Китайское кунг-фу, также известное как ушу и китайские боевые искусства, занимает важное место среди культурных традиций Китая. Кунг-фу (ушу) – китайский стиль боевых искусств, возможно, один из самых древних в мире. Большое внимание здесь уделяется не только развитию тела, но и воспитанию духа.

В последние десятилетия кунг-фу стало широко известно во всём мире благодаря кинематографу и звёздам кунг-фу. Кто из нас не слышал о легендарном Брюсе Ли или Джеки Чане?

Содержание

Что такое кунг-фу и как оно зародилось

Кунг-фу (или у-шу) — это китайское боевое искусство, буквально означающее мастерство, отточенное годами. Но если Ты считаешь, что кунг-фу — лишь способность умело махать руками и ногами, Ты очень ошибаешься. На самом деле кунг-фу — целая система, которая помогает освоить технику самозащиты, укрепить здоровье и духовное состояние человека.

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

Исследователи считают, что кунг-фу могло зародиться еще во времена первобытного общества. Чтобы защитить свою жизнь, поймать дикого зверя и выжить, люди были вынуждены научиться обращаться с различными орудиями для охоты. Со временем все эти знания и навыки собирались в одну систему. А когда к власти пришла династия Шан, охота стала одним из методов тренировки мастеров кунг-фу.

История кунг-фу: династии Шан и Чжоу

Во времена правления династий Шан и Чжоу (17 век до н.э. – 221 год до н.э.) боевые искусства превратились в своего рода танец. Обычно танец в боевом искусстве используется для тренировки солдат и укрепления их морального духа.

В эпоху Чжоу практика танца в боевых искусствах была формально введена в общий процесс обучения. Демонстрация техники рукопашного боя на поле сражения привлекало пристальное внимание представителей различных царств в Период Вёсен и осеней (770 – 476 до н.э.). Император, находившийся у власти в то время, дважды в год проводил соревнования по борьбе, весной и осенью. Так отбирали выдающихся мастеров боевых искусств. В то же время технология изготовления мечей, а также техника владения оружием получили стремительное развитие.

Определение

Ушу (武术) — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (武艺), гошу (国术) и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.

Про названия

Другие названия:

  • Ву-шу, ву-ши, у-ши — неправильная транскрипция.
  • Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) — буквально «работа над собой/тренировка», так же означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения у-шу, используется также вариант кунг-фу.
  • Го-шу — буквально «искусство страны/национальное искусство»; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване.
  • У-и — буквально «боевое искусство», старый термин времён императорского Китая.
  • Цюань-фа (буквально «кулачные методы») или Цюань-шу (буквально «кулачное искусство») — один из разделов у-шу, иногда это слово используется как синоним всего у-шу. Что любопытно, те же самые иероглифы используются в слове кэмпо, являющемся японским прочтением названия цюань-фа, использующимся в сочетании кэмпо-каратэ для названия звериных стилей окинавского каратэ, происходящих от ушу.
  • Кроме того слово кэмпо стало синонимом любых боевых искусств или единоборств мира.

Кун-фу и у-шу

В русском языке сложилась традиция определять термином «кун-фу» боевое искусство, а термином «у-шу» — комплекс гимнастических упражнений; хотя они, по сути, составляют единую, целостную систему физического и духовного совершенствования. Согласно полушутливому определению, «кун-фу — это у-шу, выполняемое в быстром темпе».

Виды и стили

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:

  • Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что, якобы, для северных стилей характерны широкие, высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
  • Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды утверждают, что, якобы, существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэбэй, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие из одного из этих трёх центров.
  • Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации Цзинъу (精武会), впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственным.
  • Разбиение на стили, предпочитающие ведения боя на дальней дистанции — «чанцюань» (长拳), и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда» (短打). В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанции.

Спортивное ушу

  • Ушу-таолу
  • Ушу-саньда (саньшоу)

Эти два ответвления можно отнести к спортивному ушу.

Ушу-таолу — это вид спорта, напоминающий художественную гимнастику. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).

Саньда — это спортивные спарринги. Поединки проводятся в полный контакт в защитной экипировке, включающей: шлем с защитой подбородка и висков, капа (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защита паха, возможно бинтование голени и бедер (по мед показаниям). Все участники распределяются в зависимости от весовых категорий. Оцениваемая техника: удар ногой в голову или по корпусу (2 балла), удар рукой в корпус или голову (1 балл), удар ногой в бедро (1 балл). Разрешена бросковая техника. Время в захвате не более 4 секунд. Оценивается следующим образом: бросок противника, спортсмен остается на ногах — 2 балла. Бросок с падением сверху — 1 балл. Разрешены подсечки. Борьба в партере запрещена. Схватка проводится минимум два раунда по 2 минуты. Возможен третий раунд. Если открыт счет (нокдаун) оценивается и техника (удар, бросок) и нокдаун (2 балла). Спортсмен выигрывает схватку, если: отправляет противника в нокаут, выигрывает два раунда, противник дисквалифицирован либо выбывает из-за травмы. Спортсмен выигрывает раунд, если: противник получил два нокдауна в раунде, сумма штрафных баллов у противника более 6, ввиду подавляющего технического превосходства, два выхода за пределы площадки. Запрещенные действия: удары коленом, локтем, в основание черепа (затылок), пах, позвоночник. Борьба в партере. Штрафы: замечание (1 балл противнику), предупреждение (2 балла противнику), выход за площадку (2 балла противнику). Больше двух выходов за площадку — раунд проигран. Больше двух нокдаунов в раунде — раунд проигран, больше 3 за бой — проигран бой.

  • Шуайцзяо (борьба)
  • Туйшоу
  • Дуаньбин (поединки на коротком оружии)

Туйшоу — толкающие руки — тренировочное упражнение, применяемое в так называемых мягких видах боевых искусств в виде более-менее безопасной замены тренировочного поединка ввиду того, что внутренние стили ушу как правило оперируют такими техниками, при которых практически невозможен контроль силы ударов. Замена спарринга на толкающие руки позволила снизить количество травм и повысить эффективность тренировок чувствительности при изучении внутренних боевых искусств. Так как при толчках длина внешней части удара — 0, то толчок — мягче, чем удар. По крайней мере этот принцип действует до определённых этапов обучения, пока толчок не станет таким же опасным, как удар.

Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи.

Традиционное ушу и цигун

  • Багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм)
  • Баймэйцюань (Кулак Баймэя)
  • Бамэньцюань (Кулак Восьми Врат)
  • Бацзицюань (Кулак Восьми Пределов)
  • Гоуцюань (Кулак собаки)
  • Гунлицюань (Кулак внутренней и внешней наработки)
  • Дуаньдацюань (Кулак коротких ударов)
  • Илицюань
  • Ицюань, (Кулак воли) он же Дачэнцюань (Кулак Великого достижения)
  • Инчжаоцюань (Кулак орлиных когтей)
  • Люхэбафацюань (六合八法拳) Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов
  • Люхэцюань (Кулак носящих шапочку-шестиклинку)
  • Лянъицюань (兩儀拳/两仪拳) http://www.wudangtao.net/liangyi
  • Мицзунцюань (Кулак потерянного следа), он же Яньцинцюань (Кулак Янь Цина)
  • Мэйхуачжуан (Кулак на столбах сливы мэйхуа)
  • Пигуацюань (Кулак рубок и подвешиваний)
  • Саньхуанпаочуй (Пушечные удары Трёх императоров)
  • Синъицюань (Кулак оформленной воли)
  • Синьицюань (心意拳) Кулак сердца и воли
  • Суньбиньцюань (Кулак полководца Сунь Биня)
  • Тайцзицюань (Кулак Великого предела)
  • Тайцзуцюань (Кулак императора Тай-цзу)
  • Танланцюань (Кулак богомола)
  • Таньтуй
  • Тунбицюань (Кулак выбрасывания силы сквозь руки)
  • Тунбэйцюань (Кулак сквозной подготовки)
  • Уцзуцюань (Кулак пяти предков)
  • Уцзяцюань (Кулак семьи У)
  • Фаньцзыцюань (Переворачивающийся кулак)
  • Хуацюань (Кулак Хуа Цзуна)
  • Хуацюань (Расцветающий кулак)
  • Хунцзяцюань (Кулак семьи Хун)
  • Хунцюань (Красный кулак, или Кулак Хуна)
  • Хуцюань (Кулак тигра)
  • Хэцюань (Кулак журавля)
  • Цайлифо (Кулак школ Цай, Ли, Фо)
  • Цзиньшицюань (Кулак золотого льва)
  • Чацюань (Кулак Ча-мира)
  • Чанцзяцюань (Боевое искусство семьи Чан)
  • Чоцзяоцюань (Кулак втыкающихся стоп)
  • Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь)
  • Шуайцзяо
  • Шэцзяцюань (кулак народности шэ)
  • Юнчуньцюань (Кулак Вечной Весны)

