Прототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

Содержание

Илья Муромец (русский богатырь)

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле

Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.

Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в XII веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в 1643 году, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).

Былин­ный герой или реаль­ная исто­ри­че­ская лич­ность?

Илья Муро­мец – самый извест­ный, но в то же время самый зага­доч­ный герой рус­ского эпоса. Трудно найти такого чело­века в России, кото­рый не слышал бы нико­гда об этом слав­ном бога­тыре из древ­него города Мурома. Боль­шин­ство знает о нем лишь то, что запом­ни­лось им с дет­ства из былин и сказок, и часто бывают пора­жены слож­но­стью и мно­го­знач­но­стью этого образа. Над раз­ре­ше­нием зага­док, свя­зан­ных с ним, уже почти два сто­ле­тия бьются ученые разных спе­ци­аль­но­стей, но тайны все же оста­ются.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомне­ва­лись в том, что Илья Муро­мец – реаль­ная исто­ри­че­ская лич­ность, воин, слу­жив­ший Киев­скому князю.

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле

При­выч­ный зачин былин­ных ска­за­ний, где Илья выез­жает «Из того ли города из Мурома, из того села из Кара­ча­рова», каза­лось бы, не остав­ляет места для сомне­ний в том, что он про­ис­хо­дит из древ­не­рус­ского города Мурома, где непо­да­леку от него до сих пор суще­ствует ста­рин­ное село Кара­ча­рово. Но сомне­ния в про­ис­хож­де­нии былин­ного героя воз­ни­кали и в про­шлом веке, и в наше время. Извест­ного бога­тыря пыта­ются свя­зать с Чер­ни­гов­щи­ной, где есть города Моро­вийск и Кара­чев, и где также бытуют пре­да­ния об Илье Муромце. Но если обра­титься к обыч­ной гео­гра­фи­че­ской карте, то видно, что эти два города раз­де­ляют сотни кило­мет­ров и гово­рить о «Моро­вий­ском городе Кара­чеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заме­тить, что Муром, Кара­чев, Чер­ни­гов, Моро­вийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка пря­мо­ез­жая», кото­рой ехал бога­тырь из род­ного Мурома в Киев «через те леса, Брын­ские, через речку Смо­ро­дин­ную», через село Девять Дубов, непо­да­леку от Кара­чева. То есть, нет ника­кого про­ти­во­ре­чия между клас­си­че­скими были­нами и кара­чев­скими пре­да­ни­ями. Нелишне также заме­тить, что древ­ний город Муром довольно долго входил в состав Чер­ни­гов­ского кня­же­ства. При­уро­че­ние имени былин­ного героя к городу Мурому вполне соот­вет­ствует и эпи­че­ской, и исто­ри­че­ской дей­стви­тель­но­сти. Муром и Муром­ское кня­же­ство были довольно зна­чи­мыми как во вре­мена Киев­ской, Вла­ди­миро-Суз­даль­ской, так и во вре­мена Мос­ков­ской Руси, чтобы стать роди­ной Ильи Муромца.

Между тем рус­ские лето­писи не упо­ми­нают его имени. Зато он явля­ется глав­ным дей­ству­ю­щим лицом не только наших былин, но и гер­ман­ских эпи­че­ских поэм XIIIв., осно­ван­ных на более ранних ска­за­ниях. В них он пред­став­лен могу­чим витя­зем, кня­же­ского рода Ильей Рус­ским. В доку­мен­таль­ном источ­нике имя этого извест­ного героя впер­вые упо­мя­нуто в 1574 г. Послан­ник рим­ского импе­ра­тора Эрих Лас­сота, посе­тив­ший Киев в 1594 г., оста­вил опи­са­ние гроб­ницы Ильи Муромца, нахо­див­шейся в бога­тыр­ском при­деле Софий­ского собора.

Илья Муромец — образ и характеристика богатыря в былинах

Подвиги героев-богатырей описываются во многих древнерусских сказаниях и былинах. Характеристику и образ Ильи Муромца дети изучают в школах и пишут сочинения на эту тему. Но не все знают, что Илья — не просто сказочный персонаж, а реальный человек, живший в XI веке. Этот был мужественный и отважный герой, который защищал Родину от иноплеменных врагов. Многие подвиги былинного богатыря основаны на реальных событиях. Его мощи покоятся в Киево-Печерской лавре.

Описание Ильи Муромца в былинах

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле
Герой сказаний был могучим богатырем, наделенным чувством собственного достоинства, верным слову и долгу. Свою силу он обрел не сразу. В былинах говорится, что до 33 лет Илья тяжело болел и лежал прикованным к постели в родительском доме в маленьком селе Карачарово возле города Мурома. Его чудесным образом исцелили 3 старца-странника и дали ему невероятную силу. Целителям его сила даже показалось чрезмерной, им пришлось ее уменьшить.

После этого старцы наказали богатырю отправиться на служение к князю Владимиру в Киев и предсказали, какое великое будущее его ожидает. Так начинается история побед героя над врагами:

  • половцами;
  • печенегами;
  • хазарами;
  • разбойниками;
  • лихими людьми.

В сказаниях дается описание внешности богатыря. Он высокий, ростом больше 180 см, и имел могучее телосложение. У него было доброе мужественное лицо с крупными чертами, светло-русые кудрявые волосы, острый взгляд из-под черных бровей, борода с проседью.

