В переводе с санскрита имя бога Шивы значит “благой”, “всепонимающий”, “милостивый”. Несмотря на это Шива – один из самых почитаемых и противоречивых божеств Индии. Он входит в триаду верховных богов, исполняя особенные функции.

И если Брахма является хранителем мира, а Вишну следит за порядком и гармонией, то Шива, как ни парадоксально, выступает создателем и разрушителем Вселенной, ездовым же животным (вахана) Шивы является белый бык — Нандин. Многие индийцы считают этого бога могущественнейшим из всех и, надо заметить, это вполне оправданно. Как в Шиве сочетаются силы творца и разрушителя? Что рассказывают о его способностях мифы и древние эпосы?

Содержание

Легенды о рождении Шивы

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Фигурка Бога Шивы

Существует несколько легенд о том, как появился на свет Шива, и они разнятся в своем повествовании.

  1. Брахма долго медитировал в начале кальпы о появлении сына, который был бы ему подобен. Тогда и появился на его коленях мальчик с голубой кожей. Малыш начал бегать вокруг Брахмы и просить о том, чтобы он дал ему имя. Брахма назвал его Рудра, но мальчик все равно кричал, и Брахме пришлось дать ему еще десять имен, и так у него в общей сложности получилось одиннадцать имен, а также одиннадцать воплощений.
  2. Другой вариант легенды гласит, о том, что Рудра (Шива) появился от гнева Брахмы, между его бровей, поэтому его природой стала самая негативная из трех главных энергий в индуизме.
  3. Еще одна история несколько иначе говорит о рождении Шивы. Брахма был сыном, рожденным богом Вишну, но у самого Брахмы было четверо сыновей, которые не хотели иметь собственных детей. Брахма так разгневался на них, что из его межбровья родился мальчик с синей кожей. Сын плакал и просил отца дать ему имя и положение в обществе. Брахма дал ему имя Рудра, а также еще десять имен: Махинаса, Ману, Манью, Махан, Бхав, Уграретас, Кама, Ритудхваджа, Дхритаврата и Шива.Также им было получено одиннадцать воплощений, которым были назначены места их нахождения — это пять разных органов в теле, ветер, вода, земля, огонь, жизненная сила, Луна и Солнце. Воплощение под именем Шива стал одним из трех полноправных богов — Тримурти, наравне с самим Брахмой и Вишну.
  4. В этой легенде говорится, что Брахма появился из пупка Вишну. Асуры, находящиеся рядом, хотели убить Брахму, тогда между бровей Вишну от его гнева появился Шива, держа в руках Трезубец, и защитил Брахму от демонов.

Как появился Шива?

Рождение Шивы окутано множеством тайн, древние тексты шиваистких пуран описывают несколько версий появления божества:

  1. В момент появления Брахмы из пупка бога Вишну, рядом находились демоны и попытались убить Брахму, но Вишну разгневался, из межбровья появился многорукий Шива и трезубцем убил асуров.
  2. У Брахмы было 4 сыновей, которые не желали иметь потомства, тогда между бровей разгневанного на детей Брахмы появился ребенок с синей кожей. Мальчик плакал и просил себе имя, социальное положение. Брахма дал ему 11 имен, двумя из которых были Рудра и Шива. Одиннадцать воплощений, в одном из них, Шива – почитаемый бог из триады великих, наравне с Брахмой и Вишну.
  3. Брахма в глубокой медитации просил о появлении сына, подобного по величию. Мальчик возник на коленях у Брахмы и начал бегать вокруг создателя просить имя. «Рудра»! — молвил Брахма, но ребенку этого было недостаточно, он бегал и кричал, пока Брахма не дал ему еще 10 имен и столько же воплощений.

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Самый сильный среди богов

Шиве и его истории посвящено множество индийских легенд. Во многих из них подчёркивается могущество бога. Однажды он даже вступил в состязание с двумя своими верховными “коллегами”. Шива превратился в огромный огненный столб, которому не было начала и конца.

Тогда Брахма принял облик лебедя и взлетел высоко вверх, но так и не смог достичь вершины священного Шива-лингама (столба). Вишну, в свою очередь, превратился в вепря и принялся рыть землю под столбом. Он так и не смог достичь основания. С тех пор боги признали, что Шива – самый сильный среди них.

Женская ипостась Шивы

Левая половина тела Шивы олицетворяет женскую (активную) энергию Шакти. Шива и Шакти неразделимы. Многорукая богиня Шива-Шакти в образе божества Кали — смертоносная женская ипостась разрушительной энергии Шивы. В Индии свято чтут Кали, ее изображение устрашающе: иссиня-черная кожа, кроваво-красный высунутый язык, гирлянда из 50 черепов (перевоплощения). В одной руке меч, во второй отрубленная голова Махиши, предводителя асуров. Другие 2 руки благословляют последователей и прогоняют страх. Кали – природа-Мать создает и уничтожает все в своей бешеной и неистовой пляске.

Почитание Шивы

Традиционным символом Шивы является лингам, имеющий форму небольшого столба. Во время праздников, посвящённых этому богу, лингам исполняет функцию святилища. Его украшают цветами, гирляндами и поливают маслами.

Главное торжество, посвящённое Шиве – Махашиваратри, “Священная ночь Шивы” – является одним из самых важных праздников Индии. В этот день после заката верующие отправляются в храмы, где приносят дары богу.

Индийцы считают, что очень важно в праздник не засыпать и бодрствовать всю ночь, занимаясь медитацией. За это Шива одарит человека удачей и благополучием.

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Изваяние Шивы в Мурудешваре, его высота более 40 метров

Предания о Шиве – это огромная часть индийской культуре, их можно рассказывать бесконечно. Этот бог может показаться и милостивым, и грозным, но он всегда защищает справедливость и принципы истины. Шива – и великий отец, и бог-защитник, и грозный воин, и добрый покровитель, а потому неудивительно, что его культ не утратил своей силы с глубокой древности до наших дней.

Как выглядит Шива?

Начиная знакомство с Шивой, я предлагаю сразу обратить внимание на его внешний облик. Шива – тот бог, которого невозможно не узнать среди прочих божеств индуизма. Чаще всего он изображён в позе лотоса, хотя нередко встречаются изображения танцующего Шивы.

Последний вариант стал популярным символом Индии, негласной эмблемой этой страны. У Шивы светлая кожа, длинные тёмные волосы, скрученные на макушке в пучок (он называется джатта).

На шее бога, его ногах и запястьях – необыкновенные “украшения”. Это – змеи, что обвиты вокруг Шивы. Они считаются символом единства с природой и воинственной отваги бога. Кроме того, змеи, свёрнутые в кольцо, ассоциируются со временем, а именно – течением го из прошлого в будущее. Согласно преданиям, в волосах бога живёт священная река Ганга, а его взгляд подобен звёздной ночи.

В отличие от того же Вишну, облачённого в царский наряд, Шива напоминает аскета (которым, по сути, изначально и являлся). Его одежда – это тигриная или слоновья шкура. Лоб бога также украшен символическими знаками.