История возникновения кунг-фу: династии Цинь и Хань

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

Во времена Империи Цинь (221 г. до н.э. – 207 г. до н.э.) и Империи Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.) борьба, владение мечом и танец боевых искусств были очень популярны. Хорошо известным историческим примером стал танец с мечом Сян Чжуана в Хунмэньское празднество. Его выступление было очень близко к современным боевым искусствам.

Во времена династии Хань мастерство владения копьём достигло вершины популярности. Появились новые техники использования копья, а также ещё одним важным вкладом в развитие китайских боевых искусств стали упражнения «Игры пяти животных», разработанные знаменитым врачом Хуа То.

Кунг-фу: история искусства времён династии Тан

История кунг-фу – важная часть истории и традиций КитаяНачиная со времён Империи Тан (618 – 907 гг), были учреждены и проводились экзаменационные испытания кунг-фу. Особо отличившиеся участники получали звания и награды, что в значительной степени способствовало развитию китайских боевых искусств. К тому времени кунг-фу обрело художественную форму, став отдельным видом искусства. Постепенно история кунг-фу получила распространение и в других странах Юго-Восточной Азии. Сегодня китайское кунг-фу особенно почитают как прародителя многих других боевых искусств: кикбоксинга, каратэ, айкидо и дзюдо.

История кунг фу: династий Сун и Юань

Династии Сун (960 – 1279 гг) и Юань (1206 – 1368 гг) стали свидетелями расцвета китайского кунг-фу. Во времена Империй Сун и Юань оно становится всё более популярным среди гражданской части населения. Начали возникать общественные организации (клубы), где обучали искусству владения копьём и шестом. Эти клубы объединились и стали называться Инлюэ (Yinglue).

Другие общественные организации специализировались на мастерстве стрельбы из лука и поэтому назывались Происхождение стрельбы из лука (Arching Origination). Кроме того, в то время появился новый жанр – Люди Луци (Luqi People). Они ездили по всей стране и зарабатывали на жизнь представлениями, в которых использовались элементы различных боевых искусств. Обычно во время выступления на сцену выходил один или два артиста.

В наши дни у Вас есть уникальная возможность узнать, что такое шаолиньское кунг-фу и посмотреть представление легендарной школы Шаолинь в г. Дэнфэн. Или шоу «Легенда о кунг-фу» в Красном Театре Пекина.

Кунг фу времён династий Цин и Мин

Китайское кунг-фу достигло значительного развития при правлении династий Мин (1368 – 1644 гг) и Цин (1636 – 1911 гг). В эпоху Империи Мин появилось множество жанров, и были опубликованы многочисленные книги по боевым искусствам.

Во времена Империи Цин правящая династия наложила официальный запрет на занятия боевыми искусствами. Как следствие, по всей стране начали создаваться тайные клубы и общества, где передавались знания, навыки и опыт поколений. Так возникли десятки различных школ боевых искусств, таких как тай чи (тайцзицюань), син-и (синъицюань), багуа (багуачжан) т.д. В эпоху правления династии Цин стало происходить объединение различных видов боевых искусств. Начали внедряться техники рукопашного боя, что способствовало совершенствованию и дальнейшему развитию боевых искусств. Этот период указал на различия между 2 группами боевых искусств. Одна воспитывала умение владеть своим телом, другая – в первую очередь развивала боевые навыки для поражения противника.

Становление монастыря, как центра единоборств

В те непростые времена монахам приходилось самостоятельно защищать себя и монастырь от разбойников и грабителей. Это стимулировало развитие боевых искусств. В Шаолинь стекались бывшие военные, освободившиеся от службы, но имевшие при этом большой опыт сражений. Они становились мастерами монастыря и преподавали различные стили Кунг-фу. Видов борьбы в этих стенах становилось все больше, они были все более и более разнообразными. Опыт, приобретенный в сражениях с людьми и зверями, порождал разные школы подражаний им, еще больше разветвляя количество единоборств. Сам монастырь был закрыт при династии Чжоу – в 572-75 годах, однако уже 579-80 годах он снова заработал. Более того, ему вернули изначальное название «Шаолинь», которое переводится как «монастырь, расположенный на редколесье», или, иногда переводят как «молодой лес». Считается, что последнее название более точно передает суть монастыря, пропагандирующего гибкость и непобедимость всего растущего и развивающегося.

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

Появление школ кунг-фу

Развитие Кунг-фу перешло на новый этап в 16-17 веках. До этого момента знания, определенные учения боевых стилей, передавались от отца к сыну, от мастера к его ученику. В этот период произошло массовое распространение школ Кунг-фу, которые специализировались на разнообразных методиках воспитания тела и духа.

Здесь была высокая конкуренция, а качество школы определялось количеством достижений мастера и его учеников. Так, единоборства из кланового знания переросли в публичные занятия. Позволить их себе, конечно, могли не все, но аудитория, знакомая с ними, увеличилась во много раз.

Интересно, что привычное название боевых искусств на самом деле не является правильным. Дословно с китайского языка оно переводится как «мастер» и может быть употреблено как в отношении человека, профессионально занимающегося борьбой, так и в отношении хорошего повара, художника, визажиста и так далее. Боевые же искусства, о которых идет речь, издревле назывались Ушу.

За свою 1500-летнюю историю Кунг-фу развилось в массовое и популярное занятие на всей планете, однако, девизом любой школы все еще остается в первую очередь воспитать в ученике человека и только потом бойца.

Стиль пяти зверей

Новым витком развития боевых искусств Китая стал знаменитый Стиль пяти зверей. Хочешь узнать о нем больше? Читай дальше!

Мастер у-шу Бай Юйфэн соединил древнюю систему тренинга врача Хуа То с боевым искусством Шаолиня и создал стиль «Пяти кулаков Бая»:кулак дракона, кулак тигра, кулак леопарда, кулак змеи и кулак журавля.

Следуя движениям этих животных, воины-монахи тренировали силу волю и укрепляли собственное тело. Когда монахи выходили «в мир», о кунг-фу узнавало все больше и больше людей.

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

Как кунг-фу стало искусством

Династия Тан способствовала развитию боевых искусств. Кунг-фу получило четкие художественные формы и стало одним из видов искусства. Регулярно устраивались соревнования, лучших — вознаграждали. Кунг-фу стало настолько популярным, что им восхищались не только китайцы, но и жители других стран Юго-Восточной Азии.

Появились так называемые Люди Луци. Они путешествовали по стране, зарабатывая на жизнь удивительными представлениями, в которых демонстрировали элементы боевых искусств. Обычно на публику выходил один актер или пара. Трудно было найти человека, который бы не увлекалась впечатляющими умениями мастеров.

