Образ Мефистофеля стал известен благодаря трагедии «Фауст». Тем не менее, Гёте не создал, а переосмыслил легенду, которая впервые была записана еще в XVI веке. Немецкий классик превратил поучение и предостережение в размышление о силе человеческого духа, а образ злой сущность приобрел собственные цели и стремления.

Характеристика

Мефистофель представляет собой дух разрушения. Он презирает человеческую природу, абсолютно уверенный в том, что знает о ней всю правду. Скептик по натуре. Перед ним не стоит цель заставить человека поступить плохо. Он всегда предоставляет ему возможность выбора, раскрывая перед ним мир различных удовольствий, устоять перед которыми довольно сложно.

Вымышленный демон Мефистофель из произведения Фауст, отвечает на вопрос, что такое Зло

Основной род деятельности заполучить чистую душу очередного Божьего раба. Он обещает будущей жертве любые блага и заключает с человеком договор, скрепленный кровью. Прослужив человеку верой и правдой 24 года, согласно условиям договора, он вправе забрать его душу. В его подчинении парочка чертей и он не всемогущ. Его возможности весьма ограничены.

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Неравнодушен к золоту. Добывает его различными способами. Грабит народ или выкапывает клады с драгоценностями. На досуге перебирает золотые монетки.

Предугадать каким он станет через пару мгновений невозможно. То он веселый балагур и шутник, то хладнокровный стратег, точно знающий, каким будет его следующий шаг. В мире нечистой силы он с каждым найдет общий язык. Среди людей с легкостью подстраивается под ситуацию, представая перед ними каждый раз в ином обличье.

Умен и проницателен. Вся его критика обоснована. Он тонко подмечает человеческие пороки и слабости. Его язвительные замечания не беспочвенны. Они справедливо подмечены. Абсолютно уверен, что человек является существом без каких-либо достоинств. Именно эта тема стала причиной жаркого спора между Богом и дьяволом. На примере Фауста Мефистофель собрался доказать, что любого человека можно сбить с пути истинного. Люди по его мнению источник зла на земле.

Не бравирует своим положением. Старается не выделяться из общей массы. Это видно на примере Вальпургиевой ночи, когда все нечисть собралась в одном месте. Лишь когда дьявола совсем зажали со всех сторон, он произносит волшебную фразу, дающую понять, что он на этом празднике занимает далеко не последнее место.

Ироническая шутливость главная черта Мефистофеля. Благодаря его сомнениям, неверию и отрицанию главный герой Фауст смог приблизиться к разгадке тайн бытия.

Образ дьявола, несущий зло и разрушение был создан автором, чтобы противопоставить его главному герою Фаусту, занимающегося поисками истины созидания и творящего добро.

Происхождение имени

Само имя Мефистофель имеет, скорее всего, древнегреческое происхождение, где «мефиц» означает разрушитель, а «тофель» – обманщик. Такая этимология слова вполне объясняет поведение героя литературы и фольклора. Примечательно, что в Библии имя «Мефистофель» на обозначение нечистой силы не упоминается ни разу.

Внешность персонажа

Внешний вид Мефистофеля достаточно узнаваем. Его характеризуют довольно выразительные черты, благодаря чему даже существуют выражения «мефистофелевский профиль» или «мефистофелевская внешность».

Персонаж обладает резкими чертами лица, достаточно острым крючковатым носом и длинным подбородком, напоминающим козлиную бороду. Как правило, он носит короткую бороду эспаньолку.

Такая внешность присуща актерам, которые выступили в роле Фауста в начале развития кинематографа. Столь мрачный образ в основном черпается из средневековых литографий и гравюр, где изображен Мефистофель.

История персонажа

Пронзительный взгляд, зловещий смех и красный плащ – классические атрибуты Мефистофеля. Демон, который точно знает, за какие блага человек продал бы душу, странствует по свету много веков. Принимая разные образы, мгновенно перевоплощаясь в тех, кому мы доверяем, зло делает очередной хитрый ход. Чтобы спасти бессмертную душу, важно вовремя заметить хитрую усмешку адского приспешника.

История создания

Демонология содержит много упоминаний о существах, подобных Мефистофелю. Рассказы о падших ангелах, стремящихся отомстить человеческому роду, встречаются у Джона Мильтона, лорда Байрона, Михаила Лермонтова и других. Легенды о демоне, заключавшем сделки в обмен на душу человека, рассказывались народами Европы задолго до изобретения письменности. Однако полноценный образ демона представлен только в драме «Фауст».

