Колизей (итал. Colosseo) или Амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — грандиозное архитектурное сооружение и величайшая арена античности, где проводились гладиаторские бои, травля диких зверей и казни преступников. Построен династией императоров Флавиев в период с 72 по 80 годы нашей эры.

Колизей был олицетворением величия Римской империи и мастерства её инженеров. С другой стороны, он был местом, где пробуждались животные инстинкты неугомонной толпы, где смерть одного человека приводила к ликованию тысяч других, где жажда крови стала неотъемлемой частью развлечений и отдыха.

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

История создания Колизея в Риме

История амфитеатра крайне интересна, потому что это было не обычное строительство достопримечательности для увеселения народа, у этого места есть целая предыстория.

Предыстория строительства

Всё началось с правления императора Нерона. В первую половину царствования правитель показал себя с отличной стороны по отношению к народу. Он уменьшил налоги с 4,5% до 2,5%, успешно боролся с коррупцией и часто устраивал увеселительные мероприятия.

Но всё изменилось во вторую половину правления: Нерон после смерти своего наставника озлобился, наступил период деспотии и произвола. Начались гонения христиан, сотни необоснованных казней, а апогеем стал Великий пожар Рима в 64 году н. э.

Если вкратце, то этот пожар полностью опустошил 4 из 14 кварталов Рима и нанёс огромный ущерб ещё 7. Тогда и поползли слухи о том, что это Нерон приказал сделать поджог.

Всё дело в том, что император давно хотел построить дворец в самом центре Рима, но там уже стояли жилые дома, лавки и исторические здания. Люди были против того, чтобы всё сносить, а пожар сильно помог бы императору.

К тому же за несколько дней до пожара Нерон уехал в городок Анций в 60 километрах от Рима.

Выглядело это очень подозрительно, а через несколько лет император всё-таки заложил дворец, который хотел возвести, но не закончил строительство до конца.

Дворец получил название «Золотой дом Нерона». А не завершил из-за восстания против него.

Восстановление Рима после пожара, строительство дворца для Нерона, чума, которая прошла по городу в те годы – эти события буквально уничтожили веру народа в императора.

В 68 году н. э. поднялось восстание и, после неудачных попыток его остановить, Нерон покончил жизнь самоубийством.

Строительство Колизея в Риме

Спустя почти 2 лет гражданской войны на трон взошёл военачальник Тит Флавий Веспасиан. Одним из первых указов Веспасиана был разрушить дворец Нерона и построить то, что успокоит разгневанный народ – никому не нужны были новые восстания.

Этим успокоителем и стал Колизей.

Амфитеатр заложили в 72 году на месте, где располагался пруд Золотого дома Нерона. Для строительства привлекли 100 тысяч рабов, захваченных после войны с Иудеей. Кстати, именно в этой войне Веспасиан разрушил Иерусалимский храм, от которой осталась знаменитая Стена Плача.

Колизей строили 8 лет, с 72 по 80 год н. э.

Сколько лет строили Колизей

Теперь давайте поговорим, сколько же времени ушло на строительство Колизея. Мы выяснили, что его начали строить примерно в 71 – 72 году.

Известно, что первые представления провели еще в период правления Веспасиана, но тогда он не был достроен. А вот уже при Тите в 80 году его строительство было завершено и сделали торжественное открытие.

Таким образом получается, что на его строительство ушло примерно 8 – 9 лет. Подумайте, это очень короткий срок!

Колизей поражает своими размерами. Он имеет форму эллипса, и по длинному диаметру достигает 188 метров, по короткому – 156 метров, а в высоту – 50 метров. Он состоит из трех уровней арок и четвертый уровень – это пилястры.

Даже в современное время не всегда получается построить стадионы так быстро. В чем заключался секрет такой скорости строительства?

Как удалось построить Колизей менее, чем за 10 лет

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Во–первых, осушили озеро и благодаря этому образовался котлован, который использовали для заливки фундамента. Его сделали в виде чамбеллы – это итальянский пончик.

В высоту фундамент составляет 13,5 метров, а посредине — отверстие (дырка).

