Многие люди, к сожалению, знают о староверах лишь немногочисленную информацию. Одни думают, что члены их общин даже не имеют базового образования, а главной целью их бытия является ведение хозяйства старыми способами. Другие же уверены, что староверы – язычники, поклоняющиеся древним Богам. А может и те и другие ошибаются? Какие же традиции соблюдают староверы, и какова цель их жизненного пути, наполненного сложнейшими испытаниями окружающей средой и политическими гонениями?

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Содержание

Что же такое старообрядчество?

Так какое же толкование термина «старообрядчество» наиболее приемлемо сегодня как для самих старообрядцев, так и для светского общества, включая ученых, изучающих историю и культуру старообрядчества и жизнь современных старообрядческих церквей?

  1. Итак, во-первых, поскольку в момент церковного раскола XVII века старообрядцы не вносили никаких нововведений, а остались верными древней православной церковной традиции, то нельзя назвать их «отделившимися» от православия. Они никуда не уходили. Наоборот, они отстаивали православные традиции в их неизменном виде и отказались от реформ и нововведений.
  2. Во-вторых, старообрядцы представляли собой значительную группу верующих древнерусской Церкви, состоящую как из мирян, так и из духовенства.
  3. И, в-третьих, несмотря на разделения внутри старообрядчества, которые произошли по причине жестоких гонений и невозможности на протяжении столетий организовать полноценную церковную жизнь, старообрядцы сохранили общие родовые церковно-общественные признаки.

С учетом сказанного, можно предложить следующее определение:

СТАРООБРЯДЧЕСТВО (или СТАРОВЕРИЕ) — это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями, вплоть до Петра I включительно.

Староверы: история раскола

На самом деле, староверы, их обычаи и традиции далеки от ложных представлений о том, что «староверы – это те, кто до сих пор приносит жертвы Зевсу и Перуну».  Причиной раскола в свое время послужила реформа, которую решили провести царь Алексей Романов и патриарх Никон (Минин). Староверы и их отличие от православных началось с разницы в осенении крестным знамением. Реформа предлагала изменить двуперстие на трехперстие, упразднить земные поклоны, позднее реформа затронула все формы устава Церкви и порядка богослужения. Вплоть до эпохи правления Петра I в церковной жизни происходили изменения, которые староверы, ценившие старые обычаи и традиции восприняли как посягательство на традиционный и правильный, с их точки зрения, религиозный уклад.

Протопоп Аввакум призывал сохранить старую веру, в том числе, старообрядческий крест, и пострадать за «старую веру», если потребуется. Не принимали реформу патриарха Никона и в Соловецком монастыре, насельники монастыря обратились к царю Алексею Романову с челобитной в защиту старой веры. Староверы в России сегодня — это последователи тех, кто в XVII веке не принял реформу.

Причины проведения реформы

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Прежде чем приступить к рассмотрению церковного раскола 17 века, следует изучить причины проведения реформы. Обсуждать необходимость реформы церковной жизни начали в 1640 годы.

Тогда в столице была создана группа под названием «Кружок ревнителей благочестия». Участниками кружка являлись представители духовенства. Они выступили за то, чтобы церковные тексты и правила богослужения были унифицированы.

Но при этом в вопросе выбора образца, в соответствии с которым нужно было вносить изменения, не было единства. Одними в качестве эталона предлагались древнерусские церковные книги, а другими – греческие.

В конечном итоге победа была одержана теми, кто ратовал за приведение церковных обрядов и книг в соответствие с канонами Византии. У этого выбора существует несколько причин.

Реформы церкви в 17 веке

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Осуществление реформ происходило при участии царя Алексея Михайловича и при его поддержке. А также при поддержке некоторых других патриархов из православных. Реформирование было подтверждено постановлениями, принятыми рядом соборов. Они проходили в Москве в период с 1650 по 1680 годы.

У реформ появились противники, которые позже стали называться старообрядцами. Их на Московских соборах 1656 и 1666 года и на Большом Московском соборе, состоявшемся в 1667 году, предали анафеме. Она коснулась тех, кто придерживался крестного знамения двумя перстами.