Вымышленный демон Мефистофель из произведения Фауст, отвечает на вопрос, что такое Зло

Иоганн Гете

Но первым упоминанием Мефистофеля в классической литературе стало творение Шекспира «Виндзорские насмешницы» (1609 год). Имя духа звучит там вскользь и не заостряет на себе внимания.

В 1808 году из-под печатного станка вышла трагедия «Фауст». Иоганн Вольфганг Гете создавал произведение в течение 60 лет, поэтому антипод Фауста – злой дух Мефистофель – получился реалистичным и вобрал в себя большинство известных фактов и афоризмов о дьявольском помощнике.

Позже к образу Мефистофеля обратился Пушкин. С творением русского писателя ознакомился сам Гете. Чтобы отблагодарить поэта, немец отправил Пушкину перо, которым пользовался для написания «Фауста».

Не утихают споры вокруг образа злого демона и его значения в литературе и философии. Историк религии Мирча Элиаде в книге «Мефистофель и андрогин» подробно разбирает влияние демона на жизнь человека:

«Мефистофель противопоставляет себя не самому Богу, а его главному творению — Жизни. Вместо движения, вместо Жизни он стремится навязать покой, неподвижность, смерть».

Биография

Мефистофель – житель подземного царства, который занимает важный пост в аду. Демона часто путают с Сатаной, но должность Мефистофеля значительно ниже. Если Люцифер правит адом, то Мефистофель управляет лишь парочкой чертей и ограничен в возможностях делать пакости.

Вне зависимости от собственного желания, Мефистофель соблюдает законы, написанные Богом. По непонятной причине Господь испытывает интерес и некоторое расположение к демону:

«Из духов отрицанья ты всех менее бывал мне в тягость».

Основная задача Мефистофеля на Земле – соблазнить чистую душу. Существо обещает жертве любые блага и подписывает с человеком договор. Условия просты: демон готов служить искушенному в течение 24 лет, а взамен получает человеческую душу.

Общая характеристика демона неоднозначна. С одной стороны, герой предстает в образе веселого шутника и балагура, готового поддержать любой розыгрыш. С другой – перед нами хладнокровный стратег, продумывающий каждый следующий шаг. Демон скрывает коварство и презрение, которые испытывает к людям, но истинное отношение проскальзывает в речах злодея:

«Он лучше б жил чуть-чуть, не озари Его ты божьей искрой изнутри.Он эту искру разумом зовет И с этой искрой скот скотом живет».

Описание подземного жителя колоритно. Мефистофель – мужчина неопределенного возраста с острыми чертами лица и эспаньолкой. Привычные атрибуты демонского существа давно позабыты:

«Цивилизация велит идти вперед; Теперь прогресс с собой и черта двинул.Про духа северного позабыл народ, И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул».

Для каждого человека существо принимает разные обличья. В этом и есть тайная сила Мефистофеля – дух не просто заманивает человека, он становится его другом и союзником.

Вымышленный демон Мефистофель из произведения Фауст, отвечает на вопрос, что такое Зло

Другое имя коварного демона – дух отрицания. Демон не верит в божественную природу человека и считает людской род порочным. Для падения человек не нуждается в злом проводнике – это стало причиной спора между Богом и чертом. Предметом пари стала душа человека – Фауста, которого Господь считает лучшим из людей:

«Посмотрим. Вот моя рука,И скоро будем мы в расчете.Вы торжество мое поймете,Когда он, ползая в помете, Жрать будет прах от башмака».

Впервые Мефистофель предстает перед Фаустом в образе собаки. Пудель подходит к ученому во время народного праздника, и герой забирает животное домой. Собака перевоплощается в бедного студента, который занимает Фауста любопытными разговорами. Постепенно демон открывает герою свою сущность. Уставший от жизни Фауст рад обществу умного и насмешливого демона.

Первым испытанием от Мефистофеля становится юная красавица. Демон способствует знакомству простушки и ученого, которым овладела страсть. Человеческий порыв только на руку духу. Забывшись в низких чувствах, Фауст теряет благоразумие и совращает девушку, убивает человека, а после скрывается с верным другом и искусителем.

Параллельно демон пытается овладеть душой несчастной девушки, на долю которой по вине обоих мужчин выпали страдания. Но Маргарита (возлюбленная Фауста) не принимает помощи от сил зла. Все же Мефистофель не всемогущ, никто не отменял свободу воли.

