента. Она убила Сан-Гье-Гья-Цо и отомстила таким образом за своё унижение и покушения на нового мужа.
Тибетские практики секса
Смысл традиционных тибетских сексуальных приёмов заключается в длительном половом акте при задержке эякуляции. Особо престижным считается заниматься сексом несколько часов, не пролив ни капли спермы. Тибетцы верят, что такой способ помогает сохранить мужское здоровье на долгие годы.
Народ без фамилий и возраста
У народов тибетской группы нет фамилий. Вместо них используется прозвище и национальность: Нооленг Таманг, Мингма Гьюрмей Шерпа. Имеется родовое имя, но оно в повседневной жизни не используется, чтобы не привлечь к семье злые силы. Прозвище может меняться в течение жизни. Одного из двух первовосходителей на Эверест при рождении назвали Намгьял Вангди, но прославился он как Тенцинг Норгей, что означает «Счастливый богатый религиозный». Это имя ему присвоили по совету ламы, и оно себя оправдало. Даты своего рождения и точного возраста Тенцинг Норгей не знал, ориентируясь только на слова матери и логическую связку с сельскохозяйственными работами – считается, что май 2014 года.
Данные о рождении начали повсеместно фиксироваться только в 50-х годах прошлого века.
Кровавые жертвоприношения и буддизм
В древности тибетцы поклонялись духам предков, духам стихий и женским божествам. Затем с запада пришла религия бон. Это суровая вера воинов и охотников, в порядке вещей было принесение кровавых жертв, включая людей. Эту традицию упразднили только в начале XX века, когда жертвы были заменены фигурками «торма». Эти фигурки состоят из различных символических элементов в зависимости от цели человека, в них обязательно присутствует красный цвет как символ крови. Торма помещают в храм, затем уничтожают, и жертва считается принесённой.
Около 800 лет назад на территорию Тибета проник буддизм. В исходном мирном варианте он не прижился. Зато тибетцам весьма понравилась гибридная версия с сохранением древних божеств и дополнением в виде мистических плясок в шаманском стиле. Такой вид буддизма называется «тибетский ламаизм». В настоящее время все эти религии слились воедино, хоть монастыри и носят разные названия.
Считается, что ламы и настоятели монастырей обязательно возрождаются в новом облике. После смерти старого ламы по его указаниям разыскивается нужный ребёнок и воспитывается в монастыре.
Территория проживания и численность
Территории с тибетским автономным статусом в Китае — основные места расселения тибетцев в КитаеЭтническая территория тибетцев в настоящее время не имеет независимого статуса. Территориально она почти полностью относится к Китаю, где охватывает весь Тибетский автономный район, частично провинции Сычуань (Аба-тибетский и Ганьцзы-тибетский автономные округа, Мули-тибетский автономный уезд), Ганьсу (Ганнань-тибетский автономный округ и Тяньчжу-тибетский автономный уезд), Цинхай (Хайбах-тибетский, Хуаннань-тибетский, Хайнань-тибетский, Голо-Тибетский, Юйшу-Тибетский и Хайс-монгол-тибетский автономные округа) — на всех указанных территориях тибетцы проживают компактно и до настоящего времени составляют подавляющее большинство населения.
Также тибетцы живут в соседних китайских провинциях Юньнань (в частности, в Дицин-Тибетском автономном округе). В целом о численности тибетцев в Китае судить сложно, но известно, что по данным переписи 1959 года, численность тибетцев в Китае составляла 6 330 567 человек .
Вне Китая тибетцы проживают также на крайнем севере Индии (штат Сикким, около 100 тыс. чел., оценка), в Непале (ок. 50 тыс. человек), дисперсно в Бутане (свыше 5 тыс. человек). Этнические тибетцы, эмигранты и изгои (часто их потомки) проживают на Западе, в частности, в США и Великобритании.
Субэтнос, язык и религия
Юные тибетские монахи , 2004В составе тибетцев выделяют этнолокальные группы амдова (пров. Цинхай), кхампа и сифань (пров. Сычуань и соседние районы Тибетского а. р.) и др.
