Индра — бог грома и молнии, царь и предводитель богов, бесстрашный воин, хранитель востока мира (локапалы). Защищал богов и людей от злых сил. Имел силу воскрешать погибших воинов. Индра — сын могучего бога и героини-женщины. Относительно рождения существует несколько версий. «Атхарваведа» считает, что матерью была Экшатака, которая отождествляется с Рати («ночью»). В «Ригведе» имя матери не названо, но сказано что он четвертый сын в семье. В эпосе говорится, что он седьмой и самый любимый сын Адити, матери богов. Отцом является Дьяус, Тваштар или бог Праджапати.

Особое место в пантеоне богов ему отведено в эпосе ведийского периода. Индре посвящено более 250 гимнов в Ригведе. Мало найдется гимнов другим богам, в которых не упоминается его имя. В легендах и мифах подробно описаны его черты лица, сложение тела, голос, указывается возраст, психологические характеристики: мудрость, мужество, сила, ярость и т. п. Поэтому можно наиболее точно составить его антропоморфный портрет. Первые упоминания имени бога датируются серединой II тысячелетия до н.э. в период пребывания индоариев в Западной Азии.

Жизнь Индийского бога Индры небесного воина защищавший людей от злых сил

Ведийская мифология богата мифами о «втором творении». Это в основном мифы о боге Брахме и об Индре, его борьбе с силами хаоса и деструкции. Именно Брахма назначил его царствовать над Вселенной. Победа над противниками (чудовище Вритра, Вал, Шушна, Пани), которые скрывали солнце и утреннюю зарю, удерживали воду, прятали скот в пещерах или скалах, заканчивалась расчленением чудовищ, воссозданию плодородия, богатства, интенсивному использованию природы. Так побеждался хаос и создавался ведийский социальный космос.

Индра — царь богов, или На вершине мироздания

Индра (санскр. इन्द्र — ‘владыка’; ‘сила’) — царь (владыка) богов, является одним из главных богов ведического пантеона, в различных толкованиях может быть представлен как бог дождя и гроз — громовержец, бог войны, всегда предводительствующий в битвах дэвов с асурами, владыка Сварги, творец райской Индра-локи. Индра держит небосвод, он тот, «кто своими силами установил врозь Небо и землю, словно колёса с помощью оси» («Ригведа», X.89.4), «кто укрепил высокое небо, наполнил два мира, воздушное пространство, удержал землю и расширил её» («Ригведа», II.15.2), «кто породил эти Небо и Землю, силой воздвиг два широких, глубоких пространства, установленных там, где нет опор» («Ригведа», IV.56.3). Он же вращает звёздное пространство, словно колёса повозки, «охвативший кругом широкие просторы, Индра поворачивает его, как колёса колесницы, неостанавливающегося, словно деятельный поток, чёрный мрак он убил своим блеском» («Ригведа», X.89.2). Он является олицетворением мирового древа — символа, представленного в мифологии многих стран, — символично объединяющего три мира: крона древа расположена в небесах (обитель дэвов), ствол — в земном мире; корни — в подземном (обитель асуров).

Индра был рождён от союза Кашьяпы и Адити, является одним из адитьев, согласно текстам «Ригведы», поддерживающих мироздание (их имена: Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша, Индра, Мартанда), «Вишну-пурана» перечисляет двенадцать адитьев: Вишну, Шакра, Арьяман, Дхатри, Тваштри, Пушан, Вивасван, Савитар, Митра, Варуна, Амша и Бхага. Индра относится к локапалам — хранителям мира (стран света), коих всего восемь: Индра, Агни, Яма, Найрита, Варуна, Марут, Кубера и Шива.

Особенными обстоятельствами было отмечено его рождение — в первые мгновения после появления на свет, облачённый в златые воинские доспехи, ослепляющие своим светом, Индра наполнил собой всю Вселенную. Его предназначением было стать великим воином, призванным сразить силы тьмы. Жена Индры — тысячеокая царевна Индрани, она же Шачи, Пуломая, Махендри. Арджуна — один из главных действующих лиц эпоса «Махабхарата», один из братьев пандавов, был сыном бога Индры. Спутники, сопровождающие бога Индру: боги ветров — маруты, бог грозы Парджанья, бог-хранитель Вселенной Вишну, бог ветра Ваю, бог водной стихии Варуна, огненный бог Агни, солнечный бог Сурья, неистовый бог Рудра, а также Дханеша, Яма и Ниррити. Обителью Индры является тысячевратный город Амаравати, расположенный близ священной горы Меру, здесь есть чудесная роща Нандана (санскр. — ‘блаженство’), сюда попадают доблестные храбрые воины, павшие в боях. Согласно «Вишну-пуране», мир Индры предназначен для стойких в битве кшатриев. «…Восхитительный город, населённый сиддхами и чаранами. Его украшали священные деревья, покрытые цветами всех времен года. Овевал его благовонный ветер, смешавший дивные, благостные ароматы различных деревьев. <…> Населённый апсарами волшебный лес Нандана, чьи деревья, казалось, приветствовали своим чудесным цветением» («Махабхарата», часть III «Араньякапарва», глава 44).

