По словам греческого историка Геродота, скифы жили в самой отдалённой земле, которая не давала им никаких полезных плодов, поэтому у них ничего не было и сами они не обладали никакими достоинствами — за исключением воинской доблести. Ни один народ, который когда-либо нападал на скифов или на который сами скифы ходили войной, никогда не мог их победить. Храбрость и многочисленность скифов делала их неодолимым противником. Некогда скифы на протяжении 28 лет владели всей Азией. Посмотрим, как скифы обрели эту власть и как её утратили.

Кто они такие?

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали
Под скифами принято подразумевать более двух десятков различных ираноязычных племен, объединенных общей культурой и социальной организацией.

При этом внешний вид и образ жизни этих племен значительно отличался. Одни вели сугубо кочевую жизнь, другие строили укрепленные города и Согласно греческим писателям, лесостепные племена отличались высоким ростом и худощавым телосложением, степные обладали светлыми чертами лица, крупным телом и рыжими волосами. Забавно, что современные исследования подтвердили эти описания, 19% причерноморских скифов страдали ожирением.

Как бы то ни было, генетический анализ останков выявил родство древнего народа со многими нациями, населяющими современную Россию. В той или иной мере, кровь античных кочевников течет не только в славянах, но также в тюрках и представителях Кавказа.

Как выглядело Скифское государство?

Скифия – типичное кочевое государство, не имевшее четких границ и жесткого контроля центра над регионами. Империя пребывала в состоянии раздробленности и держалась на формальном союзе племен.

У государства был царь, чья власть являлась наследственной и обожествлялась. Однако она ограничивалась советом вождей и народным собранием.
В обществе ярко выделялись прослойки аристократов, жрецов и воинов. Женщины и мужчины имели равные права. Анализ ДНК более 1000 скелетов скифских воинов, с почестями захороненных в курганах, показал, что 37% из них были женщинами.

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

Скифам приписывается изобретение кочевой тактики боя, с обманными маневрами, стратегическим отступлением и применением конных лучников.

Существовало такое государство с VIII века до н.э. по IV век н.э. В период расцвета в IV веке до н.э. столица империи располагалась в Запорожской области Украины.

Откуда пришли скифы?

Но как же появились эти кочевники? Этот вопрос вызывает не меньше гипотез, чем проблема, указанная выше. Жили скифы чаще всего на открытых пространствах степей, которые позволяли быстро передвигаться всадникам, а также заранее узнать о надвигающемся противнике.

Однако эти местности считались безжизненными территориями смерти – суровый климат, сильные ветры, палящее солнце летом и лютые морозы зимой. Мне кажется, далеко не каждое племя избрало бы для себя такой район.

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

Увы, достоверно мы не знаем о происхождении скифов, однако можем опираться на сведения древнегреческого историка Геродота. Если верить его записям, скифы были азиатами, пришедшими к Причерноморью. Местные племена киммерийцев были изгнаны суровыми завоевателями.

По мнению современный историков, в подобной теории есть доля правды, и скифы могли сформироваться в степях Азии, после чего к Дону и Дунаю пришли уже сформированной народностью. На это же указывает и протяжённость их земель.

Куда исчезли скифы?

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение

На самом деле происхождение скифов загадочно, дело в том, что у самих скифов отсутствовала письменность, а ведомости о них от других народов весьма противоречивы. Главным же источником исторической информации о них являются труды древнегреческого историка Геродота. По одной из легенд, о которой упоминает «отец истории», скифы-кочевники пришли из Азии на территорию северного Причерноморья, изгнав оттуда обитающие там местные племена киммерийцев. Но тот же Геродот в другом своем труде «История» упоминает и другую легенду скифов, согласно которой они жили в Причерноморье всегда.

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура

Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Искусство

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

Скифская культура

Звериный стиль

Переосмысленные в духе собственно скифских концепций, эти образы закрепились в скифской культуре. По не вполне еще понятным исследователям причинам наибольшую популярность в Скифии приобрели различные изображения животных, послужившие основой для формирования знаменитого скифского звериного стиля — наиболее интересного и самобытного элемента скифской культуры. Для этого искусства характерно воплощение строго определенных образов — по преимуществу копытных животных, прежде всего оленей, а также кошачьих хищников и птиц, — изображаемых в нескольких каноничных позах. Эти мотивы служили главным образом для украшения предметов воинского снаряжения, конского убора, ритуальных сосудов. Совершенно очевидно, что все эти изображения имели в глазах скифов некое важное содержание, но вопрос о семантике скифского звериного стиля до сих пор составляет предмет дискуссий.

