Дионис – весёлый греческий бог – покровитель виноделия и плодоносных сил земли. Как и многие олимпийские божества, Дионис имеет двойственную природу. С одной стороны, это божество плодородия и изобилия, символизирующее энергию и любовь к жизни. Но с другой, «земная» стихия Диониса делает его божеством хтоническим, временами диким и кровожадным. Именно поэтому отправление культа Диониса в Древней Греции сопровождалось оргиастическими практиками и порой даже человеческими жертвоприношениями.

Из мифологии образ Диониса перекочевал в европейскую философию и стал олицетворением стихийного, иррационального и первобытного начала противостоящего аполлоническому началу – рациональному, структурированному и логичному.

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Рождение Диониса

Все источники сообщают, что отцом Диониса был Зевс. А вот с матерью всё не так однозначно. Самые древние мифы указывают, что матерью Диониса могла быть Персефона или Деметра. Обе эти богини напрямую связаны со стихией земли и миром мёртвых. Однако в более позднем и распространённом варианте мифа матерью Диониса названа смертная женщина – дочь фиванского царя – Семела. Ревнивая богиня Гера, узнав об очередной измене мужа, решила покарать Семелу и внушила ей мысль потребовать от Зевса явиться на очередное свидание во всей его божественной мощи. Однако сила божественных громов и молний, объявших Зевса испепелили Семелу, владыка Олимпа лишь успел выхватить из пламени её нерождённого ребёнка. Поскольку младенец был недоношенным, Зевс зашил его в своё бедро и выносил до необходимого срока. Чтобы спрятать сына от Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание нимфам.

Однако гнев мстительной богини всё равно поразил Диониса. Гера наслала на Диониса безумие, которое и заставляло его мчаться по миру в окружении хмельных менад и сатиров, насылая такое же безумие на противников своего культа. В этом сюжете древние греки отразили саму двойственность природы: порой – ласковой и щедрой, а порой – жестокой и безжалостной. Но даже в самых диких своих проявлениях Дионис несёт людям определённое благо: он позволяет им скинуть с себя обыденность и скуку и отдаться первобытному огню, скрытому в каждом.

Альтернативные версии происхождения Диониса

Есть еще одна легенда, менее распространенная, но которая тоже имеет право на жизнь. Она гласит, что не было истории с клятвой и Семела все же родила младенца. Но и эта легенда не заканчивается хорошо. Она гласит, что Кадм (отец Семелы) был взбешен тем, что она родила не будучи замужем, а потому решил наказать ее. Кадм посадил Семелу в бочку вместе с Дионисом и выбросил на землю Брасий. Семела умерла, но Дионис не только выжил, но и получил воспитание от Ино. Правда жить им пришлось в пещере, дабы ревнивая Гера не смогла отомстить сыну своей соперницы.

Еще одна легенда гласит о том, что Дионис вообще родился не в Элладе, а где-то восточнее, в Персии или Индии, а уже потом, во время своих странствий, пришел в Грецию и обосновался там. О правдивости этой версии говорит и тот факт, что в стан олимпийцев он был принят очень поздно. Будучи сыном Зевса, он действительно попал бы туда раньше. К сожалению, как дело было на самом деле – мы уже никогда не узнаем.

Свой или пришлый?

Согласно установившимся традициям, почитались все гречесие боги. Культ Диониса же выделяется среди них особенно яркими и шумными празднествами, нередко переходившими в разнузданные оргии. Это настолько не соответствовало трезвому темпераменту и ясному уму эллинов, что одно время исследователи полагали, будто он является для них инородным, и был случайно заимствован у каких-то варварских племен. Однако когда в их руки попали записи, сделанные еще до Троянской войны, то есть ранее конца XIII века до н. э., стало ясно, что уже в те давние времена Диониса хорошо знали в Древней Элладе и охотно шли навстречу его фантазиям.