Эти события положили начало старообрядческому расколу в русской церкви. Появились группы старообрядцев, которые впоследствии были разделены на многочисленные согласия. Вследствие церковного реформирования, повлекшего за собой раскол церкви на Руси в 17 веке, наступило и противостояние внутри русского народа. Последствия его окончательно не преодолены и по сей день.

Обоснование выбора греческих канонов

Среди них находятся следующие:

  1. Российское государство стремилось к упрочению своего международного положения среди стран, принявших православие. Теория «Москва – Третий Рим», которую в 15 веке выдвинул псковский старец Филофей, имела популярность в правительственных кругах. После раскола Церкви, произошедшего в 1054 году, Константинополь являлся духовным центром православия. По мнению Филофея, после падения Византийской империи столица Руси приняла эстафету, став оплотом православной веры. Поэтому совершенно логичным было ориентироваться на греческие каноны в богослужении.
  2. После решения Переяславской рады в 1654 году к Российскому государству перешла часть Речи Посполитой, где проживало православное население. Там литургию проводили в соответствии с греческими канонами. Таким образом, унификация обрядов могла бы способствовать процессу объединения России с Малороссией.
  3. После Смутного времени прошло не так уж много лет, и периодически в стране наблюдались вспышки народных волнений. В связи с этим правительство в установлении однообразных правил церковной жизни видело важный инструмент для стабилизация внутриполитической обстановки и поддержании национального единства.

Для уяснения того, как проходил раскол русской православной церкви, следует рассмотреть основных участников процесса осуществления церковной реформы, приведшей к нему. Среди них выделяются царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, которые были инициаторами церковной реформы 17-го века.

Патриарх Никон: влияние на царя

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Церковный раскол в России неотделим от имени патриарха Никона. В миру он известен как Никита Минин. Годы его жизни – 1605-1681. Священнослужителем он стал по воле родителей и на этом поприще достиг больших высот. В 1643-м он получил значимую церковную должность, став игуменом в Кожеозерском монастыре, находившемся в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон прибыл в Москву по делам монастыря, и его представили молодому в то время царю Алексею Михайловичу. Последнему было тогда 17 лет. Игумен настолько приглянулся юному государю, что он решил оставить его при дворе и назначил на должность архимандрита в Московский Новоспасский монастырь. Впоследствии, благодаря царскому расположению, Никон стал Новгородским митрополитом.

В 1651 году царь потребовал возвращения Никона в столицу, и с тех пор он стал влиять на Алексея Михайловича с еще большей силой. Пользуясь полным доверием правителя, церковник принимал активное участие в решении государственных дел.

Вершиной карьеры Никона было его восшествие на патриарший престол. Это произошло после ухода из жизни патриарха Иосифа в 1652 году. С этого момента и началась подготовка давно назревавшей церковной реформы.

Лидер старообрядцев

Церковный раскол в России неотделим от имени протопопа Аввакума Петрова, возглавлявшего движение старообрядцев. За то, что он был не согласен с реформами церкви, его сослали в Сибирь, где он пробыл долгие одиннадцать лет.

Несмотря на множество перенесенных тягот и невзгод, Аввакум не был сломлен и не отказался от старой веры. По решению одного из церковных соборов его заточили в земляную тюрьму, а затем сожгли заживо.

Сын священника Аввакум Петров

25 ноября 1620 года в селе Григорово на Нижегородчине в семье священника Петра Кондратьева родился мальчик. В честь ветхозаветного пророка его нарекли Аввакумом. В книге «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» приводятся отдельные эпизоды его младых лет. Про своего батюшку Аввакум говорил так: «Отец мой жизнь жил слабую, прилежаше пития хмельнаго…».

Когда мальчику было 12 лет, его отец скончался — подростку пришлось взять на себя роль главы семейства. После смерти матери он женился на односельчанке Анастасии Марковне, которая до самой смерти сопровождала его во всех тяготах и лишениях.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Протопоп Аввакум

В 1644 году Аввакум начал службу при храме Рождества Христова в Лопатищах. В его молодой семье появились дети — сын и дочь. Пастве в целом нравились его яростные и искренние речи на проповедях, но случались и драки — священника избивали недоброжелатели.