Исцеленный герой сначала помогает родителям в их нелегком крестьянском труде, а затем отправляется в Киев. По наказу старцев он находит огромный камень и сдвигает его с места. Там оказываются доспехи и оружие. Прискакал к нему и вороной конь, способный выдержать вес могучего героя. Илья называет его ласково: Бурушка-косматушка и ведет с ним речи, как с человеком.

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле
На одетом богатыре следующие доспехи:

  • кольчуга из металлических колец, защищающая от холодного оружия;
  • шлем, прикрывающий голову от стрел и ударов мечом.

Под стать богатырю и его оружие. Он вооружен:

  • большим двуручным мечом-кладенцом;
  • длинным копьем с металлическим наконечником;
  • щитом для обороны от стрел и оружия.

Внутренний мир героя

Чтобы составить характеристику Ильи-Муромца для 4 класса, необходимо знать особенности его личности. Дух богатыря не ослабили годы, проведенные в постели. Наоборот, они воспитали в нём такие качества, как терпение, стойкость, выносливость, способность переносить боль.

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле
Былины описывают героя как отважного воина, не жалеющего своей жизни в борьбе с врагами Отечества. Он защищал простой народ от набегов кочевников. Это был человек спокойного характера, уверенный в себе, сильный не только телом, но и духом. У героя никогда не было ни жены, ни возлюбленной, и это не удивительно: вся его сила без остатка была направлена на защиту Руси. Князь Владимир оценил мужество и боевые качества Ильи Муромца. Он сделал его старшим над своими богатырями, и герой стал охранять русские рубежи от врагов.

Богатырь был не только могучим воином, но и верующим христианином. В былинах четко обозначена его цель: защищать Русь святую и веру православную.

Отправляясь на подвиги, Илья просил христианского благословения у родителей. После 50 лет, страдая от тяжелых ран, он постригся в монахи и ушел в монастырь.

Преподобный Илья Муромец

Первое историческое упоминание о богатыре Илье Муромце относится к 1574 году. Оно содержится в письме оршинского старосты к трокскому воеводе. А в 1594 года немецкий рыцарь Эрих Лассота видел и описал могилу Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре.

Итак, Илья Муромец – лицо вполне историческое. Вот только время его жизни несколько не соответствует тому, что обычно описывается в былинах. Ведь там богатырь служит князю Владимиру. Даже если представить, что имеется в виду не Владимир Великий, а Владимир Мономах, княживший в Киеве в 1113-1125 гг., то Илья Муромец должен был быть тогда вполне молодым человеком. А если верна былинная легенда, что Илья 33 года лежал на печи и встал только после молитвы калик перехожих, то он должен был родиться ранее 1092 года. В таком случае у него было мало шансов дожить до 1188 года. Эту документированную дату его смерти вряд ли можно ставить под сомнение.

Илья Муромец в представлении создателей мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 2007 гИлья Муромец в представлении создателей мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 2007 гВ юбилей крещения Руси (а также смерти Ильи Муромца), в 1988 году, учёные провели эксгумацию останков богатыря. Неизвестно, насколько учёные были при этом объективны. Возможно, они хотели польстить обывательскому мнению. Судите сами. Было установлено, что преподобный Илья, покоящийся в Киево-Печерской лавре, обладал могучим телосложением, а умер из-за ранения в области сердца. На момент смерти, судя по изношенности костей, ему было всего 55 лет. Следовательно, Илья Муромец родился примерно в 1133 году и служить князю Владимиру Мономаху никак не мог. Учёные подтвердили также былинную версию о том, что в ранние годы богатырь и вправду мог страдать параличом конечностей.

Родом из-под Чернигова?

Мы называем Илью Муромцем, но в первых исторических упоминаниях о нём он зовётся Муровлянином или Моровлянином. Это явно указывает на город Моровск под Черниговом. Моровск был известен с XII века и ещё в начале XVII века представлял собой заметный город, но потом быстро утратил городские функции.

Таким образом, то ли в былинах Илью Моровлянина сделали родом из Мурома по причине большей известности последнего в России, то ли наоборот, на Украине в XVI веке Илью Муромца сделали родом из Моровска по аналогичной причине. Всё-таки в пользу происхождения Ильи из-под Чернигова говорит то обстоятельство, что в былинах «точным» местом его рождения указывается село Карачарово. Но Карачарово – татарское название. Оно не могло появиться под Муромом раньше XIII века. Таким образом, скорее всего, Илья происходил из Северщины.

Поездка Ильи Муромца в город Киев

Потом Илья продолжает свой путь в город Киев, чтобы по пути победить Соловья-разбойника. Еще он совершает много других подвигов. Например, защищает от врагов Чернигов и строит мост через реку Смородину.

По приезду в Киев, Илья посещает княжеский дворец. Он показывает князю Соловья и заставляет его свистеть по-соловьиному. Затем Илья его убивает.

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле

Так Илья остается в Киеве и получает почетное место за княжеским столом. Но он отказывается от этого, так как считает, что его место с дружинниками.

В дальнейшем, Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. Еще он предостерегает князя Владимира от неверных действий (былина о Сухмане).

Илья Муромец совершил большое количество подвигов, которые сложились в былинный цикл, а по-простому, в красивые и умные сказки.

И в Киеве, и в Царьграде он совершает много других подвигов. К примеру, побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя. Иногда в сказках вместо Калина можно встретить Батыгу (или Батый Батыевич).