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

От боевого танца к самостоятельной науке. Упадок кунг-фу

Прошли годы, и в XIV-XVII вв. китайские боевые искусства стали описывать в книгах. Так о техниках кунг-фу узнали массы.

Во время правления династии Цин (1644-1911 гг.) у-шу было официально запрещено. Поэтому китайцы создают тайные клубы и подпольные школы боевых искусств. В это время погибает много талантливых мастеров кунг-фу.

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

Возрождение боевых искусств Китая

Вначале ХХ в. китайские боевые искусства возрождаются. Власть пытается взять у-шу под свой контроль и переименовывает его в го-шу (государственное искусство).

В 1923 году в Шанхае состоялась спартакиада по у-шу. А в 1936-м китайцы впервые продемонстрировали кунг-фу на олимпийских играх в Берлине.

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

Коммунисты, придя к власти, запретили у-шу как феодальный пережиток. Многие мастера кунг-фу вынуждены были покинуть родную страну. Так о боевых искусствах Китая узнал весь мир.

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

Сейчас глубокие китайские традиции кунг-фу возрождаются и возвращают былую популярность. Хочешь убедиться воочию?

Смотри захватывающее выступление воспитанников Академии Кунг-фу у монастыря Шаолинь в Китае. Синхронность движений и грандиозность шоу заставит затаить дыхание даже бывалых путешественников и опытных мастеров боевых искусств.

что китайская провинция Цзянсу, население которой составляет около 74 миллионов жителей, ввела кунг-фу в учебную программу учеников начальных и средних школ. Правда, пока только в качестве эксперимента.

Цель нововведения — пропаганда здорового образа жизни среди молодежи и развитие древних культурных традиций Китая, ведь кунг-фу — неотъемлемая часть истории и культуры страны.

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

Кунг-фу — боевое искусство с техниками Таолу и Саньда

Итак, Кунг-фу. Раз уж этот вид единоборств популяризовал Брюс Ли, который так или иначе относится к Ушу, то дальше можно рассматривать именно этот вид единоборств.

Ушу на сегодняшний день является полноконтактным и достаточно зрелищным видом спорта, который получил большую популярность как в Китае, так и во многих странах мира. Современное Ушу имеет два направления: Таолу (сочетания боевых приёмов и гимнастики) и Саньда (является одновременно и стилем боя и видом спорта).

Таолу — это своего рода тренировка, «бой с тенью», которая направлена на то, чтобы отработать те или иные боевые приёмы Ушу. Хотя зачастую, со стороны это смотрится, как выполнение гимнастических техник или элементов танца. И тем не менее, сегодня проводятся соревнования и по таолу. Но в отличие от тренировочных выступлений, где боец отрабатывает конкретные приёмы, на соревнованиях можно показывать различные движение. Однако при этом выступающий должен показать минимум три различных прыжка и при этом повторить их за время программы каждый не более двух раз. Учитывая большую популярность Ушу, как единоборства, состязания по таолу так же происходят с демонстрацией именно боевых приёмов. Кроме этого, таолу может выполняться как с оружием (палка, копьё или меч), так и без него.

Саньда — представляет собой комплекс различных техник и стилей. Тут есть приёмы как с традиционных восточных единоборств (вин-чунь, чинна, муай-тай), так и западных (кикбоксинг, рукопашный бой, самбо, бокс). В саньдо отрабатываются различные удары, броски и захваты. Вообще, ушу-саньдо разрабатывалось как система армейской боевой дисциплины для обучения солдат рукопашному бою. На соревнованиях по этому направлению победа присуждается либо по очкам, либо в результате нокаута. Бой состоит из двух раундов по две минуты (третий раунд назначается при ничейном результате).

Ушу, как и другие виды китайских единоборств, имеют свою философию, которая способствует активизации мыслительных процессов, принятию быстрых и верных решений в критических ситуациях и в повседневной жизни. Активно развивается чувство ответственности, уважения, умение налаживать контакты с другими людьми и уважать их точку зрения. Кроме этого, Ушу полезно как взрослым, так и детям с точки зрения физического здоровья. Тут развивают гибкость, выносливость, укрепляют дыхательную и опорно-двигательную системы при помощи специальных гимнастических техник и упражнений.

Кунг-фу в наши дни

В Китае Вы увидите, как местные жители практикуют кунг-фу в общественных паркахВ 1927 году создаётся Центральное Общество Национальных Боевых Искусств. В августе 1936 года команда, представляющая китайские боевые искусства, отправляется в Берлин для участия в Олимпийских играх. В 1956 году Китайская Ассоциация Боевых Искусств создаёт Команды Боевых Искусств. В 1985 году в Сиане был проведён Открытый Международный Турнир по Боевым Искусствам, и была основана Международная Лига Боевых Искусств. В 1987 году в Хэнбине прошёл первый Азиатский Турнир по Боевым Искусствам.

Узнайте также, что такое гимнастика цигун. Этот вид кунг-фу берёт своё начало в древности и буквально означает «дыхательное упражнение».

В 1990 году боевые искусства были впервые включены в программу 11-х Азиатских Игр. В 1999 году Международная Лига Боевых Искусств получила приглашение Международного Олимпийского комитета, став членом Международной Федерации Индивидуальных Соревнований. Это был знаком того, что китайские боевые искусства начинают активно распространяться по всему миру.

Мастер кунг-фу из Шаолиня о 5 состояниях разума, которые становятся преградой в жизни, и как им противостоять

Пять ключевых состояний разума, которые не дают нам видеть мир таким, каков он есть, принимать разумные решения и жить более счастливой и гармоничной жизнью.

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время
Наш путь к полному осознанию смысла нашей жизни и нашего предназначения — или достижения полного «познания себя» начинается в ту же секунду, когда мы рождаемся. Но для того, чтобы достичь требуемого для этого терпения, дисциплины и осознанности, нужна немалая целеустремленность.

На моем пути к становлению мастером Шаолиня я провел почти 30 лет за изучением того, как разум взаимодействует с телом. Это важнейшая часть культуры боевых искусств и философии Шаолиньського монастыря, история которого насчитывает вот уже более 1500 лет.

Одной из самых важных частей учения Шаолиня являются «пять помех познанию себя». «Пять помех» — это пять ключевых состояний разума, которые не дают нам видеть мир таким, каков он есть, принимать разумные решения и жить более счастливой и гармоничной жизнью.

1. Чувственные желания

Чувственные желания являются стремлением к удовольствию вопреки всему, и оно возникает тогда, когда мы испытываем сильную тягу к чему-то, что стимулирует одно или больше из наших пяти чувств (зрение, слух, запах, прикосновение или вкус).

Представьте, что всю последнюю неделю вы готовились к участию в марафоне, отдавая этому все свои силы и внимание. Но в начале второй недели вы отвлекаетесь на уведомление на смартфоне, требующее вашего внимания.

И вместо того, чтобы продолжить тренировку, чтобы быть максимально готовыми в моральном и физическом плане к участию, вы сдаетесь, опускаете руки, и несколько часов кряду листаете ленту социальных сетей. В результате время, которое вы выделили на тренировку, оказывается растрачено зря, ритм тренировки нарушен, и вы упускаете свой шанс на победу.

Чувственные желания — это далеко не всегда что-то плохое. Но вы должны помнить о том, что любое желание (здоровое или нездоровое) может с легкостью превратиться в одержимость или пристрастие, способное отвлечь нас от наших настоящих жизненных целей.

Практикуйте преодоление таких желаний. Единственный способ противостоять отвлекающим вас чувственным желаниям — тщательно и глубоко обдумать, что будет, если вы им поддадитесь. Так что в следующий раз, когда вас будет одолевать чувственное желание, спросите у себя следующее: Поможет мне это или повредит в долгосрочной перспективе? Как именно?