Во-вторых, при строительстве амфитеатр разделили на 4 сектора, в каждом секторе круглосуточно работали самостоятельные бригады, менявшиеся посменно.

В-третьих, сначала соорудили каркас из каменных блоков, который выглядел как птичья клетка. Таким образом, можно было работать в любое время года. Когда была непогода, работы велись на нижних ярусах, а в хорошую погоду рабы трудились наверху.

Откуда появилось название Колизея

Первоначальное название было амфитеатр Флавиев в честь династии императоров Флавиев, которые заложили и построили Великую арену. Так его именовали больше 6 веков.

Современное название Колизей получил только в VIII веке. Наиболее правдивая теория гласит, что люди называли арену в честь 35-метровой скульптуры императора Нерона, выполненная в виде бога Солнца – Гелиоса.

Такая же статуя Гелиоса была среди 7 чудес Света, это был Колосс Родосский.

Отсюда и пошло: Colosso (Колосс) → Colosseo (Колизей).
Сегодня статуя давно исчезла, и никто не знает где она.

Зато сейчас возле амфитеатра можно увидеть первоначальный постамент статуи Нерона

Жизнь амфитеатра

Кроме гладиаторских боёв и травли животных, здесь проходили также морские сражения. Для этого слуги снимали с арены деревянный настил, под которым были расположены комнаты для гладиаторов общей площадью около шести акров. Во время военно-морских сражений эти помещения при помощи специальной системы заполнялись водой (интересно, что в этих боях принимали участие даже галеры).

Этот храм смерти на протяжении четырехсот лет являлся для римлян и гостей города своеобразным развлекательным центром, где они могли с раннего утра и дотемна смотреть на кровавые гладиаторские бои, травлю зверей и сражения на воде. Так, продолжалось до 405 года, пока император Гонорий не велел запретить гладиаторские бои, как несоответствующие христианскому учению.

Травли зверей запрет не коснулся – и жестокие представления длились ещё около столетия (до смерти Теодориха Великого в 526 г., короля остготов, которому удалось завоевать весь Аппенинский полуостров). После этого для Колизея настали тяжёлые времена.

Крушение

Развал Римской империи, многочисленные набеги варваров постепенно привели Колизей к разрушению, которое усугубило мощнейшее землетрясение, потрясшее Италию в середине XIV века (особенно сильно пострадала южная сторона этой достопримечательности).

После этого с одним из самых значительных памятников архитектуры древнего мира поступали просто по-варварски, так как начали использовать его камни для строительства других построек – сначала брали уже отпавшие камни, а затем начали их специально выламывать. Разрушали достопримечательность не только простые люди, но и священники: папа Павел II, кардинал Риарио и другие брали отсюда камни для постройки своих дворцов. Мало того, Климент IX даже превратил бывший амфитеатр в завод для добывания селитры.

Вторая жизнь амфитеатра

И лишь в середине XVIII ст. это чудо древнего мира получило шанс на возрождение: папа Бенедикт XIV в память о замученных христианах, что нашли здесь свою кончину, решил установить на арене огромный крест, а вокруг него – ряд алтарей, которые бы напоминали про муки и смерть Иисуса Христа, таким образом, бывшая арена смерти была превращена в самый настоящий храм. Современные учёные утверждают, что согласно последним исследованиям, мнение о том, что здесь казнили христиан, не соответствует действительности и является мифом.

Уже через столетие крест и алтари были удалены, но о сохранности одного из величайших памятников архитектуры Италии заботиться не перестали: укрепили стены, грозившие падением, отремонтировали несколько внутренних лестниц.

В наше время реставрационные работы продолжаются и уникальный памятник архитектуры с каждым годом всё больше и больше рассказывает людям о былом величие. А потому к этой достопримечательности древнего мира, отыскав её на карте, со всех сторон света съезжаются люди посмотреть на чудо света, ставшее символом Италии, о котором местные жители говорят, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим.