Народный атаман в Смутное время

Путаницу во все эти построения вносит наличие в начале XVII века, в Смутное время, народного героя, атамана Илейки Муромца. Он был соратником Ивана Болотникова и объявил себя, с согласия последнего, «царевичем Петром». По легенде, созданной восставшими, царица Ирина, жена царя Фёдора, сына Ивана Грозного, якобы родила сына Петра. Боясь, как бы Борис Годунов не убил его так же, как царевича Дмитрия, царица якобы отдала Петра на воспитание надёжным людям.

Отряды Лжепетра Илейки Муромца до последнего сопротивлялись войскам царя Василия Шуйского в осаждённой Туле. Сам Илейка прославился тем, что беспощадно вырезал всех попадавших к нему в плен бояр, дворян и детей боярских. По мнению исследователя фольклора Бориса Матвеевича Соколова, образ Илейки сильно повлиял на образ богатыря Ильи Моровлянина, так что последнего стали именовать Ильёй Муромцем. Произошла эта подмена имени только в XVII веке, после Смутного времени. Для народа Илейка, истреблявший «кровопийц», был подлинным героем, совершавшим богатырские подвиги.

Связь времен

Проведенные во времена СССР исследования мощей, показали, что принадлежали они мужчине, который перенес длительное ограничение подвижности. Также имелись следы, указывающие на непропорционально увеличенные кости. В былинах именно об этом и говорится: богатырь, пролежавший на печи 30 лет и 3 года.

Детство и юность богатыря

Точных данных о жизни героя древнерусского эпоса богатыря Ильи Муромца нет. Впервые он упоминается в летописях в 1574 году. Многие исследователи отождествляют Илью со святым Илией Муромским (Печерским) – святым, у которого отсутствует каноническое житие. Известна лишь дата его смерти. Поэтому некоторые события жизни Ильи можно только предположить, исходя из былинных сюжетов.

Больше всего фактов свидетельствует в пользу того, что Илья родился 5 сентября 1143 года во Владимирской области в селе Карачарово. Сейчас оно относится к городу Мурому. Из дошедших до нас источников известно, что его родители были верующими крестьянами, уже немолодыми к моменту рождения сына Ильи. Отца звали Иван Тимофеевич, мать – Епестенья (Ефросинья) Яковлевна, по другим источникам – Александровна, по фамилии они были Гущины. До сих пор в Муроме живут потомки героя.

Былины рассказывают, что русский богатырь просидел сиднем в батюшкином доме на печи примерно до 30 лет, пока его не исцелили пришедшие в село странники – «калики перехожие». После чего он получил способность ходить и недюжинную физическую силу. По останкам святого богатыря, которые находятся в Киево-Печерской лавре, ученые определили, что Илья был действительно сильным, развитым человеком и страдал спондилоартрозом – заболеванием суставов, похожим на радикулит.  Могло быть так, что калики, поставившие его на ноги, были лекарями-костоправами и вправили ему позвонки.

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле
Илья Муромец и его родители

Жизненный путь: легенды и факты

  1. 1168 год – Илья отправляется в Киев, чтобы служить князю Владимиру. Речь идет не о Владимире Красно Солнышко, который упомянут в былинах. Он умер в 1015 году, но народная молва продлила ему жизнь, сделав героям богатырских былин. И даже не о Владимире Мономахе – он закончил свою жизнь в 1125 году. Скорее всего, богатырь едет к Владимиру Мстиславовичу, который дважды захватывал и некоторое время удерживал власть в Киеве, поскольку это было время княжеских междоусобных войн. Большую же часть своей военной биографии Илья служил князю Святославу – правнуку Мономаха, – защищая Русь от половцев, а в дальнейшем – его сыну Игорю.
  2. К 1168 году относится и его наиболее известный подвиг – победа над Соловьем-Разбойником по дороге в Киев. Направлявшиеся в город торговые караваны нередко подвергались нападениям половцев и разбойников – хорошо обученных воинов, устраивавших засады и грабивших торговцев. Скорее всего, Илья победил одного из них, которого прозвали Соловьем за умение оглушительно свистеть. Он освободил прямой торговый путь к столице и завоевал благодарность не только правителя, но и народа.
  3. 1168–1178 годы – время военных походов. Будучи проницательным политиком, Святослав стремится объединить князей в целях противостояния внешнему врагу. Он предпринял первый успешный поход, в котором участвует и Илья. Разгромлено немало вражеских полчищ. По легендам, богатырь побеждает противников с помощью чудесных предметов – меча-кладенца и булавы, подаренной богатырем Святогором.
  4. Святослав принимает Илью в свою дружину. Крестьянский сын становится участником всех битв десятилетия, а затем – прославленным воином. Одно из преданий приписывает ему прозвище «Чеботок», полученное после того как Илья отбился от врагов чоботом, или сапогом.
  5. Защита границ страны, битвы с иноплеменными захватчиками, среди которых хазары, половцы, татары и полумифические Калин Царь, Тугарин, Идолище Поганое; походы в дальние земли, дружба или единоборство с другими богатырями, ссора с Владимиром Красно Солнышко – распространенные сюжеты былин. Они до сих пор не исследованы до конца, так же как и их связь с реальными историческими фактами.
  6. 1185 год – сын князя Игорь Святославич собирает дружину из семи тысяч воинов, которая отправляется в поход в половецкую землю. Русское войско терпит жестокое поражение. Это событие описано в «Слове о полку Игореве». В бою участвует Илья, чудом избежав гибели. После этих событий он принимает решение стать монахом и больше никогда не брать в руки оружия.
  7. В том же 1185 году Илья приезжает в Киево-Печерскую лавру. Постригший его игумен Василий выражает надежду, что воин будет защищать монастырь от половецких набегов, но Илья твердо заявляет о своем решении. Он принимает имя Илии, в честь пророка, и ведет аскетический образ жизни.
  8. 1 января 1188 года князь Рюрик Ростиславович нападает на Киев, приведя с собой союзников половцев (битва упоминается в «Повести временных лет»). Они врываются в лавру. Инок Илия, видя поругание святыни и смерть братьев, все-таки поднимает меч, но гибнет от удара копья в область сердца. Ему было примерно 45-50 лет.
  9. 1643 год – Илия, в числе 69 подвижников лавры, был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
  10. 1963 год – состоялось первое исследование мощей Илии Печерского.