Недовольство местных властей деятельностью Аввакума вынудило его вместе с семейством искать протекции в Москве. Столица встретила его радушно, там он попал в круг вождей «боголюбческого» движения — клириков, выступавших за реформы церковной организации и её очищение от злоупотреблений. Священник познакомился не только с царским духовником Стефаном Внифатьевым, но и с самим государем Алексеем Михайловичем. В сентябре 1647 года Аввакум с грамотами от царя вернулся в Лопатищи. Жилище было разорено — пришлось поднимать домашнее хозяйства с нуля.

С 1645 года усиливаются позиции кружка «боголюбцев». Отец Иоанн Неронов стал главным вдохновителем Аввакума. К «боголюбцам» примкнул и Никон (Никита Минов). А в 1647-м кружок получил поддержку царя.

Церковный раскол допетровской Руси

По ходатайству Иоанна Неронова Аввакума назначили протопопом собора Входа Госполня во Иерусалим в Юрьевце-Повольском. В июле 1652-го протопоп прибыл в Москву, где находился до 21 августа 1653 года.

Тем временем в стране разворачивалась церковная реформа Никона, взошедшего на патриарший престол в 1652 году и сразу же объявившего о необходимости изменений в религиозной жизни. Взгляды Никона не нашли поддержки в среде «боголюбцев», которые были не согласны с унификацией русской церкви с греческой. Противники изменений подвергались опале: одним из первых под удар попал отец Иоанн Неронов. Протопоп Аввакум даже отправил челобитную царю, прося за своего наставника. С критикой обрушились и на самого Аввакума: ему пришлось покинуть место своей службы с частью паствы.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Церковный раскол

«Не пустили попы у Казанские в церкву и ис придела выбили, по приказу архидьяконову, сказывают. И я, грешник, помянул изгнание великаго светила Златоустаго, и собрался з братиею о Господе в дому твоем в сушиле, после тебя в первое воскресение побдети… И в то время прииде дух от пустыни, обыдоша нас пси мнози, и сонм лукавых обступиша ны, и вскочиша в молитвенный дом Борис Нелединский со стрелцами и книги попраша, а меня почали бить взашей и за волосы драть в патрахели, а братью також перехватали, человек с сорок и болши», — писал Аввакум в «Житии».

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Милорадович С. Д. «Путешествие Аввакума по Сибири», 1898 год

15 сентября Аввакума должны были расстричь за неповиновение патриарху, но по личной просьбе царя этого не произошло. Протопоп был отправлен в ссылку в Тобольск. Там у него отношения с местным духовенством и воеводой Пашковым совершенно не сложились на фоне жертв и лишений в ходе освоения Дальнего Востока. Так, во время экспедиции в Даурию 1656 года Аввакум разражался пламенными речами и совершил несколько дерзких выходок, за что недовольный воевода приказывал бить священника кнутом и даже посадить в острог. В экспедиции протопоп потерял малолетнего сына.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра 19-го века

В мае 1664 года Аввакум с семейством прибыл в Москву. Противники реформы Никона из числа бояр приняли опального протопопа. Сам государь разместил Аввакума на подворье Новодевичьего монастыря. Постепенно протопоп набрал большое количество сторонников своих проповедей в Москве. Иван Андреевич Хованский, Юрий Дмитриевич Долгорукий, Анна Петровна Милославская и Феодосия Прокопьевна Морозова — эти влиятельные представители русской знати поддерживали Аввакума.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Суриков В. И. «Боярыня Морозова»

Пламенные речи, которые беспокоили царя, конфликты с греческими церковниками и недовольство ряда московских клириков заставили окружение государя вновь выслать Аввакума из Москвы. На сей раз — в Пустозёрск. Церковная оппозиция подверглась репрессиям.

В 1666—1667 годах прошёл Большой Московский церковный собор, который должен был примирить сторонников и противников реформ. Привезли из ссылки и Аввакума. «Стязавшеся власти много со мною от Писания: Иларион Рязанский и Павел Крутицкой, Питирим же, яко красная девка, нишкнет, — только вздыхает. Оне же не возмогоша стати противо премудрости и силы Христовы, но токмо укоряху. И лаяше меня Павел, и посылаше к чорту», — так, согласно «Житию», прошёл для протопопа собор.