На нём начертано изображение третьего глаза, а также три линии, которые Шива наносит прахом, оставшимся от сожжения трупов. Наверное, такая подробность кажется жуткой для европейцев, но в Индии всё иначе. Подобная “краска” является отождествлением Шивы со всемогущим божеством, что царит в разных мирах, напоминает нам о единстве с предками, с нашим прошлым.

В индийских храмах можно встретить и необычное изображение Шивы, что называется Ардханари. Половина его принадлежит мужчине, а половина – женщине. Такой образ бога говорит о целостности начал (женского и мужского), что объединяет Шива. Лишь он способен подарить гармонию суетному миру, который создал. Но он же может с лёгкостью разрушить всё окружающее. Почему же так?

Шива – бог-творец и бог-разрушитель

Индийцы верят, что именно Шива стоял у истоков времён. Великий бог сумел создать Вселенную при помощи танца – Тандавы. Исполняя священные движения в энергичном ритме, бог может творить, охранять или разрушать мир. Но зачем же рушить то, что создано?

Ответ на этот вопрос нам даёт индуистская философия. Согласно ей, всё во Вселенной имеет свой срок жизни, и она сама не исключение. Когда время мира истекает, Шива начинает исполнять Тандаву разрушения. Воинственный могучий бог уничтожает ранее построенный им мир, чтобы на его месте начал рождаться новый.

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Шива исполняет священный танец, тандаву – символ созидания и победы добра

Функции

  • шиваизм подразумевает в роли верховного бога Парашиву – творца, разрушителя, защитника правды, победителя демонических сил, подателя благости и правителя всей Вселенной, в его подчинении находятся все остальные божества;
  • в индуизме Шива считается разрушителем всего сущего: когда мировой цикл (Махаюга) подойдет к концу, он очистит пространство для создания нового мира;
  • он известен как создатель звука «ОМ», а также санскрита и языческого культа;
  • это божество обладает и целительной силой, оно способно избавить от смерти (Махамритйунджайа);
  • в его свиту входят духи и демонические силы, которые преследуют его по пятам по своей воле.

В чём опасность многорукого Бога?

По своей натуре Махадева двойственен: в одно и то же время он выступает и созидателем, и разрушителем. Под конец своего цикла Вселенная должна быть уничтожена. Но если господь Шива гневается, он может сделать это в любую минуту.

Подобное случилось тогда, когда Сати погибла в огне. Тогда бог стал кровавым и жестоким. Он, переживая ипостась Виробхадры, воспроизвёл себя в тысячах человек и пошёл во дворец отца Сати за возмездием. В гневе он убивал всех вокруг, отрубил голову Дакши – виновнику смерти его возлюбленной. По земле потекли реки крови, солнце стало блеклым. Но злость бога прошла, и он воскресил всех умерших, а Дакши поставил голову осла.

Зачем обращаются к богу Шиве?

Логично задаться таким вопросом, ведь данное божество отличается разрушительной силой. Но, с другой стороны, бог разрушает также всякое невежество, болезни, всё то, что отжило свой век, мешает нормальной жизни.

Кроме того, в переводе с санскрита имя Шива обозначает «благой». Этот бог индуистского пантеона ответственен за начало новой жизни, ассоциируется с цветением, плодоношением, с самой жизнью и жертвенностью в её имя.

Также выступает единственным из всех богов, контролирующих время, в частности, жизни человека. Никому более не дозволено влиять на время, помимо Шивы. Поэтому его часто называют Махакалой – «великим временем». Те, кто желают продлить годы своей земной жизни, а также духовно развиться, должны просить у него помощи в молитвах.

Старинные предания гласят, что бог старался максимально продлить человеческую жизнь. С этой целью он дарит людям йогу, призванную приводить к бессмертию, вечной юности. Тогда господа прозывают ещё одним эпитетом – Махайогом (Великим йогом).

К сожалению, людям не удалось сразу сохранить знание йоги, со временем оно почти полностью забылось. Но, к счастью, немногочисленные подвижники данного искусства, отшельники помогали йоге не уйти в забытье, сохранив асаны до наших дней. Сегодня физическая и энергетическая практика активно возрождается.

Символы-атрибуты Шивы

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Образ Шивы с 4-мя руками

В соответствии со своими воплощениями, Шива изображается с различными атрибутами, символизирующими силу именно этого образа:

  • Тело Шивы обнажено и покрыто пеплом — это символ источника вселенной, он выходит за рамки земной жизни, своего физического состояния, не испытывая страданий.
  • Спутанные волосы Шивы — единение духовной, физической и ментальной энергии.
  • Ганга, живущая в его волосах — это женщина-жена, из ее рта истекает струя воды, которая падает на землю. Это символ того, что с помощью ее Шива устраняет невежество, грехи и дает покой, чистоту и знание.
  • Луна в волосах Шивы — символ контроля над разумом.
  • Шива изображается трехглазым: один глаз — это солнце, второй глаз — луна, а третий — символ огня.
  • Глаза Шивы полуоткрыты — символ бесконечного течения жизни, которая не имеет, не начала, ни конца — это циклический процесс, и он вечен. Когда он откроет глаза, начнется новый виток земной жизни, когда он закроет их полностью – мир разрушается, чтобы родиться вновь.
  • Обвитые вокруг шеи Шивы змеи символизируют время — это прошлое, настоящее и будущее.
  • Бусы из рудракши (высушенные плоды вечнозеленого дерева) — символ непреклонности Шивы в выполнении закона и порядка вселенной.
  • Правая рука бога, дающая благословление и мудрость, она же уничтожающая зло и невежество.
  • Тришула (трезубец) Шивы — это его энергии (шахти): знание(джняна), действие (крийя) и желание (иччха).
  • Барабан (дамару) — символ формы существования — физическая и духовная.
  • Бык Нанди, сопровождающий Шиву — его неизменное средство передвижения.
  • Шкура тигра — символ скрытой энергии и победы над вожделениями.
  • Шива, сидящий на обожженной земле — символ его контроля над физической смертью.

Трезубец бога Шивы

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Трезубец бога Шивы и голова

У трезубца есть другое название – Тришула. Один из главных атрибутов божества. В западной мифологии есть похожая ассоциация, связанная с Посейдоном. Он повелевает морскими стихиями и всегда изображается с трезубцем. В буддистской религии этот предмет стал символом трех драгоценностей Будды. Христианская вера основана на триединстве – Троице. Все это говорит о том, что число «три» является знаковым для многих религий и символизирует баланс и опору. В дуализме происходит борьба двух разнонаправленных начал, а в триединстве гармонично сочетаются разные элементы между собой. Каждый из принципов уравновешивает два других.

Современная система власти также часто состоит из двух противоборствующих сил, как в дуализме. А вот древнее управление миром состояло чаще из трех политических сил, например триумвират в Древнем Риме. Нет смысла останавливаться подробнее на политическом строе, в этой статье задача другая. Но в триувирате было все-таки больше согласованности, стабильности, чем в современной системе государственного управления. В демократии борьба всегда ведется между двумя сторонами, баланса нет. Сначала выигрывает одна, через какое-то время победу одерживает другая.