На протяжении многих лет существо сопровождало ученого и совращало человека благами, дарами, женщинами и богатствами. Но в конечном итоге Фауст понимает истинную цену всему и возвращается на праведный путь. А Мефистофелю остается только рассыпаться в проклятьях:

«Кто склонит слух свой к жалобе законной, Отдаст мне право, купленное мной? Как ты, старик, ты, опытом прожженный, Впрочем, демон недолго страдал от потери. Вскоре зловещий дух отправился на поиски очередной жертвы, чтобы пополнить котлы в аду новыми грешниками.

Значение слов митра

Бог Митра имеет индоиранское происхождение. Образ положительный, отражает дружественность, договор, согласие и солнечный свет. Но у каждого народа Митра свой. У индоариев он ведийское божество. У древних иранцев Митра фигурирует, как божество зороастризма. Митра эллинистического периода – главное божество митраизма.

Дальше богумил Катар утверждает:

«От санскритского mitra произошло Майтрея, имя бодхисаттвы в буддизме. Май Трея это Майская Троица или Святая Троица. Месяц Май — это Святой. В мае было Воскресение Исуса. То есть Митра — это одно из отражений Исуса, а Митрополь — это город Исуса или Ёросалем».

Герой всех времен

Вечный образ Фауста стал прототипом для множества героев новой литературы. Тем не менее, он как будто бы завершает целую вереницу литературных «одиночек», привыкших сражаться с жизненными проблемами самостоятельно. Безусловно, образ Фауста имеет нотки печального мыслителя Гамлета или же экспрессивного защитника человечества, отчаявшегося Дон-Кихота, и даже Дон-Жуана. На ловеласа Фауст походит больше всего своим желанием прийти к истине в оккультных науках, тайнах Вселенной. Однако в то время, когда Фауст не знает границ в своих поисках, Дон-Жуан останавливается на потребностях плоти.

У каждого из перечисленных героев, есть свои антиподы, которые делают их образы более полными и частично раскрывают внутренний монолог каждого. У Дон-Кихота есть Санчо Панса, у Дон-Жуана – помощник Сганарель, а Фауст сражается в философских баталиях с Мефистофелем.

Вымышленный демон Мефистофель из произведения Фауст, отвечает на вопрос, что такое Зло

Легенды Нового Времени

Мефистофель стал известен благодаря «Фаусту», но его история началась гораздо раньше. Это имя встречается в источниках времен Ренессанса и Нового Времени – в основном светской литературе, городских легендах, постановках уличных театров. В них Мефистофель – это злой дух, черт, который искушает героев и причиняет им вред. Его сила, возможности и место в адской иерархии варьируются. Считается, что именем Мефистофель заменяли пугающие для глубоко религиозной публики слова Сатана, Дьявол, Люцифер.

Существует две версии происхождения имени. По одной из них имя Мефистофель имеет древнееврейское происхождение, и означает «тот, кто сеет ложь». По другой – это греческое слово, означающее «не любящий свет». В Библии и апокрифах нет ни одного упоминания Мефистофеля, этот образ не встречается в богословской литературе.

Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст»

Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» довольно чётко охарактеризован. Приведём для примера хотя бы эти строки:

Часть силы той, что без числа Творит добро, всему желая зла. Я дух, всегда привыкший отрицать.

Мефистофель отрицает схоластику, то есть оторванное от реальной жизни знание:

Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо.

Мефистофель может управлять огнём:

Не завладей я областью огня, Местечка не нашлось бы для меня.

Сам Фауст выразился о своём госте так:

Так вот он в чем, твой труд почтенный! Не сладив в целом со вселенной, Ты ей вредишь по мелочам?

Внешний облик Мефистофеля также вырисовывается вполне ясно:

Цивилизация велит идти вперёд; Теперь прогресс с собой и чёрта двинул. Про духа северного позабыл народ, И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул.

Мефистофель отрицает божественное подобие людей, стремится доказать Господу, что от искушений Фауст навсегда останется во власти зла. Он уверенно заключает спор с Господом, совершенно не опасаясь, проиграть его:

Посмотрим. Вот моя рука, И скоро будем мы в расчете. Вы торжество мое поймете, Когда он, ползая в помете, Жрать будет прах от башмака.