Последняя ссылка Аввакума

13 мая 1666 года Аввакум был расстрижен и предан анафеме, несмотря на заступничество царицы. Протопоп был закован в цепи и посажен в клетку. В 1667 году Аввакум и ряд его расстриженных сторонников были отправлены в Пустозёрский острог. 14 лет он жил в земляной тюрьме. Даже в таких условиях он не прекращал проповедовать и отправлять послания как царю, так и своим сторонникам. Там же он работал над автобиографией.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Мясоедов П. Е. «Сожжение протопопа Аввакума», 1897

По настоянию патриарха Иоакима пустозёрских страдальцев, раскольников, следовало отправить на костёр. 14 апреля 1682 года Аввакум был приговорён к сожжению. Когда пламя полыхало, протопоп сумел высвободить руку и сказать перед смертью: «Будете таким крестом молиться — во веки не погибнете!».

Староверы: отличие от православия

Интересно, что старообрядцы утверждают, что они придерживаются православной Веры, а Русская Православная Церковь называет их нововерцами.

  1. Существует множество различий старообрядческой Веры от православия.
  2. Староверы во время крещения используют 2 перста, обозначающие Ипостаси Спасителя, а православные – 3, являющиеся символом Святой Троицы.
  3. Старообрядцы используют греческий вариант произношения «Исус», вместо «Иисус».
  4. Старообрядческая община не приемлет изменений в Символе веры. Они остро выступали за сохранение союза «а» в словах, произнесенных о Сыне Божьем «рожденна, а не сотворенна. В православии они были заменены на «рожденного, не сотворенного».
  5. Староверы осуществляют движение посольно во время крестных ходов, а православные – противосолонь.
  6. Староверческий крест – восьмиконечный без изображения распятия, а православный – четырех и шестиконечный.
  7. Во время молитвы старообрядцы произносят «Аллилуиа» два раза, а православные – три.
  8. Православные четки могут иметь различное количество бусин (обычно используется кратное 10 или 12, либо 33 бусины). Старообрядческие четки содержат 109 бобочками, которые разделены на неравные группы.
  9. В православии крестят неполным погружением или обливанием, а староверческое крещение предполагает полное погружение в воду.
  10. В православии используется моноголосное пение, а старообрядцы придерживаются крюкового пения.

 

Староверы являются неотъемлемой частью всемирной религиозной истории. На протяжении всей своей жизни они чтут, сохраняют и перенимают Веру прошлых поколений, несмотря на правительственные гонения и сложнейшие условия жизни.

Староверцы (двоедане) и РПЦ – в чём разница?

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Старообрядцы искренне были убеждены и остаются сегодня уверенными в том, что именно их вера православная, а русская православная церковь – нововерцы, никонианцы. Понятие «старообрядцы» ввёл в обиход Николай Второй, повелев не использовать более слово «раскольники», наверное, желал какого-то примирения среди верующих.

Никонианцы взяли для себя символ Святой Троицы, креститься стали тремя перстами, двоедане обзывали их щепотниками. Старообрядцы по-прежнему осеняли себя двумя перстами, что является символом двух Ипостасей Спасителя – истинный Бог и истинный человек.

Среди старообрядцев тоже ходили какие-то разногласия, они делились на поповцев, беспоповцев и единоверцев, но основные принципы, ценности и обычаи были одни.

В утвержденное Церковью учение были внесены изменения, которые старообрядцы не приняли, они были готовы пойти на смерть за каждую букву в Символе веры. Вот эти изменения и стали главным камнем преткновения между староверцами и никонианцами.

Во время крестного хода старообрядцы двигаются по солнцу, то есть по часовой стрелке. Патриарх Никон обновил этот обряд по греческому образцу: было принято решение совершать крестный ход против солнца. Для староверцев это было просто неприемлемо!

В старообрядческую церковь категорически запрещено заходить в галстуках и в рубашках с закатанными рукавами. Этот запрет провозглашён в память о казнённых во времена раскола церкви через повешение и сожжение. Сами староверцы во время службы надевают косоворотку с длинными рукавами, которая в быту не носится, то есть предназначена именно для богослужения.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Крест у старообрядцев признается только восьмиконечный с надписью «Царь славы», а у РПЦ в ходу и четырёх- и шестиконечный. Нательный крест двоедан не содержит изображения Исуса Христа, так как они считают, что это крест личный.