В символе трезубца заложены три аспекта в том числе и современного мира: творца, хранителя, разрушителя в одном лице. Такое обозначение встречается в кашмирском шиваизме. Именно в этой традиции Шиве соответствуют перечисленные аспекты. Другие же традиционные течения относят творение к Брахме, сохранность к Вишну, разрушение к Шиве.

Третий глаз Шивы

О третьем глазе Шивы много сложено легенд. Интересно отметить, что среди других богов, у кого есть третий глаз, значатся Тара и Ганеша. Вот, собственно, и всё, — у других богов третьего глаза нет. Легенды гласят, что горе тому, на кого Шива посмотрит своим третьим глазом. В мгновение ока это несчастное существо превратится в пепел. Не зря говорят, что гнев Шивы ужасен.

Одним из ярких доказательств этому служит история, произошедшая между Шивой и богом любви Камой. Однажды другие боги подослали к Шиве бога Каму, чтобы внушить ему любовь, ведь они видели, как страдал бог-разрушитель, потеряв свою первую жену и осознав, что уже не сможет иметь сына. Но Шива и думать не хотел о том, чтобы найти другую жену, вот и пришлось прибегнуть к услугам Камы. Но этому богу не повезло, ведь он пытался воздействовать на самого Шиву! В какой-то мере ему это удалось, ведь мы знаем о супруге Шивы Парвати. Однако когда Шива почувствовал укол стрелы, пущенной в его сердце из лука Камы, то последнего сразу же пронзил испепеляющий взгляд Шивы, и теперь этот бог не имеет тела. Его так и называют: бестелесный Кама.

В облике Шивы есть ещё один загадочный момент. На лбу у него расположены три полосы. Их обычно интерпретируют следующим образом: это напоминание человеку, что нужно избавиться от эго, кармы и иллюзий (майи), а также можно перевести это на другой уровень и понять как работу над собой с целью избавления от трёх желаний:

  • телесных (желание продлить жизнь, иметь хорошее здоровье, красиво выглядеть, заботиться о своём внешнем виде);
  • мирских, связанных с тщеславием, желаниями иметь богатство, признание, успех;
  • умственных (накопление знаний, чрезмерное умствование и гордыня, которая непременно следует за всем этим, ведь так приятно порой осознавать, что мы умнее других).

Казалось бы, странно, почему желание иметь хорошее здоровье с точки зрения Шивы не приветствуется. Однако если мы задумаемся над психологическим аспектом самих желаний, то мы найдём много схожего в объяснении с буддизмом. Ведь любое желание, какое бы оно ни было, происходит от эго. Желаем не мы, а наше эго, которое «поселилось» в физической оболочке и отождествляет себя с ней. Отсюда и происходят наши чаяния продлевать жизнь на Земле и заботиться о теле, т. е. желать жить долго в этом обличье.

Несколько слов об осознанности

На самом деле своим здоровьем можно заниматься, если только не создавать из этого самоцель. Просто воспринимать как данность, но не поддаваться искушению и фетишизации внешнего облика. Возможно, это трудно выполнить в нашей реальности, когда культ тела и заботы об увеличении продолжительности жизни насаждаются повсюду. Это стало новой религией нашей эры. Новый бог и религия — это не «нью-эйдж» и даже не «золотой телец», как многие склонны думать, потому что богатство обычно служит какой-то цели, в отличие от него культ внешности даёт возможность людям продлить молодость и попросту похвастаться перед другими своим внешним видом. Даже внутренняя радость и гордость за себя — это тоже проявления действий эго. Вы можете порадоваться тому, что сбросили несколько лишних килограммов, но дальше не делайте из этого культа. Живите правильно, поддерживайте здоровье, занимайтесь йогой, но не позволяйте этим занятиям и увлечениям полностью завладеть вашим сознанием. Не нужно становиться рабом идей.

Есть очень любопытное высказывание, которое гласит, что «это не мы находим и используем идею, а она использует нас», т. е. мы становимся одержимыми чем-то и уже не принадлежим себе. Для тех, кто поддерживает теорию о том, что наш мир управляется эгрегорами, будет ясно, что восхитившись идеей и поддавшись ей, вы подпадаете под влияние определённого эгрегора и служите ему. Это он направляет вас по жизни. Учёные, великие спортсмены, художники, литераторы и многие другие более или менее известные люди ведомы своими эгрегорами. А как они подключились к ним? Разумеется, через однажды вспыхнувшую и увлёкшую их идею. Нет ничего плохого в том, чтобы служить эгрегору, и люди, сами того не зная, всё равно делают это, но суть в том, что чем больше мы осознаём свои мысли и поступки, тем меньше энергии у нас уходит вовне.

Поэтому-то и говорят, что осознанность — это ключ ко всему. Больше осознавая себя, меньше действуя под влиянием желаний, мы встаём на пути йоги, конечной целью которой является самореализация и разотождествление с собственным эго и внушёнными им желаниями. Неудивительно, что даже в облике Шивы три полосы на лбу постоянно напоминают нам об этом, ведь сам Шива был йогином и по некоторым преданиям знал миллионы асан.

Семья

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Богиня Сати

Дочерью Дакши и будущей женой Шивы стала Сати. Ее имя упоминается в пуранических индуистских текстах. Судьба Сати трагична. Ее отец отказался позвать Шиву на значимое жертвоприношение. Тогда она отреклась от Дакши и испепелила себя жертвенным огнем.

Возродилась Сати в семействе Химавата (горы Гималаи) в образе Парвати (дочери гор). Выполняя особые аскезы ей удалось снова завоевать любовь Шивы.

В результате обоюдных чувств у них родились два сына Сканда – воинственное божество и Ганеша – ученое божество. Всю семью называют Шива Паривар. Их изображают с четырьмя руками, в которых те держат различные атрибуты и ваханы. Индийская мифология идеализирует тройственность Шивы-Парвати-Ганеши. В таком виде воплощается божественная семья. В некоторых текстах упоминается еще один ребенок Шивы – дочь Манаси.

Сестра Парвати (Ганга) тоже считается женой Шивы. По ведам Амбику называют сестрой Рудры (Шивы), но в более поздней литературе она стала отождествляться с женой Шивы.

Жена бога Шивы

Шакти — женская энергия, неотделимая от Шивы, без нее он Брахман, лишенный качеств. Жена Шивы – это Шакти в земных воплощениях. Сати считается первой женой, из-за унижения и непочитания Шивы ее отцом Дакшей, принесла себя в жертву посредством самосожжения. Сати переродилась в Парвати, но Махадев так был опечален, что не хотел выходить из многолетней медитации. Парвати (Ума, Гаури) совершила глубокую аскезу, чем покорила бога. В своих разрушительных аспектах Парвати представлена богинями: Кали, Дурга, Шьяма,Чанда.

​Мать Шивы

Происхождение Шивы в разных источниках традиционно упоминается вместе с именем Вишну и Брахмы. Изучающие шиваизм и связанное с ним имя бога-разрушителя, задаются вопросом о матери Шивы. Кто она? В дошедших до людей священных древних текстах нет имени женской ипостаси богини, кто имела бы отношение к рождению великого Махадева. Шива является саморожденным из чела творца Брахмы, у него нет матери.