Мефистофель выработал для себя незыблемые истины о мироздании и о людях. Он не способен на постижение «вселенной во весь объём», и не понимает, почему он часть силы, которая творит добро вопреки его воле. Мефистофель разрушал иллюзии Фауста, не осознавая, что именно так он приближал его к истине. Мефистофель в этой трагедии интеллектуал и философ, который знает слабости людей и знает, как играть на них. Он допускает много замечаний в адрес человеческого рода:

Божок вселенной, человек таков, Каким и был он испокон веков. Он лучше б жил чуть-чуть, не озари Его ты божьей искрой изнутри. Он эту искру разумом зовет И с этой искрой скот скотом живет.

У Мефистофеля несколько обличий: среди гуляк он остряк, любящий исполнять весёлые куплеты, для императора он маг и мастер развлечений, а с Фаустом он и философ-наставник, и слуга, и сводник, и телохранитель. С представителями тёмного мира: чертями, духами и ведьмами он также умеет легко находить общий язык. Мефистофель не всесилен, и это можно понять в начале и в конце трагедии: «Я не всеведущ, я лишь искушен», «Подумай, друг: не всё же мне подвластно!». То, что он не смог освободить Маргариту из тюрьмы доказывает то, что ему не подчиняется весь мир.

Свои размышления о загнивающем феодальном обществе и пришедшем ему на смену капиталистическом, Гёте вкладывает в уста Мефистофеля. В сцене «Императорский дворец» Мефистофель предлагает императору выпустить бумажные деньги под обеспечение подземных кладов, которые по закону «принадлежат кесарю». Подземные клады, символизирующие здесь производительные силы страны, так и остаются нетронутыми, а это значит, что будет продолжаться обирание народа вооружёнными сборщиками податей. Бумажные деньги как символ перехода в капиталистическое общество не могут не пасть в цене при таком бездействии государства, но императора это мало волнует, он одаривает приближённых бумажными деньгами. А это доказывает, что капиталистический мир ничуть не лучше прежнего.

Мефистофель такой же неординарный, как и Фауст, но они антиподы, ведь Фауст стремится достичь глубин мудрости, Мефистофель уверен, что там ничего нет. Первый жаждет поисков, а второй пресыщен тем, что наблюдает на земле.

Некоторые исследователи считают, что Мефистофель – это второе «Я» Фауста, то есть телесное воплощение его подсознания. Обнажается внутренний конфликт Фауста: остаться одиноким, поглощённым своими проблемами и страстями или отказаться от своих интересов и помогать другим людям. В нём добро сражается со злом. Когда Фауст познал идеал, он сказал: «Мгновенье ты прекрасно, остановись, постой!». А достижение идеала – это смерть. В природе нельзя реализовать идеал, можно лишь стремиться к нему. Душу Фауста уносят ангелы, Мефистофель, который верил в «конечность» жизни оказался посрамлённым.

Возможно помимо образа Мефистофеля вас заинтересуют другие сочинения по этой теме:

  • История создания трагедии «Фауст»
  • Образ Маргариты в трагедии «Фауст» — сочинение
  • «Фауст» Гёте, краткое содержание по главам
  • Борьба между добром и злом в трагедии Гёте «Фауст»
  • Анализ трагедии Гёте «Фауст»
  • Образ Фауста в одноименном произведении Гете, сочинение
  • Краткая биография Иоганна Вольфганга Гёте

По произведению: «Фауст»

По писателю: Гете Иоганн Вольфганг

Отношение церкви

Иоганн Вольфганг фон Гёте создал одно из самых известных произведений немецкой литературы. Он поднимал актуальную во все времена и спорную тему взаимоотношений человека с высшими силами, и даже Бог стал одним из его персонажей. Господь позволяет случиться этой истории, более того, дает на нее прямое разрешение. Он заранее уверен в том, что высокие стремления в герое победят, а злой дух будет посрамлен. В финале первой и второй части именно Он выносит окончательный вердикт – сначала Маргарита, а затем и Фауст спасены и попадут в рай, где смогут встретиться.

Вымышленный демон Мефистофель из произведения Фауст, отвечает на вопрос, что такое Зло
Картина «Фауст и Маргарита в саду»Упоминание в тексте Бога и черта вызывает пристальное внимание церкви. Католические и православные священники долго не могли выработать единое отношение к трагедии. Споры велись весь XIX век, пока произведение набирало популярность у светской публики. На данный момент и католическая, и православная церковь пришли к выводу, что «Фауст» — несомненная драгоценность мировой литературы, а его мораль позволяет считать трагедию полезной для духовного развития христианина.