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле

Был ли женат Илья Муромец?

Документальных источников, подтверждающих, что легендарный богатырь был женат и имел детей, нет. Да и времени обзаводиться семьей у него было не так много. Тем не менее в былинах встречаются детали, указывающие на то, что и Илье Муромцу ничто человеческое было не чуждо.

В ряде текстов упомянута богатырша Савишна, которая трижды вызывала Илью на бой. Только в третьей схватке богатырю удалось победить ее, после чего он женился на побежденной, тронутый ее красотой. Но Савишне больше нравилось не заниматься домом, а участвовать в богатырских поединках. И однажды она заменила Илью в бою с Тугарином-змеем.

Кроме Савишны былины рассказывают и о другой женщине богатырской силы – Златогорке, в которую Илья был влюблен некоторое время. Она родила ему сына Сокольника (по другой версии – дочь). Об этом пишет Александр Асов в книге «Атлантида и Древняя Русь». В сборнике Николая Ончукова «Печорские былины» вместо Златогорки в качестве матери Сокольника упоминается уже некая «вдова калачница» из «земли Тальянской».  Сам же Сокольник разыскивает Илью, чтобы отомстить отцу, оставившему мать. Богатырь едва не убивает своего сына, прежде чем узнает его.

Каменный витязь

По легендам Илье из Мурома была предречена смерть «не от меча». И, несмотря на все старания богатыря избежать недостойной воина кончины, это ему не удалось. По сюжету одной из былин, Илья достает клад, придавленный плитой настолько тяжелой, что поднять ее никому не под силу. Достав сокровища, он раздает их в Киеве, теряя жизненную силу; после чего богатырь превратился в камень.

Персонаж воина Ильи нашел отражение не только в славянском, но и финно-угорском эпосе, а также в легендах германских племен.

Подвиги

Илья Муромец стал центральным персонажем большого числа сказов и легенд. Их основную часть объединили в несколько циклов: противостояние с Соловьем-разбойником, Идолищем Поганым, Тугариным, конфликт между Ильей и князем Владимиром. В преданиях отражено противостояние славянских земель с неорганизованными кочевыми племенами, с государственно-племенными союзами язычников, личные конфликты витязя как с иноземельными соперниками, так и с соотечественниками.

15 былин про Илью Муромца

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле

Кто автор былин об Илье Муромце

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле
Версий существует несколько. Согласно одной из них, тексты написаны Филоном Кмита-Чернобыльским, воеводой, который владел имением рядом с Киевом. Жил он в 16 веке. Пишет Филон о богатыре былинном, защитнике земель русских, звавшегося Ильей Муравлениным. Еще известны былины киевского цикла, где фигурирует тоже богатырь, но его подвиги не имеют никакого отношения к Киеву. Германские эпические поэмы рассказывают о могучем витязе Илье Русском, княжеского рода. Норвежский автор в саге «Тидрек» или «Вилькина» в 1250 г. писал о том, что у русского князя по имени Гертнита был сын незаконнорожденный по имени Илииас, который, якобы, приходился братом Владимиру Мономаху по отцовской линии. А вот известный историк Абзалов С.Н, собрал более полный свод упоминаний, им были обнаружены 53 былины, в которых только в пятнадцати главный персонаж — Илья Муромец.

Первый бой Ильи Муромца краткое содержание

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле
Попросил Илья благословения родителей и отправился к князю Владимиру в Киев. Перегородила ему дорогу, не берегу Оки, гора. Опрокинул Илья гору и потекла река по другому руслу. Около Чернигова, когда богатырь туда подъехал, видит Илья татар в большом количестве. Жители города попрятались, а татары обложили весь город. Тогда Илья вырвал большой дуб и начал им размахивать. Поднял за кудри трех татарских царевичей и указал отправляться по своим ордам. Таким образом, богатырь освободил от захватчиков город, а жители стали Илью благодарить и просить у них воеводой остаться. Но, Илья отказался, потому что у русской земли еще много врагов тогда было и много работы для богатырей.