Архитектура Колизея в Риме

Амфитеатр, как и другие подобные сооружения, представляет собой эллипс, в середине которого расположилась сама арена. Главное отличие Колизея от остальных амфитеатров в его размере и технологических инновациях, которые здесь применялись.

Размеры Колизея в Риме

Амфитеатр имеет овальную форму длиной в 188 метров и шириной – 156, а высота амфитеатра в наивысшей точке 50 метров – это примерно как 16-этажный дом. Для такой огромной конструкции, как Колизей, очень важно сохранять прочность, поэтому основным элементом в построении стали арки.

По своей структуре арка не даёт обвалиться конструкции и выдерживает очень большую нагрузку, к тому же так архитекторы экономили массу материала, транспортировка которого стоила немалых денег.

Колизей был и остается самым большим амфитеатром в мире.

Сколько человек вмещал Колизей

Главная особенность амфитеатра в I веке н. э. была его вместительность. Одновременно Колизей вмещал до 50 000 человек. Немногие стадионы и в наше время могут похвастаться такой вместительностью.

Вместимость даже стала поводом восхищений паломников и гостей Древнего Рима. Своим восторгом люди делились далеко за пределами Италии, что ещё сильнее увеличило известность арены.

Фасад

В настоящее время высота Колизея составляет 48,5 м, но изначально он был высотой 52 метра. Здание амфитеатра было частично разрушено на протяжении веков. Сегодня оно до сих пор представляет собой величественный непрерывный трёхъярусный фасад из травертина из 80 арок, между которыми встроены колонны тосканского ордера на первом ярусе, ионического на втором и коринфского на третьем. Четвертый ярус состоит из своего рода мансарды, сплошной стены с коринфскими пилястрами, соответствующими колоннам внизу, с окнами между каждой второй пилястрой.

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Амфитеатр Флавия или Колизей. 72-76 гг н.э. Фасад. Фрагмент со вторым и третьим ярусом

На мансарде было 40 маленьких квадратных окон, таким образом за каждым закрытым окном шло пустое. Не исключено, что в свое время мансарда была дополнительно украшена клипсами, то есть большими щитами из позолоченной бронзы (clìpei), размещенными в полных квадратах, чередующихся с окнами. Над каждой панелью мансарды, непосредственно над уровнем проемов, находятся три выступающих кронштейна, в общей сложности двести сорок, которые удерживали антенны, т.е. опоры, на которые крепилось огромное тканевое покрытие велариум.

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Амфитеатр Флавия или Колизей, 72-76 гг. н.э. Фасад. Фрагмент 4 яруса

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Карло Луканджели, модель Колизея, 1790-1812 гг. Дерево и другие материалы, Рим, Музей Колизея

Объединение и наложение ордеров

Тосканские, ионические и коринфские полуколонны являются важнейшим декорационным элементом Колизея, хотя главной его характеристикой считается непрерывная череда массивных арок. В Древнем Риме, однако, голая форма арки допускалась только в архитектуре общественного назначения, например, мостах и акведуках. В более значимых монументах, например, в триумфальных арках, в театрах, в амфитеатрах, размеры которых требовали использования арки и свода, необходимая эстетическая влиятельность создавалась за счёт так называемого объединения полуколонны, антаблемента и арки.

Иными словами, каждая арка «обрамлена» архитектурным ордером. Более того, когда монументальное здание имело три и более уровня арки, связанные с архитектурными ордерами, как в случае с театром Марчелло и Колизеем, архитекторы не выбирали какой-то один ордер, а создавали наложение дорического, ионического и коринфского или тосканского, ионического и коринфского. Такое наслаивание ордеров (не чуждое греческому миру) на практике обеспечивало переход от ордера, считавшегося более строгим и стабильным (дорического или тосканского), внизу, к более хрупкому, изящному и декоративному (коринфскому) в верхней части, проходящему через ионический в середине.

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Карло Луканджели, модель Колизея, 1790-1812 гг. Фрагмент с объединением и наложением ордеров

Структура здания

Колизей построен на мощном туфовом фундаменте. Несущие стены фасада полностью выполнены из туфа внутри и травертина снаружи. Блоки травертинов когда-то были соединены друг с другом металлическими штифтами, которые в средние века извлекались для использования материала в строительстве. На внешнем фасаде хорошо видны многочисленные отверстия, оставленные в результате этой операции.