Тибетцы говорят многочисленными диалектами тибетского языка, принадлежащего к центральной группе сино-тибетской языковой семьи.
Тибетский язык имеет древнюю письменность (по крайней мере с VII в.) с использованием особой тибетской азбуки — на основе санскрита и представляет собой поперечно записываемое звуко-буквенное письмо.
По вероисповеданию большинство тибетцев являются ревностными буддистами.
В чем разница между Бон и Юнгдрунг Бон?
Бон — это изначальная древняя религия тибетцев. Словом «бон» раньше обозначали религию, духовную практику. Сейчас в тибетском языке для этого используется другое слово, пришедшее вместе с буддизмом, но раньше это называлось именно «бон».
Если говорить о самом термине «бон», то одно из его значений — это частица обращения, то есть слово, с помощью которого мы кого-то зовем, обращаемся к кому-то. Второе значение — «семечко» или «корень». Здесь речь идет о том, что цель любой религии в том, чтобы все живые существа обрели счастье, а у счастья есть причина. Если счастье — это плод, то его причина, корень — это бон.
Древний Бон больше всего был похож на современный шаманизм: в нем ничего не говорилось о карме, причинно-следственной связи, предыдущих и последующих рождениях. Все действия были направлены на благо этой жизни — избавление от болезней, привлечение благосостояния, увеличение продолжительности жизни и так далее.
Все ритуалы были связаны с подношениями божествам, нагам и духам местности. Подношения были как «белые», то есть вегетарианские (зерна, растения, фрукты), так и «красные», состоявшие из мяса, кожи, костей животных. В некоторых ритуалах подносилось животное целиком, чаще всего это были яки, птицы и овцы.
Потом пришло благое время, когда на Земле воплотился Будда Тонпа Шенраб. Он стал объяснять людям, что животных ни в коем случае убивать нельзя, потому что среди нет ни одного существа, которое не было бы нашей матерью в прошлых жизнях, и делать можно только что-то для их пользы, а не причинять им вред.
Сами ритуалы он сначала менять не стал, так как у людей была сильная вера в них, но постепенно вместо реальных животных стали использоваться либо их изображения, либо фигурки из глины, либо еще какие-то заменители.
Также Тонпа Шенраб стал давать учения, начиная от этих самых примитивных ритуалов и постепенно все то, что называется Девятью Колесницами или Девятью Уровнями, вплоть до самого высшего — Дзогчен, «великого совершенства». Так Бон превратился в Юнгдрунг Бон.
Колесницы Бон
Существует девять путей, девять методов обретения счастья, которые и называются «Девятью колесницами Бон».
Будда Тонпа Шенраб дал эти девять способов для того, чтобы привести на путь живых существ с самыми разными способностями, с разной силой ума.
Первая колесница — ЧашенПервая колесница называется Чашен
Она объединяет в себе четыре вида методов, которые способствуют обретению мирского счастья в этой жизни, а именно, помогают устранять различные препятствия.
Эти четыре метода: гадания, астрология, ритуалы и медицина. С помощью гаданий можно определить, откуда к нам приходит вред, что является его источником. Если гадание не дает ясного ответа на этот вопрос, делаются астрологические расчеты. Когда мы понимаем, что является источником вреда, мы используем ритуалы и медицину (процедуры и лекарства), чтобы этот вред и препятствия устранить.
Будда Тонпа Шенраб давал учения главным образом для того, чтобы живые существа могли достигать окончательного счастья, состояния будды. Но для того, чтобы заниматься практиками, позволяющими достичь реализации, нам нужно здоровое тело и хотя бы относительно счастливое состояние ума. Если этого нет, то достичь освобождения будет очень трудно. Таким образом, первая колесница направлена на то, чтобы устранять болезни и препятствия в нашей жизни.
Вторая колесница — НангшенВторая колесница называется Нангшен (дословно — Путь Практиков Видимого)
Она связана с взаимодействием с теми существами, которых мы не видим — божествами, демонами, духами — которые либо помогают нам, либо причиняют вред (часто — в ответ на тот вред, который мы неосознанно причиняем им самим). К этой колеснице относятся практики подношений, даяния, выкупа (например, выкуп, который подносится различным духам с целью их умиротворения).