На службах староверцы кладут земные поклоны, тогда как патриархом Никоном они были запрещены. Он считал, что достаточно кланяться в пояс, не становясь на колени для великого земного поклона. Во время молебна руки двоедане складывают крестом на груди; четки в виде ленты содержат 109 бобочков, что символизирует лестницу от земли до небес.

При крещении старообрядцы совершают полное троекратное погружение, а православные могут либо частично погрузить в купель ребёнка, либо просто облить его святой водой. В РПЦ принято многоголосое пение, а у строверцев – одноголосное, как бы домашнее, не помпезное.

Старообрядцы и староверы — это одно и то же?

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Старообрядка на кладбище. Конец XIX — начало XX века

Большинство ученых считают, что да. Но в последние годы появилась полярная точка зрения: ее сторонники называют староверами носителей традиционной русской народной религиозности, включавшей в себя среди прочего элементы язычества. Будущие же лидеры старообрядцев до того, как выступили против прогреческих реформ и вступили в конфронтацию с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, сражались за чистоту веры и устранение тех искажений, которые появились под влиянием народных традиций. Например, они боролись с гаданиями, суевериями, магическими практиками и играми. Тот же протопоп Аввакум очень не любил скоморохов.

Религиозное сознание образованного богослова и обычного прихожанина и сегодня могут существенно различаться. Протопоп Аввакум и патриарх Никон были ближе друг к другу, чем к современному им крестьянину, носителю народной религиозности. Они разошлись не в вопросе необхо­димости реформ, а в вопросе их методов. Но большинство исследователей все же продолжают использовать понятия «староверие» и «старообрядчество» как синонимы, потому что народная религиозность присутствует в любой традиции, в том числе и в официальной Русской православной церкви, и нет смысла выделять ее в особую традицию.

Образ жизни

Считается, что в быту староверы очень скромны и даже аскетичны, а их культура полна архаики. Многие староверы носят бороды, не употребляют спиртных напитков, учат старославянский язык, а некоторые носят в повседневной жизни традиционную одежду.

Суть Никоновской реформы: отличия старых и новых обрядов

Хотя реформа касалась печатных церковных книг, отличия были существенными.

  • Во-первых, по старому обряду креститься следовало двумя перстами, олицетворявшими «Исуса и Бога». Теперь же креститься нужно тремя перстами – Отец, Сын и Святой Дух.
  • Во-вторых, кланяться обязательно требуется по пояс, а не в пол, как ранее.
  • В-третьих, изменилось написание имени Иисуса, т.к. ранее писалось с одной буквой «И».
  • В-четвёртых, вводилось в принципе слово и понятие «православия».
  • В-пятых, крест стал четырёхконечным, а не восьмиконечным.

Это только основные моменты. В литературе действительно изменился манер обрядов, а также изменилось написание икон.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Разница в написании икон: слева новобрядческая, справа – старообрядческая, на примере иконы Спаса Нерукотворного

Различие церквей

Первое, что бросается в глаза при виде абсолютно любого здания – его архитектура. Так вот, визуально никоновская и старообрядческая церкви практически ничем не отличаются.

Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

В беспоповских храмах старообрядческих церквей может и не быть алтарной апсиды (это полукруглый или многогранный выступ в восточной части храма, обычно это место наполнено мозаиками, росписями и имеет три окна).

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Казанская старообрядческая церковь Иконы Божией Матери

Но самое главное, по чему вы можете определить принадлежность храма, находится наверху.

У старообрядцев обычный восьмиконечный крест без каких-либо украшений, в то время как в современных церквях он четырехконечный, со всевозможными украшающими модификациями.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Крест на новообрядческом храме

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Крест на старообрядческом храме

Свечи и паникадила: внутри старообрядческих храмов, в основном, используются настоящие свечи, а не электрическое освещение. Иконы только медолитные и рукописные, написанные в канонической стилистике.

Далее отличительной чертой является наличие подручников. Поскольку старообрядцы кланяются в пол, то для удобства используются специальные коврики. Также во многих беспоповских храмах есть сидения (хотя есть расхожее мнение, что их попросту нет).