Одни исследователи придерживаются мнения, что в его основе лежат магические представления — стремление обеспечить обладателя этих изображений теми выдающимися качествами, которые присущи воплощаемым животным. Другие связывают их со скифской мифологией, полагая, что скифы мыслили своих богов как имеющих зооморфный облик. Иногда звериный стиль рассматривают как своего рода символическую знаковую систему, призванную воплощать общие представления о строении мироздания. Вопрос о смысловой нагрузке скифского анималистического искусства требует еще углубленной разработки. Как бы то ни было, искусство звериного стиля, сложившееся на основе синтеза древнеиранских представлений о мире и древневосточной иконографии, превратилось в наиболее яркое и самобытное явление скифской культуры.

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали
Сосуд из кургана Куль-Оба. Золото. Крым.

Фольклор скифов

Совершенно иной характер имело другое событие из истории взаимоотношений скифов с древним Востоком — их борьба против вторжения в их земли войск персидского царя Дария I. Нашествие огромных полчищ грозило Скифии большими несчастьями. Как это, однако, ни парадоксально, данный эпизод представляет для нас интерес прежде всего не как важная страница политической истории скифов, а с точки зрения исследования скифской культуры. Дело в том, что подробный рассказ об этой войне, сохраненный античными авторами (в первую очередь Геродотом), восходит, судя по целому ряду его особенностей, к собственно скифскому устному эпическому преданию. Фольклор любого народа отражает важнейшие аспекты истории его культуры, и его исследование чрезвычайно важно. Фольклор же скифов почти бесследно утрачен, и представления о нем можно составить лишь по скудным инокультурным его пересказам.

Согласно сохраненной Геродотом традиции, Дарий, переправившись через Дунай, в течение двух месяцев продвигался по причерноморским степям вслед за скифами, которые уходили, не принимая боя. Попытка персидского царя вызвать скифов на решающее сражение не принесла успеха. Скифы мотивировали свой отказ тем, что, не имея ни городов, ни обработанных земель, которые стоило бы защищать от врага, они не видят необходимости в активной борьбе, но просто продолжают вести обычный для них кочевой образ жизни. Тем не менее они постоянно тревожили персов мелкими набегами, нанося им существенный урон. В итоге войско Дария, пройдя по всей Скифии и некоторым соседним с нею землям, вынуждено было бежать из Причерноморья, понеся большие потери.

О реальных событиях скифо-персидской войны этот рассказ, судя по всему, содержит сведения весьма скудные. Даже описанный в нем маршрут не столько отражает истинный ход военных действий, сколько призван воплотить идею тотального характера конфликта и продиктован ритуально-магическими концепциями древних ираноязычных народов. Зато это повествование содержит интереснейшие данные о скифских обычаях, представлениях, культурных моделях. Примечательна описанная в нем величественная фигура вождя скифов царя Иданфирса — мудрого правителя и военачальника, — типичная для древнего эпоса.

Скифские курганы

После отражения персидского нашествия для Скифии наступает почти двухсотлетний период расцвета. Именно к этому времени относится абсолютное большинство исследованных археологами скифских памятников. Это по преимуществу погребальные курганы. Их размеры колеблются в значительных пределах: над погребениями рядовых воинов сооружались небольшие насыпи, которые теперь — после многовековой распашки и выветривания — едва возвышаются над уровнем земли; зато над могилами племенных вождей или царей сооружались гигантские земляные холмы, порой с применением и каменных конструкций.

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

Пектораль. Курган Толстая могила. Золото. Нижнее Приднепровье.

Так, один из самых известных царских курганов Скифии — Чертомлык — накануне раскопок имел высоту более 19 м. и окружность основания 330 м., а высота другого кургана — Александропольского — превышала 21 м. Под насыпью кургана размещалась могила. Чаще всего это так называемая катакомба — своеобразная пещера простой или усложненной конфигурации, вырытая под одной из боковых стенок глубокого (до нескольких метров) входного колодца. В погребениях знати таких камер могло быть несколько.

Обряд похорон

В пространстве камеры, а иногда и входной ямы размещался основной сопровождающий умершего инвентарь. В аристократических погребениях часто здесь же или в специальных дополнительных могилах укладывались тела погребаемых вместе с «владыкой» прислужников — оруженосца, конюха, служанки, а также предназначенных для умершего верховых коней.