В ведическом пантеоне изначально Индра занимал одно из важнейших мест. Большая часть гимнов «Ригведы» посвящена именно богу Индре. Однако в «постведическую» эпоху Индра уступил своё место Тримурти. Пураны «облачают» Индру по большей части человеческими пороками, и наделяют такими чертами, которые не присущи в нашем представлении верховному богу ведического пантеона. В данной статье мы не будем излагать «пураническую» версию относительно «забав» и «коварства» бога Индры, а обратимся к истокам — величайшему наследию ведической традиции — «Ригведе». Здесь он представлен как величайший и высочайший из всех богов, победитель асуров, нагов, дайтьев; также повествование всей Веды гимнов пронизано описанием основного космогонического сюжета — противостояния Индры и Вритры.

Бог Индра этимология имени

Жизнь Индийского бога Индры небесного воина защищавший людей от злых сил

Образ ведического бога Индры вызывает среди современных исследователей много споров. Говоря о славянском боге Индре, невозможно закрыть глаза на его индоевропейское происхождение. Многие сходятся во мнении, что само имя божества Индра происходит от древне санскритского слова «Indras», что в переводе значит «царь», » господин». Но также любопытно, что встречается слово «indriyám», что означает «сила», «могущество», а также «чувство». Это может запутать, если конечно вы не лингвист, или историк с научной степенью. Но поверьте, даже они приходят в настоящее замешательство. Стоит уяснить, что никто не сможет дать вам абсолютно верное толкование старых слов. Ведь если вдуматься, мы сами порой общаясь между собой, меняем значение слов. Так со временем одно слово, которое имело какое-то одно определённое значение, будет означать совсем другое.

Так и с именем бога Индры. Возможно, что от одного слова, путём обмена информации между разными народами произошли, пусть и схожие по звучанию и смыслу, но всё же новые слова. К примеру, возьмём дардский язык. В нём можно найти такие слова, как » indro», что значит «радуга», и «indrist», что значит «землетрясение». А теперь вспомним кто у нас бог Индра. Это верховный бог в индийских ведах, громовержец, который проливается дождём и оплодотворяет землю. Итак, мы привели несколько слов, которые произошли от имени бога Индры: царь, тот же господин, сила, радуга и землетрясение. С царём всё понятно, как-никак Индра верховный бог. Насчёт силы, ну как богу громовержцу не быть сильным?! По мне так, он вообще апофеоз силы в пантеоне богов. А радуга из дардского языка тоже связана с Индрой, причём напрямую. Что мы видим на небе, после сильного дождя? Правильно-радугу. С землетрясением правда, не всё так однозначно, потому что не обязательно, чтобы в это время был дождь. Возможно в дардском языке, слово «indrist», означало не просто само природное явление, сколько ярость водной стихии, обрушиваемой на землю, во время дождя. А если вспомнить, что бог Индра таким образом оплодотворял землю, то всё встаёт на свои места.

Кстати, существует весьма интересная теория о том, что именно с именем бога Индры связана обсценная русская речь. Дабы не смущать читателя, давайте проясним, что здесь подразумевается нецензурная речь. Да, да мы материмся, используя имя древнего божества. А во всём виноват славянский корень «ядр». Думаю, не стоит, уточнять какие именно ругательства в русском языке содержат подобный корень. Вообще есть слово «ядрый», что значит стремительный и быстрый. В русском языке, данное слово приобретает семантику совокупления, как и слова, преобразованные от корня «яр». Стоит вспомнить бога Яр-ило, как олицетворения стремления мужского начала к женскому, и соития в итоге.

Сам корень «ядр» от имени бога Индры отличается, по меньшей мере отсутствием буквы «н». Это процесс деназализации, а если проще, просто сам звук пропал из обихода, так как без него, слово стало более созвучным для характерного для славянских языков фонетического строения. Итак, корень «ядр» и образованные в последствии от него слова, обозначают момент слияния женского и мужского начала. Это знак плодородия, а само понятие плодородия тесно связано с образом бога громовержца Индры, потому как он дождём оплодотворяет землю. Вот вам и весь секрет.

