«Алмазная сутра» в контексте древнеиндийской литературы

Алмазная сутра в контексте древнеиндийской литературы

Слово «сутра» в переводе с санскрита буквально означает «нить». Такое произведение может представлять собой афоризм, правило, формулу или сборник, который соединяется вместе с помощью определенной мысли или темы. В широком смысле сутрой именуется текст в буддизме или индуизме. Известное определение сутры из индийской литературы описывает ее как емкое, цельное, исчерпывающее и содержательное произведение с четко выраженной мыслью, понимание которой ведет к совершенному знанию.

На протяжении веков сутры передавались только устно, от учителя к ученику, и лишь спустя долгое время были записаны на пальмовых листьях, а впоследствии выпущены в книгах. Известные нам сутры относятся преимущественно к научным и философским трактатам индуизма, как, например, «Йога сутры» Патанджали — основополагающий текст классической йоги, несколько десятилетий назад ставшей популярной в западном мире. Большое число таких текстов являются каноническими для буддизма. Традиционно считается, что это слова самого основателя этой религии или его ближайших учеников. Из-за отсутствия единства между многочисленными школами данного учения, не все сутры Будды единогласно признаются оригинальными произведениями, передающими слова самого Просветленного.

Алмазная сутра в контексте древнеиндийской литературы

Отдельного внимания заслуживает «Ваджраччхедика Праджняпарамита», играющая важнейшую роль в таком известном направлении буддизма, как Махаяна. Известная под названием «Алмазная сутра», она также считается первой в мире печатной книгой. Этот памятник ксилографии был создан китайским мастером Ван Чи и представляет собой древний свиток, датируемый 868 годом.

«Алмазная сутра»

Считается, что «Ваджраччхедика Праджняпарамита» была составлена в первом столетии нашей эры. Она достаточно рано нашла широкое распространение в азиатских странах, где практиковался махаянский буддизм. Она включена в состав других «Праджняпарамита сутр». Ее полное название можно перевести как «Совершенная мудрость, способная расколоть даже алмаз» или «Рассекающее алмазы совершенство мудрости».

Алмазная сутра в контексте древнеиндийской литературы

Относительно длинная сутра разделена на 32 главы, а ее декламация занимает примерно 45 минут. «Алмазная сутра» является диалогом, построенным на вопросах опытного ученика по имени Субхути и ответах самого Будды. Примечательным является то, что в в этом разговоре упоминается благоприятное воздействие произведения и восприятие его будущими поколениями.

Содержание

Как и многие канонические тексты буддизма, «Алмазная Сутра» начинается со слов: «Так я слышал». Просветленный, завершивший свой ежедневный поход за подаянием с монахами, отдыхает в роще Джета, в то время как появляется старец Субхути и задает ему вопрос. Так начинается диалог, посвященный природе восприятия, где Будда в основном пытается помочь вопрошающему освободиться от предрассудков и ограниченных представлений о сущности озарения. Подчеркивая, что формы, мысли и концепции в конечном счете иллюзорны, он учит, что благодаря теоретическим построениям невозможно достичь истинного пробуждения, а поэтому они должны быть в итоге отброшены. На протяжении проповеди Будда повторяет, что даже усвоение одного четверостишия из этого учения является непревзойденной заслугой и может привести к просветлению.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x