В обряде похорон скифского вождя, по рассказу Геродота, участвовали все его подданные, силами которых и воздвигалась гигантская насыпь. Эти же люди были участниками тризны — поминального ритуала, следы которого часто находят при раскопках. Так, во рву, окружающем курган Толстая Могила (богатый, хотя и не слишком большой), были обнаружены кости такого количества съеденных в ходе тризны домашних и диких животных, которое позволяет полагать, что в похоронах принимало участие примерно 2,5-3 тыс. человек. Погребение рядового члена общества совершалось его ближайшими родственниками и друзьями.

Инвентарь

Набор инвентаря в скифских могилах достаточно традиционен, хотя в аристократических курганах он, конечно, неизмеримо богаче, чем в рядовых. В мужских погребениях это прежде всего предметы вооружения. Справедливость замечания Геродота, что каждый скиф — конный стрелок, подтверждает наличие в могиле бронзовых наконечников стрел, а иногда и остатков самого лука. С формой скифского лука древние авторы сравнивали очертания Черного моря, прямая линия южного берега которого соответствует тетиве, а северное побережье — древку с изгибом в том месте, где находилась рука стрелка. О том, насколько тугим был скифский лук и какая сноровка требовалась при обращении с ним, свидетельствует сохраненный Геродотом миф о трех сыновьях родоначальника скифов, который, чтобы выбрать из них достойного претендента на царский престол, в качестве испытания предложил им натянуть тетиву на его лук; преуспеть в этом испытании смог, согласно скифской традиции, лишь младший из сыновей.

Распространенным оружием у скифов были также копья и мечи-акинаки, но последние чаще встречаются в аристократических, чем в рядовых, погребениях. В женских могилах обычной находкой являются простые личные украшения — серьги, перстни, браслеты, а также зеркала.

Значительно разнообразнее набор предметов, находимых в погребениях знати. Основные категории вещей здесь те же самые, но типы их многообразнее, а убранство— богаче. Ножны акинаков и гориты — футляры для лука и стрел — часто украшены золотыми пластинами, снабженными ритуально-мифологическими изображениями. Пышно украшен золотыми накладками и ритуальный женский головной убор. Золотыми бляшками с изображениями расшивались одежда погребенных и покрывала, которыми завешивали стенки погребальной камеры. Очень часты в аристократических погребениях ритуальные сосуды различных форм — шаровидные кубки, ритоны, открытые чаши с двумя горизонтальными ручками. Подобные сосуды изготавливали из драгоценных металлов или из дерева с металлическими обкладками. Все эти предметы помимо указания на необычайное богатство скифской аристократии важны тем, что содержание украшающих их изображений отражает скифские представления о власти вождей и царей как о богоданном установлении: ее сакральный характер подтверждался композициями на мифологические сюжеты.

Борьба скифов с гуннами

Внесли свою лепту в исчезновение кочевого народа и гунны. В 375 году они расправились с последними представителями скифских племен.

Аттила — предводитель гуннов, которые уничтожили скифов

Как видим, исторические факты говорят о том, что Скифия была первым сильным государством, которое пало в результате Великого переселения народов, а скифы, как этнос исчезли, оказавшись заложниками определенных исторических событий.

Сегодня скифы существуют лишь в учебных трудах, в некоторых из них можно увидеть, что потомками скифов предположительно являются чеченцы и осетины. Но это предположения, которые требуют детального изучения, и вряд ли будут когда-то доподлинно определены.

Также стоит отметить, что многие ученные останавливаются на том факте, что истинные причины исчезновения скифов остаются большой загадкой. Ответить почему и куда исчез народ, который существовал около 1000 лет, невозможно. Если обратиться к археологии, то возникает вопрос: «почему в Северном Причерноморье нет ни скифских, ни сарматских захоронений ІІІ века до нашей эры?».

Тоесть от момента исчезновения скифов до момента появления сарматов на одних и тех же землях почти сто лет никто не проживал. Соответственно остается без ответа и вопрос относительно того почему и куда исчезли скифы.

Исчезновение скифов

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов. Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.

Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих. Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.

Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.

Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные. Интересно то, что некоторые историки причисляют к потомкам скифов чеченцев и осетин.

Завоевание Ближнего Востока

Началась война, не выдерживая которую, киммерийцы решили уйти из своей страны, спасая свои жизни. Едва ли у них был более мягкий выбор : «сущий скиф» и через пятьсот лет было эпитетом крайне жестокого и кровожадного человека.