Дети

Божественная семья выступает формой Шанкары, то есть сознания, призванного творить благо для мира. Дети от союза Шивы и Парвати являются олицетворением баланса между материальным и духовным:

  1. Сканду (Картикея) – бог войны, имеющий шесть голов. Его сила так велика, что уже на шестой день жизни он уничтожил демона Тарака.
  2. Ганеша – бог со слоновьей головой, в Индии чтится как божество материальных благ.
  3. Нармада – дочка бога, но в не совсем традиционном смысле этого слова. Так, господь, практикуя глубокую медитацию на горе Арамкут, отделяет от себя долю своей энергии, из которой создаётся речка Нармада. Она является священной для индусов.

Легенды о супругах Шивы

У Шивы было три супруги: Сати, Парвати и Ганга.

  • Сати — первое воплощение жены Шивы. На ее появление родители получили благословление четырехрукой и трехглазой богини Маха Майи. Сати по сложившимся обстоятельствам пришлось войти в жертвенный огонь. Шива долго был безутешен, он бродил по свету с прахом любимой. И, ему в утешение, душа Сати воплотилась в дочери царя гор, по имени Парвати.
  • Парвати имела много имен, одно из них Кали, так как она родилась черной. Парвати долго завоевывала Шиву и, наконец, добилась его любви. Шива женился на ней, и у них родилось два сына: Ганапати (Ганеша) — устраняемый препятствия, бог мудрости и Субрахманью (Сканда) — предводитель богов-воинов.
  • Богиня Ганга представлена в виде реки, но это не простая река — она течет в трех мирах — Небесном, Земном и Подземном, и имеет особую силу смывать все земные грехи с живых существ. Ганга влюбилась в Шиву и попросила его, чтобы он принял ее на свою голову. Ганга стала супругой Шивы, и с тех пор живет в его волосах.

История о супругах Шивы

Первая супруга Шивы – Сати, дочь бога Дакши. Сам Дакши не любил Шиву, не признавал богом и не желал такого брака и мужа для дочери. Но на празднике выбора будущего супруга Сати сама выбрала многорукого бога. Отцу пришлось смириться, но чувства к Рудре не изменились. На одном из праздников господь Шива не оказал почтение Дакши, за что последний решил отомстить.

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Дакши устроил на горе Химават жертвоприношение для всех богов, кроме Шивы. В жертву принесли прекрасного коня. Раздосадованная Сати потребовала у отца и для Шивы кусок жертвенного мяса, но Дакши отказал. Не стерпевшая унижения, Сати бросилась в костер для жертвоприношения и сгорела.

Шива сильно разгневался, создал чудовище Вирабхадру, которое уничтожило Дакши, отрубив голову. Долго Рудра скорбел о смерти жены на горе Кайласа, не обращал внимания на мир, женщин и молитвы почитателей сотни лет.

За это время Сати переродилась на земле в образе Парвати. Любовь Сати передалась и Парвати, девушка решила завоевать сурового бога покаянием. Она отправилась на гору, сменила дорогие одежды, постилась, питалась только листьями, но Шива остался непреклонен.

Другие боги решили вмешаться, и разразилась война между демонами и богами. Только нерожденный сын Рудры смог бы победить предводителя асуров. К Шиве отправили бога любви Каму для внушения новой любви, но и у него ничего не вышло: мысли Шивы были только о Сати.

Парвати снова предалась покаянию. Изнуряла богиня тело и душу долгие годы. Однажды встретился ей молодой брахман, который допытывался, зачем так изнурять себя. На доводы и уговоры брахмана Парвати давала один ответ: никто в мире не нужен, кроме Шивы.

Молодой жрец преобразился: перед Парвати показалось изображение Шивы, а потом и сам бог. Тронула его такая любовь и поклонение, взял он в жены Парвати. Свадьба была пышной, боги присутствовали на торжестве. После брачной ночи у молодоженов появился сын Сканда – бог войны с необыкновенной силой.

Шива и Парвати

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Богиня Парвати жена Шивы

Классическая мифология индуизма предполагает основной целью появления на свет Парвати — супружество с Шивой. Она должна была проявлять высокую жизненную активность рядом с мужем-аскетом. Парвати стала дополнительным полюсом к сдержанному, отрицающему миру Шивы в культуре индуизма. Супружеской и материнской ролью она расширила круг деятельности мужа до функций домовладельца. Запасы энергии стали высвобождаться в позитивном ключе.

Супружество Парвати и Шивы является олицетворением сопротивления аскетизма и домовладельческой жизни. Изначально у Шивы не было интереса к семейной жизни и потомству. Но его супруга родилась в полной семье и желала свой дом и детей.

Возникает ассоциация с Шивой, как о пожирающем огне, который сушит все соки жизненной энергии. А Парвати — это сущность, дарующая эти жизненные соки всему живому (Сома). С ее помощью раскрываются интересы других людей, знания и мудрость, накопленные Шивой. Она не единственная, кто оказал влияние на супруга, но ее роль наиболее заметна.

Данный союз считается идеальным браком, когда само небо свело их вместе для осуществления общего предназначения. Парвати является примером образцовой жены и матери. Всю свою жизнь она посвятила мужу и растворилась в этой любви. Она стала воплощением его первой жены Сати, отдавшей душу за супруга. Именно она стала символом поклонения индийских женщин, которые посещают храм Шакти (женская богиня). Их молитвы к Парвати возносятся с целью обретения супружеского счастья.

Трагедия в жизни Шивы

Первой женой своенравного бога-отшельника стала прекрасная Сати. Увы, отец девушки не разделял выбора дочери. Даже смирившись с этим браком, он считал Шиву ниже прочих богов.

Однажды отец Сати пригласил на своё празднество всех богов, кроме Шивы. После принесения жертвы свой дар получил каждый из гостей. Сати, обиженная тем, что её муж остался обделённым, потребовала у отца извинений. Тот в ответ лишь рассмеялся. Тогда богиня, желая доказать, что Шива достоин наибольшей жертвы, шагнула в костёр.

Узнав о гибели возлюбленной, Шива был исполнен страшного гнева на людей, что своей грубостью обрекли несчастную Сати на смерть. Бог ушёл на священную гору Кайлас, где проводил дни и ночи в уединении, не интересуясь миром и всем, что в нём было.

За это время на земле Сати родилась в новом образе юной Парвати. Она не помнила своей прошлой жизни, но сохранила в сердце безграничную любовь к Шиве.

Мифы о браке Шивы и Парвати

В преданиях говорится, что некогда Шива упрекнул свою любимую жену за слишком темный цвет лица. Она, оскорбленная этим упреком, убежала с супружеского ложа, поселилась в лесу и предалась аскезе. Когда Брахма увидел ее усилия, девушка попросила его сделать ее светлой. Брахма хотя и удивился, но выполнит просьбу Парвати. Вот таким образом она и получила еще одно имя Золотолицая.

Богиня так сильно любила своего мужа, что полюбила и шестеро его детей, прижитых до брака с ней. Она обняла малюток так крепко, что они слились в одного человека с одним телом и шестью головами. Увидев его впервые, Парвати ощутила такой сильный прилив материнской любви, что ее груди налились молоком, а высший ребенок стал со временем Богом войны Скандой.