Старообрядцы и староверы: отличия

Чтобы понять, в чём отличие между этими людьми, для начала нужно уяснить, к какому мировоззрению принадлежат представители одного и второго направления. Старообрядцами называют русских христиан, отказавшихся принять реформы патриарха Никона. Людей, которые не захотели подчиниться новым правилам, называли раскольниками. Их всячески преследовали и притесняли. Многие семьи были вынуждены бежать за границу. Современных потомков старообрядцев можно встретить даже в Бразилии. Только в ХХ веке к «вероотступникам» стали относиться более снисходительно. В 1905 году Николай II подписал указ, согласно которому неполиткорректное слово «раскольник» было заменено более нейтральным «старообрядец».

Нежелание части православного населения страны принять нововведения Никона было связано со значительными изменениями в проведении обрядов. Эти изменения, по мнению раскольников, оскверняли истину:

  • В старообрядческих книгах имя Спасителя пишется с одной буквой «и», то есть, Исус. После проведения реформ имя получило современное написание.
  • До нововведений Никона креститься полагалось двумя пальцами. Согласно новому канону, крестное знамя накладывалось тремя пальцами.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

  • Патриарх-реформатор постановил, что ходить вокруг церкви можно только против часовой стрелки.
  • При Никоне были переписаны богослужебные книги. Различия появились не только в проведении богослужений. Некоторые термины были заменены: слово «правоверный» было заменено на «православный». Были и другие значительные перемены.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Староверами называют приверженцев дохристианского мировоззрения. Эти люди верят в Славянские Веды. Последователей традиции не стоит считать отсталыми, невежественными людьми. Их мировоззрение намного более масштабно, чем у христиан. Староверы ближе к природе и лучше понимают её законы.

Раскольники, как и любые христиане, разделяют Творца и то, что им создано. Дохристианская традиция роднит человека с природой, заставляет вернуться к ней. Соединение с естественной средой необходимо для самопознания и нахождения своего места в этом мире. Веды зачастую называют не религией, а древним мудрым знанием. Согласно староверческому летоисчислению, в настоящее время жители планеты проходят через эпоху, которая называется ночь Сварога. Это один из самых трудных периодов в истории человечества, характеризующийся всевозможными бедствиями и кризисами. С точки зрения Славянских Вед, всё происходящее сегодня в мире вполне объяснимо и не должно вызывать удивления или недоумения.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Знания, полученные нами в школе, не всегда находят своё применение в жизни. Давая готовый материал, учитель не всегда может ответить на вопрос ученика. Например: «Староверы и старообрядцы: в чём разница?». Эти термины не синонимичны. Знание родной истории поможет избежать недоразумений.

Беспоповские храмы староверов

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

В XVII веке был убит последний епископ старообрядцев, в связи с этим появилась проблема назначения санов. Священников назначают епископы, для того, чтобы было кому проводить религиозные обряды и таинства.

Со временем старообрядцы решили, что в крайних случаях будут сами назначаться. Это позволено для обрядов крещения и исповеди. Поэтому-то и существуют беспоповские храмы.

Современные старообрядцы

На сегодняшний день российское старообрядчество разделено на несколько конфессий, имеющих два основных направления: поповское и беспоповское, а также четыре согласия.

К поповскому направлению относятся Русская Православная старообрядческая Церковь, являющаяся крупнейшим старообрядческим объединением, и Русская Древлеправославная Церковь.

К беспоповцам принадлежат Древлеправославная Поморская Церковь и Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Можно понять, что на сегодняшний день старообрядцы не имеют никакого централизованного сообщества. Но это на первый взгляд. Неформально очень многие прихожане знакомы друг с другом, часто поддерживая контакты. Собираются для молитв и «добрых дел».

Живут эти люди согласно Евангелию. Утром и вечером традиционно молятся. Занимаются своей работой, ведь она не запрещена священными книгами. Едят что хотят, если, конечно же, не наступил Великий Пост.