Мефистофель в искусстве

Как в фольклоре, так и в художественной литературе, очень часто использовался мотив подписания сделки с дьяволом. Как правило, этим сценам присуща чрезмерная готичность в изображении персонажей, а также обязательные атрибуты и действия, такие как подписания уговора кровью.

В ряде произведений авторы уделяют внимание проблеме изгнания дьявола из Рая, но существует также огромное количество произведений, в которых сатана выступает в роли озорника или веселого обманщика. Именно второй тип личности является более подходящим для Мефистофеля.

Первое упоминание Мефистофеля в классической литературе зафиксировано в драме Вильяма Шекспира «Виндзорские насмешницы». Говорить о полноценном персонаже мы не можем, но даже простое упоминание в диалоге уже подтверждает факт популярности злого духа в Средневековой Европе.

Самым популярным произведение о Мефистофеле стала поема Йоганна Гете «Фауст». Она частично построена на фольклорном рассказе о неизвестном алхимике, который продал душу дьяволу. Этот сюжет немецкий писатель расширил, добавив герою больше мотивации.

Более того, Гете внедрил философские размышления о смысле жизни и ее тленности, чего в фольклоре не могло быть из-за специфики способом изображения. В поэме Гете Фауст идет на сделку с нечистой силой для того, чтобы почувствовать мгновение наслаждения, что само по себе не должно являться ценностью.

Стоит отметить, что Гете впервые приписывает Мефистофелю возможность превращаться в пуделя. Эту черту позже использовал русский писатель Михаил Булгаков при написании романа «Мастер и Маргарита».

Черты характера Воланда дают возможность сопоставить этих персонажей. Критики с уверенностью говорят, что эти персонажи являются разными сторонами одной медали.

В операх персонаж Мефистофеля также достаточно стереотипен. В большинстве случаев партии персонажа исполняют низким голосом с характерным артистическим хохотом, которые в значительной степени гиперболизирует качества антигероя.

Именно от такого стиля воспроизведения появились фразы «мефистофелевский хохот» или «мефистофелевский смешок», которые используются для характеристики неискреннего или злого смеха. Самой известной арией Мефистофеля являются куплеты «Сатана там правит бал / Люди гибнут за металл» из оперы «Фауст».

Сегодня образ Мефистофеля используется даже в молодежной субкультуре. Мефистофель является одним из персонажей компьютерной игры «Фауст. Семь ловушек для души», а также многих сериалов, где образу злого духа придали качеств изощренного любовника.

Мефистофель в опере

 

Самая известная ария – «Куплеты Мефистофеля», знакома многим по цитате «Люди гибнут за металл». Это фрагмент оперы Ш. Гуно «Фауст», который получил самостоятельную жизнь. Русский перевод написал П. Калашников. Арию исполняет бас, она требует глубоких низких звуков, находящихся на краю диапазона. Ее исполнение становится своеобразным экзаменом для исполнителя, поскольку требует не только певческого мастерства, но и ярко выраженного характера.

Кроме нее написаны и другие оперные произведения, которые также заняли свое заслуженное место в мировой музыке – оперы Р. Шумана («Сцены из Фауста»), А. Бойто («Мефистофель»), С. Прокофьева («Огненный ангел») и другие.

Экранизации

Противостояние, которое добро и зло ведут не первый век, – благодатная почва для создания сценария. Первым появлением Мефистофеля на экранах стал фильм «Замок дьявола». Режиссер, сценарист, оператор и исполнитель главной роли – Жорж Мельес. Позже автор снял короткометражки «Фауст и Маргарита», «Кабинет Мефистофеля» и «Гибель Фауста».

Вымышленный демон Мефистофель из произведения Фауст, отвечает на вопрос, что такое Зло
Жорж Мельес в роли Мефистофеля

Не менее ярким воплощением духа отрицания стал Эмиль Янингс в фильме 1926 года «Фауст». Картина основана на легендах об ученом и одноименном творении Гете.

Вымышленный демон Мефистофель из произведения Фауст, отвечает на вопрос, что такое Зло
Эмиль Яннингс в роли Мефистофеля

В 1969 году вышел первый советский фильм о помощнике дьявола. Роль искусителя досталась Юрию Яковлеву.

Вымышленный демон Мефистофель из произведения Фауст, отвечает на вопрос, что такое Зло
Юрий Яковлев в роли Мефистофеля

Демон также появляется в голливудском блокбастере «Призрачный гонщик» (2007 год). Мефистофель забирает душу главного героя в обмен на выздоровление отца. Роль коварного злодея исполнил Питер Фонда.