2. Злонамеренная воля

Злонамеренная воля является полной противоположностью чувственного желания. Это состояние разума, когда вы не хотите чего-то из-за испытываемого к этому чему-то сильного чувства неприязни или отторжения. Вы можете испытывать эти чувства в отношении какого-то рода деятельности, ситуации или человека.

Представьте, к примеру, что все, что вам нужно для того, чтобы вернуть в норму отношения с вашим лучшим другом — это сесть с ним за чашкой чаю, и поговорить по душам о ваших общих проблемах. Но так как вы ненавидите потенциально конфликтные ситуации, даже лишенные насилия и доброжелательные, вы избегаете этого разговора вообще. И, скорее всего, вы поступаете таким же образом и с другими ситуациями подобного рода.

Негативные эмоции, такие как гнев, страх и раздражение, являются естественной частью нашей жизни. Но если мы будем зацикливаться на них, это встанет непреодолимой преградой на вашем жизненном пути, так как мы очень надолго «застрянем» в этом эмоциональном состоянии.

Практикуйте преодоление злонамеренной воли: Вместо того, чтобы игнорировать вашу неприязнь или отторжение, постарайтесь докопаться до корня этого чувства. Если вы не любите конфликтные ситуации, спросите себя, почему. Не могло ли это быть вызвано тем, что вам не удалось найти устраивающее вас решение предыдущих конфликтных ситуаций? Вернитесь в своих мыслях в прошлые ситуации подобного рода, и задайте : Что  тогда пошло не так? Что вы могли бы изменить, чтобы повлиять на исход?

Постарайтесь воспринять новую ситуацию в качестве возможности отказаться от своих прошлых шаблонов поведения и попробовать что-то новое.

3. Лень и пассивность

Состояние недеяния ведет к лени и пассивности. Недеяние является результатом низкого уровня энергии и недостатка мотивации. Как лень, так и пассивность могут проявляться в форме ощущения побежденности, мыслей о бессмысленности любых поступков, нежелания двигаться вперед, или даже депрессии.

Возможно, лень и пассивность стали для вас помехой в карьерном росте, так как вы не чувствуете себя мотивированными выполняемой вами работой, или не считаете, что вы достаточно хороши.

В буддийских традициях это чаще всего описывается как пленение разума. Чем чаще вы позволяете ему контролировать ваш разум и тело, тем быстрее вокруг вас вырастут стены темницы.

Практикуйте преодоление лени и пассивности. Как и со всеми прочими помехами, вам нужно определить, что именно привело вас к этому состоянию разума. А после напомните себе о своих целях, и почему именно вы начали к ним стремиться. Начните предпринимать шаги, нужные для того, чтобы пробиться через окружившие вас стены лени и пассивности. Начните с чего-то легкого и незначительного, скажем, с легкой медитации, или постарайтесь найти себе наставника, который мог бы помочь вам в этом.

4. Беспокойство

Беспокойство является следствием разума, ввергнутого в хаос. Это часто случается с людьми, испытывающими постоянное беспокойство или тревогу в отношении будущего, или осуждающих других людей (а то и себя самих) за их поступки.

В буддизме состояние беспокойства разума чаще всего называется «разумом обезьяны». Ваш разум становится подобен обезьяне, постоянно перепрыгивающей с одной ветки на другую, и неспособной долго удерживать свое внимание на чем-то одном.

Когда наш разум переполняет беспокойство, мы становимся весьма восприимчивы к собственным внезапным прихотям, и можем совершать поступки, о которых после сильно жалеем, подливая масла в костер самобичевания.

Практикуйте преодоление беспокойства: Замечайте, когда ваш разум становится беспокойным. Ваш разум может внезапно наполниться раздражением из-за чего-то, что вы сделали еще неделю назад, и о чем с тех пор пожалели. Признайте это чувство, поймите его, а после отпустите.

Одним из наиболее эффективных способов преодоления беспокойства является медитация. Смысл ее в том, чтобы очистить ваш разум от ненужного мусора, чтобы вы могли обрести мир и спокойствие в настоящем.

5. Скептическое сомнение

Скептическое сомнение ведет к неконтролируемым сожалениям и сомнениям. Эту помеху можно сравнить с бочкой воды, смешанной с грязью, а после еще и помещенной в темную комнату. При слабом свете вы вряд ли сможете разглядеть что-то на дне бочки с мутной водой.

Вы можете сомневаться в своих способностях («Действительно ли я могу это сделать?» «А что, если у меня ничего не получится?»), в совете наставника («Он недостаточно опытен», «Да я сам разбираюсь в этом лучше, чем он»), или в собственных решениях («А правильно ли я поступаю?», «Что, если это не закончится ничем хорошим?»).

Практикуйте преодоление скептического сомнения: На самом деле сомнение может быть вашим другом, а не врагом. Оно может быть признаком того, что вам нужно сделать шаг назад, чтобы вновь все обдумать, или указывать на то, что какое-то ваше решение или порученное вам задание идет вразрез с вашими глубинными ценностями.

Присмотритесь получше к вашим сомнениям. Спросите у себя, резонной ли вам кажется логика, стоящая за этим сомнением, и есть ли она там вообще? А может быть, это сомнение всего лишь стоит на вашем пути к цели?

Движения Хуа То

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

Многие люди думают, что кунг-фу появилась в Шаолине. Но они ошибаются. Китайские боевые искусства были уже развиты, когда появился храм Шаолинь. Его построили в III веке. Есть некоторые старинные документы, в которых имеются упоминания о враче Хуа То. Он применял для лечения людей и укрепления физической их силы упражнения, которые копировали движения животных. Это было намного раньше появления храма Шаолинь.

Этот человек жил ещё до времён Трёх Царств, примерно в 220 – 265 годах. Хуа То разработал целую систему упражнений, основанных на движениях тигра, медведя, обезьяны, аиста, панды. Движения в кунг-фу очень похожи на танец. Даже в наше время группа китайских боевых искусств построена на движениях животных.

Храм Шаолинь

Позднее Шаолинь стал центром развития кунг-фу и других боевых искусств. Это продолжалось больше тысячи лет. Но правящая династия Цин распустила монахов в XVIII веке. Но народ стал создавать тайные общества по обучению кунг-фу. Храм Шаолинь был построен около горы Суншань в провинции Хэнань. Но позднее в Китае появились ещё несколько храмов Шаолинь. Причина их возникновения неизвестна. Возможно, они были построены, как конкуренты храма в Суншане, а может быть, это было расширение первого храма.

Монах Дамо

В 527 году в храме Шаолинь появился индийский монах Дамо (Бодхидхарма). Местом его рождения считается Канчипурама, которая находилась возле Мадраса. Сначала он отправился в Куанг, современный Кантон. Там он получил аудиенцию у императора Ву Ти (династия Лян). После этого по приказу императора было дано указание перевода буддийских текстов с санскрита на китайский язык. Это было сделано для того, чтобы китайцы могли исповедовать буддизм.

Дамо совершил тур по монастырям. Последним в его поездке был храм Шаолинь. Сначала монахи Шаолиня отказались принимать гостя. Возможно, это было потому, что они считали его иностранцем. Монахи не принимали чужеземцев. Тогда Дамо пошёл в грот около монастыря и стал там медитировать. Он занимался медитацией в течение девяти лет. После этого монахи оценили религиозное рвение Дамо и приняли его. По легенде, ему удалось пробить отверстие в стене пещеры взглядом. Но настоящая история признания монахов так и осталась неизвестной. Также существует ещё одна легенда о монахах и Дамо. В ней говорится, что, увидев мастерство чужеземца, один их монахов отрезал себе руку.