Именно благодаря Парвати у Шивы появился третий глаз, который видит внутренний мир человека: его мысли и тайные желания. Однажды девушка подошла к мужу сзади и, желая пошутить с ним, закрыла ему глаза руками. В тот же миг мир затянула мгла, пропали все светила, и люди в ужасе зарыдали. Тогда у Шивы раскрылся третий глаз на лбу и в мире вновь засиял свет.

Однажды разгневавшись на свою жену, Шива сбросил ее с горы вниз, но девушка превратилась в прекрасную дочь рыбака и стала жить в любви. Через какое-то время соскучившись, Бог начал разыскивать свою жену, увидел ее в новом образе и вновь полюбил всем сердцем и вернул в свои покои.

Как изображают Богиню

Шива с Парвати традиционно изображаются как одно тело – одновременно проявляющее и мужскую, и женскую энергию. Подобно сиамским близнецам, они гармонично дополняют друг дружку.

Что касается статуэток Парвати, то в них она выступает как обычная женщина с двумя руками, глазами, ногами, красивой тёмной кожей (иногда бывает светлая). Удерживает цветок лотоса. Также часто Парвати без её божественного мужа изображают с четырьмя руками.

Божество постоянно приуменьшает собственное значение, намеренно уступая своему супругу. Она молчаливо преданна ему, жаждет угодить Шиве. Не любит дорогих нарядов, украшений, не стремится к высокому общественному положению, но при этом проявляет большую мудрость.

Чем Парвати помогает людям?

У индусов всем замужним женщинам положено молиться Божественной Парвати. Её просят о мудрости и терпении. А также обращаются за помощью, чтобы вернулся ушедший супруг.

Всем, кто поклоняется божеству, следует придерживаться великого поста (Харталика Тидж), тогда они могут надеяться на хорошего супруга. Во время поклонения необходимо делать что-то хорошее для окружающих, не обсуждать других, а также не жаловаться на свою жизнь. Индусы убеждены в том, что аскетизм и преданность помогают заводить счастливые отношения.

При этом каждое утро положено омываться в речной воде. Верят, что, если опустить тело в воду в конкретное время, можно достичь духовного очищения, получить верную информацию об окружающем мире, постичь многие вселенские тайны.

Из подношений Парвати используют цветочные лепестки, а также пряности и травы.

Постясь, верующим представительницам женского пола положено не пить даже воды. Они подражают богине, которая на протяжение долгих лет не притрагивалась ни к пище, ни к воде, ведь всё это было заменено для неё Шивой. А под конец поста следует принять травяную ванну, что символически соединяет их с божеством в роще, где она встречает своего супруга.

Длительность поста – 2 суток, затем следует праздник Парвати.

Сколько рук у Шивы?

Шива изображается как божество с четырьмя или восемью руками. Зачем ему столько? Смысл довольно символичен и никак не связан с реальным человеком, т. е. у него не было пяти голов и четырех рук.

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Статуя Шивы с руками

В ладонях Шивы размещен небольшой барабан Дамару – он звучит в такт Вселенной. Другая рука держит святой огонь Агни, очищающий и воссоздающий мир заново.

Еще Шиву часто воплощают в статуях с трезубцем. Многорукость дана этому божеству неслучайно. Две руки держат символы Дамары и Агни, другие сложены в позах одобрения, властвования и силы. Звук барабана считается прародителем всех существующих звуков. Благодаря Шиве появился звук «Ом», ставший впоследствии мантрой. В его звучании концентрируется вся суть Вселенной.

108 имен Шивы

В тантрах, пуранах и Махабхарате приведены несколько списков из 108 имён (сахасранама) Шивы. Ниже приведены некоторые из имён Шивы с приблизительным переводом.

  • Шива — благой, приносящий счастье;
  • Амарнатх — Владыка бессмертия (есть одноимённое священное место — Амарнатх);
  • Бахурупа — Обладающий Многими Формами;
  • Бхайрава (санскр. भैरव, bhairava) — «ужасный», жестокое проявление Шивы, связанное с уничтожением;
  • Бхоленатх — «покровитель (владыка) простых». Так как слово «бхола» значит и «простой, нелицемерный» и «простой, наивный, простак, дурак», то Бхоленатх часто понимается в значении «Владыка простаков»;
  • Бхутапати, Бхутешвар — Владыка бхутов (нежити);
  • Вамадева — Прекрасный бог;
  • Вирабхадра — Прекрасный герой; яростная форма Шивы;
  • Вишванатх — Господь Вселенной;
  • Гангадхара — Держащий Гангу;
  • Гангаприйа — Любящий Гангу / Любимый Гангой;
  • Гириша — Владыка Гор;
  • Дурвасас — Неодетый, Плохо одетый;
  • Ишана (санскр. ईशान, īśāna) — Властвующий;
  • Кайлаш Васин — Живущий на горе Кайласа;
  • Капалималин — Носящий гирлянду из черепов;
  • Капардин — Носящий Капарду (причёску узлом в форме раковины);
  • Лингараджа — Царь лингама;
  • Махадэва (санскр. महदेव , mahadeva) — Великий Бог;
  • Махешвара (санскр. महेश्वर, maheśvara) — Верховный Властитель;
  • Мритйунджа — Побеждающий смерть;
  • Натараджа (санскр. नटराज, naṭarāja) — Царь танца;
  • Нилагрива или Нилакантха (санскр. नीलग्रीवा, nīlagrīvā) — синешеий (по преданию, проглотил яд, способный отравить все мироздание и задержал в своём горле; по другой версии горло посинело из-за того, что Парвати сжала руками горло Шивы, чтобы тот не проглотил смертельный яд);
  • Пашупати — Владыка Тварей;
  • Рамешвара — Бог Рамы (согласно Рамайане, Рама перед атакой на Ланку совершил поклонение Шиве, прося у него защиты и поддержки, что и принесло ему успех в битве);
  • Стхану — Стойкий, Непоколебимый;
  • Трайамбака — Трёхглазый;
  • Трипурантака, Трипурари — Разрушитель трёх городов;
  • Тришулдхара — Держащий Трезубец;
  • Тьягараджа — Царь аскезы;
  • Хара — Разрушитель;
  • Шанкара (санскр. शङ्कर, śaṇkara) — Приносящий Благо;
  • Шарва — Стрелок;
  • Шриканта — «Прекрасношеий».

Чем являются мантры?

Мантры, или божественные песни, – это в индуизме аналог молитв и заклинаний, используемых в христианстве. В них также идёт обращение к божественным сущностям, у которых просят помощи в разных аспектах жизни.

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Например, известны мантры для здоровья, удачи, денег, привлечения любви. А есть и довольно необычные варианты – допустим, «Атхарва-веда» упоминает о случаях, когда люди вызывали дождь с помощью божественных песен.

Ещё есть мантры, которые призваны оберегать человека от влияния злых духов, те, что защищают накануне важных событий, очищают сознание, провоцируют духовный рост и выполняют многие другие функции.

Изначально все мантры были записаны в Ведах. Правда, за последние несколько десятков лет возникает немало современных вариантов молитв.