Имена бога Индры

Адити совершала тапасью в течение сотни лет по исчислению богов. После чего у неё родился сын, он имел четыре руки и сиял ослепительным блеском миллионов солнц. Он имел множество имён, в том числе: Индра, Шакра, Пакшасана, Магхава, Видьюджа, Марутвана, Акхандала, Васуда, Васудатта

«Падма-пурана»

Индра имеет множество имён, эпитетов, характеризующих его основные качества. В частности:

Шакра — могучий, сильный;
Ваджрапани, Ваджрин — владеющий ваджрой, носящий ваджру;
Махендра — великий Индра;
Весава — владыка благих;
Мегхавахана — восседающий на облаках;
Магхава — щедрый;
Дэвапати — владыка дэвов;
Дэврадж — царь богов;
Дэванам Индра — владыка тридцати трёх богов;
Вритрахан — победитель Вритры;
Балахан — победитель Балы;
Сахасракша — тысячеокий;
Пурандара — разрушитель твердынь;
Сваргапати — владыка Сварги;
Джишну — предводитель небесной рати;
Пурандара — сокрушитель (вражеских) городов;
Громодержец — держатель громовой стрелы;
Парджанья — дождевое, грозовое облако;
Пурухута — призываемый многими;
Шата-крату — повелитель тысячи жертвоприношений;
Тысячеглазый супруг Шачи;
Амита-крату — безмерный.

Также в «Ригведе» (I.100.12) он именуется как «мастер с тысячей замыслов, обладающий сотней уловок», «обладающий сотней поддержек» (I.102.6) или «неколебимый, как гора, обладающий тысячей подкреплений» (I.52.2).

Бог Индра у славян

В сознании древних славян бог Индра ассоциировался с высшим проявлением воинской чести и отваги. Это образ борьбы против врагов
рода и отчизны. У славян Бог Индра, это бог громовержец и правая рука самого Перуна.Жизнь Индийского бога Индры небесного воина защищавший людей от злых сил

Чтобы провести чёткую линию различия между богом Индра и богом Перуном, стоит упомянуть, что Перун несомненно бог громовержец, защитник и воин, но в его полномочия входит защита мира Яви и всех земель, где обитают потомки великой расы. Тогда, как бог Индра защитник мира Прави и звёздного неба, то есть он не имеет отношение к миру людей. По преданию лишь несколько раз бог Индра спускался в Явий мир, чтобы помочь потомкам великой расы.

Бога Индру в Ведах именуют хранителем чертога небес, что находится в Сварожьем кругу и Небес Светлых, где обитают верховные боги. Именно из-за этого богу Индре доверили охранять Мечи Божественные, которые несут возмездие и справедливость. По преданию, во время каждого сражения светлых сил с тёмными силами, тридцать богов вооружались этими мечами. После сражения, мечи возвращались к богу Индре, и он хранил их, в лишь ему ведомом тайнике. Стоит заметить, что тридцать богов, к числу которых не относился ни Перун, ни Руевит, составляли особую Небесную Рать, отряд самого бога Индры. Этот отряд принимал участие в сражении, лишь в самых исключительных случаях.

Подобно своему собрату Перуну, бог Индра является богом воинов. Но вместе с этим, бог Индра считался, покровителем жрецов рода, защитником мудрости. Его статуи ставились почти во всех капищах, несмотря на то, какому божеству конкретно посвящалось то или иное святилище. Нахождение статуи бога Индры считалось обязательным, так как всегда, каждую минуту существовала угроза для рода и его знаний.

Бог Индра представлялся нашими предками, невероятно сильным и широкоплечим мужчиной.Он был одет в колчюгу с тремя слоями плетения и на голове у него был конический шлем. Вооружён обычно по преданию бог Индра был парой мечей, или мечом на полтора руки.

Образ славянского бога Индры объединяет две самые важные черты настоящего воина: силу и мудрость. Если нет мудрости, сила бесполезна и может причинить ещё больший вред. Если есть мудрость, но нет силы, то и такая мудрость бесполезна, потому что против острия вражеского меча, она бессильна. Но и мудрости и силе нужна направляющая сила — Добро.

Бог Индра в индийских ведах

Мы уже говорили о теории единого происхождения славянской и индоевропейской мифологии. Для более глубокого восприятия темы,
давайте вкратце рассмотрим образ бога Индры в индийских ведах.

Жизнь Индийского бога Индры небесного воина защищавший людей от злых сил

Ведический бог Индра — это верховный бог, точнее сказать царь. Он громовержец и повелевает дождём и громом. Бог Индра — бог воин и властитель восточной части мира. Он считался богом жрецов, коров и самих богов. Согласно Ведам, Индра руководил праведными душами, что жили на горе Меру и была у него жена Индрани, вместе с которой он сидел на слоне Айварате.

