Если бы мы с тобой прогуливались по венской галерее начала XX века и увидели скромные акварели с изображением соборов, уютных улочек и мирных пейзажей, вряд ли бы мы задумались о будущем художника.
На этих картинах — церкви, площади, цветущие клумбы, величественные архитектурные ансамбли. Мягкие линии, светлые оттенки, спокойствие. Всё бы выглядело вполне безобидно, если бы не одно «но»: автором большинства этих работ был юноша по имени Адольф Гитлер.

Мать Мария со Святым Младенцем Иисусом Христом, 1913
Да, тот самый. Кто мог знать тогда, что в этом не очень удачливом художнике таится будущий диктатор, развязавший крупнейшую трагедию XX века.
Содержание
Страсть к искусству и несбывшаяся мечта
Тяга к искусству у Гитлера возникла в юности, и была настолько сильной, что он пошёл наперекор воле своего строгого отца. Отец, как водится, хотел видеть сына в серьёзной и стабильной профессии — в таможенной службе. Но упрямый юноша грезил о художественной карьере. После смерти отца Адольф отправляется в Вену — культурную столицу Европы, чтобы попытаться поступить в Венскую академию изящных искусств.

Дом у озера с видом на горы, 1910 год
Вот здесь судьба делает крутой поворот. Попытки поступления в 1907 и 1908 годах заканчиваются провалом. Экзаменаторы академии посчитали его рисунки недостаточно талантливыми. Особенно слабым сочли умение изображать людей, хотя архитектурные пейзажи у него выходили сносно.
Гитлер тяжело переживал эти неудачи. Его отвергла не просто комиссия — его отвергла вся та мирная, светлая жизнь, о которой он мечтал.
Венские годы: искусство, бедность и рост ненависти
В Вене молодой Гитлер бедствовал. Он продавал открытки с репродукциями собственных акварелей, спал в приютах для бездомных, мыл полы и жил с нищими. Любопытно, что среди покупателей его рисунков было немало евреев, а среди знакомых — представители еврейской интеллигенции. Однако именно в этот период в его сознании начинают зреть первые ростки антисемитизма, который со временем превратится в настоящую одержимость.

Внутренний двор Старой резиденции в Мюнхене, 1914 год
Иронично, но именно в Вене, в центре мультикультурной Европы, Гитлер учится ненавидеть. Историки до сих пор спорят, что стало спусковым крючком — личная неудача, зависть к богатым еврейским купцам или политическая пропаганда того времени. Но факт остаётся фактом: разочарование в художественной карьере и тяжелые жизненные условия создали в нем основу для будущего радикализма.
Какие картины писал молодой Гитлер?
Посмотрим на его работы без политических эмоций. Технически его акварели вполне добротны, хотя и не выдающиеся. Он с любовью рисовал архитектурные памятники, городские пейзажи и природу:
- «Oedensplatz» (1914) — венская площадь, аккуратно и детально прорисованная.
- «Венская государственная опера» (1911).
- «Перктольдсдорф» — провинциальный городок вблизи Вены.
- «Мюнхенский театр» (1914).
- «Белые орхидеи» (1913) — одна из редких флористических работ.
- «Замок Зубцы» (1910).
- «Большие цветные анютины глазки».
- «Холмы» — ландшафтная работа, показывающая его любовь к природным формам.
- «Городская площадь, вход в магазин» — бытовая сцена из венской повседневности.
Смотришь на эти акварели — и не верится, что из-под кисти этого человека выйдет нечто большее, чем мирные открытки. Но история знает, как всё пошло дальше.
Почему его не приняли в Академию?

Альпенхоф, нефть на борту, 1926 год
Члены комиссии позже говорили, что Гитлер обладал посредственным талантом: он неплохо изображал здания, но совершенно не умел рисовать людей. Отчасти из-за этой критики позже в его политической жизни проявится необычная зацикленность на монументальной архитектуре — вспомним его гигантские проекты по перестройке Берлина. Видимо, в душе несостоявшегося архитектора жили нереализованные амбиции.
Что было бы, если бы его приняли?
Один из самых интригующих вопросов истории: что было бы, если бы Венская академия приняла юного Адольфа?
- Возможно, он стал бы скромным иллюстратором, создающим акварельные открытки для туристов.
- Возможно, был бы увлечён архитектурными конкурсами и проектами.
- Возможно, разочарование не толкнуло бы его к националистическим идеям.
Но Академия дважды закрыла для него двери — и весь мир заплатил за это невообразимо высокую цену.
После Вены — армия и первая мировая

Замок Нойшванштайн
После Вены он переезжает в Мюнхен, а затем начинается Первая мировая война. Гитлер уходит добровольцем на фронт. Эта война становится для него катализатором радикальных взглядов и превращает его в фанатика национал-социализма. От несостоявшегося художника до лидера нацистской Германии пройдет всего полтора десятилетия.
Как сегодня относятся к картинам Гитлера?
В наше время его акварели вызывают бурные споры. Эти работы периодически появляются на аукционах, но моральная сторона вопроса всегда обсуждается: имеет ли право творчество диктатора быть предметом коллекционирования?
Некоторые работы продаются за десятки тысяч долларов, но часть обществ категорически против их публичного показа. Многие музеи отказываются выставлять картины, чтобы не создавать «романтический ореол» вокруг фигуры Гитлера.
Почему его искусство до сих пор обсуждают?

Венская государственная опера
- Во-первых, редкий случай, когда раннее творчество будущего диктатора задокументировано столь подробно.
- Во-вторых, его картины — это наглядный психологический портрет юного Гитлера: тяга к архитектурной симметрии, отсутствие эмоций на лицах людей (или полное их отсутствие), аккуратность и педантичность.
- В-третьих, истории о его неудаче в Академии породили немало альтернативных сценариев истории.
Ирония истории
Глядя на эти светлые, почти безмятежные акварели, трудно совместить их с образом одного из самых мрачных тиранов ХХ века. Тут нет ни крови, ни идеологии, ни разрушения. Только старые улочки, цветы и архитектура. Но за спокойствием бумаги скрывается судьба человека, чья неудовлетворённая амбиция изменила весь мир.