В синтоизме не существует понятия греха, однако считается, что совершение определенных действий может привести к ритуальному загрязнению, именуемому кэгарэ. Для очищения от скверны, охараэ, проводятся ритуалы и совершаются подношения божествам. Для синто нехарактерно разделение божеств на добрых и злых, благих и вредоносных — все они могут принести верующему пользу при отправлении правильных обрядов. Нарушение правил общения с ками способно разгневать божество и привести к татарэ — мести с его стороны. Но и на эти случаи предусмотрены ритуальные действа по его умиротворению. Почитание ками осуществляется синтоистскими священниками в святилищах, именуемых ясиро или дзиндзя. По всей стране действует более 80 тысяч святилищ. Синтоистские религиозные церемонии и связанные с ними празднества называются мацури. Мацури стали неотъемлемой частью повседневной жизни японцев и в значительной степени утратили сакральный смысл.

История развития Синтоизма

Что за религия Синтоизм и почему ее символ на флаге Японии

Существуют несколько взглядов относительно происхождения Синто (Пути богов). По мнению одних, он пришел в начале нашей эры из Кореи или из Китая. По другой версии история синтоизма начинается из самой Японии

Почему на флаге Японии восходящее солнце?

Собственно, как систематизированной или традиционной религией синтоизм становится в VII-VIII веках нашей эры. И как многие знают, символом Японии является солнце, и название существует соответствующее Страна Восходящего Солнца – это в честь главной богини Солнца Аматэрасу. Согласно традиции синтоизма с нее начинается родословная императорского рода.

Суть Синтоизма

Согласно синтоизму и его сути, многие природные явления или силы природы могут обладать своей духовной основой или сущностью. А то, что обладает духовной сущностью, согласно синтоизму и есть бог или Ками (с японского).

Другими словами, это обожествление того, что может вызвать какие-либо эмоции, скажем гора или камень, небо, земля, птица и другие. И здесь мы даже находим удивительные вещи, ведь в синтоизме считается, что люди рождены именно богами, а не сотворены, как например, в христианстве.

И даже есть одна также поразительная история, когда католик спросил у синтоиста – как же выглядит Бог, то он ответил просто «а мы танцуем». Это красивый ответ, не так ли, даже скорее в духе религии для просветленных — Дзен Буддизма, о сути которого мы уже писали отдельно.

Основные идеи Синтоизма

Одной из важнейших и основных идей Синтоизма, является достижение гармонии с божествами через очищение и устранение всего лишнего, что мешало постижению окружающего мира и быть в гармонии с ним.

Что и говорить, сказалось влияние буддизма, который уже начал оказывать влияние на японскую культуру еще до становления синтоизма. На некоторое время буддизм даже становится государственной религией. И даже божества синтоизма стали считаться покровителями буддизма. А буддийские сутры стали читать и в синтоистских храмах.

Так же следует отметить, что идеи Синтоизма служили и интересам всей страны, ведь если человек становится чистым сердцем, то он живет в гармонии с природой и Богами, а потому и страна в целом становится процветающей.

Здесь мы также видим идею того, что человек умиротворенный и относящийся с уважением и состраданием к другим, обретает покровительство у богов и у Будды, да и вся страна также обретает божественное покровительство.

Хотя с 18 века синтоизм стал отделяться от буддизма и развиваться отдельно, а буддизм оставался государственной религией до 1886 года.

Как Конфуций играл роль объединения Китая, так и синтоизм с его идеями божественности императорской семьи играл свою роль в сплочении японского государства.

Принципы Синтоизма

Одним из основных принципов синтоизма – это жизнь в гармонии с природой и у людей между собой. Выказывалось уважение к императорской семье, как к божественной родословной.

Причем считается, что и боги, и люди и духи умерших, просто сосуществуют друг с другом, поскольку все находятся в круговороте перевоплощений.

Что за религия Синтоизм и почему ее символ на флаге Японии

Принципы синтоизма основаны также на том, что если человек живет с чистым и искренним сердцем и видит мир таким как он есть, то он уже по этой причине добродетелен и находится на своем месте.

В синтоизме зло – это отсутствие гармонии, ненависть и эгоизм, нарушение общего порядка, существующего в природе.

Религиозные обычаи и ритуалы синтоизма

Религия синтоизм построена на ритуалах, обычаях и храмовых служениях. Считается, что все в этом мире изначально гармонично, как и сам человек. Однако злые духи пользуются слабостями человека и его низкими помыслами. Вот почему нужны божества в синтоизме – они являются опорой человеку, для поддержания чистого сердца и обеспечивая ему защиту.