Всего известно 5 разновидностей сакральных текстов, а именно:

  1. Дхьяна-мантры. Применяются в медитативных практиках. При этом практикующий вызывает в своём сознании конкретный образ, то есть произносит священные слова и думает про определённое божество. Такие мантры призваны обеспечивать помощь высших сил, добиваться их благословения, передавать некоторые просьбы.
  2. Биджа-мантры. Если перевести слово «Биджа» с санскрита, то оно обозначает «семя». Биджа-мантры представляют собой основу всех прочих молитв в индуизме. Они и являются наиболее популярными в мире: сюда относятся знаменитые мантры «Ом», «Хрим», «Хрум», «Шраум».
  3. Стути либо Стотры. Они представлены храмовыми молитвами, в которых прославляются различные божества. Эти мантры называют нам имена богов, повествуют про их деяния и великую силу.
  4. Четвёртая категория – это Пранама-мантры. В переводе с санскрита слово «Пранама» значит «имя». Такими религиозными песнями выражают своё почтение божествам, они читаются в храмах, ими призывают богов и своих духовных учителей.
  5. И, наконец, завершительная категория – Гаятри-мантры. Говорят, что правильное их исполнение возможно не для всех, а только для самых талантливых приверженцев индуизма. Якобы эти тайные песни даются ученикам с достаточным опытом от их духовных наставников. Цель Гаятри-мантр – поднятие на более высокую ступень духовного развития.

Интересный факт. Ранее у индусов Гаятри-мантры давались лишь особенным учащимся, ведь обычным практикам просто невозможно было понять их смысл.

Ом Намах Шивайя

Ом намах Шивайя (ॐ नमः शिवाय) — мантра, посвященная Господу Шиве. Это одна из самых важных мантр в шиваизме и мощная индуистская мантра. Мантра Ом намах Шивайя имеет тысячелетнюю историю и упоминается в Яджурведе в гимне Шри Рудрам.

Там мантра появляется без начального Ом в восьмом гимне Намакам (ТС 4.5.8.1) в Тайттирия Самхите (ТС 4.5, 4.7) Кришна Яджурведы.

Намах Шивайя ча Шиватарайа ча (नमः शिवाय च शिवतराय च)

Что даёт?

Основное преимущество мантры Шиве – это разрушение плохих эмоций и мыслей человека, отравляющих жизнь. Последние являются результатом перенесения множественных трудностей и стрессов в повседневной жизни. Постоянное пение текста мантры позволяет посылать положительную энергию в пространство космоса, а взамен получать возросшую в десятки раз взаимность.

Читая мантру, можно понять путь мира и гармонии, а также чётко видеть происходящее вокруг. Благодаря постоянной практике интеллект повышается, а в жизни наблюдается процветание. Мантра направлена на усмирение эго, что позволяет освободиться от агрессии, успокоиться и сконцентрироваться. Негативные энергии в процессе песнопения разрушаются, и человек наполняется позитивом.

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

После многократного и регулярного повторения текста мантры можно ощутить божественную благодать, прилив радости, получить процветание во всех делах. При устремлении мыслей к Шиве энергетическая составляющая человека укрепляется. На произнесённые слова нередко тело отвечает приятным теплом и вибрацией в конечностях.

Благодаря мантре можно очистить свои помыслы и посмотреть на задачи более осмысленно. Конечно, что получит молящийся в результате ритуала, полностью зависит от его веры, готовности меняться, желания решительно действовать. Мантра Шиве способна охватить разные временные измерения, в которых происходит реализация наших целей и намерений. Весь мусор, что этому мешает, включая противоречивые желания и ложные стремления, при постоянных практиках уходит в прошлое.

В энергетической структуре чтение мантры Шиве проходит по временным слоям и слоям ума, позволяя до минимума сократить время достижения поставленной цели. В итоге всё, чего желалось, быстро достигается в реальности.

Мечты сбываются, но только настоящие, которые исходят непосредственно из самых глубин сердца, а не навязанные кем-то другим.

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Значение мантры Ом намах Шивайя

Ом намах Шивайя означает «поклонение Шиве» или «Я преклоняюсь перед Шивой» — Шива почитается как высшая реальность, внутреннее Я.

Ом — звук творения. Первая вибрация, возникшая из пустоты и тишины, существовавших до творения.

Намах — буквально означает поклон, это также выражение почтения.

Шивайя — Шива или внутреннее Я.

В шиваитской традиции Сиддханта Намах Шивайя рассматривается как Панча бодха таттва Господа Шивы — универсальное единство пяти элементов.

На — Земля

Мах — Вода

Ши — Огонь

Ва — Воздух

Йя — Небо или эфир

Это означает, что «вселенское сознание едино». Эти пять элементов проявляют Источник Вселенной согласно философии индуизма.

«НА»  проявляется в первой  чакре (Муладхара) — место основания, которое воплощает в себе заземленность и прочность, стихия этой чакры — земля. Эта точка на эмоциональном плане связана с проблемами выживания, с правом принадлежать и иметь. Точка Муладхара чакры находится у основания позвоночника, у мужчин в основании промежности, у женщин меду яичниками.

«MA» поднимается на уровень второй чакры (Свадхистана), представленной водной стихией и отражающей вопросы сексуальности и творчества, право чувствовать и желать. Точка Свадхистхана чакры расположена на уровне немного ниже пупка.

«ШИ» поднимается на уровень третьей  чакры (Манипура). Эта чакра находится на уровне солнечного сплетения. Её элемент — огонь, а эмоциональные проблемы сосредоточены вокруг темы личной власти, права действовать и  проявлять свою власть, отстаивать границы.

«ВА» поднимается ещё выше, к четвертой чакре (Анахата) которая находится на уровне груди. Стихия — воздух. Эта чакра первой выходит за пределы трех нижних плотностей животной души и открывает путь любви, право любить и быть любимым.

«Я» резонирует в пятой чакре (Вишудха) которая находится на уровне горла и связана с эфиром и пространством. Этот центр касается вопросов, связанных с самовыражением, правом говорить и быть услышанным.

Пять букв «Намах Шивая» также представляют

На — скрытая благодать Бога

Мах — Мир

Ши — Шива

Ва — откровение милости Бога

Йа — Атман или душа.

Практика мантры Ом намах Шивайя

Мантра Ом намах Шивая не связана с ритуалами или церемониями , только простое повторение и концентрация. Вы можете практиковать эту мантру где угодно.

Единственное, что нужно быть внимательными, сосредоточенными и тело должно находиться в вертикальном положении.

Повторение мантры снова и снова приведёт вас к более глубокой концентрации. Но чтобы получить истинную пользу от мантры, необходимо концентрироваться на своем Внутреннем Я, искать связи со своей личной глубинной сутью во время повторения мантры. Традиционно Ом Намах Шивайя повторяют 108 раз в день, отсчитывая бусины рудракши на четках.

Преимущества повторения Ом намах Шивайя

Повторение этой мантры ведёт к состоянию трансцендентности, то есть к переживанию опыта выходящего за рамки чувств физического тела. Его значение огромно, так вы исцеляетесь от  негативных эмоций и мыслей, накопленных в течение жизни.