Дамо был слегка разочарован, что китайские монахи недостаточно сильны духом и физически, чтобы практиковать длительную медитацию. Они, по его мнению, были не готовы к просветлению. Дамо заложил основы чань-буддизма, у японцев его называют дзен-буддизм. Он решил заняться физической подготовкой монахов. Дамо создал целую систему упражнений для укрепления духа и тела. Упражнения сочетали движения и дыхание. Таким образом стал укрепляться разум учеников. Это позволило им идти по духовному пути с большей силой.

Дамо принадлежал касте воинов кшатриев. Поэтому некоторые приёмы были заимствованы из индийских боевых искусств. Таким образом, первый вариант кунг-фу был направлен на улучшение здоровья и оттачивания ума. Это способствовало на лучшее восприятие природы Будды. Такие упражнения дошли и до наших дней. Они называются цигун И Цзинь Цзин. Его вклад в развитие монастыря Шаолинь неоценим.

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

Симе Кунг является медитативной практикой. Она включает в себя стационарные или двигательные упражнения. Они учат человека лучше контролировать свои действия. Между Индией и Китаем всегда существовали перемещения. Монахи, торговцы, паломники часто путешествовали из одной страны в другую. Для этих людей требовалась охрана или умение защитить себя. Скорее всего китайские боевые искусства стали результатом такого тесного взаимного общения. Этому способствовало и появление в монастыре Шаолинь Дамо. Результатом всего этого стало боевое искусство кунг-фу. Пик его развития был во время правления династии Сун и Юань с X по XIII век. А во время правления династии Мин в кунг-фу появилось несколько стилей.

Техника кунг-фу применяется на полях сражений. В Китае часто проводились соревнования по боевым искусствам. Постепенно стали развиваться техники изготовления холодного оружия. Поэтому начали отрабатываться и приёмы владения мечами. В Китае кунг-фу стало очень популярным. Особенно китайцы полюбили танец с мечами Сян Чжуан. Изучению кунг-фу придаётся большое значение. Чем дальше стали развиваться боевые искусства, тем больше появилось и различий между ними. Одни были направлены на владение своим телом, а другие – на поражение противника, в том числе и оружием.

Современное кунг-фу сочетает в себе элементы практики и теории. Вся его техника направлена для самозащиты и укрепления здоровья. Всё больше это боевое искусство приобретает художественные формы. Оно проникло во многие страны Юго-Восточной Азии. Карате, кикбоксинг, айкидо, дзюдо взяли своё начало от кунг-фу. Сейчас эти виды боевых искусств входят в программу Олимпийских игр. Но шаолиньская традиция кунг-фу не относится к боевым искусствам. В Шаолине никогда не готовили воинов для армии. В основе его всегда была медитация. Монахи учат использовать внутреннюю духовную энергию в достижении цели без применения физической силы. Их приёмы, кажущиеся простыми, сложны в изучении. Это требует от учеников терпения и практики. Настоящее кунг-фу – это безоружное искусство. Шаолинь и его искусство кунг-фу привлекают людей всего мира.

Три монастыря

Вторая попытка классифицировать пёструю палитру восточных единоборств — определить три основных центра их основания. Такими точками выбраны Шаолинь, Удан и Эмей. Все эти монастыри и храмы буддистские, и очень древние. Например, всемирно известный Шаолиньский монастырь был основан где-то в 495 г. до нашей эры. Его первый лидер — индийский монах Батуо. Очень интересно, что первой его идеей было не учить драться, а просто укрепить организм своих последователей. Видимо, по принципу «в здоровом теле — здоровый дух». Его система упражнений «Восемнадцать рук Лоханя» как раз и должна была укрепить монахов, дав им силы и для духовного совершенствования.

Три реки

Разновидность классификации по территориальному признаку, с учётом возникновения и распространения, была предпринята примерно в 1909 году. Использовала её ассоциация Цзинъю, которая считается первой, кто предпринял попытку привести ушу к некой систематизации и тщательному изучению. Суть их теории — мастера двигались по долинам рек: Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян. Это очень характерно для того мира. В древней Руси, например, аналогичным образом распространялись гончарные, росписи и другие народные искусства.

Было много и других попыток классифицировать стили и школы кунг фу. Но все они так или иначе обречены на неуспех. Дело в том, что любой стиль, развивающийся самостоятельно около сотни лет, неизбежно приобретает некий комплекс движений, особые удары, которые мастер-основатель и не вкладывал в своё учение. Объединяет все стили одно. Занятия кунг фу не только преследуют цель научиться драться, но прежде всего укрепляют организм последователя.

Танланцюань: система боя богомола

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

«В начале пути ошибся на волосок — в конце пути получилось расхождение на тысячу ли»

Кто из поклонников ушу не смотрел известный фильм «Боевые искусства монастыря Шаолинь»? И конечно же все помнят финальный поединок, в котором главный герой и его наставник применяют стиль богомола для победы над своим главным противником. Так что такое этот стиль Богомола? Стиль богомола — это один из крупнейших стилей китайского ушу. В настоящее время он относится к числу самых популярных стилей ушу в мире. За многовековую историю стиля сформировалось множество подстилей, которые распространялись как на севере, так и на юге Китая. И этот реальный стиль Богомола резко отличается от комплексов созданного в наши дни спортивного танланцюань.

По легенде, Ван Лан создал очень простую и эффективную технику, основываясь на своих наблюдениях над тем, как богомол атакует свою жертву или сражается с другим богомолом. Существует много историй рассказывающих о том, как Ван Лан неожиданно встретился с богомолом и о его последующем озарении. Например, в рукописи «Meihua Shuaishou Tanglang Quan Quanfa Yaolun», датированной серединой династии Цин (1664-1911), есть запись: «Основателем данного стиля был Ван Лан, который родился в крестьянской семье и был неграмотным. Он создал технику непрекращающихся ударов, которая оказалась блестящей в своем практическом применении».

В общих чертах история стиля Богомола начинается от основателя Ван Лана который, как предполагается, жил в промежуток времени охватываемом «Пятью Династиями» (907-960) и периодом Северная Сун (969-1126). Он родился в крестьянской семье в провинции Шаньдун, был неграмотным, но считался специалистом в боевых искусствах, которые и изучал с самого детства. В конечном итоге после того, как Ван Лан потерпел поражение в поединке с Хань Туном или с императором Тай-цзу, он достиг просветления, наблюдая за поединком двух богомолов (или поединком между богомолом и змеей, богомолом и цикадой). После создания нового стиля, Ван Лан стал известен благодаря своему боевому мастерству, и его пригласили в Шаолиньский монастырь, принять участие во встрече мастеров боевых искусств организованной настоятелем Фуцзюем. В результате стиль Богомола Ван Лана впитал лучшие техники от семнадцати мастеров, приглашенных настоятелем. Через три года Ван Лан вернулся в Шаньдун и стал отшельником в горах Лаошань (или, возможно, в горах Лянцзяньшань), где и продолжал совершенствовать свое мастерство. Однако наиболее распространенная и популярная версия его жизни в уединении говорит, что он стал монахом и провел всю свою оставшуюся жизнь в горах Лаошань. Существуют две распространенные версии этой истории. Одна утверждает что он провел остаток своей жизни в даосском монастыре Шанцингун в горах Лаошань, а другая (столь же популярная) говорит, что Ван отправился в буддистский монастырь Хуаянсы, расположенный в другой части тех же гор Лаошань. Единственным же его учеником был даосский посвященный, впоследствии передавший свои знания стиля Богомола только одному своему ученику.

Но в это же время и шаолиньские монахи также практиковали стиль Богомола, обогащая и улучшая его. Например, во второй половине династии Мин, шаолиньский монах Тунси считался экспертом стиля Богомола.