Существую целые сборники книг, как правильно выполнять обряды богов, как в обычных храмах, так и в храмах императорского двора. Синтоизм служил сплочению японского народа, ведь считается, что сначала существовали именно боги, и они дали рождение, как Японии, так и династии китайских императоров.

Позднее японцы пошли еще дальше и стали считать императора «отцом», а остальных японцев «сынами» его, и что боги живут во всех них. Так Япония с посыла синтоизма становится страной «особой» (избранной) нации.

Синтоизм государственная религия Японии

В 1868 году Синтоизм в Японии становится государственной религией, до 1947 года, когда приняли новую конституцию и почему-то император перестал считаться живым богом.

Что касается современного синтоизма, то и в настоящее время в Японии существуют десятки тысяч храмов, где проводятся ритуалы божеств или духов предков. Храмы обычно строят на природе, в красивых местах.

Центральным местом в храме является алтарь, на котором ставится какой-то предмет, в котором находится дух божества. Этим предметом может быть и камень, и часть дерева, и даже табличка с надписью.

А еще в синтоистском храме могут существовать отдельные места для приготовления священной еды, для заклинаний и танцев.

Мифология синтоизма

Мифы, демонстрирующие идеи синтоизма, содержатся в сборниках «Нихонги» и «Кодзики».Возникновение синтоизма описано в них наряду с описаниями жизни двух эпох. Первая из них это так называемая «Эра Богов», затем – время правления императора, на котором сборники заканчивают повествование.

Нигде не упоминается о том, сколько времени длилась эра богов. Известно только, что она началась с сотворением мира и продолжалась до тех пор, пока боги не передали власть своим потомкам – императорам.

Согласно синтоистской мифологии, возникновению мира предшествовал хаос. Он содержал в себе все сущее, но в бесформенном, беспорядочном виде. Постепенно он разделился на равнину и острова. Затем возникли боги, которые быстро создали пары. От брачных союзов рождались новые природные объекты и явления, а также ками – их души.
Что за религия Синтоизм и почему ее символ на флаге Японии

Наиболее известная мифическая божественная пара – боги Идзанаги и Идзанами. Именно от их союза произошли острова, позже заселенные людьми. От них же появились другие боги. Отдельно возникновение людей в синтоистских мифах не оговаривается. Особой разницы между живыми людьми и ками японцы не видят, их существование всегда было параллельным. Из мифов происходят истоки многих обрядов, который по сей день строго соблюдаются.

Миф о Сусаноо положил начало обрядам жертвоприношения. Сусаноо – бог ветра, однажды серьезно обидел свою сестру Аматэрасу недостойным поведением. Чтобы заслужить прощение, он принес ей в дар тысячи столов с самыми изысканными яствами.

С тех пор накрытие богатого стола для милости богов – одна из традиций. Жертвенная пища должна относиться к разным категориям, быть как приготовленной, так и подаренной живыми существами (икра, яйца). Японцы даже закапывают угощения в землю, полагая, что там ими угощаются ками, или же выставляют перед храмами. Духи обитают везде, и пищу им подносят тоже повсюду.
Что за религия Синтоизм и почему ее символ на флаге Японии

Более поздние мифы повествуют о борьбе богов и ками между собой за власть над территориями. Оттуда же мы узнаем про бога Ниниги, который первый спустился на землю, чтобы править людьми. Именно от него пошел род императоров. В некоторых легендах есть информация еще о пяти правящих на земле богах, которые положили начало другим императорским кланам.

Обряды синтоизма

Общественная жизнь японцев намного больше пронизана религией синтоизма, чем их личная жизнь. Эта религия общения с природой, где все священно: небесные светила, реки, предки, выдающиеся люди – присутствует во всех японских традициях. В борьбе сумо, в которой сталкиваются два полуобнаженных колосса, пытающихся вытолкнуть друг друга из круга, – спорт почти вторичен по сравнению с ритуалами: борцы бросают горсть соли, чтобы очистить арену, они балансируют то на одной, то на другой ноге, чтобы сокрушить силы зла, а что касается арбитра, то он происходит из семьи, специализирующейся в этом ремесле, и одет как синтоистский жрец.