Люди поклонялись богу Индре, как богу плодородия и в засуху просили у него дождя. По преданию каждый раз, когда идёт дождь, бог Индра побеждает ужасного демона Вритру, который подобен змее и в своих кольцах он держит воду. Громовержец своими стрелами-молниями ранит змея-демона, и тот с диким ревём спасается бегством. Освобождённая вода льётся на землю дождём. В знак благодарности, люди приносят в дар богу Индре напиток Сома.

Ведический бог Индра изображается бесстрастным мужчиной с четырьмя руками, и он восседает на слоне белого цвета, Айварате. В одной из рук, он держит самое грозное оружие — Молнию Варджу. Так же бог Индра изображается мужчиной с двумя руками, чьё тело целиком покрыто множеством глаз. Подобный облик бога Индры называют Тысячеоким. Думаю, здесь определённо есть сходство со славянской мифологией. У бога Индры тысячу глаз потому, что он всё видит.

Согласно Ведам, бог Индра был рождён от союза отца неба — Дьяуса Пита и матери земли — Притгви. Вспоминаем славянскую версию: бог Индра был сыном бога Дыя и Матери-Сыра-Земли. Что-то слишком много совпадений, не находите?! По моему скромному мнению, мы говорим об одном и том же боге.

Эзотерическое значение

Индра – древнее ведическое божество дождя, грома и молнии Cтраж восточной стороны света.

Иконография
Ему же выделяется, как и всем значительным богам, ездовое животное (вахана), которым является слон Айравата.
Индра изображался, как беспристрастный мужчина, сидящий верхом на белом слоне Айравате, чью морду украшают четыре бивня. Он имеет четыре руки. В одной руке несёт ваджру – внушающую ужас молнию, в других – раковину (санкха), лук (дханус) и стрелы, крюк и сеть.
Иногда его изображают в образе двурукого человека, с телом, повсюду покрытым глазами. Такого Индру именуют Тысячеоким.
Иногда он едет в сияющей золотой колеснице, влекомой двумя бурыми или красными конями с развевающимися хвостами и гривами; в правой руке у него громовая палица; кроме того, он действует стрелами, большим крюком и сетью, в которую ловит врагов. Сок сомы — его любимый напиток. Он управляет погодой и посылает дождь, гром и молнию.

Царство Индры

Во время царствования Индры над Вселенной люди были счастливы, на земле цари заботились о своих подданных и справедливо правили. Небесное царство Индры отождествлялось с тысячевратным городом Амаравати, богатым золотом и драгоценными камнями, в котором было сто роскошных дворцов. Среди всех выделялась обители Индры, его жены Индрани, богов и святых мудрецов — огромный дворец, украшенный лотосами.

Город окружала превосходная роща Нандана, любимое место богов и небесных мудрецов. Путь к нему лежал через горные вершины, последней из которых была Меру, после которой начиналась звездная дорога. Не все после смерти могли попасть в город Амаравати. В основном — павшие на поле битвы храбрые воины, добрые и боголюбивые люди. Их развлекали танцами небесные куртизанки, аспары, мелодии гандхарвов.

Жизнь Индийского бога Индры небесного воина защищавший людей от злых сил

Стражем города было божественное существо, прародитель всех слонов — гигантский слон Айравата, на котором Индра объезжал свои владения. Уповаясь славой и могуществом, Индра постепенно возгордился и начал отходить от беспорочного пути. Это привело к тому, что он оскорбил своего духовного учителя Брихаспати, которого почитали небожители и демоны, нарушив правила ведической иерархии.

Когда Индра сидел на троне в окружении божеств, святых, птиц Патагов и змей Урагов в зал зашел Брихаспати. Видя приход учителя, он не проявил внимания и не высказал ему надлежащего уважения. Учитель молча вышел, понимая, что поведение Индры обусловлено гордостью от власти и богатства. Он не проклял своего ученика. Брихаспати знал будущее.

Осознав содеянное, Индра начал сокрушаться о своей ошибке и укорять себя за гордыню в присутствии всех. Но не смог вымолить прощение, так как учитель невидимым покинул свой дом. Поиски Брихиспати оказались безуспешными.

Демоны, узнав о несчастье Индры, которое сделало его уязвимым, начали войну с полубогами и одерживали победы. Индра был свергнут с трона. За спасением полубоги во главе с Индрой обратились к могущественному Брахме.