Третья колесница — ТрульшенТретья колесница называется Трульшен (дословно — Путь Магических Практиков)
Здесь акцент на различных гневных действиях. Это как бы такие жесткие способы для устранения препятствий на пути учения Будды или по отношению к счастью живых существ. Но это только выражение гневное, сознание на самом деле остается мирным. (Это похоже на то, как родители иногда демонстрируют ребенку свой гнев, чтобы его усмирить, но на самом деле не злятся.) Эта колесница — способ, благодаря которому устраняются яды сознания, которыми обладают те, кто чинит препятствия счастью живых существ или учению Будды.
Четвертая колесница — СишенЧетвертая колесница называется Сишен (дословно — Путь Практиков Бытия)
Она имеет дело с бардо — состоянием между смертью и новым рождением. Находясь в бардо, сознание не обладает физическим телом и испытывает сильные страдания. Последователи этой колесницы занимаются тем, что приводят существ бардо к перерождению в человеческом теле или теле божества. Это путь, который проясняет, какими способами нужно пользоваться, чтобы сознания, находящиеся в бардо, достигли освобождения.
Пятая колесница — ГеньенПятая колесница называется Геньен (дословно — Путь Практиков Добродетелей)
Существует десять недобродетелей: три недобродетели тела (убийство, воровство, неправильное сексуальное поведение), четыре недобродетели речи (ложь, сплетни и клевета, грубые слова и пустая болтовня) и три недобродетели ума (алчность, вредоносный настрой и ложные воззрения). Эта колесница указывает способы избавления от этих десяти недобродетелей и, соответственно, обретения противоположным им десяти добродетелей.
Шестая колесница — ДрангсонгШестая колесница называется Дрангсонг (дословно — Путь Мудрецов)
На этом уровне практик принимает обеты и обязуется поддерживать их. Есть четыре основных обета для практиков этой колесницы: не убивать, не лгать, не вступать к сексуальные отношения и не воровать. Серьезные практики поддерживают до 250 обетов.
Седьмая колесница — белого АСедьмая колесница — это «Колесница белого А»
Она относится к колесницам тантры. «А» бывает двух видов: первый — это субстанциональное «А», обладающее характеристиками, второй — это изначальное «А» сути. Белое — потому что это то, что в потоке нашего сознания является незагрязненным. Главным методом этой колесницы является трансформация — мы трансформируем Вселенную в божественную обитель, живых существ в богов и богинь, а яды нашего сознания — в различные виды изначальной мудрости.
Восьмая колесница — А-кар ЕшеВосьмая колесница называется А-кар Еше — «Колесница Белого «А» Изначальной Мудрости»
Она тоже относится к колесницам тантры, являясь высшей из них. Само слово «еше» переводится как «изначальная мудрость».
Девятая колесница — ДзогченДевятая колесница — это Дзогчен («Великое Совершенство»)
Слово «дзог» дословно переводится как «совершенство, обладающее всем, полное совершенство». Это означает то, что здесь собрано все — и сансара, и нирвана, и благие качества, и вообще все, что только может быть. Слово «чен» переводится как «великий», потому что выше этой колесницы нет ничего.
Последователи этого пути могут достигнуть состояния будды за одну жизнь в одном теле, пребывая умом в состоянии несоздавания.
Что это значит?
Это значит, что мы не следуем за воспоминаниями о прошлом, за мыслями о будущем, не меняем ничего в настоящем, ни во что не вмешиваемся. Мы свободны от привязанности, от цепляния. Мы не следуем за видимостями и не попадаем под их влияние. Мы одинаково воспринимаем и красивое, и уродливое, и золотой самородок, и придорожный камень.
Эта колесница является особой колесницей Бона, и ее воззрения являются самыми глубокими.
История и традиции Бон
Бонпо пережили века преследований, но теперь Бон признается пятой религиозной школой Тибета наравне с буддийскими школами Сакья, Ньингма, Кагью и Гелуг.