Когда вы повторяете «Ом Намах Шивайя», вы посылаете в Космос положительную энергию, которая возвращается к вам увеличенной в десятикратном размере. Какое влияние оказывает на нас мантра Шиве.

  1. Помогает найти путь к цели и прояснить взгляд на вещи.
  2. Развивает интеллект,  и тем самым помогает преуспеть в жизни.
  3. Устанавливает гармоничный баланс между Истинным и Ложным Эго и успокаивает наш ум.
  4. Защищает от негативных энергий и связывает нас с позитивом
  5. С точки зрения астрологии эта мантра сводит к минимуму негативное влияние планет на натальную карту.
  6. Помогает нам понять себя, почувствовать свое истинное Я и раскрыть личный потенциал.
  7. При произношении мантры энергия пробуждается в высшем центре, а затем опускается к основанию и снова поднимается вверх, очищая пять элементов, 7 чакр и связанные с ними эмоциональные проблемы.

Разница между «Ом намах Шивайя» и «Ом Шивайя намах»

Обе мантры, «Ом намах Шивайя» и «Ом Шивайя намах», посвящены Махадеву, Господу Шиве. Хотя кажется, что они похожи, все-таки есть небольшое различие в их значении. Даже при простом произношении заметна разница в ритме. В ведической традиции звучание и последовательность звуков имеет большое значение.

Ом намах Шивайя — Стхула Панчакшара Мантра — повторяется для достижения мирских целей.

Ом Шивайя намах — Сукшма Панчакшара Мантра — повторяется для достижения мокши — освобождения.

Существует такое объяснение разницы этих двух мантр. Каждая из букв имеет значение.

«На» представляет нашу гордость, «Ма» представляет собой загрязнения нашего разума, «Ши» представляет Господа Шиву, «Ва» представляет богиню Шакти, «Йа» представляет Атму — душу. И, когда мы говорим «Шивайя намаха», Атма, представленная «Йа», находится посередине. С одной стороны — гордость и нечистые мысли, представленные соответственно «На» и «Ма». По другую сторону от «Йа» находятся Господь Шива и богиня Шакти, представленные «Ши» и «Ва».

Нам решать, к чему мы будем стремиться и какие действия совершать. Пойдем ли мы по пути  искушения? Или мы обратимся к Божественному в нас?

Правильное чтение

С помощью многократного повторения священной молитвы человеку удастся избавиться от любых греховных мыслей, эмоций и желаний, очистить свой ум, перейдя на новую ступень сознания.

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Для данной мантры не требуется специальное посвящение – ею могут пользоваться все желающие, вне зависимости от их религиозного течения. Но некоторые школы вводят запрет на применение этой молитвы, пока человек не пройдёт вводный ритуал в традицию.

Как же правильно читать божественную песню?

  1. Допускается чтение в мыслях, шёпотом либо вслух – как предпочитает практикующий. Обычно начинающие поют мантру в группах вслух под видео или подпевают учителю.
  2. Для отсчёта нужного количества раз используются обычные чётки, на которых 108 бусинок. 108 повторений равносильно одному кругу. А сколько таких кругов нужно выполнить за день, здесь всё зависит от желания практикующего.
  3. Те практики, которые занимаются достаточно давно, исполняют молитву шёпотом либо в мыслях, без шевеления губ. Последний вариант представляет самую большую сложность, ведь мысли постоянно мешают, не давая сконцентрироваться на счёте.
  4. Самым продвинутым позволено петь мантру, пока они совершают неторопливую ежедневную прогулку.
  5. Время суток, когда читают молитву, тоже не имеет большого значения. Но, как правило, мантры исполняются утром, когда восходит солнце. Индусы верят, что это наиболее благоприятная пора, чтобы заниматься любыми духовными практиками. Хотя мантра «Ом Намах Шивайя» считается универсальной, а значит, петь её можно когда угодно.

Стоя

Тадасана. Ноги вместе, сжать попу, втянуть живот, расправить плечи. Важно избежать скопления напряжения в спине, шее. Руки опустите вдоль туловища, ладони, пальцы выпрямите. Чтоб энергия Шивы наполнила чакры, мантру проговаривают в этой позе от 30 секунд.

Падангустасана. Из положения тадасана опускают корпус вперед, параллельно к полу. Через несколько секунд продолжите тянуться к пальцам ног. Замрите на 15-20 сек, медленно выпрямитесь. Вознося тексты к Шиве, не суетитесь, поспешность негативно влияет на результат.

Уттхита Триконасана. Стоя в тадасане, переходим в новое положение – ноги на ширине плеч, руки разводим в стороны. Плавно отведите правую стопу, наклоняйтесь. Левая кисть находится вверху: устремите взгляд на нее, задержитесь на 20-30 секунд. Тексты мантры, предназначенной Шиве, проговаривайте спокойно, вдумываясь в их значение. Повторите движения, отобразив в другом направлении.

Сидя

Эффективна для медитации мантра в позе Сукхасана: сядьте на коврик, скрестите ноги перед собой. Руки вытяните вверх, устремитесь всем телом. Сделайте 5-7 глубоких, размеренных вдохов и выдохов. Задержите дыхание на 2-3 секунды, расслабьтесь, позвольте Шиве направить мудрость, понимание мира в ваш ум. Упражнение повторяют, сменив упорную ногу.

Вирасана – станьте на коленки, расставив нижние конечности шире плеч. Таз опустите, стопы – по бокам, спину держите прямо. Поза подходит для проговаривания мантры и медитации. Чакры открываются, тело воспринимает высшие посылы из космоса.

Нуждаетесь в помощи магических сил?

Получите ответ на волнующий вопрос от мага и целителя. Напишите о проблеме прямо сейчас, и в онлайн-режиме эксперт подскажет решение!

Бадхаканасана или бабочка – сядьте прямо, стопы ног сложите вместе, колени опустите в пол. Болезненных ощущений не должно возникать, это отвлечет от мыслей при воспроизведении мантры.

Проговаривая текст, зафиксируйте позу, удерживайте тело неподвижно. Асаны благоприятно влияют на женскую половую, нервную систему, репродуктивные функции йогини.

Как действует мантра

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Статуя Шива

Любая мантра по своей сути – особый набор слов и звуков, создающих вибрацию. Эта вибрация совпадает с вибрацией Вселенной в той части, для которой задуман напев. Мантра здоровья активизирует вибрацию, настраивающую тело на здоровье. Богатства – подключает к потокам Вселенной, открывающим достаток.

С этой точки зрения перевод Ом Махадевайя Намах уникален. Он взывает к Абсолютному Потоку Энергии. Позволяет слиться с ним, и получить исключительную силу исполнения желания. Тот, кто читает мантру регулярно, приобретает:

  1. Очищение жизни от негатива. Устранение барьеров.
  2. Личное внимание ангелов к цели.
  3. Защиту от зла, желчи, зависти, в том числе собственных.

Дословное значение слов молитвы на санскрите содержит выражение восхищения божеством Шивой, верховным Богом ведической космологии, абсолютным двойником космического сознания. Исполнять напев нужно определенным голосом, при определенном состоянии.