Всё-таки староверы – это обычные люди со своим укладом жизни и ценностями.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика — в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки — в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину — женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки — простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Главные языческие Боги

В древнем язычестве существовало очень много богов, которым поклонялись русичи. Самыми главными божествами считались:

  • Перун – самый главный бог у восточных славянских селений. Он считался богом войны, а его главным символом стала секира, которая досталась Перуну от Сварога. Он был покровителем всех князей, а также их дружин.
  • Лель – божество, которое символизировало любовь. Лель был сыном богини Лады, и изображался в виде чудного младенца с крыльями. Он не только символизировал страсть и любовь, но и имел возможность разжигать чувства между людьми.
  • Ярило – бог солнца. Славяне очень почитали Ярила, ведь он помогал им в выращивании урожая. Кроме того, он мог успокоить самую сильную бурю, а также регулировать температуру.
  • Сварог – бог солнца и огня. Воины поклонялись ему, чтобы заручиться поддержкой в битве. Сварог выступал как источник всего земного огня.
  • Макошь – богиня и покровительница плодородия. Также помогала матерям в воспитании детей.
  • Велес – охранял старину и был покровителем всего живого на земле.
  • Мара – божество, олицетворяющее смерть. Способствовала легкому переходу покойного в загробный мир. Нередко ей молились разбойники, чтобы она поддержала их в темных делах.

Самые значимые традиции язычников

  • Имянаречение. В быту обычаи и традиции староверов имели очень большой вес. Независимо от того, в каком доме появлялся на свет ребенок, проводился обряд имянаречение. Для русичей имя имело сильное значение. Старый волхв с помощью старинного заговора входил в связь с духами, которые сообщали ему, какое имя будет у новорожденного. От выбранного имени зависело какой жизненный путь пройдет человек. Такой ритуал можно сравнить с крещением в православной религии.
  • Раскрещивание. После крещения Руси многие славяне отказывались добровольно принимать православие. Иногда развязывались восстания, после которых человека насильно заставляли менять веру. Люди знали, что они всегда могут возвратиться к языческой вере. Для этого необходимо было провести специальный языческий обряд раскрещивания на старом капище (языческий храм). Чаще всего оно строилось в глуши леса, где не ступает человеческая нога, а духи настроены на общение.
  • Свадьба. В Древней Руси было принято вступать в брак по достижению нужного возраста. Мужчина и женщина не могли жить вместе, предварительно не повенчавшись. Обычаи староверов могли немного отличаться в зависимости от места проживания. Все начиналось с плясок и народных песен под окном невесты. Праздничный стол был богат всякими яствами, на нем обязательно должны присутствовать пряники, пиво, печенье и квас. Во главе свадебного стола всегда стоял каравай – символ плодородия и богатства в зародившейся семье. После венчания пара занималась продолжением своего рода.
  • Калинов мост. Так называется языческий обряд, который проводит человека в загробную жизнь. Детали обряда могли отличаться в зависимости от региона проживания русича. Чаще всего хоронили в гробу, а в него клали вещи покойного. В племенах кривичей усопшего сжигали на специальном ритуальном костре. На похоронах все действия выполнялись в соответствии с традициями. Калинов мост был священным переходом в загробное царство. Язычники верили, что если человек был сильно грешен при жизни, то пройти мост он не сможет, и ему придется остаться в вечных муках.

Почему старообрядцев так ненавидели и преследовали?

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Самосожигатели. Картина Григория Мясоедова. 1882–1884 годы

Жестокость преследований определялась, с одной стороны, суровостью правовых практик той эпохи, с другой — твердостью противников реформ, переходившей в фанатизм, вплоть до самосожжения. Особенно интересен феномен гарей    Гари — массовые самосожжения старо­обрядцев. По разным подсчетам, во второй половине XVII века в самосожжениях погибло свыше 8000 человек.. Одни исследователи объясняют его давлением внешних обстоятельств и отсутствием выбора: старообрядцев насильно обращали в официальное православие. Другие считают, что самосожжения связаны с самим старообрядческим вероучением: старообрядцы верили, что само­сожжение очищает грехи. И хотя давление на старообрядцев постепенно стало снижаться, принимая менее радикальные формы, преследования продолжа­лись вплоть до апреля 1905 года, когда Николай II выпустил указ о веротер­пимости, устанавливавший свободу выбора религии и прекращавший пресле­дования старообрядцев. Только в 1971 году Русская православная церковь сняла анафемы    Анафема — высшее церковное наказание, отлучение от Церкви. со старообрядцев.