Считается, что Дзогчен традиции Ньингма восходит к ламе по имени Гараб. В бонской традиции линии Шанг Шунг Ньен Гьюд тоже упоминается лама по имени Гараб.
В Шанг Шунг Ньен Гьюд есть две основных линии преемственности: в одной из них учение идет четко от учителя к ученику, а другая называется «разбросанной» линией, где учение передавалось через разных других лам.
В этой «разбросанной» линии передачи лама по имени Гараб является примерно пятым. Звали его Шанг Шунг Гараб. По времени эти два Гараба — упоминающийся в Ньингма и упоминающийся в Боне — совпадают. Место тоже совпадает: сказано, что этот лама находился там, где сейчас север Индии и выше к Ладаку, примерно в этой области, входившей в те времена в состав государства Шанг Шунг.
Конечно, стопроцентно утверждать, что это был один и тот же учитель, нельзя. Но многие мировые исследователи Тибета и буддизма, у которых к этому непредвзятое отношение, потому что они сами тибетцами не являются, сейчас говорят о том, что, скорее всего, это был один и тот же человек, так как сходится и имя, и время, и место.
В любом случае, все то, что относится к воззрению, медитации и поведению в Дзогчене традиции Ньингма и традиции Бон абсолютно одно и то же. И также существует много пересечений в линии передачи, потому что есть много тертонов (тех, кто доставал ранее спрятанные тексты, терма), которые открывали тексты обеих традиций. То есть один и тот же лама, тертон, открывает тексты как ньингмапинской, так и бонской традиции. Поэтому, таким образом, линия преемственности тоже сходится к одному.
Таким образом, между буддизмом и боном нет никаких противоречий. Известный лама Чогьял Намкай Норбу Ринпоче получал в том числе передачи Дзогчен традиции Бон у бонского ламы Йонгдзина Тензина Намдака Ринпоче.
В прошлом было много лам, которые достигали реализации за счет практик обеих традиций — и Ньингма, и Бон. Также и сейчас есть ламы, которые не имеют предвзятого отношения и занимаются практикой разных традиций.
Путь Бон
В целом, если заниматься практикой учения должным образом, то путь одинаковый во всех традициях. Но есть отдельные ламы, которые стремятся больше не к учению, а к тому, чтобы обрести большее количество учеников, чтобы было больше подношений, более громкое имя и так далее.
Подобные учителя говорят, что их традиция лучше всех, а остальные не такие хорошие. Только к учению это не относится совсем, и, следуя таким ламам, достичь состояния будды очень трудно — и их ученикам, и им самим.
Если вдуматься, то какая у нас цель практики в любой из традиций?
Цель — избавиться от страданий и достигнуть освобождения, состояния будды.
Что нам мешает его достигнуть? Наши омрачения.
Если мы начинаем слушать учителей, которые пропагандируют предвзятость, то количество омрачение только увеличивается, так как вдобавок к тому, что уже есть, появляется привязанность к своей традиции и неприязнь к другим.
Размышляя таким образом, мы сразу видим, какое отношение верное, а какое нет.
Целью последователей Бон является просветление и освобождение от перерождений в сансаре.
Этническая история
Предки тибетцев издавна населяли среднее течение бассейна реки Цангпо (Брахмапутра) . Именно здесь археологи обнаружили остатки древних цивилизаций времен палеолита, неолита и железного века.
В VI в. предводитель племени, населявшего район Шаньнань, стал цанпо, то есть главой объединенных тибетских племен. В VII веке тибетский царь Сонцэн Гампо установил господство над всем Тибетом. Уже тогда тибетцы имели значительные связи с соседними китайцами — в частности, был заключен династический брак Сонцэна Гампо с принцессой Танского императорского двора Вэньчэн.
Правители монгольской империи Юань, в которую монголы включили Китай, в XIII в. приняли тибетский буддизм и установили связь с тибетскими пeрвоиерархами школы Сакья по принципу «наставник — покровитель», установив над Тибетом контроль.