Театр но, созданный в XV в., — не что иное, как чтение эпических легенд синтоистского толка. И «икебана» (искусство цветочного оформления) толкуется в терминах синтоизма: цветы должны располагаться так, чтобы подчеркивать три плоскости: небо, человека и землю. Икебана может также трактоваться в терминах буддистской медитации. Совместное купание (о-фуро), существовавшее до американской оккупации 1945 г., также представляет собой ритуал общения с природой.

В наши дни практика синтоизма не требует никакого особого верования. Современные японцы очень мало верят в ками и не ищут какого-либо рационального объяснения ритуалов. Однако для них синтоизм – это выражение их единения с национальной общиной; и участие в церемониях, совершаемых в храме их деревни или квартала, выражает их желание поддерживать гармонию жизни нации. Японцы используют ритуал синтоизма для празднования значительных событий в жизни людей, общины или нации. Речь идет о так называемых мацури – праздниках, на которых люди радуются своему существованию, стремятся быть чистосердечными, выражают свою благодарность за все доброе, что есть в мире, и желают, чтобы счастье сохранилось. Это случай, чтобы пригласить души умерших предков на веселый праздник, в котором они могут принять участие. Однако в самом синтоизме отсутствует культ предков: почитание предков происходит из конфуцианства, то есть из китайской культуры. От будущей (посмертной) жизни не ожидают ничего. Смерть в синтоизме переживается как трагедия, и за утешением люди иногда обращаются к буддистскому культу.

Зато атмосфера веселья, царящая на синтоистских церемониях, хорошо подходит к таким событиям, как рождение или свадьба; 90% японских свадеб совершаются по синтоистскому ритуалу.

Союз супругов скрепляется тем, что они трижды отпивают саке из одной чаши. Однако традиционный банкет, на который приглашают семью и сослуживцев, стоит дорого, поэтому многие молодожены предпочитают свадьбу за рубежом по другому ритуалу. Это дешевле и включает свадебное путешествие.

Семьи охотно посещают синтоистский храм по воскресеньям. Удовольствие доставляет прогулка в его садах, во время которой совершается ритуал очищения: пьют воду из священных фонтанов, пользуясь деревянными стаканчиками, надетыми на длинные жердочки.

Синтоизм предусматривает многочисленные паломничества, часто в горы, где, по преданию, находятся ками. Мораль синтоизма очень простая, она заключается в том, что следует избегать больших грехов: лжи, убийства, прелюбодеяния и т. д.

По своей природе синтоизм является совместимым с другими религиями, так как он не отличается цельностью. На протяжении всей своей истории синтоизм приспособился к буддизму и конфуцианству, а сегодня у него не возникает проблем в отношении христианства. Современная жизнь еще больше освободила его от сверхъестественного, однако он остается цементирующей силой, обеспечивающей единство японской нации.

Можно удивляться тому, что такая примитивная религия, как синтоизм, выжила в такой высокоразвитой стране, как Япония. Синтоизм по своему представлению о вселенной очень отставал от технической эволюции Японии. Сельское хозяйство и социальная структура Японии достигли уровня (насколько можно судить со стороны), намного превышающего духовное состояние, выражаемое синтоизмом.

Можно провести интересную параллель с японской письменностью, которая одновременно и примитивна, и сложна. Ее без труда можно было заменить латинским алфавитом, более совершенным и лучше приспособленным к японской фонетике. Тем не менее японцы предпочитают сохранять архаичную систему, которая принадлежит им и позволяет защитить свою индивидуальность. Это же характерно и для синтоизма.

Однако синтоистское мышление легко приспосабливается к современному обществу, помогая моделировать и развивать его: любовь к природе способствует экологическим движениям, необходимость постоянного обновления способствует развитию общества потребления, а забота о красоте не могла не повлиять на дизайн и красоту японских изделий.

Что за религия Синтоизм и почему ее символ на флаге Японии

Взаимоотношения с другими религиями

Синтоизм не несет в себе цель противоречить иным верованиям и никогда не говорит об их ложности. В его недрах свободно существуют проявления многих религиозных учений.

Синтоизм и буддизм

Для Японии характерен религиозный синкретизм (явление, при котором люди исповедуют сразу несколько религий). Поэтому наряду с синтоизмом подавляющее число японцев исповедуют также и буддизм. Это проявляется в соблюдении обрядов двух религий одновременно. Подавляющая часть японцев празднует синтоистские традиционные свадьбы, а похороны проводят по требованиям буддийского учения.