Оправданный дебошир

Как известно, пьянство до добра не доводит, и история Диониса является ярким тому примером. Из легенд явствует, что со временем развеселый бог стал впадать в безумие и устраивать самые разнузданные дебоши, что, впрочем, случается и с простыми смертными, не знающими меры в спиртном. Рассказывают, будто однажды дело дошло аж до убийства какого-то эллина, попавшего ему под горячую руку.

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Но так уж повелось, что «небожителей» всегда стараются обелить, свалив их вину на кого-то другого. Вот и пьяные выходки Диониса греки объяснили колдовством, якобы насланным на него все той же коварной Герой. Ревнивица же не стала оправдываться и взяла вину на себя. Подобная версия сделалась общепринятой потому, что культ Диониса – это, как утверждали сами эллины, часть их духовного наследия.

Надо заметить, что со временем дебошир стал проявлять агрессивность к тем, кто не желал вместе с ним пьянствовать и упорно отклонял его приглашения. Например, в одной из легенд говорится, что фракийского царя Лигурга – убежденного трезвенника и поборника здорового образа жизни – он лишил разума, и тот в порыве неистовства зарубил топором собственного сына, приняв его за виноградную лозу. Столь же печальной была и участь дочерей царя Минея, отказавшихся участвовать в оргии и поплатившихся за это рассудком. Несчастные девы буквально растерзали приехавшего в гости к их отцу правителя города Фивы. Много и других подобных эпизодов приводится в древнегреческой мифологии.

Несчастная Ариадна

Давая краткое описание культа Диониса, нельзя пройти мимо и весьма благородных поступков, совершенных им во время многолетних странствий. Как видно, широта души и одновременно склонность к пьянству способны мирно уживаться не только на Руси-Матушке. Примером тому может служить женитьба нашего героя на дочери критского царя Миноса – Ариадне, коварно обманутой своим возлюбленным − сыном афинского царя Тесеем.

Однажды она с помощью своей знаменитой нити помогла этому мажору выбраться из лабиринта, где им собиралось отобедать некое чудище. В благодарность за это, а может быть, и по иным причинам, Ариадна надеялась на предложение руки и сердца, но, оказавшись вне опасности, тот вероломно бросил ее.

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Жена, упавшая с неба

Не в силах пережить горе, юная дева решила покончить с жизнью, но, бросившись со скалы, упала не в бушующее море, а прямиком в объятия Диониса, случайно оказавшегося на берегу. Исполнившись сострадания и оценив по достоинству красоту, буквально свалившуюся на него с неба, герой взял Ариадну в жены, а его отец – всемогущий Зевс – в качестве свадебного подарка наделил ее бессмертием. О том, как она отнеслась к пьянству, которому предавался ее муж, легенды умалчивают.

Не говорят они и о том, как сложилась в дальнейшем супружеская жизнь легкомысленного божества. Известно лишь, что к женщинам его влекло не меньше, чем к вину, и перечень любовных похождений Диониса весьма обширен. В нем упоминается множество побед как над богинями, так и над смертными красавицами. Однажды на его ложе побывал даже юный Гермафродит, сочетавший в себе признаки обоих полов.

Любящий сын и храбрый воин

Следует отметить, что культ Диониса − это еще и прославление героя, пусть вымышленного, но подающего некими своими деяниями повод для национальной гордости. В связи с этим уместно вспомнить приписываемое ему участие в победоносном военном походе против Индии. Легенда гласит, что, провоевав на берегах Ганга три года, он вернулся домой, овеянный славой и отягченный богатой добычей. В связи с этим греками был установлен обычай каждые три года устраивать в его честь бурные вакхические празднества с песнями, танцами и неумеренными возлияниями. Ему же приписывается и создание первого моста через Евфрат, возведенного им вблизи города Зевгма.

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Зарекомендовал себя Дионис и как примерный сын. Помня о том, что своим появлением на свет он обязан тайной любви матери к Зевсу, за которую она и была сжита со света ревнивицей Герой, он спустился в Аид (царство мертвых) и вывел ее оттуда живую и невредимую. Счастливый папаша наделил свою бывшую возлюбленную бессмертием, сделав ее богиней по имени Фиона.