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Колизей, отверстия на стенах фасада, оставшиеся после извлечения металлических штифтов

Крестовые своды, одни из древнейших в римском мире, арки, кольцевые коридоры, поддерживающие зрительские места, выполнены из бетона. Когда-то Колизей был оснащен серьезной гидравлической системой, подававшей воду в многочисленные фонтаны, распределенные по различным секторам амфитеатра. Сложная канализационная система обеспечивала устранение воды и органических материалов, собираемых из туалетов.

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Систему опорных сводов в Колизее

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Колизей, внутренний коридор

Велариум

В случаях необходимости зрителей защищали от слишком жаркого солнца или дождя с помощью велариума. Велариум — это гигантское тканевое покрытие, которое открывалось и закрывалось над зрительскими местами, благодаря сложной канатной системе, управляемой специализированными рабочими, моряками римского флота, базировавшегося в Мизено. Вероятно, велариум также был прикреплен к земле благодаря длинным веревкам, привязанным к тяжёлым камням, размещенным вне амфитеатра.

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Колизей, реконструкция с велариумом

Материал постройки

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой металлическими связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир»  .

Места для зрителей

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Схема расположения рядов

Согласно Хронографу 354 года, амфитеатр вмещал в себя около 87 000 человек, однако по современным подсчетам, Колизей может вместить лишь 50 000 человек. Сиденья были разделены на уровни, каждый из которых был предназначен для определённого сословия или группы людей. На севере и юге располагались места для императора и весталок, эти места обеспечивали хороший вид на арену. На этом же уровне находились места для сенаторов, которым разрешалось приносить с собой свои стулья. Весьма примечательно, что на некоторых местах для сената можно найти высеченные имена сенаторов пятого века, которые, по-видимому, служили для резервации мест. Выше уровня для сената находились места для сословия всадников, а выше всадников располагались граждане Рима, разделённые на две категории: для состоятельных граждан, находившихся сразу выше всадников, и малоимущих граждан, которые располагались ещё выше римской знати.

Позже, во времена правления императора Домициана, был пристроен высочайший уровень, предназначавшийся для бедных граждан, рабов и женщин. В большинстве случаев это были стоячие места. Кроме того, некоторым группам людей был запрещен вход в Колизей, в частности могильщикам, актёрам и бывшим гладиаторам.

Символ Рима

Несмотря на свою многострадальную историю и жестокое расхищение, частично разрушившее его, Колизей вместе с Пантеоном остался одним из самых важных и ценных свидетельств древней архитектуры. Целые поколения художников, начиная с эпохи Возрождения, изучали и анализировали его в деталях, чтобы раскрыть все строительные секреты римлян и изучить классический архитектурный язык. Но самое важное, пожалуй, в том, что Колизей продолжает удивлять и восхищать нас сегодня так же, как и две тысячи лет назад.

Безусловно, не случайно Колизей, а точнее то, что от него осталось, стал символом Рима и одной из главных туристических достопримечательностей мира. Как и весь исторический центр города, он вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1980 году. В 2007 году по результатам международного референдума, организованного в Интернете, он был включен как единственное европейское здание в «Новые семь чудес света».

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Предназначение амфитеатра

В Колизее бурлила жизнь, это считалось популярным местом общения представителей разных сословий. Жестокие сражения, убийства были естественной потребностью населения тех времён. Современным туристам иногда кажется, что реки крови, боли пропитали древнюю землю. А страшное чудовище ожидает своего расцвета, затаившись в глубоких недрах. Чем же так восхищались Римляне? Это были venationes (охота на животных), munera (гладиаторские бои), naumachia (морские сражения).