«О, лучшие из полубогов, к несчастью, материальное богатство затмило ваш разум, и вы не приняли, как подобает пришедшего к вам на собрание Брихаспати — первого среди брахманов, ибо он постиг Верховный Брахман и в совершенстве владеет своим умом и чувствами. Как же вы дерзнули его оскорбить?» — ответил Брахма и рассказал о том, что в свое время демоны совершили ту же ошибку по отношению к Шукрачарье – ихнему наставнику, но благодаря вымоленному прощению и преданности, стали непобедимы. Только тот не утратит своей силы, кто ревностно будет почитать, и следовать наставлениям учителя.

Следуя совету Брахмы, Индра обратился за помощью к Вишварупе, сыну Твашти, небожители приняли его своим гуру, стали совершать яги. Только после этого одержали победу.

Место Божества во Вселенской иерархии Божеств

Индра является царём звёздного неба (небес), богом грома и молнии, а также природных стихий, под его командой находятся низшие духи, он является стражем восточной стороны света, а также осуществляет руководство над небесными праведниками, живущими на Горе Меру (Meru), где он услаждает богов нектаром и небесной музыкой. «Он пребывает в небесном граде… где обитают Апсары (Apsaras), небесные танцовщицы…» В послеведический период Индра потерял свое значение и стал стражем восточной стороны света.

В божественной иерархии его положение ниже, чем у божественной триады Шива-Вишну-Брахма. Позднее Индру начали называть хозяином и властелином сварги (svarga) — небесного рая, куда отправляются души погибших в бою воинов, основное же занятие Индры — выявлять человеческие слабости.

Индра – наиболее антропоморфное божество ведийского пантеона: в гимнах подробно описываются части его тела, лицо и борода, одежда, голос, рост, возраст; есть и психологические характеристики – гнев, ярость, мужество, сила, мудрость, искусность и т.д.

Мифология божества

Главный подвиг Индры – победа над гиганским драконом Вритрой, преградивший течение реки и грозившим поглотить вселенную: «Он убил змея, он просверлил русло вод, убил перворожденного из змеев… и породил солнце, небо, утреннюю зарю, с тех пор ты уже… не находил противника». Основные его подвиги связаны с победами над различными демоническими силами, прежде всего над змееподобным Вритрой (буквально «Затор», «Преграда»), сковывавшим течение рек и заточившим в скале коров, олицетворением косного и хаотического начала. Поединок Индры с Вритрой неоднократно получал космогоническое истолкование – как победа организующей космической силы над силой хаоса, враждебной жизни. Именно эта победа, составляющая содержание индийской редакции мирового космогонического мифа, моделировалась в новогоднем ритуале индийских ариев и рассматривалась как периодическое воссоздание мира из нерасчлененного состояния.

Среди других сил, побежденных ведийским «царём богов», – демоны засухи (например, Шушна) и других деструктивных сил природы, а также аборигенные племена, ставшие рабами (дасью) вторгшихся в Индию индоариев. Грозный громовик неоднократно усмиряет и самих ведийских богов, которые страшатся его.

Вместе c тем Индра отождествляется со многими из них, прежде всего с солярными богами Сурьей и Савитаром, а также с богом дождя Парджаньей. В своем воздушном царстве он вечно воюет, освобождая Воды и Коров, супруг богов, захваченных демонами. Опьянённый сомой, он поражает своей палицей змея Аги, сушителя Шушну, демона Вртру, разбивает пещеру Валы (укрывателя) и похищает у хитрых Пани украденных ими коров (см. M. Breal, «Hercule et Cacus; etude de mythologie comparee», П., 1863).

В этих боях ему иногда помогают и другие боги: Сома, Агни, Вишну, Маруты, но чаще он борется один, так как сила его безгранична и не нуждается в помощи.

Ваханы

1. Белый слон – Айравата (санскр. ऐरावत, airāvata – «восставший из вод»). Согласно «Вишну-пуране», Айравата безупречно белого цвета, у него 4 бивня и 7 хоботов.

Существуют разные легенды о появлении Айраваты: cогласно мифу о пахтании океана, когда боги и асуры добыли разные сокровища, он вышел из вод. По другой легенде, Айравата и еще семь слонов вышли из скорлупы мирового яйца и стали хранителями восьми сторон света. Айравата, как и Индра, охраняет Восток.

2. Конь белой масти – Уччайхшравас (санскр. उच्चैःश्रवस्, uccaiḥṣravas, «навостряющий уши»), который появился на свет во время пахтания океана. Сначала он был отдан асуру Бали, но Индра выиграл его, победив в честном сражении. Уччайхшравас – царь всех лошадей, у него семь голов, а хвост его чернее ночи. Уччайхшравас умеет летать и, более того, он может воскрешать мертвых.