Былина про Алешу Поповича и Илью Муромца

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле
Алеша был сыном попа. Попросил он отца дружину собрать, чтобы ехать в поле и пострелять живность. И дал ему отец лошадей и дружину. Они ехали и ночью и днем, пока не увидели три дороги, одна из них вела в Киев, другая в Чернигов а третья — к морю синему. Выбрали они дорогу на Киев, чтобы поклониться церквям, но встретили на пути орду Василия Прекрасного, который захотел взять Киев. Дружина разгромила великую рать и поскакала к Киеву, но князь Владимир их не принял. Обиделся Алеша Попович и отправился с дружиной в Ростов. Илья Муромец прознал про это и попросил князя организовать пир, догнать Алешу с дружиной и вернуть обратно. За ними поехал Добрыня Никитич и уговорил его вернуться. Князь одарил землями Алешу, а Илья  стал старшим братом зваться.

Исцеление Ильи Муромца пересказ былины

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле
В селе Карачарово, недалеко от Мурома жил Илья, крестьянский сын. Не мог он двигать ни руками ни ногами и не мог встать с печи вот уже тридцать лет. И вот, однажды, остался Илья один дома и около ворот остановились калики, попросили они его дать воды попить. А Илья отвечает им, что не может встать, так как к постели прикован. И тут, не ожидая такого, встает он с постели и в погребе находит пиво. Странники выпили и просят Илью тоже выпить, после чего пришла к нему сила богатырская. Тогда сказали ему калики, что суждено отныне ему быть великим богатырем и ни в каком бою смерть ему не грозит. Но, надо Илье купить жеребчика и кормить его отменным пшеном три месяца. Так он и поступил, после чего отправился в путь совершать подвиги.

Илья Муромец и Добрыня былина краткое содержание

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле
В войсках князя Владимира служил Добрыня-богатырь. Этот известный богатырь слыл сильным и умным, слава о нем шла по всей земле русской. До Ильи Муромца тоже дошли слухи и решает он Добрыню испытать, правда ли богатырь так силен?  Отправляется в Рязань Илья, где живет Добрыня, и застает только его мать, которая отговаривает Илью от поединка. Илья собирается ехать назад, но слышит, как во дворе Добрыня бахваляется и предлагает ему сразиться. В трех поединках они сражались, в первом не победил никто, во втором сабли сломались, а в третьем ушли оба в землю по колено. Победителем вышел Добрыня, который оказался на груди Муромца. Так произошло знакомство богатырей.

Илья Муромец и Соловей Разбойник содержание былины

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле
После освобождения жителей города Чернигова, Илья Муромец отправляется в Киев. Туда было два пути. Илья выбирает самый опасный, где поджидал Соловей Разбойник, который так свистел, что все живое вокруг гибло. Как только конь Ильи услышал свист, стал он спотыкаться, а все деревья рядом гнуться. Но, богатырь не испугался и выстрелил в глаз Соловью Разбойнику, посадил его на коня, привязал к седлу и повез к Владимиру в Киев. Но, не поверил князь, что Соловей Разбойник настоящий, приказал свистнуть, после чего множество народа упало замертво. Тогда Илья рассердился, повез Соловья дальше от города и голову ему отрубил. После этого Илье предоставляется за княжеским столом почетное место, но он считает, что должен быть с дружинниками и отказывается.

Смерть Ильи Муромца

Сказители единодушны в своем мнении: Илье не суждено было погибнуть в бою, при этом в ряде текстов содержатся указания на то, что Илья тяготился этим не то даром, не то «проклятием». Лишь один раз он оказывается на краю гибели – когда против него выступает его собственный сын, Сокольник, рожденный женщиной из Чужого мира – Златыгоркой или, в другом варианте, Горынинкой (уж не из тех ли она мест, откуда прилетал на Русь Змей Горыныч?). Сокольника сверстники с детства дразнили «подзаборником» и «безотцовщиной», и потому он ненавидит неизвестного ему отца.
Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле
Сокольник в детстве – воспитанник и названый сын царя Калина, кадр из советского фильма 1956 г.

В 12-летнем возрасте Сокольник, названный «злым татарином», отправляется на Киев. Отпуская сына в поход, мать просит его не вступать в бой с русским богатырем Ильёй Муромцем, но её слова приводят к непредвиденному результату: теперь Сокольник знает имя отца и страстно желает встретиться с ним «в Поле» – разумеется, не для того, чтобы заключить в родственные объятия. В путь он отправляется не один: его сопровождают два волка (серый и черный), белый кречет, а также соловей и жаворонок, которые кажутся лишними в этой суровой компании.

Однако выясняется, что они:

Перелётывают с руки на руку,
Перенашивают свисты с уха на ухо,
Улещают, спотешествуют добра молодца
В общем, развлекают в дороге подростка – аудиоплееров ведь ещё не придумали.

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле

Александр Шворин в роли Сокольничка, 1956 г.

Власть Сокольника над зверьми и птицами указывает на его принадлежность к колдовскому миру и подчеркивает враждебность и чужеродность для Руси.

Пограничная служба на Руси, если верить данной былине, была поставлена не лучшим образом, так как богатыри проспали чужестранного витязя, обнаружив его, лишь благодаря известию вещего дрозда или ворона – когда Сокольник, не заметив заставы, уже проехал мимо них в сторону Киева (даже, что особенно возмутительно, «грошей подорожных в казну не клал»!). Надо догонять, но кого послать за нарушителем, у которого конь, как лютый зверь – изо рта огонь пышет, из ноздрей искры летят, а сам он огромной палицей, как лебединым пером играет, и стрелы, пущенные для потехи, на лету ловит?