Зрелища на арене Колизея

На арене амфитеатра публике предлагались такие увеселительные зрелища, как бои гладиаторов, травля диких животных, убийство осуждённых преступников и реконструкция морских битв. Торжества в честь открытия Колизея, организованные императором Титом в 80 году, продолжались ровно 100 дней. За это время в боях приняло участие около 5000 гладиаторов и 6000 диких зверей. Из них 2000 гладиаторов и 5000 животных были убиты.

Раненые в бою люди и животные теряли много крови и чтобы настил арены не становился скользким, его посыпали слоем сухого песка, который хорошо впитывал кровь. Такой песок, пропитанный кровью, называли «харена», от которого и пошло слово «арена».

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Вопреки мнению о том, что якобы в Колизее казнили христиан в огромных масштабах, существует другое — что всё это не более, чем удачная пропаганда католической церкви, которая в своё время остро нуждалась в создании образов страданий и мученичеств. Конечно, отдельные казни христиан на арене происходили, однако их количество принято считать преднамеренно завышенным.

Традиционно действие на арене Колизея начинали утром с представления калек и клоунов, которые развлекали публику ненастоящими боями без кровопролития. Также иногда выступали и женщины в состязаниях по стрельбе и владению оружием. Затем проходила травля диких животных. К обеду начинались казни. Убийцы, разбойники, поджигатели и расхитители храмов приговаривались римским правосудием к самой жестокой и позорной смерти на арене. В лучшем случае им давали оружие и у них был призрачный шанс против гладиатора, в худшем — отдавали на растерзание животным. Со временем такие казни превратились в настоящие театральные представления. На арене устанавливали декорации, а преступников наряжали в соответствующие костюмы.

Гладиаторские бои

Чуть больше четырёх столетий на арене ровно в полдень открывалось, запланированное ранее, зрелище. Гладиаторские бои проводились по заказу влиятельных лиц в честь празднеств, увековечивания памяти знаменитых предков. Начало игр планировалось на утро, но первыми выходили на арену гладиаторы вместе с музыкантами, актёрами, мимами, жрецами. Начальный бой проводился прегенарием, сражавшимся деревянным мечом, создавая публике эмоциональную атмосферу.

В зависимости от вида оружия, одежды профессиональные гладиаторы назывались ретиарий, мурмиллон, самнит, фракией, димахер, скиссер, т.д. Профессиональные качества, правила ведения боя вырабатывались в специальных школах, называемых лудусы. Только в самом начале организации зрелищ роль гладиаторов выполняли пленные, преступники, которые сражались, как умели. Потом их воспитывали из числа рабов, обыкновенных жителей, считавших сражение на арене престижной, высокооплачиваемой службой. В конце периода власти Римской империи почти половина из общего числа гладиаторов состояла из свободных граждан.

Подготовка настоящего гладиатора считалась длительным, сложным делом и проводилась под клятвой «терпеть наказания кнутом, клеймом, принять смерть от меча». Слабеющий гладиатор, имел право попросить пощаду. Он поднимал вверх, указательный и безымянный пальцы. Только император своим жестом (большим пальцем вверх или вниз) решал судьбу бойца. Восторг, мнение толпы отражалось на судьбе гладиатора. Ему вручался специальный венок, рабу дарили свободу и деревянный меч (рудий) с выгравированным именем бойца.

Правила ведения боя были тщательно продуманы. Им обучались в школах, нарушать правила запрещалось. Первые сражения бойцы начинали в возрасте около 17 лет. Средняя продолжительность жизни до гибели не превышала 5 лет. Больше 50 боёв проводили немногие. До 75% гладиаторов погибали во время первых 10 поединков. Жизнь рабов не ценилась, их тела после смерти выбрасывались для съедения бродячими собаками.

Судьба участвующих в гладиаторских боях, была другой. Тела сбрасывали в глубокие шахты, ведущие к подземному морю, где обитало чудовище. Это было своего рода оправданием всесильных людей империи (смерть для продолжения жизни). Знаменитое восстание рабов под руководством Спартака подтверждает непростые условия жизни в школах. Последний бой гладиаторов прошёл в 404 году. Возникшее христианство прекратило традицию убийства людей.