Ошибка морских разбойников

Подобно тому, как с легендами о разного рода чудесах связано поклонение прочим древнегреческим богам, например Озирису, Аттису и Адонису, культ Диониса также связан с дарованными ему сверхъестественными способностями – небожитель все-таки. В связи с этим можно привести пример того, как он благополучно избавился от похитивших его пиратов.

Рассказывают, что однажды Дионис по ошибке нанял этих разбойников, отправляясь морем на остров Наксос. Когда недоразумение разъяснилось, было уже поздно – пираты заковали его в цепи и взяли курс к берегам Малой Азии, надеясь продать там на одном из невольничьих рынков. Однако это был, что называется, не их день.

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

По слову пленника оковы вдруг упали с его рук, а весла и мачты, превратившись в змей, начали с шипением извиваться на палубе. В довершение всего борта вдруг плотно обвили ветви плюща и виноградных лоз, а воздух наполнился звуками невесть откуда взявшейся флейты. Пираты были отчаянными людьми, и их трудно было чем-то напугать, но от такого сюрприза они в ужасе попрыгали за борт, тогда как никем не управляемый корабль сам собой вдруг развернулся и покорно направился к острову Наксосу.

Жезл Диониса, увитый плющом и листьями винограда (фото)

Если задуматься о Древней Элладе, то более всего нам знакомы ее боги и герои. Однако следует подчеркнуть, что они возникали не вдруг, не одновременно. И то мнение, что боги жили на невысокой горе Олимп – это очень древнее представление, которое греки довольно быстро преодолели и поселили своих богов в заоблачных высях.

Одним из древнейших богов был Дионис. Его культ соотносится с культом мрачной и таинственной Гекаты. Начиналась греческая религия, как и все архаические религии, с шаманских инициаций, в которых участвовали женщины, имеющие в руках жезл Диониса. Это были мольбы богов о плодородии и удаче.

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Это были оргиастические культы – сельские праздники Диониса. Древние зачаровывались непредсказуемой натурой человека. Они украшали себя венками из листьев винограда, а жезл Диониса помогал, опираясь на него, быстро передвигаться по горам и холмам и равнинам.

Избранные мифы (отрывки из источников)

1) Рождение Диониса

«Влюбившись в Семелу, Зевс тайно от Геры разделил с ней ложе. Когда Зевс пообещал ей, что сделает все, о чем она только его ни попросит, Семела, введенная в обман Герой, попросила его прийти к ней в том же самом виде, в каком он пришел свататься к Гере. Не имея возможности уже отказать Семеле, Зевс прибыл в ее брачный чертог на колеснице с молниями и громами и метнул перун. Семела, от страха упав замертво, родила шестимесячное дитя, а Зевс извлек дитя из огня и зашил его в свое бедро. После смерти Семелы остальные дочери Кадма распустили слух, будто Семела разделила ложе с каким-то смертным человеком и стала после этого лгать, будто бы ее любовником был сам Зевс, за что она и была убита перуном. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы на своем бедре, и отдал дитя Гермесу. Последний отнес ребенка к Ино и Афаманту, попросив их, чтобы они воспитали дитя, как девочку.

Разгневанная этим Гера поразила Афаманта и Ино безумием, и Афамант убил своего старшего сына Леарха, приняв его за оленя, а себя вообразив охотником. Ино же бросила Меликерта в сосуд с кипящей водой и затем, подняв труп ребенка на руки, кинулась в морскую пучину. <…>

Диониса же Зевс превратил в козленка, чтобы спасти его от гнева Геры. Гермес, взяв его на руки, отнес к нимфам, которые живут в Нисе, находящейся в Азии: позднее Зевс поместил этих нимф среди звезд, назвав их Гиадами».