Поразмыслив, Илья Муромец отклоняет кандидатуры «мужиков Залашаньев», семи братьев Сбродовичей, Васьки Долгополого, Мишки Турупанишки, Самсона Колыбанова, Гришеньки Боярского (в разных вариантах былины называются разные имена) и даже Алёши Поповича. Посылает Добрыню Никитича, который «знает со богатырём он съехаться, знает он богатырю и честь отдать». То есть, решает сначала попробовать договориться с неведомым богатырём по-хорошему. В переговоры Сокольник не вступил, а до поединка и дело не дошло:

Как услышал добрый молодец богатыря,
Заревел сам, будто дикий зверь,
От того рёва молодецкого
Всколыбалася сыра земля,
Выливалася из рек вода,
Добрый конь Добрынин ошарашился,
Сам Добрыня на коне устрашился,
Богу Господу возмолился,
Мати пресвятыя Богородице:
Унеси меня от скорой смерти, Господи

В другой версии Сокольник взял Добрыню за кудри и бросил на землю, а потом отправил к Илье с издевательским посланием, в котором советовал ему не заменяться … (не вполне приличное слово на букву «Г»), а самому приехать с ним «поправиться».

Осознав масштаб угрозы, Илья Муромец отправляется на бой с чужеземным богатырём, сражается с ним без перерыва три дня, и, в итоге, терпит поражение: падает, но, по одной версии, обращение к Матери-Сырой Земле, по другой – молитва, даёт ему новые силы. Однако, обнаружив на груди Сокольника свой крест, Илья узнает в нём сына, и очень радуется не только этой встрече, но и тому, что тот оказался не «поганым» (то есть, не язычником), а православным, следовательно, его поход на Киев можно признать ошибкой и нелепым недоразумением. Теперь же, полагает Илья, обретя отца, сын станет его преемником и главным защитником своей новой родины – Руси. А вот Сокольник, до той поры считавший себя непобедимым бойцом, вовсе не рад такой счастливой развязке. К прежней ненависти присоединяется чувство унижения, и той же ночью он пытается убить спящего Илью – однако нож попадает в золотой крест «весом в три пуда».

Но есть и другой, ещё более печальный вариант этой былины, согласно которому, Илья, узнав, что сыну всего 12 лет, отправляет его домой, к матери, предлагая набраться сил и явиться к нему, когда пройдет ещё 12 годков. В этом случае, Илья, увы, сам мог спровоцировать последовавшие трагические события. Потому что оскорбленный таким пренебрежением молодой богатырь, действительно, едет домой, но лишь для того, чтобы убить «распутную» мать – за то, что она когда-то связалась с жестоко унизившим его отцом. А потом – вновь идёт на Русь, и пытается убить спящего Илью.

Далее сюжетные линии двух вариантов былины сходятся: решив, что сын, который сознательно пытался погубить своего отца, не достоин жизни, Илья убивает его, после чего отправляется в церковь – для покаяния.
Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле

Илья Муромец и Сокольник, кадр из советского фильма 1956 г. В нём встреча отца с сыном закончилась примирением

Пожалуй, следует сказать, что похожие сюжеты о противостоянии отца с неузнанным сыном есть в немецком эпосе (сага Гильдебранде) и в иранском сказании о Рустаме и Сухрабе.
Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле

Рустам и Сухраб

Умирает Илья Муромец после жуткой битвы с мертвецами, о которой рассказывается в былине о Камском побоище. Вначале киевские богатыри, как обычно, разбивают татарское войско. И, возгордившись, заявляют:

Уж, что нам сила та неверная?
Была бы у нас на небо лестница –
Прирубили бы мы всю силу небесную.
Или, в другом варианте:
Была бы ноне на небо лестница,
Мы бы всю силу небесную попленили же.

В некоторых текстах такие слова произносят разгоряченные победой участники битвы, в других – младшие богатыри, которые на битву опоздали, либо стояли у обозов в боевом охранении. Илья пытается остановить хвастунов, но поздно:

Тут восстала опять силушка Кудреванкова:

Кого били и секли надвое – стало два татарина,
Опять съехались добры молодцы,
Бились и дрались шесть дней и шесть ночей,
Они сколько же рубят татар – нет убыли.

Наконец, «устрашились они да этой силушки, уехали они на уез от ней», но – недалеко: окаменели вместе с конями у соседней горы. Один Илья Муромец добрался до Киева, где тоже окаменел – у стен города.

Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле

Иллюстрация к былине о Камском побоище

Тайна смерти Ильи Муромца

Объ­яс­не­ние этому факту может быть одно: имя про­сто­лю­дина мозо­лило глаза родо­ви­тому бояр­ству и опи­рав­шимся на него кня­зьям золо­того века Киев­ской Руси. Поэтому оно и было выма­рано из лето­писи как неже­лан­ный и даже воз­му­ти­тель­ный пре­це­дент голо­во­кру­жи­тель­ного воз­вы­ше­ния про­стого мужика.

Тем более что захо­ро­нен он был в при­деле глав­ного храма Киев­ской Руси – Софии Киев­ской – вели­ко­кня­же­ской усы­паль­нице (где и князей-то не всех хоро­нили). Бояре же о погре­бе­нии в Софии Киев­ской и меч­тать не могли, так как для них это была честь неслы­хан­ная!