Охота на животных

Часто в качестве прелюдии перед выступлением гладиаторов в Колизее организовывалась охота на разных диких животных. Тигры, слоны, львы, питоны, крокодилы, быки, медведи заранее отлавливались на всей площади империи, доставлялись на место. Использовались два варианты борьбы: человека с животным и пар животных. При этом можно было увидеть не только природное сочетание враждующих сторон, например лев с тигром, бык с медведем, но и неравные или невозможные в естественных условиях нападения.

Иногда несчастное животное приковывали цепями к полу арены, лишая его возможности маневра для защиты. Говорят, что только во время открытия Колизея погибло около 9 000 животных. Существуют исторические подтверждения, что во время правления Суллы на арене дрались 100 львов, при Юлии Цезаре их число увеличилось до 400 единиц. В честь победы Трояна погибли 11 тыс. разных животных.

Морские сражения

Дорогостоящие морские бои, называемые Навмахия, появились в третьем веке до нашей эры. Их проводили только в исключительных случаях, и подтверждающие факты, существуют о пяти сражениях. Первым морским боем, прошедшим в Колизее, считается сражение, посвященное триумфу Цезаря в победоносной войне 46 г. до н. э.  На арене, заполненной водой, плавали настоящие боевые корабли (биремы, квадриремы). На их палубах проходили настоящие сражения. До сих пор изучены не все секреты поступления воды к арене.

Часто во время навмахии воспроизводились реальные исторические битвы. Например, сражение при Саламине, разгром афинской флотилии. После строительства подземных туннелей под ареной (во времена правления Домициана) морские сражения не проводятся. Для подобных развлечений приняли решение построить площадки на природных водоёмах.

Легенды о Колизее

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

  • Легенда №1. Согласно легенде, когда в 75 году закладывали фундамент Колизея, в него живьем закопали 77 рабов. Это, по предсказанию прорицателей, нужно было, чтобы арена простояла 77 столетий. Что ж, сооружение стоит уже 19 веков.
  • Легенда №2. Как гласит один средневековый миф, в Колизее находится вход в подземный мир. Там в сумерках в поисках вечного мира блуждают души умерших на арене. Но мир они никогда не найдут, так как их постигла наглая преждевременная смерть.
  • Легенда №3. Во времена Нерона на месте Колизея было озеро, где обитало чудище, которое кормили рабами. Жертвы служили приношением богу Фавну, который защищал императора и римлян от гнева зверя. После смерти Нерона озеро засыпали, а чудовище исчезло. Но позже опять появилось. Считалось, что чудовище Нерона питается убитыми в Колизее. И пока оно будет их есть, амфитеатр будет стоять.
  • Легенда №4. Амфитеатр Флавиев являлся местом мучений первых христиан.
  • Легенда №5. Легендарная акустика Колизея: император якобы мог слышать слова, сказанные шепотом в самой дальней ложе арены.

Интересные факты о Колизее в Риме

Об Амфитеатре Флавиев ходит немало слухов, легенд и мифов. Есть мнение, что такого древнеримского строения изначально не существовало, и появилось оно уже в эпоху позднего Средневековья. Возможно такая версия и имеет право на существование, но найти какие-либо подтверждения этому пока еще никому не удавалось. Да и труды древнеримских историков свидетельствуют в пользу строительства Колизея в I веке.

Официальное название достопримечательности долгое время звучало как Амфитеатр Флавиев. Именно оно указано на монументальной каменной плите, размещенной со стороны фасада. По одной из версий, сооружение стало именоваться Колизеем по причине установленного рядом с ним огромного Колосса Нерона. Бронзовую статую переместили сюда с территории уничтоженного Веспасианом Золотого дома Нерона. Для избавления от ассоциаций, связанных с образом ненавистного императора-тирана, на Колоссе заменили голову и добавили к ней солнечную корону. Таким образом, гигантское бронзовое изваяние предстало перед римлянами в виде мифологического солнечного божества Гелиоса. В первой половине II века статую водрузили на постамент, который частично сохранился до наших дней.