— Аполлодор, «Мифологическая библиотека», III.4.3, пер. В. Боруховича

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Гюстав Моро, «Юпитер и Семела». Холст, масло, 1894-1895

2) Дионис и гибель Пенфея

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Менады разрывают на части царя Пенфея. Аттический краснофигурный килик, ок. 480 до н.э.

«…говорят, что Пенфей относился неуважительно к Дионису и позволял себе многое против него; в конце концов он отправился на Киферон, чтобы подсмотреть оргии женщин (вакханок) и, взобравшись на дерево, он увидел все, что там совершалось, но когда женщины увидали Пенфея, они тотчас стащили его с дерева и разорвали его на части. Впоследствии же, как говорят коринфяне, Пифия в своих пророчествах велела им найти это дерево и впредь воздавать ему почет, равный с богом».

— Павсаний, «Описание Эллады», II.2.5, пер. С. Кондратьева

3) Дионис и преступление Ликурга

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Безумие Ликурга (Ликург нападает на нимфу Амброзию, Дионис превращает ее в виноградную лозу). Мозаика из Геркуланума, 50-79 н.э.

«Нет, и могучий Ликург, знаменитая отрасль Дриаса,
Долго не жил, на богов небожителей руки поднявший.
Некогда, дерзкий, напав на питательниц буйного Вакха,
Их по божественной Ниссе преследовал: нимфы вакханки
Фирсы зеленые бросили в прах, от убийцы Ликурга
Сулицей острой свирепо разимые; Вакх устрашенный
Бросился в волны морские и принят Фетидой на лоно,
Трепетный, в ужас введенный неистовством буйного мужа.
Все на Ликурга прогневались мирно живущие боги;
Кронов же сын ослепил Дриатида; и после не долгой
Жизнию он наслаждался, бессмертным всем ненавистный».

— Гомер, «Илиада», VI.130—140, пер. Н. Гнедича

4) Дионис и вино Икария

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Икарий принимает в гостях Диониса со свитой менад и сатиров. Римская копия греческого оригинала, конец II в. до н.э. «Когда Отец Либер [Дионис] отправился к людям, чтобы показать им, как сладки и приятны его плоды, его радушно приняли в гостях Икарий и Эригона. Он дал им в подарок бурдюк с вином и повелел распространять его в других землях. Погрузив его на телегу, Икарий вместе с дочерью Эригоной и собакой Майрой приехал к пастухам в Аттике и показал им, как сладок напиток. Пастухи выпили чрезмерно и, сделавшись пьяными, попадали. Думая, что Икарий дал им дурное зелье, они убили его дубинками. Собака Майра, воя, показала Эригоне убитого Икария, приведя ее на место, где отец лежал непохороненным.

Придя туда, Эригона повесилась на дереве над телом отца. За это Отец Либер подверг такой же каре дочерей афинян. Об этом они послали вопросить Аполлона и получили ответ, что это потому, что они пренебрегли смертью Икария и Эригоны. Получив такой ответ, они наказали пастухов и установили в честь Эригоны праздник качелей по причине той болезни. Они также постановили, чтобы во время сбора винограда первое возлияние было Икарию и Эригоне. А те по воле богов были причислены к звездам: Эригона — это созвездие Девы, которое мы называем Справедливостью, Икарий среди созвездий называется Арктур, а собака Майра — это Сириус».

— Гигин, «Мифы», 130, пер. Д. Торшилова

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Анн Луи Жироде-Триозон, «Эригона», XIX в. class=»wp-block-separator»>