Веро­ятно, по этой при­чине в позд­нее время гроб­ница «мужиц­кого боярина» была раз­ру­шена, в то время как гроб­ница его това­рища по часовне – сына древ­лян­ского князя Мала, Доб­рыни Ники­тича, – «уце­лела». О сей зна­ме­на­тель­ной «памяти» со сто­роны власть пре­дер­жа­щих в отно­ше­нии неро­до­ви­того защит­ника Земли Рус­ской сооб­щил в своих днев­ни­ках посол импе­ра­тора Свя­щен­ной Рим­ской импе­рии Рудольфа II Эрих Лясота, про­ез­дом побы­вав­ший в Киеве с 7 по 9 мая 1594 года, направ­ля­ясь с дипло­ма­ти­че­ским пору­че­нием к запо­рож­цам.

К тому вре­мени заботу об остан­ках леген­дар­ного чело­века взяла на себя Киево-Печер­ская лавра, где он поко­ится и поныне, в Ближ­них пеще­рах, под скром­ной над­пи­сью над гроб­ни­цей «Илья из Мурома».

По цер­ков­ному кален­дарю день памяти Ильи Муромца, сына Ива­но­вича 19 декабря по ста­рому стилю, или 1 января по новому. Кстати, именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ива­но­вича, в селе Кара­ча­рове, тор­же­ственно уста­но­вили икону пре­по­доб­ного Ильи Муромца (со встав­лен­ным в нее ков­чеж­цем с части­цей мощей бога­тыря, пере­дан­ного в свое время Киево-Печер­ской лаврой) во вновь отстро­ен­ной церкви Гурия, Самона и Авива.

И именно бла­го­даря архив­ным мате­ри­а­лам Киево-Печер­ской лавры мы хотя бы при­бли­зи­тельно знаем даты жизни все­на­родно люби­мого рат­ника.

В 1638 году в типо­гра­фии лавры была напе­ча­тана книга «Тера­тур­гима» монаха Киево-Печер­ского мона­стыря Афа­на­сия Каль­но­фой­ского. Автор, опи­сы­вая жития святых лавр­ских угод­ни­ков, уде­ляет несколько строк и Илье, уточ­няя, что бога­тырь жил за 450 лет до напи­са­ния книги, то есть в 1188 году.

Собы­тия тех дале­ких лет крайне дра­ма­тичны. В 1157–1169 годах Киев стал ареной меж­до­усоб­ных кон­флик­тов за право вели­кого кня­же­ния. Только за ука­зан­ный период на киев­ском пре­столе сме­ни­лось 8 князей, в 1169 году столь­ный град был разо­рен Андреем Бого­люб­ским (кстати, увез­шим из Софии Киев­ской икону, извест­ную сейчас как икона Вла­ди­мир­ской Бого­ма­тери), а с 1169 по 1181 год Киевом пра­вили 18 князей, неко­то­рые из них даже по несколько раз. Вдо­ба­вок, в борьбу за вели­ко­кня­же­скую власть вме­ша­лись половцы, совер­шив­шие в 1173 и 1190 годах опу­сто­ши­тель­ные набеги на Киев­ские земли.
Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле

И при обсле­до­ва­нии тела Ильи Муромца спе­ци­а­ли­стами судеб­ной меди­цины выяс­ни­лось, что былин­ный герой стал жерт­вой одного из таких набе­гов. По версии Сергея Хвед­чени (журнал «Вокруг света», № 1 за 1994 год), про­изо­шло это печаль­ное собы­тие в 1203 году во время опу­сто­ши­тель­ного набега на Киев объ­еди­нен­ных войск Рюрика и полов­цев. Город тогда взяли при­сту­пом, Киево-Печер­ский мона­стырь и Софий­ский собор раз­гра­били, боль­шую часть сто­лицы сожгли дотла. По сви­де­тель­ству лето­пис­цев, «такого разо­ре­ния в Киеве дотоле не бывало». К тому году бога­тырь на склоне лет принял мона­ше­ство в Киево-Печер­ском мона­стыре, так что, веро­ятно, там и стал Илья по про­звищу «Муро­мец» при постриге – истин­ное его имя в цер­ков­ных хро­ни­ках не сохра­ни­лось. И есте­ственно бывший воин не мог оста­ваться в сто­роне, защи­щая символ древ­не­рус­ского пра­во­сла­вия и свою оби­тель.

Про­ве­ден­ная уже в XX веке меди­цин­ская экс­пер­тиза муми­фи­ци­ро­ван­ных остан­ков героя пока­зала, что, судя по его ране­ниям, он не стал легкой добы­чей врагов. На теле Ильи Муромца было обна­ру­жено несколько ран, из кото­рых серьез­ной ока­за­лась лишь одна – на руке от копья, а роко­вой – тоже копей­ная, но в обла­сти сердца. Отсут­ствуют лишь обе ступни ног. Кроме глу­бо­кой округ­лой раны на левой руке видно такое же зна­чи­тель­ное повре­жде­ние в левой обла­сти груди. Созда­ется впе­чат­ле­ние, что герой при­крыл грудь рукой, и ударом копья она была при­гвож­дена к сердцу. Мощи обла­чены в мона­ше­скую одежду. Над гроб­ни­цей нахо­дится образ свя­того Ильи Муромца.