В хронологических документах зафиксировано, что Колосс Нерона в 354 году еще находился на постаменте. Историки склонны думать, что он был разрушен варварами при разграблении Рима в 410 году, хотя факт землетрясения ученые не исключают.

Еще одна версия о названии достопримечательности связана языческим идолопоклонничеством. В течение долгого времени объект служил местом сборищ представителей магических сект. Каждому при входе в Колизей задавался вопрос — «Colis Eum?», что означало «Служите ли вы ему (дьяволу)?».

Сложно представить, что такое масштабное каменное сооружение возвели всего за 8 лет. Вырубка травертина за несколько миль от Колизея, перевозка огромных глыб на большое расстояние, их подъем на громадную высоту, строительство подземных коридоров. Но все трудности были успешно преодолены, и Амфитеатр Флавиев перешел в дар народу.

Колизей — это самая красивая из руин — там все дышит величием древнего Рима — Стендаль.

Римские гладиаторы

Киноиндустрия тесно связала гладиаторские бои с Колизеем. Но оказывается, о подобных схватках меченосцев было известно намного раньше появления Амфитеатра Флавиев. У этрусков сражение входило в погребальный обряд, а участвовали в нем даже знатные и уважаемые особы. Позднее гладиаторы переместились на Форумы и арены Цирков, затем — в амфитеатры. Со временем действо превратилось в любимейшее народное развлечение, а Колизей стал популярным местом проведения боев.

О датах сражений в Амфитеатре Флавиев сообщалось заранее. На видных местах выставлялись своеобразные рекламные щиты, на которых указывались: день, время и порядок выхода гладиаторов на арену. Глашатаи громко оповещали римлян о предстоящем событии на людных площадях и городских рынках. До начала смертельных игр бойцам предоставлялась возможность закончить все дела и оставить весточку своим близким. Кроме того, в предшествующий зрелищу вечер для участников устраивали «прощальный ужин».

В 315 году Константином I, считающимся первым христианским императором, было запрещено приводить в исполнение смертные приговоры на арене Колизея. Последний поединок здесь состоялся в 439 году.

Существовал еще один гладиаторской ритуал, связанный с античным фонтаном Мета суданс. Предположительно он был построен в I веке при императоре Домициане, являвшемся младшим сыном основателя Колизея — Веспасиана Флавия. Строение располагалось между аркой Константина и Колоссом Нерона. Оно представляло собой высокий конус с 5-метровым основанием в диаметре. Легенды гласят, что именно сюда приходили гладиаторы искупаться и набраться магических сил перед боем.

Остатки фонтана Мета суданс были снесены при устройстве транспортной развязки вокруг Колизея лишь в 30-е годы прошлого столетия. Сегодня наземный конус, как и Колосс Нерона, можно увидеть в визуальных видео- и фото-реконструкциях. На площади перед Колизеем остались лишь очертания фундаментов античных сооружений.

Часы работы Колизея

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Амфитеатр Флавиев открыт с 8:30-10:30 ежедневно, кроме 1 января и 25 декабря. Час закрытия зависит от времени года:

  • с последнего воскресенья октября по 15.02 — 16:30;
  • с 16.02 по 15.03 до — 17:00;
  • с 16.03 до последней субботы марта — 17:30;
  • с последнего воскресенья марта по 31.08 — 19:15;
  • с 01.09 по 30.09 — 19:00;
  • с 01.10 до последней субботы октября — 18:30.

Кассы закрываются за час до окончания работы Колизея. В Страстную пятницу объект работает только в первой половине дня.

В летний сезон Амфитеатр Флавиев можно посетить в рамках часовой программы «Луна над Колизеем» в составе экскурсионных групп. Режим предоставления вечернего доступа — чт-сб с 20:00 до 23:55 (вход до 22:30) по предварительному бронированию. Язык проведения — итальянский и английский.

Цена билета в Колизей

Стоимость посещения Амфитеатра Флавиев:

  • полный билет — 24 евро;
  • от 18 до 25 лет (граждане ЕС) — 2 евро;
  • от 12 до 17 лет (граждане ЕС) — бесплатно;
  • до 12 лет (в сопровождении взрослых) — бесплатно.