Буддизм, пришедший в Японию из соседнего Китая, привнес свои черты и сам позаимствовал некоторые нормы у синтоизма. Он отвел внимание от культа мертвых предков, переключив его на более прагматичные вещи. Вместе с буддизмом пришли представления о государственности и общественном порядке.

Учитывая, что истоки синтоизмав его нынешнем виде во многом происходят из буддизма, эти две религии имеют немало общих черт.

  • религии объединены темой «Пути». В первом случае это путь Будды, во втором – путь ками;
  • наличие храмом и жрецов, похожее стилистически оформление молитвенных мест;
  • общие боги и обряды, перекочевавшие из одной религии в другую в результате смешения.

Но у двух религий остаются различия:

  • синтоизм не имеет основателя и более того – невозможно достоверно вычислить даже век его появления. В то время как эра буддизма начинается с просветления Будды;
  • буддизм не приемлет культа душ умерших предков;
  • несмотря на признание некоторых синтоистских богов, почитание не распространяется на священные для синтоистов неодушевленные предметы.

Было немало попыток препятствовать смешению синтоизма и буддизма – синкретизм не устраивал то одну, то другую сторону. Но ассимиляция все равно произошла. Сейчас людям, исповедующим обе религии, уже невозможно сделать выбор в пользу лишь одной из них.
Что за религия Синтоизм и почему ее символ на флаге Японии

Синтоизм и христианство

На первый взгляд эти две религии не имеют ничего общего. Их невозможно объединить ни в одну категорию. Общее у них лишь массовость последователей. Хотя христианство в данном отношении выигрывает, тем более, что для него характерны разные формы и общность для множества людей на разных континентах.

Синтоизм тоже имеет несколько течений, но сосредоточены они, в основном, в одной стране. Также он не монотеистичен – нет создателя и начинателя религии. Кроме того, синтоизм предполагает наделение духовностью неодушевленных предметов, что христианство считает страшных грехом.

Но все же некоторые общие черты выделить можно. В первую очередь обе религии говорят о душе и считают важным заботу о ней. Также поощряется скромность, стремление не осуждать окружающих, быть щедрыми и бескорыстными. В храмах проходят обрядовые очищения, которые имеют общие черты. Похожий символизм характерен для многих религий.

Что касается отношению синтоистов к христианству, то оно всегда было настороженным. Необходимость служить лишь одному богу с точки зрения монотеистов кажется предательством по отношению ко всем остальным богам. Поскольку синтоизм – больше чем религия (это мировоззрение, часть культуры), христианство на японской земле не прижилось.

Аматэрасу

Аматэрасу (天 照) — японская богиня солнца, дочь божеств-создателей Идзанаги и Идзанами, центральная часть религии синто. Именно от нее императорская семья заявляет о своем происхождении и своем божественном праве на власть.

Что за религия Синтоизм и почему ее символ на флаге Японии

Ксилография XIX века, изображающая японскую богиню солнца, выходящую из своей пещеры. Автор Сюнсай Тосимаса. ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ

Аматэрасу — великая и славная богиня солнца. Воплощение восходящего солнца и самой Японии, она королева ками и правительница вселенной. Японская императорская семья утверждает, что произошла от нее, и это дает им божественное право управлять Японией.

Она является центром синтоистской и духовной жизни Японии.

Этимология

Аматэрасу можно перевести как «сияние с небес», где天означает «небо» (или имперский), а照означает «сияние». Это сокращение от Аматэрасу-Омиками , которое может быть представлено на кандзи как天 照 大 神. 天 照 大 御 神и天 照 皇 大 神 -эта более длинная версия означает «великий и славный ками , сияющий с Небес». Самый известный из ее титулов — Ōhirume-no-muchi-no-kami (大 日 孁 貴 神) , что означает «великое солнце ками ».

Атрибуты

Аматэрасу — Царица Небес, ками и само творение. Хотя она не создавала вселенную, она — богиня творения, роль, которую она унаследовала от своего отца, Идзанаги, который теперь защищает мир от земли мертвых.

Что за религия Синтоизм и почему ее символ на флаге Японии

ид изнутри пещеры Аматэрасу, когда Омоикане откатывает камень у входа, Ёситоши Тайсо. АРТЕЛИНО / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ

Богиня восходящего солнца

Основная роль Аматэрасу — это богиня солнца. В этом положении она не только служит буквально восходящим солнцем, которое освещает все вещи, но также обеспечивает пищу всем живым существам и отмечает упорядоченное движение дня в ночь.