Первое иссле­до­ва­ние остан­ков бога­тыря про­во­ди­лось в 1963г. Тогда, в ту совет­скую ате­и­сти­че­скую эпоху, комис­сия сде­лала заклю­че­ние, что мумия при­над­ле­жит чело­веку мон­го­ло­ид­ной расы, а ране­ния ими­ти­ро­ваны мона­хами лавры. В 1988г. Меж­ве­дом­ствен­ная комис­сия Мин­здрава УССР про­вела экс­пер­тизу мощей свя­того Ильи Муромца. Для полу­че­ния объ­ек­тив­ных данных при­ме­ня­лась самая совре­мен­ная мето­дика и сверх­точ­ная япон­ская аппа­ра­тура. Резуль­таты иссле­до­ва­ний пора­зи­тельны.

Любо­пытно, но еще в 1701 году посе­тив­ший ката­комбы Киево-Печер­ской лавры стран­ству­ю­щий свя­щен­ник Иван Лукья­нов отме­чал: «… видел храб­рого воина Илью Муромца в нетле­нии под покры­ва­лом златым, рука у него левая про­бита копием». Другую рану на груди палом­ник не мог видеть из-за золо­че­ного покры­вала.

Мед­экс­перты дати­ро­вали останки с честью пав­шего в бою рат­ника XII веком, и по версии Сергея Хвед­чени вре­мен­ной период жизни Ильи Муромца с 1148 по 1203 годы.

С совре­мен­ной точки зрения, росту бога­тырь был чуть выше сред­него – 177 см, но в XII веке такой муж­чина счи­тался вели­ка­ном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, про­ез­жий львов­ский купец Мартин Грю­не­вег был пора­жен «мощами вели­кана» древ­не­рус­ской исто­рии).

Впро­чем, тело­сло­же­нием Илья Муро­мец дей­стви­тельно отли­чался от обыч­ных людей – он был «ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах», как гова­ри­вали в ста­рину. Фено­ме­наль­ная сила бога­тыря пере­да­лась по наслед­ству и его дале­ким потом­кам – роду кара­ча­ров­ских селян Гущи­ных, кото­рые вполне могли, как их вели­кий предок, в про­шлом веке сдви­нуть груз, кото­рый был не под силу и лошади.

Ана­томы отме­тили в пояс­нич­ном отделе тела Ильи искрив­ле­ние позво­ноч­ника вправо и явно выра­жен­ные допол­ни­тель­ные отростки на позвон­ках, затруд­няв­шие дви­же­ние бога­тыря в моло­до­сти вслед­ствие ущем­ле­ния нервов спин­ного мозга. О том же, кстати, повест­вуют былины, отме­чая, что «трид­цать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хож­де­ния». И только «калики пере­хо­жие» – народ­ные цели­тели – впра­вили Илье позвонки и отпо­или целеб­ным тра­вя­ным отва­ром, бла­го­сло­вив его на ратные подвиги.

Факт нали­чия почи­та­е­мых мощей зна­ме­ни­того бога­тыря нашел отра­же­ние и в самих эпи­че­ских текстах. Так инте­ре­сен конец былины «Илья Муро­мец и Калин царь» в испол­не­нии ска­зи­теля Щего­лен­кова: «от этих татар да от пога­ных, ока­ме­нел его конь да бога­тыр­ской, и сде­ла­лись мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с дет­ства, что калики пере­хо­жие про­ро­че­ство­вали зна­ме­ни­тому бога­тырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в были­нах и сказ­ках о кон­чине героя повест­ву­ется раз­лично: то он каме­неет один, либо с дру­гими бога­ты­рями; то живой ложится в гроб и там оста­ется навеки; то вместе с Доб­ры­нею на Соколе Корабле куда-то уплы­вает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как пока­зала экс­пер­тиза мощей, про­ро­че­ство калик, к сожа­ле­нию, не свер­ши­лось.

Воз­раст былин­ного бога­тыря спе­ци­а­ли­сты опре­де­лили в 40–45 лет плюс 10 лет ввиду его спе­ци­фи­че­ского забо­ле­ва­ния. По методу рекон­струк­ции мягких частей лица по черепу извест­ного антро­по­лога М. М. Гера­си­мова веду­щим спе­ци­а­ли­стом в этой обла­сти, кри­ми­на­ли­стом и скуль­пто­ром С. Ники­ти­ным был вос­со­здан скульп­тур­ный порт­рет Ильи Муромца.

По мнению Сергея Хвед­чени: «порт­рет мастеру явно удался. В нем вопло­ще­ние спо­кой­ной силы, муд­ро­сти, вели­ко­ду­шия и уми­ро­тво­ре­ния. В его глазах нет рас­ка­я­ния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Силь­ные руки бога­тыря опи­ра­ются не на булат­ный меч, а на мона­ше­ский посох как символ послед­них лет его жизни, про­ве­ден­ных в мона­стыре».
Богатырь Илья Муромец существовал ли на самом деле

Илья Муромец в литературе

Владимир Перцов. Илья Муромец в каличьей одежде говорит с князем Владимиром. Иллюстрация к сборнику «Былины: книга для внеклассного чтения, 5-7 классы». Издательство «Просвещение». 1985Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители — например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина. «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой», — рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья», а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

Образ в кинематографе

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

На картинах русских художников

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин, Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах — недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» — образ собирательный. Во время работы над полотном, прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.