Чаши из черепов противника, попоны лошадей из человеческой кожи служили мрачным доказательством того, что скифы были страшными врагами и прирожденными убийцами.

Через Кавказ киммерийцы хлынули на Ближний Восток, к мощным империям того времени: Ассирии и Урарту.

Преисполненные пафоса и могущества те, не ждали, что северные варвары могут нарушить их блистательное существование.

Огромные армии ждали прищельцев: многочисленное ополчение, аристократы вооруженные огромными щитами и бронзовыми мечами, редкие колесницы с лучниками. Они еще не знали поражений, в своем кругу и Азия трепетала под их пятой.

Однако вся их боевая мощь оказалась бессильной против пришельцев!

Царь Урарту Руса, с огромным войском потерпел полный разгром, лишился едва ли не всех своих вельмож, спрятался в горах и более мы не услышим об этом царстве.

А киммерийцы продолжили воевать на новых землях, постепенно завоевывая земли Ассирии и Мидии, когда на горе им всем, преследуя старого врага, на Ближний Восток пришли скифы.

Зачем? Это неясно, по версии Геродота: Ассирия наняла киммерийцев, чтобы победить Мидию, а те, позвали на помощь скифов, как своих дальних родичей. Родичи домой возвращаться не пожелали и решили устранить и Ассирию, и Мидию, и киммерийцев.
По более простой версии, некая давняя вражда, возможно религиозного толка, побудила скифов преследовать и добиваться полного истребления киммерийцев, как народа.

От том же сообщают поздние авторы, дескать главная доблесть скифов в том, что своего врага они не оставят живым и будут воевать, пока под корень не изведут этот народ.

Ассирийская пехота была грозой для окружающих стран, но для скифов, стремительно скачущих на лошадях, посылающих в противника тучу стрел, арканами выхватывающих воинов из строя, не была серьезным соперником.
Грозная армия Ближнего Востока была жалкой и бессильной, против кочевников и не было ответа на эту чудовищную орды. Медленная пехота, слабое вооружение аристократии Ассирии, низкий боевой дух ополчения из рабов — все это просто мишени для скифов.
Бородатые лучники под предводительством вождя Ишпак(с)ая громят ассирийцев и мидян, а затем добивают остатки киммерийцев.
Скифам покоряются ближневосточные земли и они планируют поход на Египет, но фараон Псамметих откупился от врага, а иудейские летописи в отчаянии сообщают, что после ужасного набега народа гимер (киммерийцы) , пришли еще более страшные народы Гог и Магог.

Почти тридцать лет скифы правят Азией, доведя её, по сообщениям историков, до полного разорения не только тяжкими податями, но набегами.

Тогда, в отчаянии, мидийский царь Киаксар созвал знатных скифов, грозных хозяев, на пир, где те напились до беспамятства и были им жестоко убиты.
Оставшись без вождей, большая часть скифов решила вернуться домой, из столь долгого похода.
К тому времени, мидяне, будущие создатели Персидской державы, уже освоили главные приемы скифских воинов и знали как оказать им сопротивление.
Вероятно, этот фактор и сдержал скифов от мести за убитых вождей. Не все, но большинство скифов решили вернуться на родину.

А когда вереницы их повозок окутывали тучи пыли от лошадиных копыт, где-то на Северном Кавказе, мидяне восстали и добили остатки скифов в Азии.
Дома же, не знающих поражений, скифов ждал сюрприз…

Позор царя Дария

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

Скифы не потерпели ни одного крупного поражения, а всех завоевателей приходивших к ним, они с позором заставляли отступить или погибнуть.

Известна всем история персидского царя Дария, вторгшегося в скифские пределы. Цель похода не ясна до конца, греки говорят о банальной жажде власти, так как армия Дария была непобедима и огромна, скифы могли бы быть венцом в его короне завоевателя.

Есть версии о том, что Дарий мстил скифам за власть над своими родичами-мидянами. Кроме того, для зороастрийцев-персов, зверопоклонники скифы были родичами-еретиками, тот самый Туран — царство диких язычников, которое противопоставляется благому и праведному Ирану, согласно Зороастру.

Но как бы то ни было, почти миллион воинов, огромный флот и хитроумные греческие инженеры должны были принести мероприятию оглушительный успех.

Дальнейшее известно.