5) Дионис и тирренские морские разбойники

О Дионисе я вспомню, рожденном Семелою славной,
Как появился вблизи берегов он пустынного моря
На выступающем мысе, подобный весьма молодому
Юноше. Вкруг головы волновались прекрасные кудри,
Иссиня-черные. Плащ облекал многомощные плечи
Пурпурный. Быстро разбойники вдруг появились морские
На крепкопалубном судне в дали винно-черного моря,
Мужи тирренские. Злая вела их судьба. Увидали,
Перемигнулись и, на берег выскочив, быстро схватили
И посадили его на корабль, веселяся душою.
Верно, то сын, говорили, царей, питомцев Кронида.
Тяжкие узы они на него наложить собралися.
Но не смогли его узы сдержать, далеко отлетели
Вязи из прутьев от рук и от ног. Восседал и спокойно
Черными он улыбался глазами. Все это заметил
Кормчий и тотчас, окликнув товарищей, слово промолвил:
“Что за могучего бога, несчастные, вы захватили
И заключаете в узы? Не держит корабль его прочный.
Это иль Зевс-громовержец, иль Феб-Аполлон сребролукий,
Иль Посейдон. Не на смертнорожденных людей он походит,
Но на бессмертных богов, в олимпийских чертогах живущих.
Ну же, давайте отчалим от черной земли поскорее,
Тотчас! И рук на него возлагать не дерзайте, чтоб в гневе
Он не воздвигнул свирепых ветров и великого вихря!”
Так он сказал. Но сурово его оборвал предводитель:
“Видишь — ветер попутный! Натянем же парус, несчастный!
Живо за снасти берись! А об нем позаботятся наши.
Твердо надеюсь: в Египет ли с нами прибудет он, в Кипр ли,
К гиперборейцам, еще ли куда, — назовет наконец он
Нам и друзей и родных и богатства свои перечислит,
Ибо само божество нам в руки его посылает”.
Так он сказал и поднял корабельную мачту и парус.
Ветер парус срединный надул, натянулись канаты.
И совершаться пред ними чудесные начали вещи.
Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду
Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный
Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленье глядели.
Вмиг протянулись, за самый высокий цепляяся парус,
Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли;
Черный вкруг мачты карабкался плющ, покрываясь цветами,
Вкусные всюду плоды красовались, приятные глазу,
А на уключинах всех появились венки. Увидавши,
Кормчему тотчас они приказали корабль поскорее
К суше направить. Внезапно во льва превратился их пленник.
Страшный безмерно, он громко рычал; средь судна же являя
Знаменья, создал медведицу он с волосистым затылком.
Яростно встала она на дыбы. И стоял на высокой
Палубе лев дикоглазый. К корме моряки побежали:
Мудрого кормчего все они в ужасе там обступили.
Лев, к предводителю прыгнув, его растерзал. Остальные,
Как увидали, жестокой судьбы избегая, поспешно
Всею гурьбой с корабля поскакали в священное море
И превратились в дельфинов. А к кормчему жалость явил он,
И удержал, и счастливейшим сделал его, и промолвил:
“Сердцу ты мил моему, о божественный кормчий, не бойся!
Я Дионис многошумный. На свет родила меня матерь,
Кадмова дочерь Семела, в любви сочетавшись с Кронидом”.
Славься, дитя светлоокой Семелы! Тому, кто захочет
Сладкую песню наладить, забыть о тебе невозможно».

— Гомеровы гимны, «К Дионису», пер. В. Вересаева

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Дионис и тирренские морские разбойники. Аттический чернофигурный килик, ок. 540 до н.э. 

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Превращение морских разбойников в дельфинов. Этрусская чернофигурная гидрия, ок. 510-500 до н.э., фрагмент росписи

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Дионис, Силен и тирренские морские разбойники. Мозаика, Тунис, II в. н.э.

 Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Глин Уоррен Филпот, «Преображение Диониса перед тирренскими морскими разбойниками», 1924

6) Бракосочетание Диониса и Ариадны

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Карло Маратта, «Вакх и Ариадна». Холст, масло, XVII в.

«Похитив Ариадну, он [Тесей] отправился на родину, но отплыл ночью, сбился с пути и прибыл на остров, который назывался тогда Дия, а ныне называется Наксос. Тогда же, гласит сказание, там появился Дионис: восхищенный красотой Ариадны, он отнял девушку у Тесея и, необычайно сильно полюбив ее, сделал своей законной супругой. После смерти Ариадны он удостоил ее из-за этой любви божественных почестей и поместил среди созвездий Венец Ариадны».

— Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека», IV.61.5, пер. О. Цыбенко

7) Нисхождение Диониса в подземный мир

«…когда Либер [Дионис] получил позволение отца вывести свою мать Семелу из царства мертвых, и, отыскивая туда спуск, прибыл в земли аргивян, ему встретился некий человек по имени Полимн, достойный сын своего века, который по просьбе Либера указал ему вход. А поскольку Полимн видел перед собой мальчика, удивительной красотой тела превосходящего всех прочих, он потребовал от него плату, которую хотел получить без задержки. Либер, тоскуя по матери, поклялся в том, что он, если выведет ее на свет, исполнит его желание, однако он сделал это так, как бог клянется бесстыдному человеку; за это Полимн указал ему спуск. Когда Либер пришел к указанному месту и намеревался сойти в царство мертвых, он оставил венец, полученный Семелой в дар от Венеры [Афродиты], наверху, в том месте, которое по этой причине стали называть Стефанос, ведь он не хотел нести его с собой и осквернить дар бессмертных прикосновением смертных. Когда он целой и невредимой вывел мать на свет, тогда он, рассказывают, поместил венец среди созвездий, чтобы увековечить в памяти ее имя».

— Гигин, «Астрономия, II.5.3, пер. А. Рубана

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Мастерская Леонардо да Винчи, «Вакх», ок. 1510-1515

Значение Диониса в греческом пантеоне

Дионис был самым младшим из двенадцати богов-олимпийцев и наиболее близким к людям божеством: ведь он был рождён земной женщиной и воспитывался на земле. Появление в общественном сознании греков образа Диониса означало важную перемену в быту и социальном устройстве. Старшее поколение богов-олимпийцев, в целом, покровительствовало привилегированным слоям общества.

  • Зевс, олицетворявший закон, порядок и традицию, ассоциировался с правителями;
  • Арес и Афина – с воинским сословием;
  • Аполлон – с философами, учёными, поэтами и родовой аристократией.

Простой люд тоже искал себе покровителей среди божеств. Купцы, моряки, ростовщики и воры стали почитать Гермеса. А крестьяне сделали своим богом Диониса. Поэтому можно сказать, что оппозиция «Аполлон-Дионис» возникла ещё в Древней Греции и тогда была связана с противостоянием двух социальных классов.

Дионисийские мистерии

В холодное время года — поздней осенью, а то и зимой, послушные греческие женщины бросали свои дома и семьи. Начинали собираться на улицах и площадях, пить неразбавленное вино, танцевать под ритмичную музыку, раскачиваясь сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее. У каждой в руках был жезл Диониса. В это время к ним мужчины не смели подходить: это была особая магия поклонения Дионису, для обильного урожая, для защиты от голода, болезней и смерти. Для начала, танцуя и дико смеясь, они пировали и нарушали все мыслимые и немыслимые запреты: пили крепкое неразбавленное вино (оно должно было открыть им истину, дать путь в иные миры), разбрасывали еду как попало. Они уподобляли себя богам, которым никакие законы не писаны, и они все могут.

Свита Диониса

По всей Греции, по всем ее островам и поселениям ходит юный Дионис в венке из винограда. Вокруг него вращаются в танце с пением и выкриками восторга менады и вакханки, скачут пьяные сатиры с козлиными ногами. Позади всех везут на ослике сильно захмелевшего силена – сам он передвигаться уже не может. Рядом с ним бурдюк с вином. Весело ступает по земле бог. Он идет под звуки музыки по зеленым долинам и лужайкам, по горам и перелескам в рощах олив, наполненных плодами. Вся радость полнокровной жизни в его власти.

