На территории Свердловской и Челябинской областей, а также в Ханты-Мансийском автономном округе, хранятся удивительные легенды о загадочном реликтовом животном. Это существо у манси зовется ялпын уй, у русских — просто полоз, а у марийцев — шем кишке.
Несмотря на то что описания этого зверя звучат как из сказки, с элементами мистики и фольклора, местные жители и исследователи до сих пор спорят — возможно ли, что этот гигантский змей не только существовал в прошлом, но и скрывается где-то в уральских лесах и озерах сегодня?
Содержание
Кто такой шем кишке? Марийская «черная змея»
Собирая материал о культуре марийцев Свердловской области, я встретился с историей, рассказанной Геннадием Петровым из деревни Артемейково.
Шем кишке — черная змея длиной около двух метров, намного толще обычной змеи. Она живет у водоемов и ночует на деревьях. Следы от чешуи на коре дерева — ее «визитная карточка».
Интересный факт: шем кишке охраняет себя от собственного потомства, которое может быть настолько прожорливым, что угрожает даже матери. Такая каннибальная черта известна и у других змей, например, у анаконд.
Встреча с шем кишке в лесу сулит неприятности: она может напасть и даже убить. Но если найти сброшенную ею кожу — это, наоборот, к удаче.
В мифах марийцев шем кишке — царица змей, хранительница тайных знаний, иногда помогающая людям. Правда, здесь мы уже в зоне сказочного фольклора.
Ялпын уй — священный зверь манси
Манси, народ, живущий в тех же краях, тоже хранит легенды о подобной змее. Исследователь Валерий Чернецов в 1930-х годах собрал рассказы охотников-манси, которые называли это существо ялпын уй — «священный зверь».
По их описаниям, это гигантская ящерица длиной до 16 метров, толщиной с руку, красно-бурого цвета с зигзагообразным рисунком. Обитает она в воде и возле нее, спит на деревьях, оставляя там характерные следы чешуи.
Интересно, что звуки, которые издает ялпын уй, похожи на крик утки или капание воды — «неч, неч». Места обитания — река Обь, верховья Сосьвы, район Руссуя и Ниль-танг-пауля.
Манси считали, что это существо не умирает, а превращается в камень аммонит — прекрасный пример того, как мифы переплетаются с природными объектами.
Свидетельства и наблюдения XX века
В 1980-х годах исследователи слышали рассказы о шестиметровом существе в озере Тур-ват, которое всплывает на поверхность и блестит, как серебро. Тур-ват — священное озеро манси, рядом с которым находится гора Ялпын нер, где проводились языческие обряды с просьбами к священному животному защитить их землю.
Исследователи религии манси Гемуев и Сагалаев упоминали, что в середине XX века местные видели ялпын уя в озере Ялпын-тур. По разным рассказам, это существо могло выглядеть как крокодил или гигантская щука. Важно — связь с сакральными местами была не случайной.
Речные людоеды и местные духи
В двухстах километрах от Ивделя по реке Лусум живут манси, которые помнят предания о «речном людоеде» — змее с рогами. Они поклоняются Хул-хуринг-ойке Старику, существу-хозяину местных рек, рыб и зверей.
Интересно, что в 1886 году Иван Шешин в своих заметках отмечал священные места, через которые манси не проходят на лодках, обходя берегом. Вероятно, так они избегали мест обитания великого ялпын уя.
Архивные свидетельства — охота на полоза
В архиве Свердловской области сохранился доклад К. Ошуркова от 1927 года, где он приводит рассказы о большом полозе, виденном на Северном Урале. Горный инженер Лебединский застрелил змею длиной до 16 метров и толщиной с бревно. Шкура была отправлена в Англию — правда, судьба этого экспоната неизвестна.
В 1890-х годах в Екатеринбургском уезде видели другого гиганта — одна женщина, убегая от змеи, получила травму и умерла от выкидыша. Охотники потом увидели змею во время завтрака — она сама показала голову и исчезла, оставив после себя характерные следы на траве.
Местные истории и суеверия
В уральских деревнях продолжают рассказывать о полозах и полозках. Говорят, что встреча с ними опасна — змея бьет хвостом, словно хоботом.
Одна история от телеграфиста станции Бычков повествует о гибели рабочего, которого преследовал и ударил полоз:
«Один рабочий упал после удара змеи, а змея быстро уползла в лес. Другой умер — либо от удара, либо от страха».
Слышать такое в XXI веке? Вроде фантастика, но люди верят.
Другие народные змеи: нанайский дябдян и амурский полоз
У народа нанайцев есть легенда о дябдяне — змееподобном существе, напоминающем удава. Возможно, это описание полоза Шренка — крупнейшей змеи России, длиной до 1,9 метра. Исследователь Владимир Арсеньев дважды упоминает встречи с этим полозом.
Русские жители Зауралья тоже знали о большой змее — полозе, о котором рассказывают архивы.
Реальность или легенда?
Легенды о великом полозе, ялпын уй и шем кишке живут в народных преданиях и архивах, они вплетены в культуру и природу Урала и Западной Сибири. Встречи с этими змеями — опасные и загадочные, а образы змей связаны с сакральными местами и языческими обрядами.
Возможно, эти истории — лишь отражение древних страхов и фантазий, а может — за ними скрываются настоящие, забытые и редкие представители природы. Кто знает, может, в глубинах уральских лесов и озер еще живет настоящий монстр, которого можно назвать мансийской анакондой?