Родители

Жизнь Индийского бога Индры небесного воина защищавший людей от злых сил

Есть разные варианты рождения Индры, но наиболее распространена версия, что Индра был рождён от союза Кашьяпы и Адити, и является одним из адитьев.

Считается, что мать Индры – Адити (например, об этом упоминается в «Падма-пуране»), а в Атхарваведе она названа Экаштака и ее отождествляют с Ратри («ночью»).

Отец Индры – риши Кашьяпа (согласно «Падма-пуране»). Также есть упоминания, что отец Индры – Дьяус.

Брак и дети Индры

Индра состоит в браке с Шачи, другие ее имена – Индрани или Пуломая. У Индры и Шачи трое детей: сын Джаянта и две дочери по имени Джаянти и Девасена. Богиня Джаянти вышла замуж за Шукру (также известного как Шукрачарья, Гуру Асуров). Богиня Девасена замужем за богом войны Картикеей.

Сражения Индры

Основной сюжетной линией многочисленных мифов об Индре являются сражения. Этот ребенок сразу после рождения взял в руки оружие и предстал перед богами облаченный в золотые доспехи. Никто не усомнился, что родился великий воин, мужественен, воинственен, победоносен; он – бог битвы.

Индра вступает в борьбу в раннем возрасте с коварным асурой Эмушем, который в облике кабана похитил зерно для жертвоприношения у богов. Зерно спрятал за двадцатью одной горой в пещере среди сокровищ асуров. Индра убил Эмуша одним выстрелом, пронзив все горы, когда тот собирался варить из жертвенного зерна кашу. Вишну унес зерно и вернул богам.

Одержал победу в единоборстве с Шамбарой, разрушив его девяносто девять цитаделей. Шамбара – коварнейший из асуров, ослеплял врагов с помощью колдовства.

Оружие Индры

В ведических писаниях можно встретить упоминания различных видов оружия, которое сопутствует Индре в битвах. Так, в «Сканда-пуране» находим следующие наименования оружия, которые Индра использует в битвах с асурами: Тваштра, Агнея и Вайавйа; также применяется оружие, обладающие мистическими силами превращения: оружие Нарасимхи и Гаруды, оружие Нараяны.

…Шакра выпустил оружие Тваштра. Когда это оружие было заправлено в лук, от него разлетались огненные искры, от этого появились тысячи механических созданий. Битва продолжилась этими машинами в небесах. Небесная твердь лишилась звёзд. «…» Вселенная наполнилась потоками дождя… Увидев, что оружие Агнея отбито, Индра запустил несравненное оружие Вайавйа, и силой его тучи были разогнаны, небо просветлело и стало подобно лепестку голубого лотоса. «…» Шакра, поражающий (врагов) в битве, выпустил оружие Гаруды. Вслед за этим из него изошло тысячи Гаруд. «…» О Владыка, вспомни об оружии, принадлежащем Нарайане, обладателя великой чистоты ума. Услышав это, он выпустил Нарайана астру

«Сканда-пурана», глава 21

Применение некоторых видов оружия, сопровождаются мантрами, как например:

Убийца Вритры выпустил неотразимое оружие Нарасимхи. Вслед за этим появились тысячи львов, благодаря могуществу мантры. Они имели когти как пилы. «…» Затем он взял стрелу с остро заточенным наконечником, которая почитается в битве и разрушительна для врагов. Мудрый Индра вложил её в свой невидимый лук и выпустил с Агхора-мантрой. Он натянул тетиву, чьи лучи были надёжны, до самого уха, и быстро доставляли её до убиваемого врага. «…» После этого стрела с остро заточенным наконечником, выпущенная по ходу битвы из лука Пурандары с мантрой, подобная полуденному солнцу вонзилась в тело асура Джамбхи

«Сканда-пурана», глава 21

В «Махабхарате» упоминается сильнейшее оружие, именуемое пламенем Индры, «величественное и извергающее языки пламени», «стремительно пронзающее пространство, наполненное молниями», «яркое пламя, освещающее всё вокруг». Также используется в битвах разящий врагов дротик Васавы, громовая стрела Индры, восьмигранная, изобилующая алмазами, драгоценными камнями и жемчужинами, высоко чтимая палица.

Индрадханус — лук Индры, представляющий собой радугу, украшающую небесный свод переливами семицветья.