Скифы, озадаченные грандиозностью армии врага,не стали принимать бой, а отступили вглубь своей земли, попутно собирая союзников из окрестных племен, половина которых не приняла вызов и склонилась перед персами. Скифы же применили тактику «выжженной земли» уничтожая продовольствие, отравляя колодцы и непрерывно нападая мелкими группами на неповоротливого врага. Но при этом, не позволяя персам уйти быстро,позволяя им иногда «отбить» обозы, охотиться и переходить реки, как бы приманивая их вглубь.
Долгие месяцы продолжалась эта гонка — скифы отходят, персы преследуют, а Дарию приходят вести, что скифы в тылу не дают отправлять провиант для войск и скоро изможденное войско персов начало роптать.

Царь послал весть скифам, чтобы они или немедленно вступили в бой, если считают себя сильнее, или покорились ему.

Ответ скифов озадачил Дария, скифский лидер Иданфирс с удивлением сообщил, что не замечал ранее, что его кто-то преследует, а просто кочевал по своему обычаю.
Если Дарий так жаждет боя, то пусть обнаружит могилы скифских царей, город Герры — город мертвых и тогда скифы непременно начнут войну и будут биться до последнегго вздоха.

Тогда подозрительный Дарий решил дать передышку войску и возвести форт. В степи вырос огромный город-лагерь, в котором укрылось его громадное войско.
Внезапно появились и скифы, в огромном числе и взяли в город кольцо. Скифы уничтожали всех входящих и выходящих из него. Дарий оказался в осаде, ловушка захлопнулась!

Затем скифы послали ему свои знаменитые дары: мышь, лягушку и стрелу.
Неизвестно, что они имели в виду, но Дарий решил, что это совет ему уходить в свои земли, иначе скифские стрелы достигнут его.

Советники говорили царю, что понять дары следует так: скифы отдают ему свои земли, воды и оружие и преклоняются перед ним. И лишь один ближних царя сказал, что они хотят сказать, чтобы царь скрывался как мышь в степи, как лягушка в болоте, иначе скифская стрела найдет его здесь

Дарий, вероятно был близок к краху, его решение было стремительным и неожиданным для всех.
Бросив раненых, под покровом ночи, персы начали отступать, причем по тем же выжженным землям по которым пришли, обманув врагов.
Скифы яростно истребляли остатки персидской армии, преследуя их на всем пути, не избежать бы смерти и самому Дарию, ведь пока он был в лагере, скифы попытались разрушить мост через Дунай, по которому прошли персы. Тогда бы персы навеки остались в степях Скифии покрытые позором.
Но благодаря грекам-союзникам персов, мост сохранился, греки его разобрали для скифов, а перед приходом царя собрали вновь и Дарий смог уйти из скифских земель, потеряв все свое войско.
Страшное поражение, страшный позор и насмешки современников.

Слава же скифов, как непобедимых в своей земле укрепилась вскоре еще раз. 30-тысячное войско наместника Александра Макдонского Зопириона вторглось в Скифию. Однако, ни он сам, ни его войско не вернулось из похода, будучи полностью уничтоженными.
А сам Александр бесславно ушел из Бактрии, где тщетно надеялся завоевать саков — тех же скифов, по его разумению, покорив которых на востоке, он бы встретился с Зопирионом на западе.

Тихое исчезновение

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

Огромная держава, сильнейшее войско, торговые города и связи с греками и персами – все эти признаки великого народа внезапно исчезли! Это парадокс, который крайне неуклюже объясняется.

Скифы растворились в степных просторах также внезапно, как и пришли, к началу 3 века нашей эры, огромная Европейская Скифия буквально пустеет.

Куда же делся самый многочисленный народ на свете, с огромными табунами лошадей и караванами повозок среди благодатных просторов и редкими городищами?

Ранее считалось, что скифов уничтожили, как и они ранее киммерийцев, сарматы, тоже родственники, тоже кочевые виртуозы верхового боя. Однако никаких упоминаний о войне, найденных следов битв, до сих пор не найдено. Более того, Скифия опустела на 200 лет раньше, чем пришли сарматы! Греки и персы, извечные друзья-соперники скифов ни слова не пишут о какой-либо войне, эпидемии, массовом исходе. А такое событие не прошло бы мимо их внимания.

Белорусский археолог Сергей Рассадин считает, что никакое нашествие не объясняет такое массовое исчезновение населения региона. Скифолог Сергей Полин,говорит об изменении климата, ставшего непригодным для кочевников. Возможно, но к этому периоду как раз началось потепление, сделавшее проходимыми Азовские реки и болота, для тех же гуннов.

