Вот вроде бы простая вещь — рубаха с косым воротом, а сколько споров она вызывает! Косоворотка — символ русской идентичности, старообрядчества, да и просто колоритная часть фольклора. Но так ли всё просто?
Все ли, что кажется исконным, действительно таким является?

Кто-то называет её настоящей рубахой русского мужика. Кто-то — отголоском ордынских влияний. Давайте вместе разберёмся, откуда у косоворотки растут ноги… а точнее — ворот.
Содержание
Косой ворот: почему не по центру?
Прямой крой — древняя традиция
Если посмотреть на древнерусскую рубаху, то всё просто: складывалась пополам домотканая ткань, делался надрез по центру — и вот тебе вырез. Такой подход логичен и физиологичен: всё по центру, всё симметрично.
Прямой вырез — это удобно. Так делали веками.
А потом появляется косой ворот. Зачем?
Версия от академика Лихачёва
Академик Лихачёв считал, что косой разрез делался, чтобы нательный крестик не вываливался при работе. Вроде бы и красиво звучит, и логично. Но никаких реальных подтверждений этой версии нет. Слишком уж романтично.
Практичность прежде всего: мнение Зеленина
Известный этнограф Дмитрий Зеленин считал, что дело в утилитарности:
- Косой разрез не распахивается;
- Легче защищает от холода;
- Лучше сидит при активных движениях;
- Не мешает при работе.
Для этого, кстати, приходилось добавлять клинья и боковины, чтобы не сковывать движения. Да, дело хлопотное, но эффективно.
Если шить с умом, косоворотка становится удобной, тёплой и даже модной.
А что насчёт татар?
Вот тут начинается самое интересное. Разрез слева — как у татарских рубах. У них вообще всё запахивается налево, традиция такая. А кто пришёл на Русь в XIII веке? Правильно — Орда.
Есть мнение, что косоворотка — привет с кочевья.
Зеленина такая теория не убеждала. Он считал, что даже если у татар был такой вырез, это ещё не повод считать косоворотку татарским изобретением. Но совпадение есть. И оно довольно яркое.
История с географией: от Новгорода до Орды

У тюрков — давно. У нас — с XII века
Интересно, что подобная одежда у тюркских народов появилась раньше. А в Новгороде есть упоминания о подобных рубахах аж в XII веке! И это до татарского нашествия.
Возможно, косоворотка — результат культурного обмена, а не заимствования.
Соседние народы влияли на одежду русских, особенно если торговля шла активная. В летописях встречаются и другие заимствования — даже немецкие короткие платья упоминались!
Рубаха против косоворотки: до XIX века — ничья
Интересно, что вплоть до XVII века косоворотка не вытеснила полностью традиционную прямую рубаху. Обе формы сосуществовали. Но в XIX веке начались перемены…
Униформа и война: как косоворотка стала популярной

Кавказ, Турция и реформы
XIX век — это и русско-турецкие войны, и кавказская кампания. В тех регионах косоворотки были популярны. Именно тогда армия начала массово использовать такую рубаху.
А армия, как известно, всегда влияет на моду. Особенно в деревне.
Военная реформа 1880-х: массовое производство
При реформе обмундирования в 1880-х годах косоворотка стала частью военной формы. Это дало старт её фабричному производству.
- Шили из разных тканей;
- Украшали вышивкой;
- Делали яркой и нарядной.
Вот и всё — косоворотка стала модной. Первый парень на деревне — это уже не просто в лаптях, а в вышитой косоворотке, с картузом и гармонью.
Кстати, картуз и гармонь — тоже не совсем «исконные». Но об этом позже.
Итак, косоворотка — наша или не совсем?

Подытожим:
- Косоворотка не столь древняя, как её малюют;
- Её корни — и русские, и тюркские, и армейские;
- Крестик тут, возможно, и ни при чём;
- Главное — удобство, функциональность и стиль.
Косоворотка — это пример того, как практичное решение становится символом нации.
Узоры, регионы, будни и праздники

Не вся косоворотка одинакова
Существует мнение, что косоворотка — это что-то однообразное. Но это далеко не так. В каждом регионе была своя традиция украшения, покроя и цвета.
- В северных губерниях — более тёмные ткани и геометрические узоры;
- В центральной России — яркие вышивки, красный и белый цвет;
- На юге — лёгкие ткани, цветочные орнаменты.
Даже то, как заканчивался рукав — важная деталь! Резинка, манжет, свободный край — всё зависело от местной традиции и повседневной практики.
Праздничная и повседневная косоворотка
Разделение было чётким:
- Будничные рубахи шились из простой ткани, без украшений. Их носили на поле, в хозяйстве.
- Праздничные — шили из более дорогой материи, украшали узорами, золотыми и цветными нитками.
Праздничную надевали на ярмарку, свадьбу, храмовый праздник. Часто она передавалась по наследству и береглась как реликвия.
Узоры несли не просто декоративную нагрузку, а были своего рода оберегами.
Кто шил — тот и дизайнер
Шитьё рубахи — это была почти всегда задача самих членов семьи. Женщины шили мужьям, матерям — сыновьям. Поэтому каждая косоворотка была уникальна, со своей энергетикой, стилем и любовью.
В косоворотке было не только тепло, но и тепло души, вложенной в неё руками близких.