В «Махабхарате» также находим описание ещё одного мощного оружия, призываемого мантрами и приводимого в действие силою воли:

Тогда Арджуна пустил в него семнадцать жгучеяростных, неотвратимых, грозных, подобных пламени или ашани Индры (стрел). Могучим усилием воли Карна овладел собой и вызвал явление «оружия Брахмы». Тогда Арджуна призвал заклятиями «оружие Индры». Заклявши мантрами Гандиву, его тетиву и стрелы, Завоеватель богатств излил ливни стрел, как (изливает) дожди Пурандара. Те преисполненные гневного пыла, мощные стрелы, слетая с колесницы Партхи, (невидимые в полёте), затем становились видимыми уже только у самой колесницы Карны

«Махабхарата», книга VIII «Карнапарва», глава 66

«Рамаяна» повествует о стреле Индры, подобной алмазу:

В тревоге великой взирая с небесного свода, И боги, и демоны чаяли битвы исхода…
Как твёрдый алмаз, или Индры стрела громовая, Оружье взял Равана, Раму убить уповая…
Огонь извергало, и взор устрашало, и разум Оружье, что блеском и твёрдостью схоже с алмазом,
Любую преграду зубцами тремя сокрушало И слух потрясённый, свирепо гремя, оглушало

«Рамаяна», книга VI, часть 102

Ваджра

Жизнь Индийского бога Индры небесного воина защищавший людей от злых сил

  • Ваджра, или дордже (санскр. vajra, тиб. rdo rje), в переводе с санскрита это слово означает одновременно «молния» и «алмаз».
  • Ваджра — короткий металлический жезл, имеющий символическую аналогию с алмазом — может резать что угодно, но не сам себя — и с молнией — непреодолимая сила.
  • В индуистской мифологии — зубчатый диск, громовая палица Индры
  • Ваджра является магическим жезлом Посвящённых адептов
  • Её выковал для Индры певец Ушана.
  • Ваджра была выкована для Индры Тваштаром
  • Она сделана из скелета мудреца — отшельника Дадхичи.
  • Существует версия, что первоначально ваджра символизировала фаллос быка.
  • Ваджра ассоциировалась с солнцем.
  • Четверичная или перекрещенная ваджра имеет символику, близкую к символике колеса.
  • Ваджра представляет пять тел Дхьяни Будд.
  • Ваджра означает умение, или Упайю.
  • Ваджра символизирует силу и твёрдость духа.
  • Ваджра символизирует мужское начало, путь, сострадание.
  • Ваджра интерпретируется как знак плодородия.
  • Ваджра воплощает абсолютное и неразрушимое бытие в противовес иллюзорному представлению о действительности.
  • Ваджра в сочетании с колокольчиком подразумевает слияние мужской и женской природы.
  • Ваджра символизирует нерушимое состояние.
  • Ваджра символ светоносной неразрушимой природы ума.
  • Ваджра символ власти Будды над злыми духами или элементалами.
  • В мифологии Индии ваджра – это мощное бога Индры, которое может убивать без промаха. При этом, как алмаз, она цела и невредима в любых ситуациях – разрушает всё, но на ней не остаётся ни царапины.

Заметим, что бог Индра – главный в индуистской мифологии, глава всех богов, бог грома и молнии, «царь вселенной». Индра сокрушает и разбивает крепости. Кроме того, при помощи ваджры он способен повелеть погодой, а так же менять русла рек и взрывать скалы…

Алмазная сеть

«Алмазной сетью Индры» символизируют первоначальное пространство Вселенной, первичную субстанцию, эфирное энергетическое поле, Акашу. Это сеть, которая объединяет собой всю Вселенную в единое целое. Такую метафору можно сравнить с росой, которая собралась на паутине: в каждой капле отражается сеть с другими росинками целиком. Алмазная сеть находится над царством (дворцом) Индры и соединяет все концы  света. Такие сведения содержатся в «Аватамсака-сутре» («Гандавьюха-сутре») из традиций Буддийской Махаяны.

Концепция заключается в том, что все содержится в одном, и одно содержится во всем. Подобная картина мироздания отражена и в современном научном мире. Ее проявления можно заметить в теории фракталов, в которой отражен принцип самоподобия, бесконечная делимость материи, где каждая частица-фрактал представлена в виде маленькой копии всего шаблона. Этой теорией лишь научно подтверждается существовавшая с ведических времен концепция. Такие же утверждения были озвучены и древними философами, в числе которых Аристотель, Декарт, Анаксагор. В античной натурфилософии человек рассматривается как микрокосм. Он является частью макрокосм (Вселенной) в уменьшенном виде.

Осмысление метафоры «алмазная сеть Индры» приводит к постижению сути единства бытия, что все сущее в этом мире взаимосвязано. Сеть Индры символизирует Будду, который содержит в себе бесконечные земные пространства, при этом каждая песчинка Земли содержит в себе бесконечное число Будд.