Солнце олицетворяет порядок и чистоту, две из самых важных концепций синтоизма. Все вещи в творении упорядочены, от Аматэрасу до обитателей Дзигоку и других адов. Этот порядок отражен и в японском обществе.

Императорская богиня

Японская императорская семья, которая заявляет о своем происхождении от Царицы небес, является главой японского общества. В свою очередь от императорской семьи существует естественная иерархия. В досовременной Японии это было одним из многих оправданий кастовой системы общества.

Благодаря озарению Аматэрасу она олицетворяет не только порядок, но и поддерживает справедливость мира. Императорская семья долгое время служила узаконивающей силой любого японского политического образования. Они всегда использовали это положение, чтобы гарантировать, что место Аматэрасу как Королевы Небес и ее контроль над ее дворами отражены в их правлении. Таким образом, земные судебные системы и правосудие, которое они представляют, являются отражением справедливости богини солнца, хотя сами они не боги справедливости, а всего лишь ее окончательный арбитр. Она поддерживает гармонию и баланс как в мире природы, так и в человеческом обществе.

Богиня государства

Аматэрасу всегда была важным — если не самым важным — ками в духовной жизни Японии. Так было до Реставрации Мэйдзи, когда синтоизм еще не был официально оформлен. Однако только после того, как синтоизм был официально признан государственной религией, роль Аматэрасу укрепилась, и императорская семья снова стала главой ныне демократизированной Японии.

Хотя государственный синтоизм был упразднен в годы после Второй мировой войны, Аматэрасу и императорская семья остаются важной частью духовной жизни Японии.

Императорские регалии

Императорская семья владеет тремя святыми реликвиями, которые происходят непосредственно от самой богини. Вместе эти реликвии известны как Императорские регалии Японии:

  • Ята-но-Кагами (八 咫 鏡) , Восьмипролетное Зеркало, использовалось, чтобы выманить Аматэрасу из пещеры, в которой она спряталась;
  • Ясакани-но-Магатама , Великая жемчужина, представляет собой магатама , изогнутое ожерелье из бисера или драгоценных камней, распространенное в доисторический период Японии (до IV века). Считается, что Великая жемчужина была утеряна во время войны Генпэй (1180–1185);
  • Кусанаги-но-Цуруги (草 薙 の 剣) , Режущий Траву Меч (также известный как Амэ-но-Муракумо-но-Цуруги [天 叢 雲 剣] , Небесный Меч Собирающих Облаков) когда-то принадлежал брату Аматэрасу Сусаноо. и представлял добродетель.

Святыни

Великая святыня Исэ (известная обычно как Дзингу ) — не только самая исторически важная святыня Японии, но и официальная святыня Императорской семьи. Посвященный Аматэрасу, храм хранит императорские регалии и был важным местом паломничества в период Эдо (1600–1868). В святилище есть несколько участков, куда могут проходить только жрицы и члены Императорской семьи. Таким образом, главный жрец и жрица святилища должны принадлежать к линии Императорской семьи.

Другой храм Аманоивато находится в Такатихо, префектура Миядзаки. Как говорят, он расположен недалеко от пещеры Ама-но-Ивато, в которой Аматэрасу спряталась от мира.

Аматэрасу и императорская семья

Аматэрасу в японской мифологии – родоначальница императорского рода. Внук богини Ниниги но микото стал первым радетелем мира и централизованной власти на архипелаге. Первый легендарный император Японии Дзимму – внук Ниниги но микото, прапраправнук Аматэрасу. Символика императорского рода происходит из легенд о великой богине, а регалии правителей, как считается, пришли с небес – она даровала их своему внуку Ниниги но микото, отправляя его в опасное путешествие на Японский архипелаг.

Что за религия Синтоизм и почему ее символ на флаге Японии

Император Японии – потомок Аматэрасу

Богиня в аниме

Аматэрасу появляется в аниме и манге:

  • Бездомный бог;
  • Амино амино;
  • Магическое подразделение паладинов и призванных демонов;
  • Богиня неудач.

Аматэрасу возникает в популярном аниме Наруто – ее именем названа техника боя.

Синигами

Как и Аматэрасу, синигами – ками, известные из синтоизма. Их можно назвать проводниками душ. И Аматэрасу, и синигами появляются в манге и аниме D.Gray-man.