Принято считать, что далее стиль Богомола передавался в среде общин даосских посвященных в горах Лаошань, среди монахов Шаолиня и иногда среди светских людей. По хроникам следующей выдающейся личностью в традиции стиля Богомола является даос Шэнсяо. Он написал четыре рукописи, две из которых сыграли значительную роль в развитии теории и практики стиля Богомола. Однако есть сильные подозрения, что этот и стиль не сохранился в чистом виде и, скорее всего несколько отличался от аналогов своего времени.

К сожалению, история ничего нам не говорит о стиле Богомола в течение ста пятидесяти лет после его создания. Когда стиль Богомола неожиданно появился снова, его историю можно было проследить четко и с параллельным контролем по независимым источникам лишь от мастера Ли Бинсяо (или, в соответствии с другими источниками, до неизвестного даосского посвященного), который обучил этому стилю Чжао Чжу. У Чжао Чжу был только один ученик — Лян Сюэсян, который и стал основателем первого классического стиля — «Богомола Цветка Сливы» («мэйхуа танланцюань»). Он также был и первым мастером, открыто обучавшем стилю танланцюань. Во время последних лет династии Цин его ученики назвали свой стиль этим именем. Согласно хроникам кулачного искусства, именно от него пошли такие известные комплексы танланцюань, как «бачжоу», «луаньцзе».

Примерно в то же время известный разбойник Вэй Сань (другое имя Вэй Дэлинь) бежал из Дэнчжоуской тюрьмы и укрылся в Чжаоюане в деревне Лицзяцунь у отца будущего мастера Линь Шичуня. Он мастерски владел «короткими ударами шести координаций» и, в знак благодарности за прибежище, обучил Линь Шичуня этой технике. Так как в его методах «Коротких ударов шести координаций» было многое из стиля богомола, то Линь Шичунь и назвал эту технику стилем «люхэ танланцюань», который впоследствии стал вторым классическим стилем танланцюань. Так как у Вэй Саня на правой руке между указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем были перепонки, то люди прозвали его «Утиная ладонь», и принято считать, что из-за этого дефекта он не мог использовать традиционное для танланцюань положение кисти «рука-крюк». В результате в этом стиле очень много действий открытой ладонью.

И опять примерно в это же время неизвестный телохранитель Ли Чжаньюань обучил Ван Юньчуня, мастера боя на длинной дистанции, своему варианту стиля Богомола. В последствии Ван соединил этот стиль с методами боя на длинной дистанции, и появившийся стиль стал известен как «Богомол Семи Звезд» («цисин танланцюань»). Ван Юньчунь создал третий классический стиль Богомола и, возможно, стал первым человеком в истории танланцюань, обособившим свой стиль от оригинальной линии. В ответ на это ученики Лян Сюэсяна дали новые имена своим собственным стилям. Таким образом, можно сказать, что до этого был только один танланцюань — просто «Кулак Богомола» — который в начале XX века разделился на два направления по месту преподавания и распространения: «богомол из уезда Лайян» и «богомол из уезда Хуан».

Сейчас продолжают существовать как три классических стиля Богомола, так и множество разнообразных подстилей и ветвей, созданных на их основе в начале ХХ века. Например, «Богомол тайных врат» («мимэнь танланцюань» или «бимэнь танланцюань»), созданный учеником известного мастера стиля мэйхуа танланцюань Цзян Хуалуна — Ван Чжицзинем (фактически, этот стиль иногда считают урезанной версией мэйхуа танланцюань, где отсутствует часть комплексов), или же «Богомол Восьми Шагов» («бабу танланцюань»; стиль создан Фэн Хуаньи, также учеником Цзян Хуалуна, как синтез танланцюань и трех других стилей — тунбэйцюань, багуачжан и синъицюань). В настоящее время в Китае усиленно пропагандируется спортивное направление танланцюань. Данное направление продвигает тренер Шаньдуньской сборной Юй Тяньтан, более известный российским любителям ушу по вышеупомянутому фильму как Юй Хай. Несмотря на то, что Юй Хай изучил у Ли Цзинлиня «Кулак Семизвездного Богомола», сейчас он обучает своей системе, часто так и именуемой — юйхай танланцюань. Им было составлено много новых спортивных комплексов, имитирующих движения богомола и изобилующих сложными техниками, далекими от практичной простоты старых школ.

«Шаолиньское происхождение»

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

Традиционно народная молва приписывает происхождение танланцюань монастырю Шаолинь, и достоверность такого происхождения стиля якобы подтверждается монастырскими рукописями. Но практически все эти материалы сводятся к двум их источникам, уцелевшим во время пожара этого монастыря в 1928 году. Первой книгой является «Записи монастыря Шаолинь» («Шаолинь сы чжи»), а второй — «Записи о боевом искусстве Шаолиня» («Шаолинь цюаньпу мичао»). В «Shaolin Si Zhi» сказано, что Ван Лан был в числе приглашенных Фуцзюем с целью предотвратить окончательный упадок боевого искусства монастыря в горах Суншань… А в «Shaolin Quanpu Michao» говорится, что Настоятель Фуцзюй «дал задание» обобщить знание приглашенных не Ван Лану, а своему ученику — Линьчжи. Если же обратиться к приписываемому даосу Шэнсяо трактату «Шаолинь ибо чжэньчуань» («Shaolin Yibo Zhenchuan»), то вообще обнаружим, что стиль «кулак Богомола» — есть методы боя на короткой дистанции, обобщенные … Фуцзюем! Так что становится непонятным, был ли Ван Лан в Шаолине, да и вообще — имеет ли известный монастырь вообще какое-либо отношение к этому стилю. Несмотря на существующий и поныне в стенах монастыря … «Кулак Богомола».

Опять же, в танланцюань очень много расхождений с важными принципами Шаолиньского направления: например, полное противоречие общеизвестному шаолиньскому принципу «один прием на одну позицию»(«yi zhao yi shi», где иероглиф «zhao» означает некое техническое действие, совершаемое обычно руками, а «shi» — положение тела) — в стиле же богомола есть поговорка «san zhao liang shi», т.е. «три приема на две позиции».

С другой стороны, кто не слышал про «Упражнения восемнадцати архатов» (Shiba Luohan Gong), сочетание внешних и внутренних упражнений предназначенных для совершенствования силы тела и духа? Считается, что они тоже были частью первоначального стиля Богомола. И в конечном итоге они стали частью современного стиля «Богомола Семи Звезд»…

Мастер цисин танланцюань Ло Гуанъюй, благодаря которому этот стиль появился в Гонконге, а затем широко распространился на ЗападеМастер цисин танланцюань Ло Гуанъюй, благодаря которому этот стиль появился в Гонконге, а затем широко распространился на ЗападеТак что, за давностью лет невозможно достоверно определить, откуда происходил и на основании чего создан этот стиль.