Дополнительно оплачиваются (при желании):

  • аудио-видео гид (9 языков, в том числе русский) — 6 евро;
  • аудиогид (11 языков, в том числе русский) — 5,50 евро.

По единому билету за 28 евро имеется возможность посетить сразу 3 объекта в течение 2 дней — Колизей, Палатин и Римский форум (последние два входят в единую археологическую зону). Ранний приезд к достопримечательности поможет избежать огромной очереди. Следует учитывать, что в бесплатные дни существует лимит на число посетителей Колизея по причине обеспечения безопасной эксплуатации древнего памятника архитектуры.

Еще один относительно бесплатный, но быстрый (без очереди) способ, как попасть в Колизей. Он заключается в приобретении туристической карты Рима — Roma Pass. Купить ее можно в информационных пунктах PIT или на официальном сайте.

Билеты в Колизей — без очереди

Уникальная вечерняя программа «Луна над Колизеем», включающая посещение подземной части Амфитеатра Флавиев:

  • 25 евро — для взрослых;
  • 22 евро — дети 6–12 лет и укомплектованные группы до 25 человек.

Где купить билеты в Колизей (Рим)

Кассы по продаже билетов в Колизей + Римский форум + Палатин расположены:

  • на via Sacra — рядом с аркой Тита;
  • на Largo Salara Vecchia — возле входа на Римский форум;
  • на via di San Gregorio, 30 — на Палатинском холме;
  • на piazza Santa Maria Nova, 53 — недалеко от Колизея.

Как добраться до Колизея

По линии метро В нужно доехать до станции «Colosseo», расположенной в непосредственной близости от Амфитеатра Флавиев. С автобусов № 75, 85, 87 и 118 следует сойти на остановках «Celio Vibenna» или «Colosseo», где останавливается, также, автобус № 51 и 117. На трамвайном маршруте № 3 и 8 можно добраться до остановки «Piazza Del Colosseo».

Что нужно знать туристу при посещении Колизея

Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году

Увидеть символ Рима ежегодно стремятся миллионы туристов, поэтому у входа постоянно скапливается очередь. Колизей, Палантин и Форум имеют общий билет. Поэтому приобретая пропуск на не особо популярный Форум, можно свободно посетить античную арену, которая находится рядом. Стоимость билета – от 12 евро, он действителен всего 2 дня с учетом посещения каждой достопримечательности не больше одного раза.

Чтобы не стоять в очереди, билет можно купить заранее на официальном сайте. Пропуск также будет комплексным. Минусы электронного способа – необходимость указать точную дату посещения, комиссия, обязательная распечатка бумажного варианта. Такой пропуск надо будет обменять на месте у входа на стандартный билет. В дополнение можно заказать аудио или видеогид. Турист получит айпад с записанными роликами.

Амфитеатр открыт только днем. График работы – с 9.00 до 19.00 в летнее время и с 9.00 до 16.00 зимой. Попасть в Колизей не удастся 25 декабря и 1 января. Стоимость билета – от 12 евро. Для школьников, студентов, пенсионеров действуют скидки. Рассчитывать на снижение цены за проход можно, при предъявлении соответствующих документов. На все ярусы туристов не пускают. Недоступны для просмотра также подземные помещения.

Решив посетить Колизей, турист должен быть готов к долгим пешим переходам по неровным склонам, крутым ступеням. Обувь должна быть максимально удобной, на устойчивой подошве. Осмотр достопримечательности может занять не один час, поэтому стоит позаботиться о питьевой воде и еде. Туалеты и фонтанчики с чистой водой находятся далеко от входа, на другой стороне. К ним еще надо добраться.

Территорию возле арены оккупировали уличные торговцы. Цены на сувенирную продукцию сильно завышены, поэтому от покупок лучше воздержаться. Рядом с Колизеем можно сделать постановочное фото с гладиаторами. Выбирая время посещения, следует учитывать факт, что сооружение не имеет крыши. Дождь и палящее солнце могут помешать насладиться красотой античной достопримечательности.