Кому подходит?

Мантры Шиве подходят любому, кто желает научиться созидательной силе данного божества. Достаточно воли человека, чтобы он постиг ценность мироздания. Словоформы подходят одинаково хорошо как мужчинам, так и женщинам. Причём их можно практиковать и в периоды спокойствия, и в сложных ситуациях. Произношение текста мантры позволяет достичь большей гармонии и легче перенести бытовые проблемы.

Особенно актуально чтение мантр для молодых девушек, желающих встретить настоящую любовь и поскорее выйти замуж. Воспроизводить мантры можно также и при возникновении трудностей на работе или сложностей с финансами.

Обращаясь к Шиве, можно избавиться от суеты, мелочности, устранить неудачи.

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Следует почаще пользоваться мантрами тем, кто нередко ощущает такое чувство, как гнев. Также они помогают научиться контролю за эмоциями, принимать действительность как есть и в полной мере осознавать события. Ослабленным стрессами и множественными проблемами также стоит прибегнуть к песнопениям, направляющим концентрацию мыслей в правильное русло. Древние звучания ассоциируются с источником вечного порядка, который способен исполнить желания всех желающих донести их богу Шиве.

Как использовать мантру

Чтобы связь с Вселенной состоялась, нужно петь или слушать мантру Ом Махадевайя Намах 108 циклов каждый день в течение 30-60 дней. Если такое количество недоступно по разным причинам, подойдет любая частота, кратная 3. Но сила мантры, разумеется, будет пропорциональна ее повторам.

Также, сильнее будет действовать пропетая молитва, нежели услышанная, однако петь ее нужно максимально корректно.

Ошибочное произношение звуков может дать не совсем желанный результат. Чтобы этого не произошло нужно слушать аудиозапись молитвы в опытном исполнении.

Использовать напев необходимо вдумчиво, пребывая в чистом, спокойном состоянии. Достичь равновесия помогает подключение благовоний, минералы, заключенные в ладони. А не сбиться со счета позволят четки.

Что дает регулярное повторение

Древняя мантра ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ обладает магическим свойством влиять на ум практикующего. Она останавливает поток неуправляемых мыслей, очищает сознание, выводя его на новый уровень восприятия. Сознание расширяется до пределов Вселенной, становится более тонким и ясным, поскольку греховные желания, мрачные мысли и негативные эмоции уходят прочь.

Этот священный стих неслучайно причисляют к разряду Маха-мантра («маха» на санскрите значит «великий»). Пять слогов обращения к Шиве несут в себе могущество всей триады верховных богов Индии, в них заложена энергия Творца в разных ипостасях.

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Обращение к Шиве дает молящемуся великие возможности

Соединение сакрального звука ОМ и Шива-мантры многократно усиливает молитву. ОМ адресован Великому Абсолюту, который китайцы называют Дао. Он не имеет формы и находится вне времени и пространства. Это Всевышний в непроявленной форме, недоступной человеческому сознанию. НАМАХ ШИВАЙЯ – обращение к личности Шивы, который соединен с Шакти. Таким образом, мантра воспевает все аспекты Создателя, помогая постигать Бога на недоступном для нас высшем уровне. Поэтому ее можно назвать одной из самых действенных молитв.

Читайте также:  Медитация для моментального получения денег на 21 день: две лучшие техникиТекст Шива-пураны («пурана» значит «древняя былина») утверждает, что мантра Шивы обладает таким могуществом, что в один миг может разрушить мир и столь же скоро вернуть его в прежнем облике.

Считается, что человек, практикующий мантру, получает власть над своими чувствами, умение управлять стихиями и некоторые сиддхи – сверхъестественные способности. Но только Шива знает, как пользоваться всем могуществом мантры.

Еще одной важной функцией мантры является защита человека от различных опасностей и неприятных ситуаций. Маха-мантре Шивы приписывают свойство оберегать душу человека даже в астральном мире или в сновидениях. Злые духи, услышав звуки мантры, непременно отступят и не станут причинять вам вред.

Регулярное повторение мантры Шивы дает такие результаты:

  • она исполняет ваши сокровенные желания;
  • притягивает возможные блага в вашу жизнь;
  • приносит покой вашей душе;
  • приводит в порядок мысли;
  • способствует открытию «третьего глаза»;
  • мантра активирует спящие участки мозга, включает ясновидение, телепатию и другие паранормальные способности;
  • вы получаете покровительство и защиту Шивы;
  • молитва может принести любое из 10 тысяч благословений (физическое здоровье и сила, удача в делах, благополучие, мудрость, понимание и т. д.);
  • вам открывается доступ к высшему пониманию реальности.

Асаны для мантры для женщин

шаданга-йога – одна из шести частей дисциплины психофизического саморазвития, включающая определенные асаны. Ее определяют как прочное состояние, устойчивое положение. Составляющие:

  1. Пратьяхара – отвлеченность ума от земных искушений, которое подвластно Шиве.
  2. Дхьяна – медитативное состояние.
  3. Дхарана – сосредоточение внимания на одной мысли, объекте. Мантры помогают отстраниться от посторонних влияний.
  4. Пранаяма – нормализация нервной системы, которая достигается дыхательными упражнениями.
  5. Самадхи – пребывание в трансе.

Реализуя практику, обращаясь при этом к Шиве, человеческая душа достигает освобождения от привязанностей, мирских страданий. Мантры способствуют воссоединению с Вселенной.

Медитаций для женщин отличаются от мужских позиций в повороте стоп, величине амплитуд закручивания корпуса. Техника зависит от расположения чакры Муладхара.

Исполнение мантр помогает девушкам улучшить здоровье, процессы кровообращения. Вознося хвалу Шиве, Женщины выполняют Врикшасаны, Марджариасаны, Тадасаны. Движения, сопровождающие ритуал, плавные, мягкие, изящные, они помогают достичь гармонии.

Праздники

Один из трех великих Богов в индуизме Шива, неизвестные подробности

Шива с руками

Одним из самых известных праздников, связанных с именем Шивы, является Махашиварамтри. Это великая ночь божества: праздничные гулянья длятся все ночное время накануне новолуния в последний день лунного цикла зимы. Это происходит в феврале-марте.

Во время Шиваратри читают катхи (сказания о Шиве) и воспевают в его честь гимны. Праздничные мероприятия проходят в течение года несколько раз, но именно этот день считается самым главным, поэтому к слову Шиваратри прибавляется приставка Маха (великий, главный).

После завершения праздника начинает свою работу ярмарка, проходящая около рек и водоемов. Кто смог не уснуть во время гуляний, того ожидает благополучие в материальном плане и райское место на небе.

Медитация в такой день приносит в сто раз больше пользы, чем в любой другой. Это взаимосвязано с удачным расположением Солнца и Луны.

Символ праздничного мероприятия – лингам.

Шива многим известен своим танцевальным образом, поэтому на гуляньях все исполняют его Тандаву. Это особый танец, считающийся символом движения мира. С этого танца рождается все сущее, им же и заканчивается. Пока Шива находится в танце – мир существует. В этом боге воплощается высшая степень блаженства – Ананда.