«Движение может преодолеть покой, покой может покорить движение»

Если рассматривать технику стиля согласно классической легенде, то получается, что техника Ван Лана обобщала известные на то время техники других мастеров. Какие же мастера были приглашены настоятелем Фуцзуем в монастырь Шаолинь, и какие стили же они представляли? В разных материалах мы можем найти разные указания на это. Например, говорится, что этими стилями были:

  1. «первоначальный и важный стиль Длинный Кулак императора Тай Цзу
    (основатель династии Сун Чжао Куанъинь),
  2. «кулак рук мастера [Хань] Туна»,
  3. особенно секретная техника рук «Чань Фэн» мастера Чжэн Гэня,
  4. в высшей степени поразительный стиль Коротких Ударов мастера Вэнь Юаня,
  5. метод боя на короткой дистанции мастера Ма Цзи,
  6. процветающий стиль кулак Обезьяны мастера Сунь Хэна,
  7. невозможно приблизиться к мастеру Хуан Ю, владеющему техникой «опирания корпусом»,
  8. техника ладоней «Мянь Чжан» мастера Мянь Шэня быстра как молния,
  9. техника «соударение руками и сквозной удар кулаком» мастера Цзинь Сяна,
  10. техника зацепов и бросков «Гоу Лоу Тань Шоу» мастера Лю Сина,
  11. техника уходов, проникновений и ударов «Гунь Лоу Гуань Эр» мастера Тань Фана,
  12. техника захватов и падений «Чжань На Де Фа» мастера Янь Цина,
  13. техника сильнейших ударов ногами утки-мандаринки «Юаньяньцзяо» мастера Линь Чуна,
  14. семь форм техники непрерывных ударов ладонями «Ци Ши Лянь Чжан» мастера Мэн Су,
  15. техники взрывных ударов в «пустые» части тела «Во Ли Пао Чуй» мастера Цуй Ляня,
  16. техника захватов руками и заплетания рук противника «Кунь Лу Чжень Жу» мастера Ян Гуня,
  17. техника бросков и сокрушения «Шуай Люэ Ин Бэн» мастера Гао Хуэйдэ,
  18. техника Богомола мастера Ван Лана, которая впитала и уравновесила все семнадцать техник,
    собранные вместе Чаньским мастером Фуцзюем из монастыря Шаолинь…»

Чэнь Юнтао в своей книге «Tanglang Quan Luelun» рассказывает:

«Первоначально в стиле Богомола существовало только восемь техник работы рук. Эти техники были в дальнейшем развиты и включены в формы без оружия».

В свою очередь, принято считать, что Стиль Богомола подвергался влиянию оригинального шаолиньского стиля «18 архатов» (Shiba Luohan Duanda), развитого Фуцзюем. В результате, перемещения и техника первоначального стиля Богомола были простыми и решительными, жесткими и сильными. Стойки были не закрепощенными, гибкими и свободными. Твердость движений происходила из мягкости.

В трактате по танланцюань Мастера Сун Цзыдэ можно найти следующий отрывок:

«Ван Лан всесторонне изучил полезную технику других мастеров и заимствовал принципы пяти элементов и восьми триграмм для создания танланцюань. Он также включил в стиль Богомола принципы «Великого Предела» и «Книги Перемен», поэтому этот стиль также может быть назван Тайцзи Танланцюань. Все происходит из пустоты. Искусный мастер этого стиля использует принципы завершенности окружности; так же как невозможно найти конец окружности, так и невозможно остановить его перетекающие движения. Принцип завершенности окружности проявляется везде, в перемещениях и в стойках, другими словами Инь и Ян, движение и покой, твердость и гибкость, наступление и отступление, уклоны и атака, движения, направленные на открытие и движения, направленные на закрытие — все это, непрерывно переходящее одно в другое. Теория в стиля полна и завершена, является уникальным наследием в области традиционных китайских боевых искусств. Ее семь «длинных» и восемь «коротких» принципов полностью охватывают технику действий как на ближней, так и на дальней дистанции. Техника удивительно хорошо подходит для ближнего боя».

Наиболее важными аспектами являются три связанных уровня обучения:

  • Первый уровень подготовки состоит из набора упражнений предназначенных для наращивания физической силы. Они приносят пользу, если их выполнять непрерывно не менее ста дней подряд.
  • Второй уровень подготовки включает занятия с ударами по мешку с песком, для тренировки рук в различных техниках ударов кулаками и ладонями.
  • Третий уровень подготовки включает соответствующие техники рук различных школ боевых искусств.

Любые другие методы подготовки, такие как прием магических настоек и глотание талисманов, считаются нетрадиционными и не передаются. Только практикуя традиционные методы можно добиться уравновешенности, все время извлекать пользу, не нанося урона.

В первоначальном классическом стиле Богомола первый уровень внешнего обучения включает тренировку двенадцати частей тела, используемых для нанесения удара. Нравоучительный стих разъясняет:

«Повесь мешок с песком и бей по нему с силой,
наноси удары всеми двенадцатью ударными поверхностями:
головой, ногами, локтем, плечом, бедрами, коленом,
спиной, грудью, ягодицами, животом и тем, где находится сердце».

Во многих школах, также начальным методом считают «Три поворота и девять вращений». Вот как рифмованные правила передают из поколения в поколение эти упражнения:

«Поднять голову, пару опустить, трижды топнуть ногами,
две руки сжаты в кулаки собравшись к центру земли.

Вверху и внизу три изначалия достигают совместно,
наклониться вперед и погрузиться в море, двигая заднюю сторону тела.

Две руки сжимаются вцепляясь и возвращаются обратно,
ци достигает верхнего изначалия, собираясь в древнем дворце.

Вверху и внизу три изначалия достигают совместно,
наклониться вперед и вытолкнуть окно, двигая заднюю сторону тела.

Парное разделение — парное подхватывание — парное обхватывание ствола,
ци поворачивается вокруг трех изначалий и собирается в среднем дворце.

Пара рук разделяется двигая среднее изначалие,
охранять центр не боясь кулака.

Соединив руки, тыльными сторонами ладоней быстро достать землю впереди,
ци движется к вратам мозга, руки нажимают на колени.

Руки защищают сердце а ци собирается в позвоночнике,
небожитель, сомкнув руки в приветствии, прижимает до низу.

Подняться и убрать ци из даньтянь,
истинный ян излучается жесткий, словно камень.

Две руки собирают силу всего тела,
поворачиваться влево и вправо, раскрывая грудное ци.

Подъем и опускание, разделяя влево и вправо,
крутишься и повторяешь, начиная устанавливать ци.

Двумя руками приподнять небо и изо всех сил упереться ногами в землю,
два опускания и две остановки в форме горизонтального толкания.

Две руки вместе — и разделяются влево и вправо,
большой орел раскрывает крылья, возвращая ци».

И — «если активно добиваешься использования силы всего тела, то мастерство будет удивительнейшим и необычнейшим».

Однако в танланцюань разделяют понятие силы и усилия. При этом «сила» — это то, что требуется, например, чтобы поднять или перенести груз. Но есть еще «усилие». В отличие от силы, усилие не может быть длительным, а порождается организмом как единым целым, и именно оно используется для создания того, что именуют «силой удара». «Применение силы — это оформленное, усилие — это бесформенное, необходимо двигать силу тела, познавая в этом сокровенность». При этом в таналанцюань выделяют «длинное усилие», «усилие в 1 чи» и «усилие в один цунь».

«Длинное усилие» более известно как «янское усилие». Оно использует максимальную траекторию, когда вначале отводят кулак, руку и локоть, а затем добавляют поворот и толчок задней ногой, чтобы усилие дошло прямо до поясницы, от поясницы оно идет в плечо, и с использованием вращения мышц руки, переходит в выброс кулака.

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

«Усилие в 1 цунь» еще называют «иньским». Это усилие используется на расстоянии вплотную за счет поворота кулака.

Третье усилие от подмышки достигает кулака, оно не такое сильное, как длинное усилие, но более быстрое. Принято считать, что оно занимает промежуточное положение по эффективности в сравнении с «длинным усилием» и «усилием в 1 цунь», поэтому наиболее распространено в применении. Тем не менее, мастерством в применении считают умение применять все три усилия в любом приеме.

Еще говорят о развитии этих качеств: «…хотя методы тренировки усилия и просты, но добиться овладения усилием в теле очень трудно. Помимо усилия, проявляемого при ударении мешка, существует еще усилие сопротивления, … если меня бьют в грудь, то я, сокращаясь и распрямляясь, выбрасываю центральное усилие, идущее изнутри наружу. Хотя я и получаю удар, но способен его выдержать. Если натренировал до такой степени все части тела, то внутреннее усилие используется эффективно. Усилие делится на жесткое и мягкое, в нашей школе жесткое и мягкое дожидаются друг друга, собирая все в «большое достижение», без наличия такого взаимного соответствия будет трудно достичь границ возможного…».

