Буддизм в России — тема, на которую обычно реагируют с удивлением. У большинства в голове буддизм ассоциируется с Тибетом, Японией, Непалом, может, с экзотическим Лаосом или Шри-Ланкой. Но Россия? Как это вообще возможно? А между тем — вполне возможно. Давай погружаться.

Содержание
Религиозная мозаика России: как сюда попал буддизм
Россия огромна. Это даже не преувеличение — это факт. Тут тебе и православие, и ислам, и иудаизм, и католицизм, и огромное количество языческих, древних, шаманских традиций. И в этой бурной смеси мировых и местных религий буддизм занял свою очень даже уважаемую нишу.
Буддизм в России не экзотическая игрушка западной интеллигенции. Он здесь имеет древние и вполне прочные корни.
Кстати, буддизм в России — одна из трёх официально признанных традиционных религий наряду с православием и исламом. Так что всё серьезно.
Где и как буддизм пустил корни в России
Вся история российского буддизма в основном вращается вокруг трёх регионов: Бурятия, Тува и Калмыкия. Эти три территории — настоящие опорные пункты для буддийской культуры.
Буддизм в Бурятии
Начнем с Бурятии. Если представить Россию, то Бурятия — это восточный берег Байкала. И хотя давно уже часть России, буряты сумели сохранить свою культуру и религиозную идентичность.
Буддизм сюда пришел относительно поздно — в XVIII веке. По историческим меркам — вчера. Но зато укоренился основательно. Сегодня Бурятия — это не просто регион, где живут буддисты. Это административный центр буддизма всей России. Именно здесь находится Иволгинский дацан — духовное сердце буддистов России, резиденция Бандидо Хамбо-ламы, высшего духовного лидера бурятских буддистов.
Буддизм в Бурятии — это больше, чем религия. Это часть национальной самоидентификации, культуры, образа жизни.
Интересно, что наряду с буддизмом, в Бурятии по-прежнему силен шаманизм. Иногда они мирно сосуществуют, иногда конкурируют. Но в целом буряты нашли способ не разрывать связи ни с древними корнями, ни с тибетским буддийским учением.
Буддизм в Туве
Теперь перемещаемся южнее — в Туву. Здесь ситуация еще интереснее. Буддизм здесь появился, можно сказать, в несколько заходов. Первые зерна буддийских учений попали сюда уже во II веке н.э. А потом на эти земли пришли уйгуры, которые хоть и были манихеями, но активно переводили буддийские тексты с китайского и согдийского. Потом появились монгольские влияния — и буддизм окончательно закрепился в регионе.
Сегодня в Туве — так же как в Бурятии — доминирует тибетский буддизм школы Гелуг. Но есть одна фишка: здесь разрешено женатое ламство. В других школах такой вольности не позволено.
Буддизм в Туве — это удивительное смешение старого и нового, строгой монашеской дисциплины и живых народных традиций.
Тува в этом плане — отдельная планета. Здесь шаманизм и буддизм часто идут рука об руку, создавая уникальный синкретизм.
Буддизм в Калмыкии
А вот сейчас мы перейдем в Европу. Да-да, в самую настоящую географическую Европу — в Калмыкию. Это единственный регион Европы с буддийским большинством.
Калмыки — потомки западных монголов-ойратов, которые в XIII веке вошли в империю Чингисхана. Тогда буддизм здесь был уделом знати. А вот в XVI-XVII веках уже весь народ охотно принял буддийское учение. С тех пор буддизм и калмыцкая культура — понятия практически неразделимые.
Интересно, что калмыцкие ойраты поддерживали тесные связи с тибетскими ламами. Более того, однажды в начале XVII века один ойратский мальчик был признан перерождением третьего Далай-ламы. Вот так тесно переплетены их судьбы.
Калмыцкий буддизм в советское время пережил тяжёлые испытания, но в 90-е годы началось возрождение. Сегодня Калмыкия — важный центр российского буддизма, активно работающий над восстановлением своих традиций.
Калмыцкий буддизм — это буддизм, который выжил и поднялся после почти полного уничтожения в советскую эпоху.
Буддизм в СССР: уничтожение и возрождение

Советская власть долго пыталась совместить буддизм и марксизм. Были даже попытки создать «обновленческий» советский буддизм. Например, в 20-е годы в Москве провели первый и единственный Всероссийский буддийский собор.
Но затем репрессии уничтожили почти всё буддийское духовенство. Храмы закрывались, ламы репрессировались. До войны осталось буквально несколько десятков выживших священнослужителей из тысяч.
Буддизм в СССР — это была попытка втиснуть древнюю духовную систему в прокрустово ложе атеистической идеологии.
Только в конце XX века началось настоящее возрождение. Восстанавливались храмы, дацаны, возрождались монашеские школы. И сегодня буддизм в России снова звучит полным голосом.
Современный буддизм в России: не только Бурятия, Тува и Калмыкия
Сегодня буддизм в России не ограничивается историческими центрами. Он всё активнее проникает в мегаполисы и среди русскоязычного населения вызывает живой интерес. Открываются центры тибетского буддизма, дзен-буддизма, традиций тхеравады. Приезжают учителя из Индии, Тибета, Японии, Кореи.
Многие москвичи, петербуржцы, сибиряки увлекаются буддизмом как философией, как образом жизни, как системой внутренней практики.
Буддизм сегодня в России — это не только традиция бурят, тувинцев и калмыков. Это все более широкая культура личного поиска и духовного развития.
Однако вместе с этим появляется и поверхностное, модное увлечение, превращающее буддизм в некий экзотический «лайфстайл». Такая буддофилия скорее похожа на восточную игрушку западной публики, чем на серьезную духовную работу.
Буддийские организации и расколы
В наши дни основным координирующим органом стал Буддийская традиционная сангха России (БТСР), базирующаяся в Бурятии. Но не все признают её авторитет. Внутри буддийской среды России есть расколы, конкурирующие школы, независимые общины. Это нормально для любой живой религии — каждый идет своим путем.
Но все равно общий вектор — это укрепление буддийской традиции в России как части культурной самобытности страны.
Буддизм — часть российской истории
Важно понимать: буддизм — это не модная новинка для россиян. Это часть российской истории, культуры и религиозной жизни на протяжении нескольких столетий. Это не менее «русская» традиция, чем православие или ислам.
И хотя буддизм пришёл к нам с Востока, в российских степях, горах, лесах и городах он обрел своё особое лицо — со своим акцентом, своими особенностями и богатейшей историей.
Россия — страна, в которой буддизм не гость. Он здесь давно. И пришёл всерьез и надолго.