Для этноконсолидации тибетцев большое значение имело введение института Далай-ламы. Это привело к установлению Тибетского теократического государства (уже 5-й Далай-лама объединил под своим началом все тибетские земли), власть в которой помимо религиозного владыки осуществляло местное правительство Кашаг.
Независимый статус Тибетского государства сохранялся вплоть до 1949 года, когда в Тибет вторглись китайцы под предлогом освобождения тибетцев от теократической власти. К 1959 году весь Тибет окончательно вошел в состав КНР. Многие сторонники тибетской независимости, в том числе и 14-й Далай-Лама, бежали за границу, и уже в эмиграции продолжили (и продолжают) активную деятельность по защите национально-государственных прав тибетцев.
Сейчас действует тибетское правительство в изгнании, которое имеет преемственность от правительства независимого Тибета и является членом Организации непредставленных наций и народов.
10 марта 2009 года проживающие по всему миру (преимущественно в Индии) тибетцы-эмигранты отмечали 50-ю годовщину антикитайского восстания в Тибете. В этот день тибетцы чтят память борцов за независимость, погибших от рук китайских служб безопасности. Духовный лидер тибетского народа Далай-Лама XIV во время выступления в городе Дхарамсала на севере Индии, где сам проживает и где действует «тибетское правительство в изгнании», обвинил правительство Китая в убийстве сотен тысяч тибетцев и призвал китайское правительство восстановить «легитимную и значительную автономию» Тибета. В Дхармсале прошли буддистские молитвы по убитым. Акции в поддержку тибетцев по всему миру прошли на фоне беспрецедентного усиления мер безопасности со стороны китайской администрации на тибетских землях, включенных в состав КНР.
Хозяйство и общество
Земледелец в традиц. шляпе с жерновом для перетирания зерна, фото 1938По разновидностям занятий среди тибетцев выделяют несколько (три) хозяйственно-культурных типов:
- горные оседлые земледельцы — половина всех тибетцев; основными хозяйственными культурами являются ячмень, пшеница, иногда рис; в условиях нехватки воды используется искусственное орошение;
- полуоседлые земледельцы-скотоводы — переходный тип, объединяющий 2 хозяйственных деятельности;
- кочевники — скотоводы — яки, лошади, овцы, козы (для ношения клади).
Среди ремесел у тибетцев развитие получили гончарное, ткачество, литье из бронзы и меди, резьба на камнях и на дереве и др.
Как и повсеместно в современном Китае, тибетцы активно задействованы в промышленности, в том числе и мелкой частной.
К сер. ХХ в. тибетское общество оставалось практически закрытым и обособленным от остального мира — строй был полуфеодальным, хранилось много архаичных черт, выдающуюся роль в социуме играла теократическая верхушка; расслоение у скотоводов было выражено слабо.
Тибетская семья традиционно мала, брак преимущественно патрилокальный. У тибетцев известны случаи полиандрии и полигинии.
Что посмотреть
Паломников и туристов привлекает в Тибет красота горных пейзажей, архитектура буддийских монастырей, исторические достопримечательности.
Культовые сооружения
Тибет — страна многочисленных монастырей, которые в отдельных случаях образуют настоящие культовые города с населением до 1000 человек. Монастыри страны поражают своей монолитностью и впечатляющим внушительным видом. Это свидетельствует об «индийском следе» в культовой архитектуре Тибета.
Более современные храмы унаследовали китайские традиции. Это отчетливо видно по обязательной 3-этажности зданий с уменьшением каждого последующего этажа в размерах и в оригинальных крышах с загнутыми краями.
Монастырь Ганден
Сакральная для буддистов цифра 3 подчеркивает триединство учителя Будды, учения Драхма и сообщества религиозных единомышленников Сангхма.
ТОП-5 всемирно известных храмов и монастырей Тибета, олицетворяющих силу, красоту и спокойствие:
- Монастырь Ганден находится в 47 км от Лхасы на горе Вангбур. Он построен в 1409 г. и возглавляет тройку больших и самых влиятельных монастырей, относящихся к тибетской школе Гелуг, приверженцами которой является большинство граждан Тибета. Ганден – колыбель тибетского буддизма, университет буддийской школы Гелуг, место массового паломничества.