Старообрядцы жили закрыто, были отшельниками?

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Николай II принимает хлеб-соль от ярославской старообрядческой Вознесенской общины. 1913 год

Отшельничество — это форма монашества, свойственная всем традиционным христианским деноминациям    Деноминация — тип религиозной организа­ции, объединяющей верующих, которые придержи­ваются одного вероисповедания в пределах определенной религиозной традиции.. Отшельники и затворники были среди католиков и среди обычных православных, но старообрядцы скорее стали отшельниками поневоле. Они выбирали изоляцию, чтобы скрыться от властей и сохранить чистоту веры — с помощью целомудрия, отказа от алкоголя и европейского платья. Старообрядцы-беспоповцы и вовсе считали, что можно оскверниться через совместную трапезу и общение с еретиками, иноверцами или неверующими людьми.

Есть ли сегодня староверы в России

В России сегодня насчитываются сотни поселений, в которых живут русские староверы.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Несмотря на различные течения и ветви, все они продолжают быт и уклад своих предков, бережно хранят традиции, воспитывают детей в духе нравственности и честолюбия.

Старообрядческие молитвы и заклинания

В Древней Руси не особо почиталась магическая деятельность, но существовали Ведуны, которые могли общаться с миром духов и проводить различные обряды.

Ведун был очень почитаемой персоной среди язычников. Люди верили, что такой человек обладает божественным даром.

Он мог не только вылечить, но и наслать беду. В каждом доме существовал свой личный заговорник, который помогал людям во многих жизненных ситуациях.Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Обряд на здоровье

Для избавления от недуга читался сильный заговор. Он мог читаться самым больным или кем-то из его семьи в течение семи дней:Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Наговор на обретения счастья

Читался в периоды, когда у человека наступала черная полоса:Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Любовный заговор

Старинные обряды староверов на замужество помогали поскорее обрести свою вторую половинку. Для проведения ритуала надо отыскать березняк. Далее на выбранной березе необходимо крепко завязать три ленты алого цвета, проговаривая:
Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

После произнесения заговора необходимо уйти не оборачиваясь. Через три дня девица встретит своего супруга.

Какой крест у староверов

В церковных ритуалах и богослужениях староверы используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения Распятия. Кроме горизонтальной перекладины, на символе присутствует еще две.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Верхняя изображает табличку на кресте, где был распят Иисус Христос, нижняя подразумевает своеобразную «чашу весов», которая измеряет человеческие грехи.

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Кто такие Старообрядцы и почему Церковники их ненавидят, чем отличаются от православных

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Почему староверов называли беспоповцами

Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви — поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства — Крещение и Исповедь.

Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение — ересь, от которой нет толку.

Как сейчас живут старообрядцы

В 1978 году в Советском Союзе случилось удивительное событие – было обнаружено старообрядческое поселение людей. Советские граждане «прилипли» к экранам телевизоров, желая своими глазами понаблюдать за отшельническим укладом тех, чья жизнь осталась почти неизменной с далёких времён.

В наши дни на территории Российской Федерации можно обнаружить пару сотен уединённых общин, где обитают старообрядцы. Они живут своей особенной жизнью, сильно отличающейся от жизни современных людей. Так представители старого христианства самостоятельно обучают своих малышей, с особым уважением относятся к родителям и старшим членам общины. В поселении у каждого есть свои определённые обязанности, которые обязательно следует выполнять. Они сами выращивают для себя овощи и фрукты.

Если к ним в гости попадёт случайный прохожий, то он будет принят очень доброжелательно, но еду и питьё ему подадут из отдельной посуды – чтобы не осквернять всех живущих в общине. По правилам старообрядческой церкви запрещено соединять себя узами брака парам, если они выступают родственниками по восьмое колено или связаны «крестом». Венчаются во все дни за исключением вторников и четвергов. Замужним женщинам нельзя покидать своё жилище, не надев на голову платок.

Смерть и похороны для старообрядцев воспринимаются совсем иначе, чем в православии. Так здесь умершего следует омыть людям того же пола, что и он, затем в гроб насыпают стружки, на неё кладут тело и сверху простыню. Гроб не закрывается крышкой. Когда похороны завершились, покойника не поминают, а всё его вещи раздают в посёлке как милостыню.