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Атрибут Диониса

В античных произведениях искусства Дионис изображался как молодой безбородый юноша с женственными чертами лица. Самым важным атрибутом бога является посох Диониса или тирс из стебля фенхеля, увенчанного сосновой шишкой – фаллический символ созидающего начала. Другие атрибуты и символы Вакха:

  1. Виноградная лоза. Обвитая вокруг жезла – признак плодородия и ремесла виноделия;
  2. Плющ – по поверьям против сильного опьянения.
  3. Чаша – выпивая ее, душа забывала о своем божественном происхождении, и чтобы излечиться надо было выпить другую — чашу разума, тогда возвращается воспоминание о божественности и желание возвратиться на небо.

Спутники Диониса не менее символичны:

  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Менады – верные последовательницы или жрицы культа Диониса;
  • пантера, тигр и рысь – животные семейства кошачьих обозначают его восхождение и триумф и напоминают, что культ пришел с Востока;
  • бык – символ плодородия и земледелия. Дионис часто изображался в виде быка.

Культ Диониса и христианство

С проникновением христианства в Грецию культ Диониса долго не изживал себя, народом продолжались почитаться празднества, посвященные богу, и греческая церковь вынуждена была бороться своими методами, на смену Дионису пришел святой Георгий. Старые святилища, посвященные Вакху разрушались, а на их месте строились христианские храмы. Но даже сейчас, во время сбора урожая винограда, в праздниках можно разглядеть восхваление Бахуса.

Психология

Дионис Загрей олицетворяет «Великого охотника» и покровительствует ненасытному разгулу страстей. Ненасытный характер бога очевиден в таких его атрибутах как тирс или змея, лошадь, буйвол, пантера, козёл и кабан.

Согласно, Юнгу, миф о Дионисе означает бездну «бесстрастного растворения» каждого индивидуума как результат эмоции, доведённой до пределов пароксизма и воплощение стремления убежать от времени в «прошлое», характеризующееся вакхическими оргиями; этот миф, таким образом, олицетворяет бессознательные желания.

Зигерт предполагает, что в его культе Диониса «музыка, танец, предсказания и экстаз… объединились в инструментарий диагностики и терапии, которые мы назвали бы сегодня психосоматической терапией. Дионис, Орфей и Замолкис венчают своим искусством все мыслимые достижения в этой области».

Для гуманистов итальянского Возрождения страстный дух Бахуса представлялся чем-то противоположным умеренной ясности разума, персонифицируемой Аполлоном.

Под влиянием этой точки зрения Аполлон стал в греческой филологии XIX века воплощением классического греческого духа и олицетворением сугубо рационалистической, культивированной стороны человеческой природы.

После публикации книги Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», в которой он постулирует полную противоположность Аполлона Дионису, древние образы стали символами крайних взглядов на искусство и жизнь, полярных сил, соответственно влекущих человека либо к порядку, либо к хаосу [29] .

Ницше высказана идея, что искусство Диониса пытается убедить нас в вечной радости жизни: только мы должны искать эту радость не в явлениях, а за явлениями. Мы должны понять, что всё, что возникает, должно быть готово к концу; мы вынуждены всматриваться в ужас индивидуального существования, и всё же мы не должны застывать в этом страхе. Метафизическое утешение временами вырывает нас из устоявшегося механизма привычных форм образа жизни. Мы действительно на короткие мгновения бываем первобытными существами и испытываем необузданную жадность и радость бытия.

Борьба, мучения, уничтожение существующего кажутся нам необходимыми при избытке многочисленных форм бытия, при избыточности плодотворной мировой воли, когда мы словно становимся одно с безмерной жадностью к бытию. Стоит нам поверить в извечность и неразрушаемость наших желаний в дионисийском смысле, как жизнь может обернуться к нам оборотной стороной медали.