- Монастырь Дрепунг – это самый большой монастырь в Тибете. Он также является одним из 3 главных монастырей школы Гелуг. Дрепунг был основан в 1416 г., обрел статус «чоде» — «Великая цитадель учения», служил резиденцией 5 Далай-ламы вплоть до окончания реконструкции дворца Потала. Монастырь расположен в 5 км к западу от Лхасы. В нем находится известная в мире статуя Будды Будущего Айя Матрейи. Одна из его достопримечательностей – самое большое в Тибете изображение Будды на ткани.
- Монастырь Сера также входит в тройку главных монастырей школы Гелуг. Он основан в 1419 г., находится в 10 км к северу от дворца Потала в Лхасе. В монастырском комплексе имеются 3 колледжа, типография и монашеские кварталы. Посещать его стоит после 14 часов. В это время во дворе происходят монашеские дискуссии. Вокруг монастыря совершается маленькая кора – обход святого места по часовой стрелке. В чайном домике можно принять участие в общем чаепитии.
- Ташилунпо – монастырь в г. Шигадзе, втором по величине после Лхасы. Он построен в 1447 г. одним из учеников наставника Далай-ламы на деньги меценатов. По красоте и великолепию его можно сравнить с дворцом Потала. Сегодня монастырь является резиденцией Панчен-ламы – наставника Далай-ламы. Главная святыня монастыря – статуя Будды Грядущего высотой в 26 м. Фрески монастырских настенных росписей считаются шедевром буддийского искусства.
- Самье – первый буддийский монастырь в Тибете. Он находится в 170 км от Лхасы (поездка займет около 3 часов) на берегу знаменитой реки Брахмапутра в Цетханге. Его постройку в конце VIII в. инициировал царь Тибета Трисонг Децен. В строительстве принял участие великий ученый-буддист из Индии Шантаракшиту. В архитектурном плане монастырь символически представляет собой Вселенную. Главный храм Самье сочетает тибетский, китайский и индийский стили культовых построек. Стелла у входа в него свидетельствует о том, что царь Трисонг Децен провозгласил буддизм государственной религией Тибета.
Самье – первый буддийский монастырь в ТибетеСложно сказать, сколько всего в Тибете монастырей и храмов. Ясно одно: каждый из них имеет неповторимую архитектуру, свою историю и особую ауру и может представлять интерес для паломников и туристов, посещающих эту необычную страну.
Музеи
Историческое и культурное наследие Тибета огромно, оно имеет всемирное значение. В Лхасе есть несколько замечательных музеев.
Дворец Потала на Красной горе
Посетив их, можно ближе познакомиться с культурой и национальными особенностями тибетцев:
- Дворец Потала на Красной горе в центре Лхасы занесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это самый высокий древний дворец в мире. Он служил зимней резиденцией Далай-ламы, является образцом высокого тибетского искусства и архитектуры. Адрес: Лхаса, Пекинская средняя дорога, Гунцяньская аллея, 35. Тел. +860 891 682 28 96.
- Дворец Норбулинка меньше по размеру Дворца Потала, но он также является шедевром тибетской архитектуры XVIII в. Дворцовый комплекс представляет различные архитектурные стили, орнаменты, изысканные фрески. Адрес: Лхаса, Чэнгуань, Лообулинская дорога, 21. Тел. +860 891 682 26 44.
- Тибетский Музей в Лхасе находится в парке Норбулинка. Здесь выставлено более 1000 экспонатов, а также хранится уникальный Атлас Тибетской медицины. Правительством Китая этот музей около 20 лет назад был внесен в список туристических объектов высшей категории. Адрес: Лхаса, Чэнгуань, Лообулинская дорога, 19. Тел. +860 891 683 52 44.
Природные достопримечательности
Тибет (фото достопримечательностей наглядно демонстрируют всю его красоту) — это место на планете с монотонными горными пейзажами, прорезающими плоские долины.