«Стремись к сути, не стремись к количеству»

Важнейшей идеей подготовки является следование принципу «Lian quan bu lian gong — dao lao yi chang kong» — «Не используешь в кулачном искусстве вспомогательные наработки — в старости останешься пустым местом». Поэтому, обучение стилю фактически начинается с проработки вспомогательных методов, без которых считается невозможным сделать технику эффективной. При этом можно встретить разделение методов обучения по двум категориям. К первой относятся собственно техники, включая разделы базовой подготовки, парной наработки и таолу. Ко второй категории традиционно относят вайгун и нэйгун. И в каждой категории есть свои «вспомогательные наработки» — как позволяющие лучше освоить обучаемый материал, так и исправляющие.

К внутренней же наработке в танланцюань отношение подобно прочим стилям:

«Человек живет благодаря телу. Тело — основа любого дела. О сотне забот беспокоится его сердце, над десятью тысячами дел работает его форма. Есть движение в сердце — непременно колеблется его сущность. Если целыми днями занят и не имеешь ни мгновения для отдыха, то все тело будет в болезнях, будешь раскаиваться об упущенном. Поэтому следует сразу усиленно заботиться о сохранении тела, а лучшее для сохранения тела — внутренняя наработка. Иначе в теле наступит убыток, на сердце будет нехорошо, цзин и шэнь не будут сотрясать, десять тысяч дел не сможешь сделать. Но если смог усердно заняться внутренней наработкой, то благодаря прежненебесному чудесному применению каким бы старым, слабым и больным не был — все хвори сможешь изгнать, легкие — за сто дней, тяжелые — за год, самые тяжелые — за три года. Если искренен и тверд духом, применяешь наработку непрерывно — сможешь исцелиться и без лекарств. Даже если человек много лет курил и пил, ци и кровь поражены хворями — если начнет тренироваться, то за сто дней ци и кровь расцветут, тело естественно оздоровится, сможешь изгнать болезни и продлить годы жизни, предела нет».

Если говорить уже применительно к приемам, то в танланцюань существует 12 ключевых принципов, они справляются с любой возможной ситуацией и принято считать, что многосторонность их применения находится за пределами возможностей и понимания человеческого интеллекта. Например, «ti» («поднимать») может означать поднятие руки противника, вынуждая тем самым противника потерять равновесие, перекоситься, потерять способность к ведению боя. Это еще и метод тренировки в танланцюань, когда для тренировки двумя руками выталкивают тяжелый предмет. Но куда более характерен типично «богомольский» принцип работы руками «feng» («запечатывать») — это означает запечатывание хода рукам и ногам противника, в результате чего враг не может производить трансформации.

Классическим же примером техники стиля являются «бэнчуй» и «иньянцзяо», точнее — их сочетание. «Бэнчуй» — это техника «обрушивающего кулака», где «обрушивать» означает движение сверху вниз. Сначала одна рука запечатывает атаку противника, и тут же другая рука сверху вниз идет подобно горному обвалу. При этом можно еще помочь ногой. Таким образом, применение получается очень жестоким, «словно гора Тайшань обрушивается сверху». «Удар ногой утки-мандаринки» так же является наиболее характерным ударом подавляющего большинства семейства стилей Богомола, исключая лишь стиль «Богомола Шести Соответствий», где не используют это название для подобного удара и не придают ему особого значения, как это делается в других стилях Богомола. В традиционном стиле Богомола «Удар ногой утки-мандаринки» иногда называется ударом «Инь-Ян» (Yinyang Jiao) или «ударом, закрывающим врата» (Bimen Jiao). Если при нанесении обрушивающего удара сверху вниз, быстро поднять ногу, нанося «удар ногой, закрывающий врата», то и получим типичную манеру боя в стиле танланцюань — сочетание реального удара и фальшивого применения.

Бэнчуй в сочетании с иньянцзяоБэнчуй в сочетании с иньянцзяоДругой важной частью Богомола является техника нанесения ударов по точкам, находящимся на меридианах и каналах противника. Но куда более распространены «8 бить и 8 не бить «, т.е. восемь зон тела, попадания в которые причиняют тяжелые ранения, но оставляют человека в живых, и восемь точек, попадание в которые позволяет убить человека. Целью такого ограничения и разделение было научить гарантированно поражать вне зависимости от ситуации некие точки (а не просто голову, корпус, руки еtс…), дающие требуемый результат. Но в начале ХХ-го века, с постепенным уменьшением актуальности старых систем, ориентированных на краткосрочный бой с несколькими противниками (частенько вооруженными) и появлением поединков спортивного типа один на один, диапазон для атак изрядно расширился и перестал ограничиваться только 16 областями и точками тела. Тем не менее, и до сих пор в наиболее ортодоксальных ветвях трех классических школ сохранились таолу, где 90% атак приходятся на глаза, пах, висок и горло.

Сокровенная драгоценность

Что такое боевое искусство Кунг-фу, нужно ли оно в наше время

В некоторых школах стиля принято считать, что настоящее мастерство складывается из двух составляющих: первая — базовая подготовка, «формы»-таолу, парная наработка , а вторая — развитие внутреннего и внешнего усилия. И квинтэссенцией знаний для передачи последующим поколением через освоение принципов стиля является именно таолу. Названия таолу в первоначальном стиле Богомола были различными. Фактически ни одна из них не сохранилась до наших дней не претерпев изменений. Возможно некоторые поздние таолу создавались на основе более ранних, но это невозможно доказать. В соответствии с традицией стиля самыми древними таолу (возможно лично созданными Ван Ланом), являются «Bengbu», «Luanjie» и «Ba Zhou» (известная как «Восемь локтей, разделяющих тело»). Однако в ряде источников единственной формой в современной традиции соответствующей формам первоначального стиля принимают только «Fanche» («Перевернуть телегу»). В настоящий момент количество таолу выросло непомерно, в ряде школ только кулачные техники насчитывают более 60! А ведь еще есть и традиционное оружие…

Считается, что каждая из существующих таолу развивает у занимающегося особенную составляющую стиля. Например, «Луаньцзе» тренирует усилие окончаний рук, «Бэнбу» нарабатывает трансформации методов корпуса, в «Бачжоу» прорабатывают 64 «материнских формы», развивающих усилие всего тела. Особняком стоят собранные в отдельную группу таолу под общим названием «Чжайяо», где собраны основы и квинтэссенция стиля.

Завершая этот краткий обзор об особенностях традиционного танланцюань, хочется добавить следующее. Когда говорят о технических действиях стиля, часто указывают на такое требование — «в формах должна быть чистота, в шагах должна быть легкость, руки не отделяются от груди, удар не отделяется от плеча, вывел руку — не видно руки, вышла рука — возвращается не впустую».

Кроме того, хотелось бы выразить сердечную благодарность всем, кто оказал помощь при создании этой статьи, предоставляя материалы редкие или обычно не предназначенные для широкого распространения, а хранящиеся в семьях, где традиция передается из поколение в поколения.

Как познать кунг-фу

Чтобы не запутаться в тщетных попытках выбрать «королевский» стиль восточных единоборств, не потерять драгоценное время, сделайте первые шаги в обучении кунг фу и ушу под руководством опытного мастера. Причём последовательность освоения искусства — одно из самых главных условий успеха. Тренировка каждой группы мышц и ваших умений готовит вас к следующему шагу. Чтобы подняться по этой лестнице, «познать кунг-фу», сделать таких шагов нужно немало. Взамен вы получите укрепление организма, правильную технику работы с дыханием. Эти вещи ценны сами по себе, независимо от спортивных успехов и чёрных поясов.