Вымышленный демон Мефистофель из произведения Фауст, отвечает на вопрос, что такое Зло
Питер Фонда в роли Мефистофеля

В 2011 демон стал героем аниме «Blue Exorcist». Основой мультфильма служит одноименная манга, забавные цитаты из которой поклонники заучивают наизусть. Здесь Мефистофель предстает в необычном амплуа – демон увлекается экзорцизмом и дружит с людьми.

Фильм «Вальс Мефистофеля»

Вымышленный демон Мефистофель из произведения Фауст, отвечает на вопрос, что такое Зло

Кадр из фильма «Вальс Мефистофеля»«Вальс Мефистофеля» не имеет никакого отношения к трагедии Гёте. Это фильм о пианисте-дьяволопоклоннике, который мечтает продлить свою молодость. Его дочь проводит ритуал, который позволяет душе пианиста переселиться в тело молодого и здорового человека – начинающего журналиста в сфере музыки. Душа несчастного получает взамен умирающее тело сатаниста. Сам дьявол в сюжете так и не появляется.

Критики хвалят картину «Вальс Мефистофеля» за продуманный визуальный ряд и интересно выстроенные диалоги. Добавляет красок актерская игра, эмоции становятся основой истории, в которой почти нет сюжета. Интрига сохраняется до конца, и позволяет зрителю вдоволь насладиться чувством ужаса и отвращения. Фильм предназначен только для взрослых.

Скульптура Мефистофель

В собрании Русского музея находится мраморная статуя «Мефистофель». Ее автор – М. Антокольский. Скульптор изобразил злого духа обнаженным, сидящим, обняв правое колено, а левую ногу свесив с постамента. Поза скульптуры отображает глубокое размышление, но вместе с тем – бдительность и готовность перейти к действию.

Вымышленный демон Мефистофель из произведения Фауст, отвечает на вопрос, что такое Зло

Скульптура М. Антокольского

В Индии хранится другое изображение – двойная скульптура Мефистофеля и Маргариты. Одна ее часть (она обычно обращена к зрителю) изображает горделиво приосанившегося злого духа, а противоположная (отражается в зеркале) – смиренно склонившуюся Маргариту. Чтобы зрители могли видеть оба лица одновременно, за статуей поставили зеркало.

Идея сделки со злым духом, которая дает могущество в земной жизни в обмен на духовную смерть, ходила в европейской культуре начиная с позднего Средневековья и, возможно, раньше. Искусство переосмыслило эту идею и образ дьявола, который стал нести добро вопреки собственным желаниям.

Цитаты

Глупцы довольствуются тем,
Что видят смысл в каждом слове.

Вы стройны и во всей красе,
Ваш вид надменен, взгляд рассеян.
В того невольно верят все
Кто больше всех самонадеян.

Я отрицаю всё — и в этом суть моя.
Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живёт.
Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться!
Короче, всё, что злом ваш брат зовёт, —
Стремленье разрушать, дела и мысли злые,
Вот это всё — моя стихия.

Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет!

Часть вечной силы я,
Всегда желавший зла, творившей лишь благое.

Узнал ученого ответ.
Что не по вас — того и нет.
Что не попало в ваши руки —
Противно истинам науки.
Чего учёный счесть не мог —
То заблужденье и подлог.

Им не понять, как детям малым,
Что счастье не влетает в рот.
Я б философский камень дал им,
— Философа недостает.

Лишь в маленьком кружке интимном
Есть место тонкостям взаимным.
Здесь, видишь ли, полутемно,
И это лучше полусвета.

Не делая ошибок, полноты
Ума ты не достигнешь.

Интересные факты

  • Загадочный образ часто эксплуатируется в компьютерных играх, живописи и скульптуре. Дух отрицания часто ставится героем оперных остановок. В мире насчитывается около 8 музыкальных произведений, где поднимается тема Мефистофеля.
  • Имя Мефистофеля не упоминается в Библии. По мнению ученых, название персонажа состоит из двух слов и переводится как «распространяющий скверну».
  • Скульптура существа была установлена на доме Лишневского (улица Лахтинская в Санкт-Петербурге). В 2015 году памятник сбили кувалдой. Существует теория, что виновники варварства – организация «Казаки Петербурга».
  • Мефистофель – частый гость голливудских фильмов. Джонни Депп, сыгравший восставшего вампира, упоминает демона в кинокартине «Мрачные тени».