Lake Mansarovar
Многие природные объекты служат предметом поклонения буддистов и располагают к медитации:
- Lake Mansarovar – главное из 4 священных озер, находится в провинции Нгара на высоте около 4600 м над уровнем моря на пути к горе Кайлас. Поклонники буддизма, индуизма и других религий совершают кору вокруг него, считают это место средоточием священной энергии, а его воды – целебными.
- Yamdrok Yumsto Lake – священное живописное озеро Тибета. Оно расположено на пути из Лхасы в Шихадзе. Его длина достигает 72 км, а самое глубокое место – 60 м. Озеро прекрасно видно с перевала. Недалеко можно увидеть ледники Карола – горы высотой до 6000 м, покрытые снегом и ледниками.
- Lake Namsto – огромное красивейшее озеро, расположенное высоко в горах. Возле него находятся пещерные монастыри, места силы и треккинговые маршруты. Это царство тишины и покоя. Здесь нельзя купаться и ловить рыбу, можно только омыть его водами лицо и руки. На берегу стоит монастырь.
- Ng Lake – одно из священных озер, расположенное в г. Ранву на высоте 3800 м над уровнем моря. В нескольких км от него находится знаменитый ледник Легу.
- Mount Kailash – священная гора Тибета. Она имеет форму пирамиды, каждая грань которой направлена строго в сторону одной из частей света. Кора (обход горы по часовой стрелке), которую совершают паломники со всего мира, длится 3 дня. Это серьезное испытание. Выдержав его, верующие обретают новое ощущение мира и своего места в нем.
- Chomolungma National Nature Preserve – крыша мира, самая высокая гора, больше известная под названием Эверест в честь геодезиста, измерившего ее высоту. Она составляет почти 8850 м. Это одно из самых посещаемых мест в мире.
- The Norbulingka Park в Лхасе основан в средине XVIII в. В переводе в тибетского означает «Драгоценный парк». Летом и зимой здесь проводятся традиционные городские праздники. Парк с его дворцовым ансамблем отражает этнические и религиозные особенности тибетцев. Он открыт для посещения с 9-00 до 18-30, входной билет стоит 10 $. Тел. 86891 682 26 44.
- Yangwang Mountain Cliffside lmages – скала с сотнями наскальных изображений. Она находится недалеко от Дворца Потала.
- Yaowang Mountain of Lhasa – гора высотой около 375 м, похожая на шатер с белым куполом. На ней находятся различные фигуры Будды. На одном из склонов есть древние пещеры с тибетскими символами.
Памятники
В Тибете много историко-археологических, религиозных, культурных и архитектурных памятников.
Царство Гуге
Вот некоторые из них:
- Царство Гуге – руины бывшей столицы древнего королевства в Западном Тибете. Они находятся в Цапаранге в долине Сутледж недалеко от горы Кайлас (почти 2 тыс. км от Лхасы).
- Пещера при монастыре Чиу Гомпа, в которой провел последние 7 дней жизни основатель буддизма в Тибете Гуру Риипоче. У входа в пещеру в небольшом алтаре стоит его бронзовая фигура.
- Гьяндзе – архитектурный городок в Западном Тибете, в котором множество монастырей и главная достопримечательность – Gyantse Kumbum.
Где стоит побывать туристу летом и зимой?
Фото природных, культовых и культурных достопримечательностей Тибета доказывает привлекательность этого региона для туристов. Он прекрасен в любое время года.
Золотой сезон для посещения Тибета длится с мая до середины осени. Путешествия можно совершать по всей территории автономного района. Летом доступны поездки в северную часть Тибета, весна и осень идеально подходят для знакомства с юго-западом высокогорного района КНР.
Зимой в Тибете холодно, однако зимняя поездка может быть не менее увлекательной и интересной, а также она обойдется намного дешевле летней. В этот период здесь меньше туристов, зато много паломников.
Ясная погода позволяет сделать идеальные фото достопримечательностей и сказочных зимних пейзажей. На озерах можно увидеть множество перелетных птиц, прилетевших сюда на зимовку. Для зимнего путешествия подходит Центральная часть Тибета, в том числе Лхаса, Шаньнань, Линчжи.