Враги?

Все были повержены, а кельты, напавшие и разорившие Македонию и Грецию, незадолго до событий, благоразумно в Скифию не заходили. За исключением бастарнов, явившихся на Днепр уже куда позже.

Несколько скифских городищ, найденные недавно, не содержат следов разгрома, наоборот их как будто бы спокойно оставило население.
От некогда великой Скифии остался маленький островок в Крыму, который был разгромлен нашествием суровых скандинавов-готов, на некоторое время ставших новыми хозяевами Причерноморья.

А что если предположить, что скифы просто откочевали куда-то, например ближе к своему знаменитому тайному городу Герры, где покоились мумии их царей?! Ведь его не нашел не только Дарий, но и современные археологи.

Скифы очень трепетно относились к смерти, усопших царей 40 дней возили по стране, чтобы подданные могли проститься с ними, после чего делали его мумию, насыпали титанические круганы и расставляли мертвых всадников по периметру, отмечая скорбное место.
И возможно, угроза, что кто-то обнаружил их тайный город, центр их мрачной религии, сподвигла скифов на массовый уход, чтобы отразить вражескую атаку.

Тогда путь для конного народа, ощетинившегося тысячей стрел и копий, открывался только на восток…И там должен быть сильный и многочисленный враг.

Но это тема уже для следующей загадки.
И лишь один народ, спустя едва ли не 1000 лет после скифов, вновь принесет в Европу их традиции.

Борьба с другими народами

Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующим окружающие их земли, античная литература богата сведениями о народе кочевников. В VI веке до н. э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией. После этого они ушли в регион северного Причерноморья, где стали соперничать с греками за новые территории.

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали

В конце VI века персидский царь Дарий начал войну против скифов, однако, несмотря на сокрушительную мощь его войска и огромное численное превосходство, ему не удалось сломить кочевников. Они выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. В итоге скифы остались непобежденными и заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.

В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все скифские племена от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего наивысшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов сложились с золотом. Культ этого металла даже послужил основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.

Возрастающая сила скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в сражении убил Атея, а его сын, Александр Македонский, пошел войной на скифов спустя восемь лет. Однако великому полководцу не удалось разгромить Скифию и пришлось отступить, оставив кочевников непокоренными.

На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель. За ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга. В конце концов Великая Скифия превратилась в Малую. Центром скифского государства стал Крым, где появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, которые скифы использовали в борьбе с Херсонесом и сарматами.

В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который после многочисленных сражений ослабил и обескровил скифское государство.

Жестокость и красота – в скифской культуре

Культура скифов представляла собой целую сокровищницу самобытных традиций, мифов и обрядов. Немало о ней написано в трудах Геродота, который, как я заметила, был потрясён суровым нравом кочевников.

Историк рассказывает, что после убийства врага скиф должен был выпить его крови. Нередко из голов поверженных противников скифы делали чаши для вина.

Чтобы получить свою долю после сражения, скиф должен был предъявить своего рода «документ», подтверждающий его воинскую доблесть, а именно – голову врага.

Но скифский народ имел склонность не только к жестокости и военному делу. Самые известные находки, обнаруженные в захоронениях этих племён – это произведения искусства. Украшения и чаши, ритуальные предметы и статуэтки напоминают чудо, созданное древними мастерами.

Как жили войны Скифы в 8 веке до н.э., которые были безумно суеверные и постоянно гадали
Скифский золотой гребень с изображением батальной сцены, из солохского кургана, 430-390 гг. до н. э.
Был найден в 1913 году экспедицией Н. И. Веселовского
Местонахождение: Эрмитаж

Чаще всего скифы использовали растительный орнамент и изображения животных.

Рассматривая несколько нагрудных ожерелий скифской эпохи, я заметила, что на них воссозданы не только образы реально существующих животных, но и мифические существа. В мифах скифов тесно переплетаются судьбы богов, духов и людей, часто рассказывается о легендарных героях, прославивших имя скифа-воина.

История скифов – это огромный пласт прошлого, что открывает всё больше и больше тайн, однако продолжает хранить многие свои загадки. Это действительно был суровый и свободолюбивый народ, а память о нём и сегодня живёт в последующих поколениях. Не секрет, что во многих из нас есть частица бурлящей скифской крови.