Сам Ницше видел идеал в достижении равновесия дионисийского и аполлоновского начал. В своё время, то есть во второй половине XIX века, он видел преобладание аполлоновского начала и пытался в противовес ему оживить незаслуженно подавленную и проклятую силу дионисийского начала. Пуританскую, развращённую и немощную государственную религию следовало вернуть к жизни посредством жизненной силы и веселья юного бога Диониса, олицетворяющего весну.

Искусство

Самый веселы бог Греции Дионис, потому что любил выпить

Сохранилось множество памятников античного искусства, воплотивших образ Диониса и сюжеты мифов о нём в пластике и вазописи. Широко распространены (особенно в вазописи) сцены шествия Диониса и его спутников, вакханалий; эти сюжеты нашли отражение в рельефах саркофагов. Диониса изображали среди олимпийцев (рельефы восточного фриза Парфенона) и в сценах гигантомахии, а также плывущим по морю (килик Эксекия «Дионис в ладье» и др.) и сражающимся с тирренцами (рельеф памятника Лисикрату в Афинах, ок. 335 до н. э.).

В средневековых книжных иллюстрациях Дионис изображался обычно как олицетворение осени — время сбора урожая (иногда только октября).

В эпоху Возрождения тема Диониса в искусстве связывается с утверждением радости бытия; широкое распространение приобретают с XV в. сцены вакханалий (начало их изображению положил А. Мантенья; к сюжету обращались А. Дюрер, А. Альтдорфер, X. Бальдунг Грин, Тициан, Джулио Романо, Пьетро да Кортона, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Н. Пуссен).

Той же символикой пронизаны сюжеты «Вакх, Венера и Церера» и «Вакх и Церера» (см. в статье Деметра), особенно популярные в живописи барокко.

В XV—XVIII вв. популярностью в живописи пользовались сцены, изображающие встречу Диониса и Ариадны, их свадьбу и триумфальное шествие. Среди произведений пластики:

  • рельеф «Вакх превращает тирренцев в дельфинов» А. Филарете (на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме),
  • рельеф «Встреча Вакха и Ариадны» Донателло,
  • статуя «Вакх» Микеланджело,
  • статуя «Вакх» Я. Сансовино и др.

Дионис занимает особое место среди других античных персонажей в садовой пластике барокко. Наиболее значительные произведения XVIII — нач. XIX вв. — статуи «Вакх» И. Г. Даннекера и Б. Торвальдсена.

Среди музыкальных произведений XIX—XX вв. на сюжеты мифа:

  • опера-балет А. С. Даргомыжского «Торжество Вакха»,
  • дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха»
  • его же опера «Дионис»,
  • опера Ж. Массне «Вакх» и др.

Наибольшую известность и развитие получили такие сюжеты и легенды как:

  • Рождение Диониса (Бахуса)
  • Обучение Диониса / Кормление Диониса (Бахуса)
  • Моряки, превращённые в дельфинов
  • Дионис и Ариадна
  • Триумф Вакха (и Ариадны)
  • Легенда об Аметис / Аметисте
  • Агава
  • Жертвоприношение Бахусу
  • Андрианы — близок предшествующему сюжету
  • Венера, Бахус и Церера — сюжет близкий к эмблематике и популярный в XVII веке, особенно у фламандских художников, как олицетворяющий необходимость вина и застолья для поддержания любовного жара.

С атрибутами Диониса часто изображался Антиной — фаворит императора Адриана.

Изображения гроздей винограда, головы Бахуса, вакханок и других спутников Диониса составляют существенную часть итальянских изделий из коралла XIX в.

Интересные факты

  1. Значение имени божества — освященный богом. В древнеримской мифологии бог носит имя Вахус (или Бахус). А прозвище Диониса — бог с бычьими рогами (мужчина любил перевоплощаться в быка).
  2. Мифы утверждают, что среди любовных побед Дионис значится также Гермафродит — сын Гермеса и Афродиты.
  3. Наиболее узнаваемое и известное изображение божества – скульптура Микеланджело под названием «Бахус». Памятник изображает выпившего бога виноделия, которого сопровождает сатир.