В тексте «Аватамсака-сутры» рассказывается о мировых океанах, проявленных в каждом атоме Вселенной. Это олицетворение бесконечной взаимосвязи всего сущего: одно во многом и многое в одном. Сеть Индры представляет собой сплетение драгоценных камней, в каждом из которых отражается вся сеть с другими кристаллами. Если в одном камне что-то трансформируется, то изменения касаются всей сети.

Пустота является сутью нуменальной природы. Она пронизывает каждое явление и становится отображением всех остальных явлений. Такое свойство характерно как для одного, так и в отношении других. Во всем присутствует взаимосвязь. Одна частичка зависит от других частиц, а они в свою очередь – от нее.

В этом и прослеживается основная мысль. Окружающая нас действительность — это зеркало, которое является отражением каждого человека. То, что проявляется во внешнем мире на самом деле отражает то, что происходит во внутреннем.

Солнце как воплощение бога Индры

Что примечательно, о связи бога с солнцем рассказывает ещё одна легенда. Согласно ей, Индра – тот самый бог, что ежедневно зажигает солнце на небосклоне, а порой и сам становится светилом.

Солнце-Сурья в индуизме воплощает безграничный свет и добро, что способно прогнать самых сильных демонов, исцелить от недугов и бед. В единстве с солнцем Индра – не просто воинственный бог-защитник. Он – тот, кто посылает просветление и духовное очищение людям, тот, кто заботится обо всём мире.

Он – воплощение жизни и её солнечной сущности. Индра присутствует всюду (словно солнечный свет в ясный день), и это позволяет богу становиться частичкой всего, что окружает нас – предметами, растениями, животными и даже людьми.

Жизнь Индийского бога Индры небесного воина защищавший людей от злых сил

Изображение Индры на стене храма

Как ни странно, но сегодня культ Индры распространён значительно меньше, чем в древние времена. Верховными божествами индуистов стали Тримурти (Брахма, Шива, Вишну), а Индра благосклонно уступил им свой престол. Почему же так произошло? Вероятно, причина кроется в смене времён и изменениях в обществе, что сделало более молодых богов популярнее тех. что стояли у истоков верований. Впрочем, и сегодня Индру индийцы не забывают и продолжают почитать.

Почитание бога Индры

Жизнь Индийского бога Индры небесного воина защищавший людей от злых сил

Индра в камне

Так как Индра повелевает ливнями, к нему часто обращаются в период засух, чтобы он даровал дождь, и земля стала плодовитой, и не дал погибнуть от голода и жажды. С древних времен существует поверье, что змеевидный демон Вритра удерживает воду в своих кольцах. Люди преподносят Индре сок Сомы (его любимый напиток). Он метает молнии в демона. Вритра убегает и проливает воду на землю. Начинается дождь, который насыщает влагой высушенную почву.

В мифологии средних веков бог Индра уже считается ниже Вишну, Брахмы и Шивы. Ему достается управление над низшими богами, атмосферой, охрана восточной страны света. Он, по-прежнему, ведет войны с демонами, но уже по большей части без помощи богов. Поэтому в сражениях с ним появляются земные герои и цари. Взамен утраченного могущественного положения Индра получает во владение небесное царство.

Несмотря на это, богу Индре не возведено ни одного храма. Но фрески и скульптуры с его изображением можно встретить во многих вишнуитских храмах. Его изображают в образе человека с четырьмя руками. В одной руке он держит ваджру, а двумя — меч.

Наибольшее поклонение богу Индре приходится на ведический период в истории Индии (ІІ тысячелетие до н. э.). В более позднее время индийская религия отдала предпочтение поклонению Брахме, Шиве и Вишну. Индра перешел в сонм низших богов.

Райские планеты Индры

– Ну что, посмотрим остальные наши планеты? – предложил Рад.
– А то как-то нехорошо получается. Пришли посмотреть райские миры Индры, а сами всё о Земле, да о Земле.
– Конечно, посмотрим, после вашего рассказа мне стало вдвойне интересно.
– Тогда вперёд! – скомандовал Ярун.
И на экране возникла новая райская планета.
– Перед нами Орд, самая большая из планет содружества. На ней нет континентов, одни острова. Их три с лишним тысячи. Большие города заселены нашей расой. На дне океана живёт дружественная нам раса гуманоидов, людей с плавниками рыб. У них там своя цивилизация, которую мы не контролируем. Обе расы живут в тесном сотрудничестве. Мы помогаем гидроидам на суше, они нам – под водой и на планетах, где нет материков, один океан.